Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Как достигается исповедательно-поэтическая стилевая тональность киноповести А. Довженко «Зачарованная Десна»?

«Зачарованная Десна» О. Довженко - произведение автобиографическое. Писатель вспоминает веселые и грустные, солнечные и хмурые, приятные и неприятные страницы своего далекого детства, озаренные светом семейного очага, первыми впечатлениями от общения с природой, односельчанами, желанием познать мир и себя в нем. В начале произведения автор пытается разгадать природу воспоминаний, которые с течением времени все чаще и чаще тревожат душу: «Что вызывает их? Долгие годы разлуки с землей родителей, то уже так положено человеку, что приходит время, когда изучены в давно минувшем детстве басни и молитвы всплывают в памяти и заполоняют всю ее жилище, где бы не стояла она».

Именно воспоминания, в которых «первые радости, и переживания, и волшебство первых увлечений детских», определяют исповедательно-лирическую тональность киноповести. Ведь человек, который вспоминает прошлое, как правило, выбирает из него наиболее яркие эпизоды, самые запоминающиеся штрихи и детали, сохранившиеся в памяти. Они предстают в особом освещении - приподнятом, романтическом. Такой феномен воспоминаний о детстве. О. Довженко, как чрезвычайно вдумчивый и наблюдательный художник, мастер художественного слова, поэтизирует детские годы. И даже о горькие воспоминания рассказывает проникновенно, трепетно.

Другим определяющим моментом в создании исповедальной тональности «Зачарованной Десны» есть образ рассказчика - маленького мальчика Саши. Это дало автору возможность передать самые искренние чувства, сомнения, колебания, увлечения, страхи ребенка, который так непосредственно реагирует на все, что ее окружает. Дед Семен видится парню Богом «в старых срібнофольгових одеждах», а реки и озера Сашиному детства кажутся ему лучшими в мире. Буйная фантазия парня рисует даже льва на берегах Десны. У него, как почти у каждого ребенка, особое отношение к животным, они для Саши - верные друзья, свидетели его роста и первых грехов. Поэтому не удивительно, что и лошади, и собака, и утки в воображении мальчика разговаривают, как люди.

Самое непосредственное детская душа раскрывается в таких откровениях: «Мать ненавидела деда и считала его чернокнижником. Мы не верили матери и защищали деда от ее нападений, потому что псалтырь внутри был не черный, а белый, а толстая кожаная обложка - коричневая, как гречишный мед или старая халява». Здесь писатель мастерски использует игру слов, когда ребенок, не понимая истинного содержания понятия, в данном случае - «чернокнижник», по-своему, буквально трактует его первичное, прямое значение. О. Довженко демонстрирует и знание детской психологии, и тонкий юмор, и своеобразную повествовательную манеру, когда голос автора и голос рассказчика переплетаются, дополняют друг друга. Благодаря этому детство предстает как бы в двойном фокусе: глазами ребенка и зрелого человека, который своими творческими достижениями, жизненной мудростью и опытом обязан далекой поре первых уроков нравственности.

