Рассказы
Когда я была совсем маленькой, такой, как вы сейчас, у нас дома очень любили петь. Соберутся после работы летним вечером под праздник и поют.
Я знала, что всегда в конце петь деду любимые песни «Ревет и стонет» и «Как умру». Дед тоже подтягивать. Я знала все слова, и хотя не все верно произносила и понимала, тоненько и себе пела. И никто с меня не смеялся, потому что я сидела у деда на руках или возле него.
Мы жили далеко от Днепра, но с самого детства я представляла себе, какой он широкий, могучий, и ночью, во время бури, ревет и стонет и поднимает высокие волны. А заканчивалась песня тихо-тихо, и дед всегда немного поднимал руку, чтобы пели тихо, словно уже буря кончилась и все засыпают. Я очень любила эту песню.
А когда пели «Как умру», начинали ее всегда басами - папа, сосед дядя Яша и взрослые ребята, мне становилось грустно и немного страшно. Песню звали «Завещание». Я не все понимала в этой песне, но представляла высокую гору над Днепром, на ней могилу и оттуда ген-ген далеко видно: поля, реки, все города и села. И кто это все видит, зовет, чтобы люди встали, рвали цепи, и просит, чтобы его вспоминали.
А когда я стала немного старше, я спросила деда:
- А кто это просит?
- Разве ты не знаешь? - удивился дед. Ему казалось, наверное, если я пою, я уже все понимаю и знаю. - Это просит тот, кто написал эту песню, а написал ее Тарас Шевченко, наш Кобзарь.
Большой портрет Тараса Шевченко висел у нас над столом. Сколько я помнила себя, так уже знала его в лицо. Он словно смотрел на меня, всегда внимательно, ласково и грустно.
- Это он написал «Завещание», и «Ревет и стонет», и «Садок вишневый коло хаты», и еще много песен и стихов, - сказал дед. - их любят, потому что он звал ими людей бороться за свободу, чтобы не было богатых и бедных, а чтобы все люди жили в мире и дружбе, совместно работали.
- А он еще жив? - спросила я. - Ведь он писал «Как умру». Может, он еще не умер?
- Нет, - покачал головой дед, - он жил давно, я был тогда совсем маленький, когда он умер. Но о нем знали все, кто боролся за свободу народа. Недаром его «Завещание», когда был еще царь, запрещали петь жандармы, ибо он сам, Тарас Шевченко, боролся за народ и всю свою жизнь положил за это.
- Как? - спросила я. - Расскажи.
И дед несколько вечеров подряд рассказывал мне о Тарасе Шевченко.
Вот что он мне рассказал.
И
Страшное было тогда время. Господа наслаждались и жили в огромных особняках, а работали на них другие люди, их крепостные. Господин своего крепостного мог наказать как угодно, мог продать, словно какую-то вещь. Мог отобрать детей от родителей и на охотничьих собак выменять. И некому было пожаловаться, потому что правил всем царь, величайший господин, и, конечно, он был из панамы заодно.
И вот в селе Кирилловке, которое все принадлежало одному богатому господину, в бедной семье крепостных Шевченко, родился мальчик Тарас.
Семья была большая, детей много, нищета, страшные. У Тараса были старшая сестра и брат - Катя и Никита и моложе него - Иосиф, Яринка и сліпенька сестренка Маша. Бать ки, как и все крестьяне, должны были на барщине работать, то есть на господина делать. С утра до ночи они и гнули спины на барском поле, на барской конюшне, в барских садах и огородах. А дома их дети оставались голодные, голые, босые.
Женщины брали младенцев с собой на поле. Положат под снопом, а сами жнут пшеницу. Ребенок часто плачет, заливается, а мать и подойти лишний раз боится, потому барский надзиратель с канчуком в руках везде ходит, смотрит, как работают.
Кто из детей немножко подрастет - сразу тоже работать, или погонщиком, или пастушком.
И у Шевченко была дружная семья. Любили друг друга, жа лилы. Соберутся все вечером после работы, уложат в маленьком садике возле дома покрывало, занимают, ужинают вместе. Потом, уже вспоминая свою семью, раннее детство, написал Тарас Шевченко стихотворение:
Садок вишневый коло хаты,
Хрущи над вишнями гудят.
