Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Я (РОМАНТИКА)


"Цвітові яблони"
Из далекого тумана, из тихих озер загірної коммуны шелестит шелест: то идет Мария. Я выхожу на безгранні поля, прохожу перевалы и там, где теплятся курганы, похиляюсь на одинокую пустынную скалу. Я смотрю в даль.- Тогда дума за думой, как амазонянки, джигітують вокруг меня. Тогда все пропадает... Тайные всадники летят, ритмично покачиваясь, к отрогів, и гаснет день; бежит в могилах дорога, а за ней - молчаливый степь... Я одкидаю ресницы и вспоминаю... поистине моя мать - воплощенный прообраз той чрезвычайной Марии, что стоит на гранях неизвестных веков. Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична. (Это я хорошо помню!). И мой невозможен боль, и моя незносна мука теплеют в лампаде фанатизма перед этим прекрасным печальным образом.
Мать говорит, что я (ее м'ятежний сын) совсем замучил себя... Тогда я беру ее милую голову с налетом серебристой седины и тихо кладу на свою грудь... За окном шли росистые утра и падали перламутры. Проходили невозможные дни. В далее из темного леса брели подорожники и у синей колодца, где разлетелись дороги, где разбойное крест, останавливались. То - молодое загорье.
- Но проходят ночи, шелестят вечера возле тополей, тополя уходят в шоссейную безвестность, а за ними - лета, годы и моя буйная юность. Тогда дни перед грозой. Там, за отрогами сизого стороны, вспыхивают зарницы и накипають, и пенятся горы. Тяжелый душный гром никак не прорвется из Индии, с востока. И томится природа в передгроззі. А впрочем, за облачным накипью слышать и другой гул - ...глухая канонада. Надвигаются две грозы.
- Тревога! - Мать говорит, что она поливала сегодня мяту, мята умирает в тоске. Мать говорит: "Поступает гроза!" И я вижу в ее глазах стоят две хрустальные росинки.
И
Атака за атакой. Безумно напирают вражеские полки. Тогда наша кавалерия с фланга, и идут фаланги инсургентов в контратаку, а гроза растет, и мои мысли - до неможливости натянут провод.
День и ночь я пропадаю в "чека".
Жилище наше - фантастический дворец: это дом расстрелянного дворянина. Вычурные портьеры, древние узоры, портреты княжеской фамилии. Все это смотрит на меня со всех концов моего случайного кабинета.
Где-аппарат военного телефона тянет свою печальную, тревожную мелодию, что напоминает дальний вокзальный рожок.
На роскошном диване сидит, подложив под себя ноги, вооруженный татарин и монотонное напевает азіятське: "ала-ла-ла".
Я смотрю на портреты: князь хмурит брови, княгиня - надменна пренебрежение, княжата - в темноте столетних дубов.
И в этой чрезвычайной суровости я чувствую весь древний мир, всю бессильную грандиозность и красоту третьей молодости прошлых благородных лет.
Это четкий перламутр на пиру дикой голодной страны.
И я, совершенно чужой человек, бандит - за другой терминологией, інсургент - по второй, я просто и ясно смотрю на эти портреты и в моей душе нет и не будет гнева. И это понятно:
- я - чекист, но и человек.
Темной ночью, когда за окном проходят городские вечера (особняк взлетел на гору и царит над городом), когда синие дымки поднимаются над цегельнею и обыватели, как мыши,- за подворотни, в канареєчний замок, темной ночью в моем чрезвычайном кабинете собираются мои товарищи. Это новый синедрион, это черный трибунал коммуны.
Тогда из каждого закоулка смотрит настоящая и поистине жахна смерть. Обыватель:
- Здесь заседает садизм!
Я:
- ...(молчу).
На городской башне за перевалом тревожно звенит медь. То бьют часы. Из темного степи доносится глухая канонада.
Мои товарищи сидят за широким столом из черного дерева. Тишина. Только дальний вокзальный рожок телефонного аппарата вновь тянет свою печальную, тревожную мелодию. Изредка за окном проходят инсургенты.
Моих товарищей легко узнать:
доктор Тагабат,
Андрюша,
третий - дегенерат (верный страж на страже).