Ее носителями были, на первый взгляд, неприметные, обычные люди, а по сути, настоящие рыцари духовности. В оценке этих людей тоже заметны лиризм, иногда мягкий юмор, но всегда совмещенный с теплым авторским отношением к героям. Это отец - талантливый человек, неутомимый труженик. С пронизанный щемящей сыновней любовью О. Довженко так вспоминает отца: «Сколько земли вспахал, сколько хлеба накосил! Как ловко делал, который был сильный и чистый. Тело белое, без единой точечки, волосы блестящие, волнистые, руки широкие, щедрые. Как красиво ложку нос в рот, поддерживая снизу корочкой хлеба, чтобы не покрапать рядно над самой Десной на траве. Шутка любил, точене, луговое слово. Такт понимал и почтительность». Сочетая внешние и внутренние характеристики, писатель создает образ красивого человека с «высокой культурой мыслей и чувств», народного самородка, который вырос, несмотря на «тяжелые кандалы неграмотности и свободы». Так же лирично, с большим уважением, любовью изображен образ деда Семена, мудрого и доброго мужа. В его оценке перекрещиваются голоса рассказчика и автора, и это создает особый лирический колорит. Защиту деда-чернокнижника - это, бесспорно, голос маленького Саши. И голоса автора и рассказчика сливаются, когда речь идет о деда как человека «письменну по-церковному», залюблену в хорошее слово, в мир природы, «сказочные дебри старины». Писатель очень интересно рисует портрет деда: «Он был высокий и худой, и лоб у него высокий, волнистые длинные волосы седые, а борода белая». Классический зрительный образ дополняется штрихом: «И была у него большая грыжа еще с молодых чумацких лет». Эта фраза наталкивает читателя на догадку о нелегкие годы жизни деда. И, наконец, последняя деталь: «Пах дед теплой землей и немного мельницей». По своему содержанию она надзвичайно.містка, ибо указывает на неразрывную связь героя с родным краем, на его крестьянское корни, покладистый характер (недаром же земля «тепла»), а также на отношение маленького Сашу к деду как своего первого учителя, воспитателя, советчика и утешителя. Секрет педагогических способностей этого человека (или же не под его влиянием вырос всемирно известный художник А. Довженко!) раскрывается в таком эпизоде: «Время по дороге на луг, когда кто спрашивал у него дорогу на Борзну или на Батурин, он долго стоял посреди дороги и, размахивая кнутовищем, кричал вслед путнику:

- Прямо, и прямо, и прямо, и никуда не сворачивайте!.. Добрый человек поехала, дай ей Бог здоровья,- вздыхал он ласково, когда путник, наконец, исчезал в кустах.

- А кто она, дед, человек ота, откуда она?

- А Бог ее знает, разве я знаю...»

С такой мудрой народной философии поступков и чувств деда вырастают и мировоззренческие принципы будущего писателя: желание творить добрые дела, видеть звезды «даже в лужах на жизненных путях».

Колоритные фигуры отца, деда, а еще прабабушки, матери, дяди Самуила-косаря, Тихона Бобиря-охотника освещают «святость босоногого детства», которое уже никогда не вернется, так же, как и красота родного края. С трепетной влюбленностью рисует О. Довженко в своих воспоминаниях ночное звездное небо, наводнение, сенокос, зачарованную Десну, буйство огорода.

Таким предстает сказочно-волнующий мир детства, поэтическая душа ребенка. Воспоминания о давноминуле иногда навевают грустные нотки: «Повечорів мой день, туман поле ясное укрывает, и я смотрю, волнуясь, вокруг,- мне надо спешить». Спешить творить добрые дела?! Мотивы ностальгии, искренность сокровенных мыслей автора, переданных в форме лирических отступлений, обогащают сповідальну интонацию произведения. Способствует этому и мастерское владение О. Довженко сокровищами народного языка, ее ритмомелодикою. Речитативом звучат слова прадеда Тараса: «Цыц, Саша, не плачь ...не плачь, дурачок. Приклепаємо косу, и поедем на сенокос на Десну, и накосимо сена, и наловим рыбы, и наварим каши» и даже проклятия прабабушки Марусины напоминают совершенную песенную мелодию: «Матерь Божья, Царица небесная, ... голубушка моя, святая великомученице, побей его, невежду, святым твоим омофором. Как он повыдергивал из сырой земли эту морковочку, повисмикуй ему, Царица милосердная, и повикручуй ему ручечки и ніжечки...» Другую - пафосное, возвышенную интонацию - имеет концовка произведения: обращение автора к благословенной девственной девицы-Десны как символа бесконечности жизни, его гуманистических основ: добра, гармонии в отношениях человека с природой, трудолюбия, творчества. Такие уроки детства усваивает маленький Саша, а зрелый мастер рассказывает о них взволнованно, поэтично. Потому что «печально и грустно человеку, когда высыхает и слепнет воображение, когда, вращаясь в самых дорогих источников детства и юношества, ничего не видит она дорогого, незаурядной, ничто не греет ее, не будит радости ни человечного сумму».