Плуговщики с плугами идут,
Поют идя девушки,
А матери ужинать ждут.
Семья ужин возле хаты,
Вечерняя зоренька встает.
Дочь ужинать подает,
А мать хочет научати,
Так соловей не дает.
Положила иметь возле дома
Маленьких детишек своих,
Сама уснула круг их.
Затихло все... Только девушки
И соловей не затих.
Приходил к ним часто старый-престарый дед Иван. Его очень любил маленький Тарасик. Прижмется к нему, и рассказывает дед давние былые времена.
Интересный был до всего Тарасик, все ему хотелось узнать: есть ли где железные столбы, небо подпирают, почему путь, мимо деревни идет, Черным зовется, и кто такие были гайдамаки, которые восставали против господ?
Парень рано в школу пошел и быстрее всех выучился читать и писать и очень любил рисовать, хотя этому его никто не учил.
II
Пока была жива мать Тараса, все-таки как-то перебивались. И вот умерла мать, еще молодой, от непосильного труда и лишений. Остались дети горемычными сиротами. Не знал отец, что и делать с ними. Старшая сестра Катя еще при матери вышла замуж и переехала в другое село.
Отец во второй раз женился на вдове с тремя детьми. Думал - легче будет, женщина и с детьми, и в хозяйстве даст лад. Да где там! Мачеха случилась лютая, невзлюбила детей, особенно Тараса. И рас не давал своих младших сестренок обижать, всегда за них заступался. Ну, а мачеха, кто не навредит ее детей - все на Тараса обратит и Тараса накажет.
Только и было радости, когда как-то одним летом отец ушел с чумаками и взял Тараса с собой. А чумаками называли люди, которые ходили с Украины аж в Крым по соль и рыбу. Не было тогда поїздів. ехали чумаки телегами, в которые запрягали сильных, спокойствие них волов. Волы шли медленно, и чумаки, собственно, не на телегах ехали, а шли колодних рядом долгим путем, степями, полями, более реками, озерами вплоть до Черного моря.
Вот и Тарас отправился с отцом в такую «чумачку» - путешествие с чумаками. И много-много увидел по дороге.
Увидел он и могучий Днепр с живописными берегами, высокие древние могилы в широких степях, где трава выше человека, гойдалась от ветра, словно волны в море, а вверху, в голубом небе летали орлы.
Шли чумаки зеленые рощи, села и города, и разные люди стрічались им. То слепой кобзарь сидел, играл на гуслях и пел старинные песни-думы, то они встречали рекрутов-ребят, которых забрали в солдаты. За ними шли матери, женщины, плакали, прощались, как будто на всю жизнь. Да оно почти так и было, ибо в те времена в солдатах служили двадцать пять лет.
Видел Тарас, что везде тяжело работают люди, как и в их селе. Стрічались им господа в роскошных каретах, на резвых откормленных конях. Задумывался малый Тарас так же, как дома: почему везде одни работают, страдают, а другие только гуляют, господствуют и благоденствуют?
И во время путешествия очень радовался Тарас, что идет с отцом, с чумаками, да много видит вокруг, столько интересного слышит, а главное, никто на него не кричит, не ругает так, как мачеха.
Обещал отец и второго года взять Тараса с собой, когда господин его самого с чумаками пошлет.
И не пришлось, ибо, как писал Тарас потом, -
...Отец, плача с детьми
(А мы малые были и голые),
Не вытерпел злой судьбы,
Умер на барщине!.. А мы
Расползлись между людьми,
Словно мышата. Я до школы -
Носить воду школьникам...
III
Был в том селе учителем пьяница-дьяк. Дьяки в церкви пели, читали вслух церковные книги, помогали господам. В те времена они бывали и учителями в школах.
После смерти отца Тарас пришел к учителя-дьяка. Сказал ему:
- Все буду делать для вас: воду носить, дрова колотиму, в школе буду убирать, только позвольте жить в школе и учиться.
Очень Тарас учиться хотел.
Дьяк согласился. Еще бы - даровой наемник! И больше издевался он с Тараса, чем учил его.
Всегда голодный, поцарапанный был Тарас, а пьяный дьяк не жалел для школьников пощечин и березовой каши - то есть бил всех нещадно березовыми розгами.
