Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ОКСАНА ИВАНЕНКО
МАЛЕНЬКИМ ВЕЛИКОГО ТАРАСА

Рассказы

Когда я была совсем маленькой, такой, как вы сейчас, у нас дома очень любили петь. Соберутся после работы летним вечером под праздник и поют.

Я знала, что всегда в конце петь деду любимые песни «Ревет и стонет» и «Как умру». Дед тоже подтягивать. Я знала все слова, и хотя не все верно произносила и понимала, тоненько и себе пела. И никто с меня не смеялся, потому что я сидела у деда на руках или возле него.

Мы жили далеко от Днепра, но с самого детства я представляла себе, какой он широкий, могучий, и ночью, во время бури, ревет и стонет и поднимает высокие волны. А заканчивалась песня тихо-тихо, и дед всегда немного поднимал руку, чтобы пели тихо, словно уже буря кончилась и все засыпают. Я очень любила эту песню.

А когда пели «Как умру», начинали ее всегда басами - папа, сосед дядя Яша и взрослые ребята, мне становилось грустно и немного страшно. Песню звали «Завещание». Я не все понимала в этой песне, но представляла высокую гору над Днепром, на ней могилу и оттуда ген-ген далеко видно: поля, реки, все города и села. И кто это все видит, зовет, чтобы люди встали, рвали цепи, и просит, чтобы его вспоминали.

А когда я стала немного старше, я спросила деда:

- А кто это просит?

- Разве ты не знаешь? - удивился дед. Ему казалось, наверное, если я пою, я уже все понимаю и знаю. - Это просит тот, кто написал эту песню, а написал ее Тарас Шевченко, наш Кобзарь.

Большой портрет Тараса Шевченко висел у нас над столом. Сколько я помнила себя, так уже знала его в лицо. Он словно смотрел на меня, всегда внимательно, ласково и грустно.

- Это он написал «Завещание», и «Ревет и стонет», и «Садок вишневый коло хаты», и еще много песен и стихов, - сказал дед. - их любят, потому что он звал ими людей бороться за свободу, чтобы не было богатых и бедных, а чтобы все люди жили в мире и дружбе, совместно работали.

- А он еще жив? - спросила я. - Ведь он писал «Как умру». Может, он еще не умер?

- Нет, - покачал головой дед, - он жил давно, я был тогда совсем маленький, когда он умер. Но о нем знали все, кто боролся за свободу народа. Недаром его «Завещание», когда был еще царь, запрещали петь жандармы, ибо он сам, Тарас Шевченко, боролся за народ и всю свою жизнь положил за это.

- Как? - спросила я. - Расскажи.

И дед несколько вечеров подряд рассказывал мне о Тарасе Шевченко.

Вот что он мне рассказал.

И

Страшное было тогда время. Господа наслаждались и жили в огромных особняках, а работали на них другие люди, их крепостные. Господин своего крепостного мог наказать как угодно, мог продать, словно какую-то вещь. Мог отобрать детей от родителей и на охотничьих собак выменять. И некому было пожаловаться, потому что правил всем царь, величайший господин, и, конечно, он был из панамы заодно.

И вот в селе Кирилловке, которое все принадлежало одному богатому господину, в бедной семье крепостных Шевченко, родился мальчик Тарас.

Семья была большая, детей много, нищета, страшные. У Тараса были старшая сестра и брат - Катя и Никита и моложе него - Иосиф, Яринка и сліпенька сестренка Маша. Бать ки, как и все крестьяне, должны были на барщине работать, то есть на господина делать. С утра до ночи они и гнули спины на барском поле, на барской конюшне, в барских садах и огородах. А дома их дети оставались голодные, голые, босые.

Женщины брали младенцев с собой на поле. Положат под снопом, а сами жнут пшеницу. Ребенок часто плачет, заливается, а мать и подойти лишний раз боится, потому барский надзиратель с канчуком в руках везде ходит, смотрит, как работают.

Кто из детей немножко подрастет - сразу тоже работать, или погонщиком, или пастушком.

И у Шевченко была дружная семья. Любили друг друга, жа лилы. Соберутся все вечером после работы, уложат в маленьком садике возле дома покрывало, занимают, ужинают вместе. Потом, уже вспоминая свою семью, раннее детство, написал Тарас Шевченко стихотворение:

Садок вишневый коло хаты,

Хрущи над вишнями гудят.