Черный трибунал в полном составе.
Я:
- Внимание! На повестке дня дело лавочника икс!
С древних покоев выходят льокаї и также, как и перед князьями, склоняются, четко смотрят на новый синедрион и ставят на стол чай. Потом неслышно исчезают по бархату ковров в лабиринтах высоких комнат.
Канделябр на две свечи тускло горит. Свету не сила достичь даже чверти кабинета. В вышине едва манячить жирандоля. В огороде - тьма. И здесь - тьма: электрическую станцию сорвано. Доктор Тагабат развалился на широком диване удачные от канделябра, и я вижу только белую лысину и слишком высокий лоб. За ним еще дальше в тьму - верный страж с дегенеративной зданием черепа. Мне видно только его немного безумные глаза, но я знаю:
- в дегенерата - низенький лоб, черная копа розкуйовдженого волос и приплюснутый нос. Мне он всегда напоминает каторжника, и я думаю, что он не раз должен был стоять в отделе криминальной хроники.
Андрюша сидит одесную меня с растерянным лицом и изредка тревожно поглядывает на доктора. Я знаю, в чем дело.
Андрюшу, моего бедного Андрюшу, назначил этот невозможен ревком сюда, в "чека", против его хилой воли. И Андрюша, этот невеселый коммунар, когда надо энергично расписаться под темной постановлением -
- "расстреливать",
всегда мнется, всегда расписывается так:
не имя и фамилия на строгом життьовому документе ставит, а совсем непонятный, совсем причудливый, как хетейський иероглиф, хвостик.
Я:
- Дело все. Доктор Тагабате, как вы думаете?
Доктор (динамически):
- Расстреливать!
Андрюша немного испуганно смотрит на Тагабата и мнется. Наконец, дрожа и неуверенным голосом, говорит:
- Я с вами, доктор, не согласен.
- Вы со мной не согласны? - и грохот хриплого хохота покатился в темные княжеские покои.
Я этого хохота ждал. Так всегда было. Но и на этот раз вздрагиваю и мне кажется, что я иду в холодную трясину. Прыть моей мысли доходит кульминаций.
И в тот же момент вдруг передо мной встает образ моей матери...
- ..."Расстреливать"???
И мать тихо, с тоской смотрит на меня.
...Снова на далекой городской башне за перевалом звенит медь: то бьют часы. Северная тьма. В благородный дом еле доносится глухая канонада. Передают в телефон: наши пошли в контратаку. За портьерой в стеклянных дверях стоит зарево: то за дальними барханами горят деревни, горят степи и воют на пожар собаки по закоулкам городских подворотен. В огороде тишина и молчаливый перезвон сердец.
....Доктор Тагабат нажал кнопку.
Тогда льокай приносит на подносе старые вина. Потом льокай идет, и тают его шаги удаляются по леопардовых мехах.
Я смотрю на канделябр, но мой взгляд невольно скрадывается туда, где сидит доктор Тагабат и часовой. В их руках бутылки с вином, и они его пьют жадно, хищно.
Я думаю "так надо".
Но Андрюша нервно переходит с места на место и все порывается что-то сказать. Я знаю, что он думает: он хочет сказать, что так нечестно, что так коммунары не делают, что это - бакханалія и.т. д. и т. п.
Ах, какой он чудной, этот коммунар Андрюша!
Но, когда доктор Тагабат бросил на бархатный ковер пустую бутылку и четко написал свою фамилию под постановлением -
- "расстреливать",-
меня внезапно взяла отчаяние. Этот доктор с широким лбом и белой лысиной, с холодным умом и с камнем вместо сердца,- это же он и мой безысходный хозяин, мой .звірячий инстинкт. И я, главковерх черного трибунала коммуны,- ничтожество в его руках, которая отдалась на волю хищной стихии.
"Но какой выход?"
- Какой выход?? - И я не видел выхода.
Тогда проносится передо мной темная история цивилизации, и бредут народы, и веки, и само время...
- Но я не видел виходуі
Воистину правда была за доктором Тагабатом.
...Андрюша поспешно делал свой хвостик под постановлением, а дегенерат, смакуя, всматривался в буквы.