Убежал от него Тарас. Он слышал, что в соседнем селе дьяк очень грамотный, живет хорошо, не то, что этот пьяница, и к тому же маляр.
- Может, выучит меня! - подумал Тарас и пришел к нему.
И новый учитель приказал сразу Тарасу воду носить из реки на гору, где его хата стояла, потом краску заставил растирать, а учить и не собирался.
Ушел от него Тарас до третьего дьяка, тоже художника.
- Изучите меня рисовать! - попросил парень. - Все вам сделаю, что прикажете.
Но тот только глянул на Тараса и молвил:
- Ничего из тебя не выйдет. Ни швец, ни кравец, ни на дуде игрец.
Вернулся печальный Тарас в свое село и пошел в батраки.
IV
Все время мечтал Тарас учиться рисовать. Заработает копейку, купит своим бедным сестричкам Яринке и сліпенькій Машеньке конфетку или бубличок, а себе листик грубой серой бумаги. Спрячется где-то в бурьянах, рисует и поет грустные песни. Очень хороший был голос у Тараса, и он хорошо пел.
Через некоторое время он снова пошел в другое село еще к одному учителю, и тот согласился взять его в ученики. Надо было только разрешение от господина мать.
И когда пришел к барского управляющего за разрешением, тот оставил парня у господина «казачком» - прислужником.
Сидит господин в кресле, ничего не делает, только Тарасу кричит:
- Подай воды! Отгони муху!.. Подай трубку!.. Что ты там распелся? Ну-ка помолчи!
Господин много ездил и везде брал с собой Тараса, чтобы тот ему прислуживал в дороге. Некоторое время жил господин в литовском городе Вильнюсе - Свободные, как тогда его называли. Как-то поехал господин со своей женой на бал, а Тарас сел рисовать.
Так увлекся, что и не слышал, как господин вернулся. Видит пан - Тарас рисует. Разозлился и приказал выпороть парня на конюшне. Однако решил господин, что хорошо иметь своего собственного художника.
Вскоре он отдал Тараса учиться до одного профессора рисования.
V
И недолго проучился Тарас. Господин переехал в Петербург.
ехал пан каретой, а вся челядь шла пешком за возами, нагруженными барским добром. А была уже зима. Метель убирала пути, снег слепил глаза. Брел и Тарас в дырявых сапогах... Потом писал Тарас о этот путь:
Далекий путь, паны-братья,
Знаю его, знаю!
Аж на сердце поостынет,
Как его вспомню.
Попоміряв и я когда -
Чтобы его не мірять!..
Рассказал бы о том бедствии,
Да разве поверят?
...Шло Тарасу восемнадцатый год. Начал он просить господина отдать его хотя бы в художественную артель. Господин и отдал Тараса в ученики к мастеру-маляру. Тот маляр хоть славился хорошим имей стром, и был человеком жестоким, скупым. Работать заставлял он свою артель - мальчиков-подмастерьев - целый день, почти без передышки. Украшали они покои, красили стены, потолки. Жили ребята впроголодь, ходили в замызганных халатах, спали на голых, ухоженных матрасах на чердаке над кварты рою мастера-хозяина.
В Петербурге летом бывают белые ночи - тогда видно, как днем. Вот белыми ночами стал Тарас убегать со своего чердака в большой, красивый сад, который и теперь называется Летним. Сядет он там на опрокинутом ведре из-под краски и перерисовывает статуи, которые стоят в Летнем саду. А то задумается, замріється, вспомнит свою родную Украину, Днепр, и хочется ему спеть о них, о родных, далеких, несчастных людей. И в голове складывались, словно песни, свои собственные стихи.
На той бумаге, что он брал для рисования, он начал записывать эти стихи, и один из первых начинался так:
Ревет и стонет Днепр широкий,
Сердитый ветер завива,
Наземь ивы гнет высокие,
Горами волну поднимает.
И бледный месяц на ту пору
Из облака где-где выглядел,
Как будто лодка в синем море,
То выныривал, то утопал.
Еще третьи петухи не пели,
Никто нигде не шумел,
Сычи в роще перекликались,
И десен раз скрипов.
Как-то ночью гулял в том саду молодой художник. Увидел он - сидит парень, рисует. Подошел, посмотрел.