Плуговщики с плугами идут,

Поют идя девушки,

А матери ужинать ждут.

Семья ужин возле хаты,

Вечерняя зоренька встает.

Дочь ужинать подает,

А мать хочет научати,

Так соловей не дает.

Положила иметь возле дома

Маленьких детишек своих,

Сама уснула круг их.

Затихло все... Только девушки

И соловей не затих.

Приходил к ним часто старый-престарый дед Иван. Его очень любил маленький Тарасик. Прижмется к нему, и рассказывает дед давние былые времена.

Интересный был до всего Тарасик, все ему хотелось узнать: есть ли где железные столбы, небо подпирают, почему путь, мимо деревни идет, Черным зовется, и кто такие были гайдамаки, которые восставали против господ?

Парень рано в школу пошел и быстрее всех выучился читать и писать и очень любил рисовать, хотя этому его никто не учил.

II

Пока была жива мать Тараса, все-таки как-то перебивались. И вот умерла мать, еще молодой, от непосильного труда и лишений. Остались дети горемычными сиротами. Не знал отец, что и делать с ними. Старшая сестра Катя еще при матери вышла замуж и переехала в другое село.

Отец во второй раз женился на вдове с тремя детьми. Думал - легче будет, женщина и с детьми, и в хозяйстве даст лад. Да где там! Мачеха случилась лютая, невзлюбила детей, особенно Тараса. И рас не давал своих младших сестренок обижать, всегда за них заступался. Ну, а мачеха, кто не навредит ее детей - все на Тараса обратит и Тараса накажет.

Только и было радости, когда как-то одним летом отец ушел с чумаками и взял Тараса с собой. А чумаками называли люди, которые ходили с Украины аж в Крым по соль и рыбу. Не было тогда поїздів. ехали чумаки телегами, в которые запрягали сильных, спокойствие них волов. Волы шли медленно, и чумаки, собственно, не на телегах ехали, а шли колодних рядом долгим путем, степями, полями, более реками, озерами вплоть до Черного моря.

Вот и Тарас отправился с отцом в такую «чумачку» - путешествие с чумаками. И много-много увидел по дороге.

Увидел он и могучий Днепр с живописными берегами, высокие древние могилы в широких степях, где трава выше человека, гойдалась от ветра, словно волны в море, а вверху, в голубом небе летали орлы.

Шли чумаки зеленые рощи, села и города, и разные люди стрічались им. То слепой кобзарь сидел, играл на гуслях и пел старинные песни-думы, то они встречали рекрутов-ребят, которых забрали в солдаты. За ними шли матери, женщины, плакали, прощались, как будто на всю жизнь. Да оно почти так и было, ибо в те времена в солдатах служили двадцать пять лет.

Видел Тарас, что везде тяжело работают люди, как и в их селе. Стрічались им господа в роскошных каретах, на резвых откормленных конях. Задумывался малый Тарас так же, как дома: почему везде одни работают, страдают, а другие только гуляют, господствуют и благоденствуют?

И во время путешествия очень радовался Тарас, что идет с отцом, с чумаками, да много видит вокруг, столько интересного слышит, а главное, никто на него не кричит, не ругает так, как мачеха.

Обещал отец и второго года взять Тараса с собой, когда господин его самого с чумаками пошлет.

И не пришлось, ибо, как писал Тарас потом, -

...Отец, плача с детьми

(А мы малые были и голые),

Не вытерпел злой судьбы,

Умер на барщине!.. А мы

Расползлись между людьми,

Словно мышата. Я до школы -

Носить воду школьникам...

III

Был в том селе учителем пьяница-дьяк. Дьяки в церкви пели, читали вслух церковные книги, помогали господам. В те времена они бывали и учителями в школах.

После смерти отца Тарас пришел к учителя-дьяка. Сказал ему:

- Все буду делать для вас: воду носить, дрова колотиму, в школе буду убирать, только позвольте жить в школе и учиться.

Очень Тарас учиться хотел.

Дьяк согласился. Еще бы - даровой наемник! И больше издевался он с Тараса, чем учил его.

