Мелодрама (греч. melos - песня, drama - действие) - 1-В XVII-XVIII вв. во Франции и Италии - то же самое, что и опера. 2. С середины XVIII в. - драматическое произведение, в котором диалоги и монологи действующих лиц сопровождались музыкой ("Пигмалион" Ж.-Ж.Руссо, 1762; "Орфей" Є.Фоміна, текст Я.Княжніна, 1792 и др.). 3. Разновидность европейской драмы XIX в., характерными чертами которой были: откровенная нравственно-дидактическая тенденция, острая интрига, гиперболизированное изображение страстей ("слезливость"), прямолинейное деление героев на "добрых" и "злых". Как жанр драматургии берет начало в мещанской драме. Особую популярность приобрела во времена французской революции 1789-94, противоречиво отразив собой влечение масс к Искусству и их идейную и эстетическую незрелость. В России М. появилась в 20-х XIX ст., пронималась монархическими тенденциями (пьесы Н.Кукольника, М.Полевого). В украинской литературе XIX в. торгово-этнографические М. писали І.Гушалевич ("Подгоряны"), С.Воробкевич ("Гнат Приблуда"), О.Суходольський ("Месть, или Потерянная судьба") и др. Элементы М. имеются и в некоторых пьесах м. старицкого ("Цыганка Аза") и м. кропивницкого ("Дай сердцу волю, заведет в неволю"). За поверхностность характеров и содержания М. остро критиковали Г.-Е. Лессинг, Н М.Щепкін, И.франко, И.карпенко-Карый, П.саксаганский. В современной критике М. иронично называют несовершенны пьесы, в которых глубина драматических конфликтов подменяется столкновением банальных страстей.
|
|