- Очень хорошо рисуешь! - сказал художник. - Ты учишься рисовать?
- Я работаю в артели мастера-маляра.
- А откуда же ты?
- Я с Украины.
А тот молодой художник Иван Сошенко, и сам был с Украины. Он обо всем расспросил Тараса и решил, что помочь ему, потому что был добрым, чулою человеком.
VI
Иван Сошенко, молодой художник, ученик Петербургской академии художеств, рассказал своим товарищам, друзьям, учите лям - профессорам академии, что встретил очень талантливого парня - Тараса Шевченко. Очень тот парень Тарас хочет учиться, а не может, потому что крепостной, господину принадлежит. А господин его - человек зря что богатая, а невежественная, грубая, надменная.
Учителем Ивана Сошенко был знаменитый русский художник, профессор Карл Брюллов. У него бывали другие художники, писатели, музыканты. Они заинтересовались Тарасом Шевченко и решили его выкупить из неволи. А господин пригласил Тараса большие деньги - две с половиной тысячи. Где такие деньги взять? Таких больших денег никто из них не имел, ведь они не богачи были!
Советовались они, совещались и решили: Карл Брюллов нарисует портрет своего друга - известного и любимого всеми поэта Жуковского, и разыграют тот портрет в лотерею, а за вырученные деньги выкупят Тараса. Так и сделали.
Наступил великий день в жизни Тараса. У Брюллова собрались те большие благородные люди, которые выкупили Тараса и дали ему бумагу, на которой было написано, что он уже свободный человек. Тарас поцеловал то бумагу и заплакал. И все те добрые, славные люди - русские художники, писатели, музыканты, которые помогли ему, - тоже плакали и радовались за Тараса Шевченко.
VII
Стал Тарас свободным человеком, начал учиться, приняли его в Академию художеств. Стал он учеником самого Карла Брюллова. Старательно учился он и так хорошо рисовал, что и медали в академии получал за свои работы.
И все время думал Тарас о родных братьев и сестер, о несчастный народ, из которого сам вышел. Ведь он хорошо знал, как скитаются нищие крепостные и на Украине, и в России - везде, где господствует царь, где блаженствуют паны-помещики.
И Тарас писал об этом стихи, песни. их издали книгой, которую он назвал «Кобзарь», а его самого с тех пор стали звать Кобза рем. Ту книжку полюбили все умные честные люди, все порабощенные и обиженные.
Когда закончил Тарас академию, стал художником, приехал он на Украину. Обрадовались ему братья и сестры, которые столько лет не видели своего Тарасика. А Тарас и радовался, и грустил, потому что горю валы они, бесправные крепостные, так же, как и родители. Везде, и в родном селе, и в других селах и городах, происходило то же самое, как и за его детства.
Тогда он написал много стихов против царя, против помещиков и звал теми стихами, чтобы люди восстали, боролись за свободу, жили одной свободной новой семьей. Тогда он написал и свой «За уезд», хотя был еще молодым человеком, и чувствовал себя ответственным за свой народ и всегда думал о судьбе всех порабощенных людей.
Как умру, то поховайте
Меня на могиле,
Среди степи широкой,
На Украине милой,
Чтобы поля широкополые,
И Днепр, и кручи
Было видно, было слышно,
Как ревет ревучий.
...............................
Похороните и вставайте,
Разорвите оковы
И вражьей злой кровью
Волю окропіте.
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте помянуть
Незлым тихим словом.
И вот эти слова: «Вставайте, цепи разорвите!» - тогда повторяли, передавали друг другу как призыв к восстанию, революции.
Вокруг Тараса Шевченко группировались молодые смелые люди, которые желали свободы и счастья своему народу.
VIII
Господа, царь, его прихвостни - жандармы возненавидели Тараса Шевченко.
Как-то Тарас возвращался из своих странствий по Украине до Киева. Был замечательный весенний утро. На пароме переплывал Тарас широкий Днепр и любовался на любимый Киев. Он спешил на свадьбу своего друга. Сошел на причал, вдруг подходят к нему жандармы и арестовывают. Отвезли Тараса в Петербург и посадили в тюрьму. Вместе с Тарасом арестовали и многих его друзей из их общества, и никого не наказали так тяжело и жестоко, как Тараса Шевченко. Разозлился царь за его смелые стихи и приказал отдать Тараса в солдаты и сослать далеко-далеко от Украины. А самым страшным и самым тяжелым для Тараса было то, что немилосердный, мстительный и февраль царь запретил ему писать и рисовать.