Всегда голодный, поцарапанный был Тарас, а пьяный дьяк не жалел для школьников пощечин и березовой каши - то есть бил всех нещадно березовыми розгами.

Убежал от него Тарас. Он слышал, что в соседнем селе дьяк очень грамотный, живет хорошо, не то, что этот пьяница, и к тому же маляр.

- Может, выучит меня! - подумал Тарас и пришел к нему.

И новый учитель приказал сразу Тарасу воду носить из реки на гору, где его хата стояла, потом краску заставил растирать, а учить и не собирался.

Ушел от него Тарас до третьего дьяка, тоже художника.

- Изучите меня рисовать! - попросил парень. - Все вам сделаю, что прикажете.

Но тот только глянул на Тараса и молвил:

- Ничего из тебя не выйдет. Ни швец, ни кравец, ни на дуде игрец.

Вернулся печальный Тарас в свое село и пошел в батраки.

IV

Все время мечтал Тарас учиться рисовать. Заработает копейку, купит своим бедным сестричкам Яринке и сліпенькій Машеньке конфетку или бубличок, а себе листик грубой серой бумаги. Спрячется где-то в бурьянах, рисует и поет грустные песни. Очень хороший был голос у Тараса, и он хорошо пел.

Через некоторое время он снова пошел в другое село еще к одному учителю, и тот согласился взять его в ученики. Надо было только разрешение от господина мать.

И когда пришел к барского управляющего за разрешением, тот оставил парня у господина «казачком» - прислужником.

Сидит господин в кресле, ничего не делает, только Тарасу кричит:

- Подай воды! Отгони муху!.. Подай трубку!.. Что ты там распелся? Ну-ка помолчи!

Господин много ездил и везде брал с собой Тараса, чтобы тот ему прислуживал в дороге. Некоторое время жил господин в литовском городе Вильнюсе - Свободные, как тогда его называли. Как-то поехал господин со своей женой на бал, а Тарас сел рисовать.

Так увлекся, что и не слышал, как господин вернулся. Видит пан - Тарас рисует. Разозлился и приказал выпороть парня на конюшне. Однако решил господин, что хорошо иметь своего собственного художника.

Вскоре он отдал Тараса учиться до одного профессора рисования.

V

И недолго проучился Тарас. Господин переехал в Петербург.

ехал пан каретой, а вся челядь шла пешком за возами, нагруженными барским добром. А была уже зима. Метель убирала пути, снег слепил глаза. Брел и Тарас в дырявых сапогах... Потом писал Тарас о этот путь:

Далекий путь, паны-братья,

Знаю его, знаю!

Аж на сердце поостынет,

Как его вспомню.

Попоміряв и я когда -

Чтобы его не мірять!..

Рассказал бы о том бедствии,

Да разве поверят?

...Шло Тарасу восемнадцатый год. Начал он просить господина отдать его хотя бы в художественную артель. Господин и отдал Тараса в ученики к мастеру-маляру. Тот маляр хоть славился хорошим имей стром, и был человеком жестоким, скупым. Работать заставлял он свою артель - мальчиков-подмастерьев - целый день, почти без передышки. Украшали они покои, красили стены, потолки. Жили ребята впроголодь, ходили в замызганных халатах, спали на голых, ухоженных матрасах на чердаке над кварты рою мастера-хозяина.

В Петербурге летом бывают белые ночи - тогда видно, как днем. Вот белыми ночами стал Тарас убегать со своего чердака в большой, красивый сад, который и теперь называется Летним. Сядет он там на опрокинутом ведре из-под краски и перерисовывает статуи, которые стоят в Летнем саду. А то задумается, замріється, вспомнит свою родную Украину, Днепр, и хочется ему спеть о них, о родных, далеких, несчастных людей. И в голове складывались, словно песни, свои собственные стихи.

На той бумаге, что он брал для рисования, он начал записывать эти стихи, и один из первых начинался так:

Ревет и стонет Днепр широкий,

Сердитый ветер завива,

Наземь ивы гнет высокие,

Горами волну поднимает.

И бледный месяц на ту пору

Из облака где-где выглядел,

Как будто лодка в синем море,

То выныривал, то утопал.

Еще третьи петухи не пели,

Никто нигде не шумел,

Сычи в роще перекликались,

И десен раз скрипов.

