Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Развенчание романтики большевистской революции новелле "Я (Романтика)" Николая Хвылевого


Новелла "Я (Романтика)" Г. Волнового - произведение сложное. В нем переплетается явь и бред, иллюзии и реальность. Когда пылкий романтик, теперь М. Волновой предстает перед нами как пристальный аналитик, беспощадный сатирик. Для него одной из важнейших становится проблема расхождения мечты и действительности. Поэтому в его новеллах часто противопоставляются два временные планы - грязное настоящее и желаемое будущее или прошлое обманчиво. Все высокое, романтическое, красивое соотносится с прошлым или будущим, идеалы свои он ищет только там.
Новелла "Я (Романтика)" - один из сильнейших произведений М. Волнового. Автор бесстрашно анализирует одну из основных проблем времени - коллизию гуманизма и фанатизма.
"Тогда я в неге, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку за шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузера и нажал спуск на висок."
Похожих картин можно найти множество как в исторических, так и в церковных книгах. Потому явление фанатизма не появилось только с появлением коммунизма. Еще Владимир Даль дал такое определение "Фанатизм - это грубое, упорное суеверие вместо веры, угнетения инакомыслящих именем веры." то же фанатизм присущ низким и ограниченным людям. А до чего же может дойти страна, в которой царит фанатизм? "К дегенерацій", - отвечает против собственной воли М. Волновой. Это человек, который всей своей сущностью верила в идеалы коммунизма, не умеет жить с закрытыми глазами. Против воли писатель становится пророком для своего государства.
Самое страшное то, что фанатизм создает стереотип, а не фанатиков. Фанатичные люди, которых единицы, только управляют множеством дегенератов, роботов. К которым, со временем, будет принадлежать i "Я". Они будут жить по принципу "так надо" и больше ничего "...угнетения инакомыслящих именем веры", - как метко сказано. Убийства, кровь, слезы именем светлого будущего?! Человек на самом деле становится рабом, рабом фанатизма. Словно младенец, она воспринимает все указания и постановления партии. Это жизнь в тумане, а потому - неполноценное жизни.
Фанатизм - это опиум, даже хуже, даже ужаснее. Тех, кто обходит его стороной, ждет физическая смерть, а тех, кто отдает себя ему - духовная смерть.
В новелле раскрывается противоречие между извечным идеалом любви и тем фанатичным служением абстрактной идеи, доктрине, которая требует отречься от всего человеческого. Волновой развенчивает фальшивую романти ку, которая заменяет собой традиционные этические ценности. Заполоненого сомнениями героя-чекиста, "главковерха черного трибунала коммуны", Г. Волновой ставит в экстремальную ситуацию неотвратимого выбора. Раздвоенное существо лирического героя раскрывается в его внутренних монологах, в всегдашней попытках самооправдания. Он понимает, что "воистину: это была действительность, как стая голодных волков".
Лирический герой все время подавляет в себе чувство отвращения к охраннику-дегенерата и садиста-доктора, пытается оправдать то, что не поддается оправданию. Эпизоды новеллы свидетельствуют однако, неприятны эти люди герою: "В их руках бутылки с вином, и они его пьют жадно-хищно. Я думаю: "так надо"; "в дегенерата - низенький лоб, черная копа розкуйовдженого волос и приплюснутый нос. Мне он всегда напоминает каторжника, и я думаю, что не раз пришлось стоять в отделе криминальной хроники".
Но осудить дегенерата - это значит осудить и часть собственной души, собственные романтические увлечения, которые не выдержали столкновения с действительностью. В непримиримой противоречия столкнулись самые святые для героя чувства: сыновняя любовь, сыновний долг перед матерью - i революционный долг, служение любимому идеи.
В новелле происходит страшная трагедия - отвлеченной идеи принесены в жертву жизни матери. Совершено наибольшее преступление - убийство матери. Ценой этого преступления рассказчик окончательно примкнул к своим друзьям. Непрощеный грех героя "Я (Романтика)", этот преступный выражение антигуманности - не мог приблизить прекрасную легкосиню дальзагірню коммуну.
На реках невинной крови не могло предстать гуманное общество - это трезвое предупреждение звучало из уст не только Г. Волнового, но и многих писателей "расстрелянного возрождения".