Десять лет пробыл Тарас в далеких краях. Сначала он проходил солдатскую муштру в гарнизоне Орской крепости, по маленьким городом Орськом над рекой Уралом. Потом с солдатами прошел походом тысячи верст по голых степях и жгучих пустынях, где же песок, колючая трава, горькая вода в жидких озерках. Да и той радовались и люди, и животина. Верблюды и лошади тащили провиант, оружие и разобранную шхуну - небольшой корабль. Солдаты шли пешком под палящим солнцем до малоизвестного Аральского моря. Экспедиция под командой капитана Бутакова должна была изучить это море.
Два лета плавал и Тарас Шевченко по Аральскому морю, всегда бурном, неспокойном. Переносил штормы, утку. А зимой и на суше, на полуострове, где стоял их форт, было не легче. Свирепствовали различные восточные ветры, заносили колючие снега. Солдаты и матросы болели от нехватки продовольствия.
Тараса очень полюбили и матросы, и солдаты, и сам командир экспедиции капитан Бутаков. Они увидели, что Тарас справедливая, добрая и умный человек и очень талантливый художник. Бутаков и в экспедицию взял Тараса для того, чтобы тот описал берега Аральского моря. Тарасу было запрещено рисовать, и он очень обрадовался, когда ему поручили эту работу. Он сделал там много прекрасных интересных рисунков и моря, и берегов, и жителей того пустынного тогда края - казахов и туркмен. Рисовал он и себя с товарищами-солдатами. Те рисунки теперь собрали и бдительно берегут, и по ним много людей видят, где и как жил наш Тарас Григорьевич в ссылке.
Среди рисунков есть один удивительный. Рисунок, на котором изображен тигр. Так, огромный страшный тигр.
До состояния рыбаков, круг форта, повадился ходить тигр. Он загрыз корову, несколько телят и даже напал на людей. Вот и ре шили его уничтожить. Все солдаты, матросы, рыбаки и казахи, которые жили поблизости в своих юртах, вышли на охоту и убили хитрого свирепого хищника.
Тарас был также на этом необычном охоте и с молниеносной скоростью изобразил убитого тигра.
И там, в ссылке, Тарас одинаково, хотя это было строго запрещено царем, писал стихи. Он не покорился, он писал еще зажигательнее, еще одвертіше против зла и неправды. Но он делал это тайком, чтобы никто не видел. Тайно записывал свои стихи в маленькую книжечку-тетрадку, которую сам сделал, и прятал ее за голенищем сапога. Эта маленькая «захалявна» книжечка хранится и сейчас.
IX
Уже начали друзья Тараса и командир Бутаков ходатайствовать, чтобы облегчили судьбу поэта и художника, чтобы ему разрешили хотя бы рисовать, потому что экспедиция уже закончилась и Тарас с другими находился в Оренбурге, где приводили в порядок материалы экспедиции.
И вместо облегчения пришло ухудшение. Одна подлый человек, завистливый никчемный офицер написал донос в Петербург, что Тарас не живет в казарме, а с товарищами по экспедиции, рисует, ходит с разрешения Бутакова не в солдатской шинели, а в своем пальто. Оренбургское начальство перелякалось и сначала одправило Тараса на гауптвахту до Орской крепости, а потом загнала в замкнутый далекий форт на восточном берегу Каспийского моря. Туда и почта полгода не доходило, потому что полгода нельзя было туда добираться морем.
Везли в этот форт Тараса под стражей, как страшного преступника. Перед тем как садиться в лодку, который перевозил морем, подо брал Тарас на дороге ивовую веточку. Упала она с телеги. Тарас спрятал ее за пазуху, а когда приехал к форту, воткнул на пустом тоскному месте.
Не надеялся он, что-то выйдет из этого. А весной веточка неожиданно пустила ростки, и год от года выросла чудесная верба.
Долго, безжалостно муштровали Тараса Шевченко, как солдата, в этом форте. Здесь еще труднее было, чем в Орской крепости, чем на Аральском море.