Я подумал: "когда доктор - злой гений, злая моя воля, тогда дегенерат есть палач с гильотины".
Но я подумал:
- Ах, какая ерунда! Разве он не палач? Это же ему, этому караульному черного трибунала коммуны, в моменты большого напряжения я сочинял гимны.
И тогда уходила, удалялась от меня моя мать - прообраз загірної Марии, и застывала, во тьме ожидая.
...Свечи таяли.
Суровые фигуры князя и княгини пропадали в синем тумане сигаретного дыма.
...Присужден к расстрелу,
- шесть!
Довольно! На эту ночь хватит!
Татарин снова тянет свое азіятське: "ала-ла-ла". Я смотрю на портьеру, на зарево в стеклянных дверях.- Андрюша уже исчез. Тагабат и часовой пьют старые вина. Я перебрасываю через плечо мавзер и выхожу из княжеского дома. Я иду по пустынным молчаливых улицах осажденного города.
Город мертв. Обыватели знают, что нас за три-четыре дня не будет, что напрасны наши контратаки: скоро зариплять наши тачанки в дальний сіверкий край. Город притаился. Тьма.
Темным мохнатым силуэтом стоит на востоке княжеское поместье, теперь - черный трибунал коммуны.
Я поворачиваюсь и смотрю туда, и тогда вдруг вспоминаю, что шесть на моей совести.
...Шесть на моей совести?
Нет, это неправда. Шесть сотен,
шесть тысяч, шесть миллионов -
тьма на моей совести!!!
- Тьма?
И я здавлюю голову.
...Но снова передо мной проносится темная история цивилизации, и бредут народы, и веки, и само время...
Тогда я, изнеможенный, похиляюсь на забор, становлюся на колени и страстно благословляю тот момент, когда я встретился с доктором Тагабатом и стражем с дегенеративной зданием черепа. Потом возвращаюсь и молитвенное смотрю на восточный мохнатый силуэт.
...Я теряюсь в переулках. И наконец выхожу к одинокого домика, где живет моя мать. Во дворе пахнет мятой. За сараем полыхают молнии и слышны раскаты задушенного грома.
Тьма!
Я иду в комнату, снимаю мавзера и зажигаю свечу.
...- Ты спишь?
Но мать не спала.
Она подходит ко мне, берет мое усталое лицо в свои сухие старческие ладони и склоняет свою голову на мою грудь. Она снова говорит, что я, ее м'ятежний сын, совсем замучил себя.
И я слышу на своих руках ее хрустальные росинки.
Я:
- Ах, как я устал, мама!
Она подводит меня к свечи и смотрит на мое лицо измучено. Потом становится возле тусклої лампады и с тоской смотрит на образ Марии.- Я знаю: моя мать и завтра пойдет в манастир: ей несносные наши тревоги и хищное вокруг.
Но тут же, дойдя до кровати, здригнув:
- Хищное вокруг? Разве мать смеет думать так? Так думают только версальцев!
И тогда, смущенный, уверяю себя, что это неправда, что никакой матери нет передо мной, что это не более, чем фантом.
- Фантом? - опять здригнув я.
Нет, именно это - неправда! Здесь, в тихой комнате, моя мать не фантом, а часть моего собственного преступного "я", которому я даю волю. Здесь, в глухом захолустье, на краю города, я прячу от гильотины один конец своей души.
И тогда в животной экстазе я закрываю глаза и, как самец весной, захлинаюсь и шепчу.
- Кому нужно знать детали моих переживаний? Я настоящий коммунар. Кто посмеет сказать иначе? Неужели я не имею права отдохнуть одну минуту?
Тускло горит лампада перед образом Марии. Перед лампадой, как резьба, стоит моя зажурна иметь. Но я уже ничего не думаю. Мою голову гладит тихий голубой сон.
II
...Наши обратно: с позиции на позицию: на фронте - паника, в тылу - паника. Мой батальон наготове. За два дня я и сам кинусь в орудийный гул. Мой батальон на подбор: это юные фанатики коммуны.