Как-то ночью гулял в том саду молодой художник. Увидел он - сидит парень, рисует. Подошел, посмотрел.

- Очень хорошо рисуешь! - сказал художник. - Ты учишься рисовать?

- Я работаю в артели мастера-маляра.

- А откуда же ты?

- Я с Украины.

А тот молодой художник Иван Сошенко, и сам был с Украины. Он обо всем расспросил Тараса и решил, что помочь ему, потому что был добрым, чулою человеком.

VI

Иван Сошенко, молодой художник, ученик Петербургской академии художеств, рассказал своим товарищам, друзьям, учите лям - профессорам академии, что встретил очень талантливого парня - Тараса Шевченко. Очень тот парень Тарас хочет учиться, а не может, потому что крепостной, господину принадлежит. А господин его - человек зря что богатая, а невежественная, грубая, надменная.

Учителем Ивана Сошенко был знаменитый русский художник, профессор Карл Брюллов. У него бывали другие художники, писатели, музыканты. Они заинтересовались Тарасом Шевченко и решили его выкупить из неволи. А господин пригласил Тараса большие деньги - две с половиной тысячи. Где такие деньги взять? Таких больших денег никто из них не имел, ведь они не богачи были!

Советовались они, совещались и решили: Карл Брюллов нарисует портрет своего друга - известного и любимого всеми поэта Жуковского, и разыграют тот портрет в лотерею, а за вырученные деньги выкупят Тараса. Так и сделали.

Наступил великий день в жизни Тараса. У Брюллова собрались те большие благородные люди, которые выкупили Тараса и дали ему бумагу, на которой было написано, что он уже свободный человек. Тарас поцеловал то бумагу и заплакал. И все те добрые, славные люди - русские художники, писатели, музыканты, которые помогли ему, - тоже плакали и радовались за Тараса Шевченко.

VII

Стал Тарас свободным человеком, начал учиться, приняли его в Академию художеств. Стал он учеником самого Карла Брюллова. Старательно учился он и так хорошо рисовал, что и медали в академии получал за свои работы.

И все время думал Тарас о родных братьев и сестер, о несчастный народ, из которого сам вышел. Ведь он хорошо знал, как скитаются нищие крепостные и на Украине, и в России - везде, где господствует царь, где блаженствуют паны-помещики.

И Тарас писал об этом стихи, песни. их издали книгой, которую он назвал «Кобзарь», а его самого с тех пор стали звать Кобза рем. Ту книжку полюбили все умные честные люди, все порабощенные и обиженные.

Когда закончил Тарас академию, стал художником, приехал он на Украину. Обрадовались ему братья и сестры, которые столько лет не видели своего Тарасика. А Тарас и радовался, и грустил, потому что горю валы они, бесправные крепостные, так же, как и родители. Везде, и в родном селе, и в других селах и городах, происходило то же самое, как и за его детства.

Тогда он написал много стихов против царя, против помещиков и звал теми стихами, чтобы люди восстали, боролись за свободу, жили одной свободной новой семьей. Тогда он написал и свой «За уезд», хотя был еще молодым человеком, и чувствовал себя ответственным за свой народ и всегда думал о судьбе всех порабощенных людей.

Как умру, то поховайте

Меня на могиле,

Среди степи широкой,

На Украине милой,

Чтобы поля широкополые,

И Днепр, и кручи

Было видно, было слышно,

Как ревет ревучий.

...............................

Похороните и вставайте,

Разорвите оковы

И вражьей злой кровью

Волю окропіте.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте помянуть

Незлым тихим словом.

И вот эти слова: «Вставайте, цепи разорвите!» - тогда повторяли, передавали друг другу как призыв к восстанию, революции.

Вокруг Тараса Шевченко группировались молодые смелые люди, которые желали свободы и счастья своему народу.

VIII

Господа, царь, его прихвостни - жандармы возненавидели Тараса Шевченко.

Как-то Тарас возвращался из своих странствий по Украине до Киева. Был замечательный весенний утро. На пароме переплывал Тарас широкий Днепр и любовался на любимый Киев. Он спешил на свадьбу своего друга. Сошел на причал, вдруг подходят к нему жандармы и арестовывают. Отвезли Тараса в Петербург и посадили в тюрьму. Вместе с Тарасом арестовали и многих его друзей из их общества, и никого не наказали так тяжело и жестоко, как Тараса Шевченко. Разозлился царь за его смелые стихи и приказал отдать Тараса в солдаты и сослать далеко-далеко от Украины. А самым страшным и самым тяжелым для Тараса было то, что немилосердный, мстительный и февраль царь запретил ему писать и рисовать.

