(70год)
Всего - 70 ч. В неделю - 2 ч.
Повторение и обобщение - 2 часа.
Текстуальное изучение произведений - 53 ч.
Внеклассное чтение - 4 ч.
Выразительное чтение - 2 ч.
Резервное время - 7 ч.
ТЕМА 1.
Вступление.
Слово в жизни человека. Красота мира и человеческой души в художественном слове. Образное слово - первоэлементы литературы. Начало словесного искусства: фольклор и летописи. Художественная литература как искусство слова. Виды искусства.
ТЛ:
образное слово, эпитет, сравнение, персонификация, фольклор.
ТЕМА 2. Мир фантазии, мудрости.
Мифы и легенды украинцев "О создании земли", "Почему бывает печальное солнце?", "О звездный Виз", "О ветре", "Об огне", "О дожде", "Почему пес живет у человека?", "Лесная панна", "Берегиня", "Дажбог", "Неопалимая купина" (на выбор).
Первоначальные представления о вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения, добро и зло. Их роль в жизни.
ТЛ:
миф, легенда.
ТЕМА 3. Народные сказки.
"О правде и кривде", "Мудрая девушка", "О Жар-Птице и Волке", "Красный Иванко и заклятый город
" (на выбор).
Тематика народных сказок, их разновидности (о животных, фантастические, приключенческие и т.д.).
Построение сказки (зачин, концовка). Ее яркий национальный колорит. Народное представление о добре и зле в сказке. Анализ фантастического и реального, смешного и страшного, красивого и безобразного в сказках.
ТЛ: сказка.
ТЕМА 4. Литературные сказки.
И. Франко.
"Крашеный Лис"
Детство писателя. И. Франко-сказочник (сб. "Когда еще звери говорили"). Содержание сказки, главные персонажи, второстепенные. Образ Лиса, черты его характера. Особенности литературной сказки, ее отличие от народной.
ТЛ: литературная сказка. Интонация чтения. Речь автора и речь персонажей (действующих лиц).
ТЕМА 5. Василий Королев-Старый. "Потерчата", "Хуха-Мшанки"
Краткие сведения о писателе и его фантастические сказки. Образы фантастических существ, созданных воображением автора на основе украинского фольклора. Добро и зло в этих сказках. Светлый, жизнеутверждающий взгляд на мир. Анализ внешности (портрета) сказочных существ. Сквозной гуманизм сказок.
ТЛ: портрет.
ТЕМА 6. Иван Липа. "Близнецы"
Интересный эпизод из биографии писателя. Высокая идейность, эстетика, народная мораль и этика его сказок. Условная, придуманная ситуация. Подарок Судьбы и умение им воспользоваться как основная мысль сказки. Поведение братьев-близнецов - разные жизненные пути, образцы собственного выбора.
ТЛ: прозаическая речь.
ТЕМА 7. Василий Симоненко. "Царь Плаксий и Лоскотон"
Интересная страница из жизни художника. Разные жизненные позиции царя Плаксы и Лоскотона (пессимистическая и оптимистическая). Сказочная история и современная жизнь.
ТЛ: стихотворная речь, рифма, строфа.
ТЕМА 8.
Загадки (на выбор)
Загадка как вид устного народного творчества. Рассмотрение содержания и формы загадок. Виды загадок (о людях, их жизни, о природе и ее явлениях, о растениях, животных). Художественные средства в них (метафора).
ТЛ: загадка, метафора.
ТЕМА 9. Леонид Глебов. "Причудливый, маленький...", "Что за птица?", "Кто говорит?", "Кто сестра и брат?", "Цветочная свадьба"
Известный украинский поэт и баснописец. Фольклорная основа его стихотворных загадок. Жизнеутверждающий пафос стихотворений Л. Глебова. Особенности его поэтического языка.
ТЛ: акровірш.
ТЕМА 10. Пословицы и поговорки.
Народное представление об окружающем мире и его оценка в пословицах и поговорках. Красота и мудрость этого жанра устного народного творчества.
ТЛ: пословица, поговорка.
ТЕМА 11. Историческое прошлое нашего народа.
Летописные сказания: об основании Киева, о князе Олеге, о княгине Ольге, о крещение Киева князем Владимиром
(подавать на основе "Повести временных лет" в переводе В. Близнеца)
.
"Повесть временных лет" - древнейшая летопись нашего народа. Значение летописания для потомков. Сказочные и исторические мотивы летописных сюжетов. Любовь русских князей к своей земле, их сила духа, воля, благородство, смелость, решительность, верность и т.д.
ТЛ: летопись.
