Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Формализм (лат. Forma - вид, осанка, форма) - одно из направлений авангардизма в искусстве начала XX в., собирательное понятие для характеристики дадаизма, конструктивизма, кубизма, футуризма, абстракционизма и др. течений, которые объединяли художников, которые придавали особого внимания форме художественного произведения. Имел сторонников в большинстве стран Европы и Америки во всех видах искусства, заодно и в художественной литературе. Философским основанием Ф. было учение Канта о незаинтересованности эстетического восприятия и суждения. Распространению Ф. способствовало засилье прагматизма, которое, в свою очередь, порождало стремление многих художников отстаивать "чистоту" искусства, его независимость от политики, морали, религии и т.д., хотя некоторые из них, скажем, футуристы, прямо вклинювалися в политическую жизнь. Сторонники и создатели Ф. не употребляли этого термина с негативно оценочным значением; объединялись в союзы (российское Общество по изучению языка - ОПОЯЗ), издавали журналы (польский "Formisci"), публиковали манифесты (Михайль Семенко, "Панфутуризм"; Гео Шкурупий, "Манифест Marinetti и панфутуризм" - оба в журнале "Семафор в будущее"). Впоследствии, со второй половины 20-х на протяжении десятилетий любой эксперимент в области формы художественных произведений догматически трактовался в бывшем СССР как проявление Ф., и такие произведения критиковались с политических позиций. В Украине подвержены художественного эксперимента поэты М.Семенко, Гео Шкурупий, В.полищук были уничтожены физически, а остальные под грубым давлением отказались от "формалистических экспериментов. Формальные поиски в 60-х продолжали украинские литераторы за пределами УССР, этим путем пошли некоторые шестидесятники, и только в конце 80-х возобновилось движение неоавангарду с пристальным вниманием к экспериментированию в области формообразования.