Сто лет - почтенный возраст. Но не для поэта. Его душа молодая. И даже когда состарится и погаснет тело - душа молодітиме. Ведь душа - вечна!
Недавно незабываемом Максиму Фадеевичу исполнилось сто. Пишу без частицы «бы», потому что разве думаем мы, открывая томик его поэзии, о том, что нет уже между нами юбиляра...
На белую гречку упали росы,
Веселые пчелы одгули,
Замолкло поле стоголосе
В объятиях золотой мглы.
Этот шедевр написан давно-давно. И разве по-другому сейчас цветет гречиха? Разве иначе любуется современный читатель золотым нимбом вокруг спелого поля, чем любовался им читатель в начале века?
Тогда, в 1910 году, всеобщее внимание привлекла первая сборник совсем юного поэта под романтическим названием «На белых островах». Леся Украинка приветствовала появление одаренного начинающего - и не ошиблась. В украинскую литературу пришел настоящий мастер. Он сразу же заговорил ровным, уверенным голосом о красоте матери-земли, выразил свою любовь к ней проницательными, талантливыми строками. В его стихах зачервоніли помидоры, веселой стайкой пурхнули в поднебесье ласточки, заколосилось просо, полились голубыми потоками краплисті дожди. Поэт сумел увидеть то, чего не замечали глаза других, выделить в разнообразном мире маленькую, но выразительную деталь и написать о ней так, чтобы все поняли: эта маленькая частичка есть важнейшая, если спасает тебя от одиночества:
Может, это - архаика, глупости,
Атавизм, дикость, приметил,
И сегодня голосок синицы
Душу всю в меня обновил!
...Как только мы перескочили через полвека. Ведь процитированный катрен написал уже опытный, білоскроній поэт. Однако (вы чувствуете!?) тональность, свежесть чувств - те же! Тем самым гнездышком для настоящей поэзии есть его душа. Рыльский - дитя родной земли, ее волшебной природы, которую он любит «не для себя», но «для нее». Манифест, отрывки из которого мы цитировали завершается выводом, потвердженим всей творчеством М. Рыльского. Речь идет о природе:
Она - это мать. Будь же сыном,
А не эстетом,
И станешь ты не папіряним, -
Живым поэтом!
Поэт любил наведываться к Голосиивсього леса (в его «чертогах» он оставит потомкам уютную виллу, станет музеем). А осенью... Нет, лучше всего скажет он сам:
По полям мы бродили с Вишней
Осенью, ища зайцев,
И сорняк пожелтевший, поседевший
Под ногами серебряно хрустов.
Щедрый урожай собран. Блокнот наполнены спелыми стихами. А еще недавно на полях копали картошку - и было так щемяще, так странно, что это обыденное занятие может возродить в душе неподдельное вдохновение:
Когда копают картошку, - стелется дым над землей,
Листья летит воскувате, словно бабочек рой,
Пахнет грибами и медом, сыростью пахнет той,
Что, кроме названия осень, нет имени ей.
Эта земля плодородная и красочная. Розы и виноград вырастают на ней красиво-полезным плодом. Труд перерастает в творчество. Люди - живут! Этой землей дорожить. Ее надо отстоять, когда придет час бедствия. Ее нельзя оставить врагу на растерзание. Во времена военных испытаний деликатный, нежный поэт отзывается голосом мужественного защитника земли, «которую сходил Тарас маленькими босыми ногами,... которую смочил Тарас мелкими росами-слезами».
Поэт благословляет в веках лучших сынов этой земли: Т. Шевченко, И. Франко, И. Котляревского, Т. Сковороду, М. Заньковецкую, М. Лысенко. Благословляет народную песню, что могущество пробуждает в сердцах, когда над краем облако виснет». Величественным «Слово о родной матери» звучит аккорд поэта осанны. И мать - его земля. Какая она красивая и мощная одновременно - земля его сердца, его любовь, его Украина!