ТЕМА 12. Александр Олесь (Кандыба). "Запев", "Украина в старину" , "Наши предки - славяне", "Начала Киева" , "Аскольд и Дир", "Поход на Царьград" , "Княгиня Ольга", "Ярослав Мудрый", "Никита Кожемяка"
Стихи из книги "Княжеская Украина". Поэтическое повествование о прошлом нашего народа, князей древней Украины-Руси, их мудрость, благородство, храбрость, любовь к родной земле.
ТЛ: стихотворный ритм, драматическое произведение и его построение, гипербола.
ТЕМА 13. Антин Лотоцкий. "Михаил-семилеток"
Древнерусские времена Украины (борьба киевлян против захватчиков-печенегов) в литературной интерпретации. Чувство долга и чувство родительской любви. Размышления о добре и зле.
ТЛ: тема художественного произведения, сюжет, кульминация.
ТЕМА 14. Иван Нечуй-Левицкий. "Запорожцы" (фрагмент)
Интересная страница из биографии художника. Литературная сказка о запорожцах. Показ писателем лиц арства, гуманности, патриотизма, смелости, отваги запорожских казаков. Роль художественных средств в произведении (гиперболы и др.), пейзажа, портрета.
ТЛ: пейзаж.
ТЕМА 15. Оксана Сенатович. "Малый Воз"
Краткий рассказ о писательнице. Волшебный сон Димы как условный литературный прием. Образ любознательного мальчика. Место воображаемого и фантастического в сказке.
Значение исторического прошлого для современности.
ТЕМА 16. Родная украина. Мир природы.
Тарас Шевченко. "За солнцем облачко плывет...", "Садок вишневый коло хаты..."
Украина времен Т. Шевченко. Рассказ о поэте, его детство. Картины окружающего мира, природы в поэзиях Т. Шевченко - другая, художественная реальность, созданная воображением художника с помощью средств образного языка.
ТЕМА 17. Константина Малицкая (Псевд. Вера Лебедова, Днестровская Чайка). "Почему, почему, земля моя...", "Соловей"
Рассказ о писательнице. Стих-песня, ставшая народной. Воспроизведение художественным словом чувство любви к родной земле. Причины популярности песни. Художественная рассказ про птичку (художественное описание "Соловей"). Образ соловья как воплощение творческой личности, ее достойного поведения, максимальной самореализации.
ТЛ: художественный описание.
ТЕМА 18. Елена Пчилка (Ольга Косач). "Сосенка"
Рассказ о писательнице, что творила и для детей, и ее семью. Идея притягательной, защитной силы родного дома (дома-крепости). Сосенка как его символ для мальчика Ваню. Удивительное приключение с ним. Художественные средства произведения, особенность его жанровой построения.
ТЛ: рассказы, экспозиция.
ТЕМА 19. Павел Тычина. "Не бывал ты в наших краях!" , "Рощи шумят...", "Голубизна мою душу обвіяла..."
Коротко о поэте и край, где он родился. Мастерское воспроизведение красоты природы, выражение жизнерадостности, патриотических чувств средствами художественного слова. Мелодичность стихов П. Тычины.
ТЕМА
20. Евгений Гуцало. "Лось"
Основные сведения о писателе. Вечное противостояние добра и зла - сквозная тема мирового искусства. Нарушение этой темы в рассказе. Сострадание, милосердие - путь к победе добра. Образы мальчиков, их неотступность в защите гуманных убеждений.
ТЕМА
21. Богдан-Игорь Антоныч. "Весна" ("Растет Антонич и растет трава...") , "Навстречу" ("Растет ребенок, словно куст малины...") , "На пути"
Основные сведения о поэте. Его умение видеть красоту родной природы и красоту создавать средствами поэтического языка. Единство человека и природы, связь между состоянием человеческой.
ТЛ: лирический герой.
ТЕМА
22. Григор Тютюнник. "Чудак"
Коротко о писателе. Идея неповторимости и богатства внутреннего мира человека. Параллельность и единство двух миров - природы и человека, изображенные в рассказе. Точность и лаконизм описаний природы. Любознательный, отзывчивый, добрый мальчик Олесь, его жажда познать загадочный мир природы, умение фантазировать, воображать. Достойное поведение Олеся как позиция личности.
ТЕМА 23. Николай Винграновский. "Первая колыбельная", "Пойдемте в сад...", "Сама собой река эта течет..."
Поэзия - особый способ выражения чувств человека. Высказывания поэтическим языком любви к ребенку и заботы о ней, родительского собрания ("Первая колыбельная"). Художественные описания природы как проявление патриотических чувств автора.
ТЕМА 24. Литература родного края.
Ознакомление с доступными для восприятия и интересным для пятиклассников произведениями писателей-земляков.