8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
«Хозяин» И. К. Карпенко-Карого - выдающееся достижение украинской драматургии XIX века
Драматическое творчество И. К. Карпенко-Карого - величайшее достижение украинской литературы XIX ст.
В украинской драматургии пьеса «Хозяин» считается лучшей реалистичной сатирической комедией.
Автор подчеркивал, что его «Хозяин» - это «злая сатира на мужскую любовь к стяжания без всякой другой цели. Проблему «стяжания для стяжания!» Карпенко-Карый разрабатывает на основе глубокого изучения тех социальных процессов, которые происходили на Украине во времена бурного развития капитализма.
Карпенко-Карый использовал могучую силу смеха не для того, чтобы развлекать, веселить общественность, а чтобы бороться за торжество светлых, благородных идеалов человечества. Беспощадно высмеивает драматург все уродливое и низменное.
В жизни, писатель-сатирик делает это во имя победы благородных и светлых основ жизни. В пьесе видно стремление автора подвести читателя и зрителя к определенным положительных моральных выводов. Лучом своих этических взглядов драматург освещает каждое действующее лицо, каждую ситуацию и сцену в комедии.
Самым оригинальным достижением Карпенко-Карого в пьесе «Хозяин» есть образ Пузыря, Его нельзя считать полностью отрицательным героем, потому что ярко выражены в характере персонажа и положительные черты. Следует отметить, что в семье Терентия Гавриловича царит согласие, в этом есть и его заслуга. Пузырь любит свою дочь, гордится ее умом и образованностью, хотя до конца понять Соню ему не позволяет направленность на обогащение.
Пожалуй, самая большая его положительное качество умения хозяйствовать. Он трудолюбивый, заботливый, непоседливый, инициативный. Разве не трогает, когда он, смертельно больной, заботится о двух овечек. У Пузыря был талант хозяина-агрария, который, к сожалению, по тогдашней системы порождал зло и разорение сотен и тысяч людей.
В образе Пузыря Карпенко-Карый обличал пауков-стяжателів и художественно убедительно доказывал, что не в богатстве счастье. Ведь счастливым миллионер не был, его жизненные принципы терпят крах: хищнические методы хозяйствования вызывают бунт рабочих; дочь намерена выйти замуж, не считаясь с волей отца; за участие в мошенничестве его привлекают к ответственности, а непомерная жадность приводит к трагическому концу. Итак, Пузырь стал жертвой своих же миллионов. Для более яркого изображения образа главного героя писатель мастерски изобразил людей, между которыми жил и с которыми общался Пузырь.
Двое из них - Феноген и Ліхтаренко - восприняли его науку и теперь своими принципами и жизненной целью ничем не отличаются от хозяина.
Образ Злотницького драматург ввел, чтобы показать победу буржуазии в экономическом соревновании с дворянством.
Образы Сони и Калиновича свидетельствуют о неравнодушии интеллигенции того времени к человеческой судьбе. Этими образами автор комедии утверждает, выражаясь его собственными словами, «идею любви, идею счастья, идею экономического благосостоянія народа». Писатель обнаруживает глубокую уверенность в том, что мир лжи и зла обречен на гибель, что в будущем восторжествуют «Высшие идеалы общего блага; исчезнут причины, которые рождают эгоизм, жадность и вражду между людьми.
Следовательно, произведение Карпенко-Карого - социальная сатирическая комедия, в которой высмеиваются и осуждаются явления, рожденные капиталистическим строем, разоблачаются «хозяева» жизни - капиталисты, подчеркивается аморальность их поступков. В пьесе подвергаются осмеянию и отдельные бытовые явления, возникшие как следствие уродливых отношений в експлуататорському обществе.
Хоть в комедии драматург и не создал положительного героя, который бы резко противостоял хищнику-миллионеру, а представители народных масс выступают лишь эпизодически, однако идеал автора достаточно выразительный. Разоблачая и высмеивая, он одновременно утверждал то хорошее, справедливое, носителем которого был народ.
|
|