Да и здесь так же, как и там, простые люди - казахи, жившие вокруг форта, солдаты, которые скитались одинаково, как и он, - все очень любили справедливого, доброго «отца Тараса». А его самой большой отрадой были дети, маленькие казашата и дети коменданта форта.
Часто приходили они к «дяде Горича», как звали они И раса Григорьевича, потому что не могли произнести «Григорьевич». Дети садились вокруг его, меншенькі вмощувались у него на коленях в единой тени ветвистой ивы. Он пел им, рассказывал сказки, рассказывал про свою далекую родину - несчастную родную Украину.
Тарасова верба росла, красовалась. Тарас убедил коменданта форта и солдат, что здесь, в голой пустыне можно вырастить еще деревья и какая это будет радость для всех людей! И тогда там посадили целый сад. Он и теперь есть, этот сад, и зовут его садом Тараса Шевченко.
X
Вернулся Тарас Шевченко из ссылки через десять лет. Забрали его молодым, сильным, а возвращался больным, седым, вот как на портрете.
И не покорился он царю, не бросил бороться за правду, за лучшую, свободную жизнь народа. И после ссылки он писал снова такие стихи, что их во всем мире знают, на все языки и теперь переводят, потому и сейчас в других странах есть еще порабощенные народы, которые борются за свою свободу, за свои права.
Тарас Григорьевич всегда много думал о детях, он часто вспоминал свое несчастное детство и писал:
И золотой и дорогой
Мне, чтобы знали вы, не жалко
Моей судьбе молодой:
А иногда такая печаль
Оступить душу, аж заплачу.
А еще до того, как увижу
Маленького мальчика в деревне.
Языков одірвалось ед ветвях,
Одно-одинешенек под забором
Сидит себе в старой дерюге.
Мне кажется, что это я
Что это же и молодость моя...
Тарас Шевченко мечтал о том времени, когда все дети будут учиться, расти на свободе. Он всегда призывал, чтобы все учились:
Учитесь, братья мои,
Думайте, читайте,
И чужому научайтесь,
И своего не цурайтесь!
Уже незадолго до своей смерти он составил для детей букварь на украинском языке, чтобы он был понятен детям крестьян на род ней Украине. И начинался тот букварь словам:
Есть лучше, лучше в мире,
Как вместе жить?
Он мечтал о том времени, когда в мире не будет лжи, бедствий, войн:
И на обновленной земле
Врага не будет, супостата,
А будет сын, и будет мать,
И будут люди на земле.
Перед смертью он просил своих друзей, чтобы похоронили его на Украине, над Днепром, как писал он в своем «Завещании»:
Как умру, то поховайте
Меня на могиле,
Среди степи широкой,
На Украине милой...
Так и сделали.
Пока были цари, они запрещали петь песни Тараса Шевченко, устраивать праздники в честь Кобзаря, даже арестовывали за это. Потому что все, кто боролся за свободу народа, любили произведения Тараса Шевченко, помнили его.
А теперь... читают его произведения, его «Кобзарь», поют его песни, чтят его память.
***
Я внимательно слушала деда, и для меня Тарас Шевченко был уже близким, родным человеком.
Вскоре я пошла учиться в школу. Весной учительница нам сказала:
- В марте будет шевченковский праздник. Давайте готовиться. Изучим стихи Тараса Григорьевича Шевченко, его песни.
Я сказала, что я знаю «вишневый Сад».
- Вот и хорошо. Ты и прочитаешь.
На праздник я пришла с дедом. Он шел такой торжественный, доволен.
- Дождался, - сказал, - праздник Кобзаря всюду свободно производят.
Все девочки были в украинских вышитых рубашках и с веночками и лентами на голове. Мы говорили и пели стихи Та раса Шевченко, а на конец все-все ученики школы, - и младшие, и старшие, и все учителя, и директор, и родители, которые пришли на праздник, и мой дедушка, - все встали и пели «Завещание»:
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте помянуть
Незлым тихим словом. А посередине сцены стоял в цветах большой портрет Тараса Григорьевича Шевченко. Он смотрел ласково-ласково, как будто он был с нами на самом деле и радовался, что теперь всем детям хорошо, и мы действительно были как одна семья.
|
|