Но сейчас я не меньше нужен здесь. Я знаю, что такое тыл, когда враг под стенами города. Эти мутные слухи ширятся с каждым днем и, как змеи, розповзлись по улицам. Эти слухи мутят уже гарнизонные роты.
Мне доносят:
- Идут глухие нарекания.
- Может вспыхнуть бунт.
Так! Так! Я знаю: может вспыхнуть бунт, и мои верные агенты шныряют по заулках, и уже некуда вмещать этот винный и почти невинный обывательский хлам.
...А канонада все ближе и ближе. Чаще гонке с фронта. Облаками собирается пыль и стоит над городом, покрывая мутное огненное солнце. Изредка полыхают зарницы. Тянутся обозы, кричат тревожно паровозы, проносятся кавалеристы.
Только у черного трибунала коммуны стоит гнетущая молчаливость.
Так:
будут сотни расстрелов, и я окончательно сбиваюсь с ног!
Так:
уже слышат кушетке, как в гулкій и мертвой тишине княжеского имения над городом вспыхивают четкие и короткие выстрелы; версальцев знают:
- Штаб Духоніна!
...А ранки цветут перламутром и падают утренние зори в туман дальнего бора.
...А глухая канонада растет.
Растет передгроззя: скоро будет гроза.
...Я вхожу в княжеское поместье.
Доктор Тагабат и часовой пьют вино. Андрюша мрачный сидит в углу. Потом Андрюша подходит ко мне и наивно печально говорит:
- Слушай, друг! Одпусти меня!
Я:
- Куда?
Андрюша:
- На фронт. Я больше не могу здесь.
Ага! Он больше не может! И во мне вдруг вспыхнула злость. Наконец прорвалось. Я долго сдерживал себя.- Он хочет на фронт? Он хочет подальше от этого черного грязного дела? Он хочет вытереть руки и быть невинным, как голубь? Он мне отдает "свое право" купаться в лужах крови?
Тогда я кричу:
- Вы забуваєтесь! Слышите?.. Когда вы еще раз скажете об этом, я вас немедленно расстреляю.
Доктор Тагабат динамично:
- Так его! так его! - и покатил хохот по пустынным лабиринтам княжеских комнат.- Так его! так его!
Андрюша смутился, побледнел и вышел из кабинета.
Доктор сказал:
- Точка! Я отдохну! Работай еще ты!
Я:
- Кто на очереди?
- Дело № 282.
Я:
- Ведите.
Страж молча, как автомат, вышел из комнаты.
(Да, это был незамінимий страж: не только Андрюша - и мы грешили: я и доктор. Мы часто уклонялись ухаживать расстрелы. Но он, этот дегенерат, всегда был солдатом революции, и только тогда уходил с поля, когда таяли дымки и закапывали расстрелянных).
...Портьера роздвинулась, и в мой кабинет вошли двое: женщина в трауре и мужчина в пенсне. Они были окончательно напуганы обстановкой: аристократическая роскошь, княжеские портреты и бардак - пустые бутылки, револьверы и синий сигаретный дым.
Я:
- Ваша фамилия?
Зет!
- Ваша фамилия?
- Игрек!
Мужчина собрал тонкие побледневшие губы и упал в беспардонно-плаксивый тон: он просил милости. Женщина втирала платком глаза.
Я:
- Где вас забрали?
- Там-то!
- За что вас забрали?
- За то-то!
Ага, у вас было собрание! Какие могут быть собрания в столь тревожное время ночью на частной квартире?
Ага, вы теософы! Ищете правды!.. Новой? Так! Так!.. Кто же это?.. Христос?.. Нет?.. Другой спаситель мира?.. Так! Вас не удовлетворяет ни Конфуций, ни Лаотсе, ни Будда, ни Магомет, ни сам черт!.. Ага, понимаю: надо заполнить пустое место...
Я:
- Так по-вашему, значит, пришло время прихода Мессии?
Мужчина и женщина:
- Так!
Я:
- Вы думаете, что этот психологический кризис надо наблюдать и в Европе, и в Азии, и во всех частях мира?
Мужчина и женщина:
- Так!
Я:
- Так какого же вы черта, мать вашу перетак, не сделаете этого Мессию из "чека"?