Десять лет пробыл Тарас в далеких краях. Сначала он проходил солдатскую муштру в гарнизоне Орской крепости, по маленьким городом Орськом над рекой Уралом. Потом с солдатами прошел походом тысячи верст по голых степях и жгучих пустынях, где же песок, колючая трава, горькая вода в жидких озерках. Да и той радовались и люди, и животина. Верблюды и лошади тащили провиант, оружие и разобранную шхуну - небольшой корабль. Солдаты шли пешком под палящим солнцем до малоизвестного Аральского моря. Экспедиция под командой капитана Бутакова должна была изучить это море.

Два лета плавал и Тарас Шевченко по Аральскому морю, всегда бурном, неспокойном. Переносил штормы, утку. А зимой и на суше, на полуострове, где стоял их форт, было не легче. Свирепствовали различные восточные ветры, заносили колючие снега. Солдаты и матросы болели от нехватки продовольствия.

Тараса очень полюбили и матросы, и солдаты, и сам командир экспедиции капитан Бутаков. Они увидели, что Тарас справедливая, добрая и умный человек и очень талантливый художник. Бутаков и в экспедицию взял Тараса для того, чтобы тот описал берега Аральского моря. Тарасу было запрещено рисовать, и он очень обрадовался, когда ему поручили эту работу. Он сделал там много прекрасных интересных рисунков и моря, и берегов, и жителей того пустынного тогда края - казахов и туркмен. Рисовал он и себя с товарищами-солдатами. Те рисунки теперь собрали и бдительно берегут, и по ним много людей видят, где и как жил наш Тарас Григорьевич в ссылке.

Среди рисунков есть один удивительный. Рисунок, на котором изображен тигр. Так, огромный страшный тигр.

До состояния рыбаков, круг форта, повадился ходить тигр. Он загрыз корову, несколько телят и даже напал на людей. Вот и ре шили его уничтожить. Все солдаты, матросы, рыбаки и казахи, которые жили поблизости в своих юртах, вышли на охоту и убили хитрого свирепого хищника.

Тарас был также на этом необычном охоте и с молниеносной скоростью изобразил убитого тигра.

И там, в ссылке, Тарас одинаково, хотя это было строго запрещено царем, писал стихи. Он не покорился, он писал еще зажигательнее, еще одвертіше против зла и неправды. Но он делал это тайком, чтобы никто не видел. Тайно записывал свои стихи в маленькую книжечку-тетрадку, которую сам сделал, и прятал ее за голенищем сапога. Эта маленькая «захалявна» книжечка хранится и сейчас.

IX

Уже начали друзья Тараса и командир Бутаков ходатайствовать, чтобы облегчили судьбу поэта и художника, чтобы ему разрешили хотя бы рисовать, потому что экспедиция уже закончилась и Тарас с другими находился в Оренбурге, где приводили в порядок материалы экспедиции.

И вместо облегчения пришло ухудшение. Одна подлый человек, завистливый никчемный офицер написал донос в Петербург, что Тарас не живет в казарме, а с товарищами по экспедиции, рисует, ходит с разрешения Бутакова не в солдатской шинели, а в своем пальто. Оренбургское начальство перелякалось и сначала одправило Тараса на гауптвахту до Орской крепости, а потом загнала в замкнутый далекий форт на восточном берегу Каспийского моря. Туда и почта полгода не доходило, потому что полгода нельзя было туда добираться морем.

Везли в этот форт Тараса под стражей, как страшного преступника. Перед тем как садиться в лодку, который перевозил морем, подо брал Тарас на дороге ивовую веточку. Упала она с телеги. Тарас спрятал ее за пазуху, а когда приехал к форту, воткнул на пустом тоскному месте.

Не надеялся он, что-то выйдет из этого. А весной веточка неожиданно пустила ростки, и год от года выросла чудесная верба.