Женщина заплакала. Мужчина еще больше побледнел. Строгие портреты князя и княгини мрачно смотрели со стен. Доносилась канонада и тревожные гудки вокзала. Вражеский броненосец наседает на наши станции - передают в телефон. Из города доносится шум: грохотали по мостовой тачанки.
...Мужчина упал на колени и просил пощады. Я с силой толкнул его ногой - и он раскинулся навзничь.
Женщина приложила траур к виску и в отчаянии наклонилась на стол.
Женщина сказала глухо и мертво:
- Слушайте, я мать троих детей!..
Я:
- Расстреливать!
Моментально подскочил страж, и через полминуты в кабинете никого не было.
Тогда я подошел к столу, налил из графина вина и залпом выпил. Потом положил на холодный лоб руку и сказал:
- Дальше!
Вошел дегенерат. Он советует мне одложити дела и разобрать внеочередную дело:
- Только что привели из города новую группу версальців, кажется, все монахини, они на рынке вели одверту агитацию против коммуны.
Я входил в роль. Туман стоял перед глазами, и я был в том состоянии, которое можно квалифицировать, как необычайный экстаз.
Я думаю, что в таком состоянии фанатики шли на священную войну.
Я подошел к окну и сказал:
- Ведите!
...В кабинет увалився целая толпа монахинь. Я этого не видел, но я это чувствовал. Я смотрел на огород. Вечерело - Я долго не возвращался, я смаковал: всех их через два часа не будет! - Вечерело.- И снова передгрозові молнии резали пейзаж. На дальнем горизонте за цегельнею підводились дымки. Версальцев наседали люто и яро - это передают в телефон. На пустынных трактах изредка вырастают обозы и поспешно отступают на север. В степи стоят, как дальние богатыри, кавалерийские сторожевые отряды.
Тревога.
В огороде магазины забиты. Город мертв и идет в дикую средневековую даль. На небе вырастают звезды и поливают землю зеленое болотное свет. Потом гаснут, пропадают.
Но мне надо спешить! За моей спиной группа монахинь! Ну да, мне надо спешить: в подвале битком набито. Я решительно возвращаюсь и хочу сказать безвыходное:
- Рас-стре-лять!
но я возвращаюсь и вижу - прямо передо мной стоит моя мать, моя печальная мать с глазами Марии.
Я в тревоге метнулся в сторону: что это - галлюцинация? Я в тревоге метнулся в сторону и вскрикнул:
- Ты?
И слышу из толпы женщин зажурне:
- Сын! мой м'ятежний сыну!
Я чувствую, что вот-вот упаду. Мне дурно, я схватился рукой за кресло и наклонился.
Но в тот же момент хохот грохотом покатился, бухнулся о потолок и пропал. То доктор Тагабат:
- "Мама"?! Ах ты, чертова кукло! Сиси захотел? "Мама"?!! Я моментально очнулся и схватился рукой за мавзер. '
- Черт! - и бросился на доктора.
Но тот холодно посмотрел на меня и сказал:
- Ну, ну, тише, предателю коммуны! Сумей расправиться и с "мамой" (он подчеркнул "с мамой"), как умел расправляться с другими.
И молча удалился.
...Я остолбенел. Бледный, почти мертвый, стоял перед молчаливой толпой монахинь с растерянными глазами, как затравленный волк (Это ,я видел в гигантское трюмо, что висело напротив).
Так! - схватили наконец и второй конец моей души! Уже не пойду я на край города преступное хоронить себя. И теперь я имею одно только право:
- никому, никогда и ничего не говорить, как раскололось мое собственное "я".
И я головы не потерял.
Мысли резали мой мозг. Что я должен делать? Неужели я, солдат революции, промахнусь в этот ответственный момент? Неужели я покину чаты и позорно предам коммуну?
...Я сжал челюсти, мрачно посмотрел на мать и сказал резко:
- Всех в подвал. Я сейчас буду здесь.
Но не успел я этого сказать, как снова кабинет затрясся от хохота.
Тогда я вернулся к доктору и четко бросил:
- Доктор Тагабат! Вы, очевидно, забыли, с кем имеете дело? Не хотите ли и вы в штаб Духоніна... с этой сволочью! - я махнул рукой в сторону, где стояла моя мать, и молча вышел из кабинета.
...Я за собой ничего не услышал.
...От имения я пошел, как пьяный, в никуда по сумерках передгрозового душного вечера. Канонада росла. Снова вспыхивали дымки над дальней цегельнею. За курганом грохотали панцерники: то шла между ними решительная дуэль. Вражеские полки яро наседавших на инсургентов. Пахло расстрелами.
Я шел в никуда. Мимо меня проходили обозы, пролетали кавалеристы, грохотали по мосту тачанки. Город стоял в пыли, и вечер не разрядил заряда передгроззя. и
Я шел в никуда. Без мысли, с тупой пустотой, с тяжелым весом на своих погорблених плечах.
Я шел в никуда.
III
...Да, это были невозможны минуты. Это была мука.- Но я уже знал, как я поступлю.
Я знал и тогда, когда покинул имение. Иначе я не вышел бы так быстро из кабинета.
...Ну да, я должен быть последовательным!
...И целую ночь я разбирал дела.
Тогда на протяжении нескольких темных часов периодически вспыхивали короткие и четкие выстрелы:
- я, главковерх черного трибунала коммуны, выполнял свои обязанности перед революцией.
...И разве то моя вина, что образ моей матери не покидал меня в эту ночь ни на минуту?
Разве то моя вина?
...В обед пришел Андрюша и бросил мрачно:
- Слушай! Позволь ее выпустить!
Я:
- Кого?
- Твою мать!
Я:
(молчу).
Потом чувствую, что мне до боли хочется смеяться. Я не выдерживаю и хохочу на все комнаты.
Андрюша строго смотрит на меня.
Его решительно нельзя познать.
- Слушай. Зачем эта мелодрама?
Мой наивный Андрюша хотел быть на этот раз проницательным. Но он ошибся.
Я (грубо):
- Провалівай!
Андрюша и на этот раз побледнел.
Ах, этот наивный коммунар окончательно ничего не понимает. Он буквально не знает, зачем эта бессмысленная звериная жестокость. Он ничего не видит за моим холодным деревянным лицом.
Я:
- Звони в телефон! Узнай, где враг!
Андрюша:
- Слушай!..
Я:
- Звони в телефон! Узнай, где враг!
В этот момент над имением с шипением пронесся снаряд и недалеко разорвался. Зазвенели окна, и луна пошла по гулких пустых княжеских комнатах.
В трубку передают: версальцев наседают, уже близко: за три слоя. Казачьи разъезды показались возле станции: инсургенты отступают.- Кричит дальний вокзальный рожок.
...Андрюша выскочил. За ним я.
...Куріли дальше. Снова вспыхивали дымки на горизонте. Над городом облаком стоял пыль. Солнце-медь, и неба не видно. Только горовая мутная пыль неслась над далеким горизонтом. Поднимались с дороги фантастические метели, бежали в высь, разрезали просторы, перелетали дома и снова мчались и мчались. Стоял, словно заколдованный, передгроззя.
...А здесь бухкали пушки. Летели кавалеристы. Отходили на север тачанки, обозы.
...Я забыл про все. Я ничего не слышал и сам не помню, как я попал в подвал.
Со звоном разорвался у меня шрапнель, и на улице стало пусто. Я подошел к двери и только хотел взглянуть в небольшое окошко, где сидела моя мать, как кто-то взял меня за руку. Я вернулся -
- дегенерат.
- Вот так стража! Все убежали!.. хи... хи...
Я:
- Вы?
Он:
- Я? О, я! - и постучал пальцем по двери.
Да, это был верный пес революции. Он будет стоять на страже и не под таким огнем! Помню, я подумал тогда:
- "это сторож моей души" - и без мысли побрел на городские пустыри.
...А под вечер южную часть окраине было захвачено. Должны были идти на север, оставили город. Однако інсургентам дано повеление задержатись до ночи, и они стойко умирали на валах, на подступах, на перекрестках и в молчаливых закоулках подворотен.
...Но что же я?
...Шла неспеша эвакуация шла четкая перестрелка,
и я окончательно сбился с ног!