Долго, безжалостно муштровали Тараса Шевченко, как солдата, в этом форте. Здесь еще труднее было, чем в Орской крепости, чем на Аральском море.

Да и здесь так же, как и там, простые люди - казахи, жившие вокруг форта, солдаты, которые скитались одинаково, как и он, - все очень любили справедливого, доброго «отца Тараса». А его самой большой отрадой были дети, маленькие казашата и дети коменданта форта.

Часто приходили они к «дяде Горича», как звали они И раса Григорьевича, потому что не могли произнести «Григорьевич». Дети садились вокруг его, меншенькі вмощувались у него на коленях в единой тени ветвистой ивы. Он пел им, рассказывал сказки, рассказывал про свою далекую родину - несчастную родную Украину.

Тарасова верба росла, красовалась. Тарас убедил коменданта форта и солдат, что здесь, в голой пустыне можно вырастить еще деревья и какая это будет радость для всех людей! И тогда там посадили целый сад. Он и теперь есть, этот сад, и зовут его садом Тараса Шевченко.

X

Вернулся Тарас Шевченко из ссылки через десять лет. Забрали его молодым, сильным, а возвращался больным, седым, вот как на портрете.

И не покорился он царю, не бросил бороться за правду, за лучшую, свободную жизнь народа. И после ссылки он писал снова такие стихи, что их во всем мире знают, на все языки и теперь переводят, потому и сейчас в других странах есть еще порабощенные народы, которые борются за свою свободу, за свои права.

Тарас Григорьевич всегда много думал о детях, он часто вспоминал свое несчастное детство и писал:

И золотой и дорогой

Мне, чтобы знали вы, не жалко

Моей судьбе молодой:

А иногда такая печаль

Оступить душу, аж заплачу.

А еще до того, как увижу

Маленького мальчика в деревне.

Языков одірвалось ед ветвях,

Одно-одинешенек под забором

Сидит себе в старой дерюге.

Мне кажется, что это я

Что это же и молодость моя...

Тарас Шевченко мечтал о том времени, когда все дети будут учиться, расти на свободе. Он всегда призывал, чтобы все учились:

Учитесь, братья мои,

Думайте, читайте,

И чужому научайтесь,

И своего не цурайтесь!

Уже незадолго до своей смерти он составил для детей букварь на украинском языке, чтобы он был понятен детям крестьян на род ней Украине. И начинался тот букварь словам:

Есть лучше, лучше в мире,

Как вместе жить?

Он мечтал о том времени, когда в мире не будет лжи, бедствий, войн:

И на обновленной земле

Врага не будет, супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земле.

Перед смертью он просил своих друзей, чтобы похоронили его на Украине, над Днепром, как писал он в своем «Завещании»:

Как умру, то поховайте

Меня на могиле,

Среди степи широкой,

На Украине милой...

Так и сделали.

Пока были цари, они запрещали петь песни Тараса Шевченко, устраивать праздники в честь Кобзаря, даже арестовывали за это. Потому что все, кто боролся за свободу народа, любили произведения Тараса Шевченко, помнили его.

А теперь... читают его произведения, его «Кобзарь», поют его песни, чтят его память.

***

Я внимательно слушала деда, и для меня Тарас Шевченко был уже близким, родным человеком.

Вскоре я пошла учиться в школу. Весной учительница нам сказала:

- В марте будет шевченковский праздник. Давайте готовиться. Изучим стихи Тараса Григорьевича Шевченко, его песни.

Я сказала, что я знаю «вишневый Сад».

- Вот и хорошо. Ты и прочитаешь.

На праздник я пришла с дедом. Он шел такой торжественный, доволен.

- Дождался, - сказал, - праздник Кобзаря всюду свободно производят.

Все девочки были в украинских вышитых рубашках и с веночками и лентами на голове. Мы говорили и пели стихи Та раса Шевченко, а на конец все-все ученики школы, - и младшие, и старшие, и все учителя, и директор, и родители, которые пришли на праздник, и мой дедушка, - все встали и пели «Завещание»:

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте помянуть

Незлым тихим словом. А посередине сцены стоял в цветах большой портрет Тараса Григорьевича Шевченко. Он смотрел ласково-ласково, как будто он был с нами на самом деле и радовался, что теперь всем детям хорошо, и мы действительно были как одна семья.