Жгли документы. Одправляли партии заложников. Брали остальные контрибуций...
...Я окончательно сбился с ног!
...Но вдруг всплывало лицо моей матери, и я снова слышал зажурний и упрямый голос.
Я одкидав волос и распространенными глазами смотрел на городскую башню. И снова вечерело, и снова на юге горели дома.
...Черный трибунал коммуны собирается до побегов. Нагружают повозки, бредут обозы, спешат толпы на север. Только наш одинокий броненосец замирает в глубине бора и задерживает с правого фланга вражеские полки.
...Андрюша где-то ізник. Доктор Тагабат спокойно сидит на диване и пьет вино. Он молча следит за моими приказами и изредка иронично поглядывает на портрет князя. Но этот взгляд я чувствую именно на себе, и он меня нервирует и беспокоит.
...Солнце зашло. Умирает вечер. Поступает ночь. На валах идут перебіжники, и однообразно отражает пулемет. Пустынные княжеские комнаты замерли в ожидании.
Я смотрю на доктора и не выношу этого взгляда в древний портрет.
Я резко говорю:
- Доктор Тагабат! через час я должен ликвидировать последнюю партию осужденных. Я должен принять отряд.
Тогда он иронично и безразлично:
- Ну, и что же? Хорошо!
Я волнуюсь, но доктор ехидно смотрит на меня и улыбается.- О, он, безусловно, понимает, в чем дело! Это же в этой партии осужденных моя мать.
Я:
- Пожалуйста, покиньте комнату!
Доктор:
- Ну, и что же? Хорошо!
Тогда я не. выдерживаю и схожу с ума.
- Доктор Тагабат! Последний раз предупреждаю: не шутите со мной!
Но голос мой срывается, и мне булькает в горле. Я пориваюся схватить мавзера и тут же прикончить с доктором, но я вдруг чувствую себя жалким, ничтожным и узнаю, что от меня отходят остатки воли. Я сажусь на диван и жалобно, как побитый бессилен пес, смотрю на Тагабата.
...Но идут минуты. Надо отправляться.
Я снова беру себя в руки и в последний раз смотрю на надменний портрет княгини.
Тьма.
...- Конвой!
Страж вошел и доложил:
- Партию вывели. Расстрел назначен за городом: начало бора.
...Из-за дальних отрогів выныривал месяц. Потом плыл по тихим голубых потоках, одкидаючи лимонные брызги. В полночь пронзил зенит и остановился над бездной.
....В огороде стояла энергичная перестрелка.
...Мы шли по северной дороге.
Я никогда не забуду этой молчаливой процессии - темного толпы на расстрел.
Позади скрипели тачанки.
Авангардом - конвойные коммунары, дальше - толпа монахинь, в авангарде - я, еще конвойные коммунары и доктор Тагабат.
...Но мы напали на настоящих версальців: за всю дорогу ни одна монахиня не произнесла ни слова. Это были искренние фанатички.
Я шел по дороге, как тогда - в никуда, а сбоку меня брели страже моей души: доктор и дегенерат. Я смотрел в толпу, но я там ничего не видел.
Зато я чувствовал:
- там шла моя мать
с опущенной головой. Я чувствовал: пахнет мятой.
Я гладил ее милую голову с налетом серебристой седины.
Но вдруг передо мной вырастала загорная даль. Тогда мне снова до боли хотелось упасть на колени и молитвенное смотреть на мохнатый силуэт черного трибунала коммуны.
...Я сдавил голову и пошел по мертвой дороге, а позади меня скрипели тачанки.
Я вдруг відкинувсь: что это? галлюцинация? Неужели это голос моей матери?
И снова я познаю себя ничтожным человеком и познаю: где-то под сердцем тошнит. И не рыдать, а плакать мелкими слезами хотелось мне - так, как в детстве, на теплых груди.
И вспыхнуло:
- неужели я веду ее на расстрел?
Что это: явь или галлюцинация?
Но это была действительность: настоящая жизненная действительность - хищная и жестокая, как стая голодных волков. Это была действительность безвыходная, неизбежна, как сама смерть.
...Но, может, это ошибка? '
Может, надо иначе сделать?
-Ах, это же боюнство, малодушие. Есть же определенное життьове правило: еггаге humanum est. Чего же тебе? Помиляйся! и помиляйся именно так, а не так!.. И какие могут быть ошибки?
Воистину: это была действительность, как стая голодных волков. Но это была и единственная дорога к загірних озер неизвестной прекрасной коммуны.
...И тогда я горел в огне фанатизма и четко отбивал шаги по северной дороге.
...Молчаливая процессия подходила к бору. Я не помню, как расставляли монахинь, я помню:
ко мне подошел доктор и положил мне руку на плечо:
- Ваша мать там! Делайте, что хотите!
Я посмотрел:
- из толпы выделилась фигура и тихо одиноко пошла на опушку.
...Месяц стоял в зените и висел над бездной. Дальше отходила в зелено-лимонную безвестность мертвая дорога. Справа маячів сторожевой отряд моего батальона. И в этот момент над огородом снялся обильный огонь - перестрелка снова била тревогу. То отходили инсургенты,- то заметил враг.- Сбоку разорвался снаряд.
...Я вынул из кобуры мавзера и поспешно пошел к одинокой фигуре. И тогда же, помню, вспыхнули короткие огне: так кончали с монахинями.
И тогда же, помню -
с бора ударил в тревогу наш броненосец.- Загудел лес.
Метнулся огонь - раз,
два-
и еще - удар! удар!
...Напирают вражеские полки. Надо спешить. Ах, надо спешить!
Но я иду и иду, а одинокая фигура моей матери все там же. Она стоит, воздев руки, и зажурно смотрит на меня. Я спешу на это заколдованный невозможно опушки, а одинокая фигура все там же, все там же.
Вокруг - пусто. Только месяц льет зеленый свет с пронизанного зенита. Я держу в руке мавзера, но моя рука слабеет, и я вот-вот заплачу мелкими слезами, как в детстве на теплых груди. Я пориваюся крикнуть:
- Мать! Говорю тебе: иди ко мне! Я должен убить тебя. И режет мой мозг невеселый голос. Я снова слышу, как мать говорит, что я (ее м'ятежний сын) совсем замучил себя.
...Что это? неужели опять галлюцинация?
Я откидываю голову.
Да, это была галлюцинация: я давно уже стоял на пустой опушке напротив своей матери и смотрел на нее.
Она молчала.
...Броненосец взревел в бору.
Подымались огне. Шла гроза. Враг пошел в атаку. Инсургенты отходят.
...Тогда я в неге, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку за шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел мавзера и нажал спуск на висок.
Как срезанный колос, наклонилась она на меня.
Я положил ее на землю и дико огляделся.-- Вокруг было пусто. Только сбоку темнели теплые трупы монашек.- Недалеко грохотіли орудія.
...Я заложил руку в карман и тут же вспомнил, что в княжеских покоях я что-то забыл.
"Вот дурак!" - подумал я.
...Потом вскинулся:
- Где же люди?
Ну да, мне надо спешить к своего батальона! - И я бросился на дорогу.
Но не сделал я и трех шагов, как меня что-то остановило.
Я здригнув и побежал к трупу матери.
Я стал перед ним на колени и пристально всматривался в лицо. Но оно было мертвое. По щеке, помню, текла темным струей кровь.
Тогда я свел эту безвыходную голову и жадно впился устами в белый лоб.- Тьма.
И вдруг слышу:
- Ну, комунаре, вставай!
Пора в батальон!
Я поглядел и увидел:
- передо мной снова стоял дегенерат.
Ага, я сейчас. Я сейчас. Да, мне давно пора! - Тогда я поправил ремень своего мавзера и снова бросился на дорогу.
...В степи, как дальние богатыря, стояли конные инсургенты. Я бежал туда, здавивши голову.
...Шла гроза. Где-то пробивались предрассветные пятна. Тихо умирал месяц в пронизанном зените. С запада надвигались тучи. Шла четкая, обильная перестрелка.
...Я остановился среди мертвого степи:
- там, в дальней без вести, неизвестно горели тихие, озера загірної коммуны