Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ
Поиск идеалов и проблема выбора... (по роману Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»)

Добро и зло... Испокон веков идет борьба между этими противоположностями. И человеку мало не каждый день приходится выбирать, чему именно отдать предпочтение. Этот выбор очень сложный еще и потому, что добро и зло способны уживаться в одном человеке, и что именно победит - порой не знает она сама.

Эти проблемы поднимаются и в романе Панаса Мирного «Разве ревут волы...». Главным выбором здесь оказывается не внешний - разве существует он, например, когда свободное казацкое село превращают на крепостном? Конечно, каждый человек стремится к свободе, но - слишком неравные силы.

«И стала перед их глазами их будуча судьба - грустная, заплаканная, без воли, без радости, с кнутом в руках». Но дальнейший выбор становится уже внутренним выбором каждого. Контраст между желанием счастья и жестокими условиями жизни, калечат человека, ставят героев перед выбором между нищим честным или воровским путем, правдой или несправедливостью. И каждый выбирает свое.

Возьмем, например, судьбы Григория и Чипки. Оба - сироты, которые мечтали в детстве о безбедное земледельческий жизни. Но люди относятся к ним по-разному: Грицькові сочувствуют, а Чипку - гонят от себя. Однако под влиянием бабы Оришки Цепкая делает свой первый в жизни выбор: «Я буду хорошим». После этого парень жалеет горобенят, которых бьет Гриша, или баранов. Он даже пытается защитить деда Власа, когда того забирают на господский двор. И жизнь постепенно начинает уничтожать эту детскую доброту. С той же пылкостью, что он становился на защиту птиц, Цепкая, узнав, что они якобы виновны в преступлении, сам их уничтожает. Привязанность к кому-то легко вращается на ненависть к тому, кто обижает то, что Чепцы нравится. Вон как он реагирует на рассказ о бегстве отца от господ: «Нет! нехорошо сделал отец... Почему он их не вырезал, не выжег?» Цепкая и сам был готов «пустить петуха» барину за Уласа, или жестоко отомстить бородаєві. Так боль, вызван лучшими намерениями и идеалами, постепенно превращался в жестокость, пока стихийную, а не сознательно выбранную.

Гриша, что выбрал жизненную позицию «моя хата с краю», постепенно достигает своей цели. Будто в нем нет ни добра, ни зла (как отсутствует борьба между ними), но бывший сирота уже начинает презирать тех, кто беднее него, то что это? Добро или зло?

Получают немножко земли и Цепкая с матерью. Появляется красавица Галя. Снова сердце Корточках тянется к добру - и снова злая судьба ставит его перед выбором: что ему делать, когда жестоко и несправедливо отбирают землю? Не найдя правды ни у общины, ни в суде, он начинает терять ориентиры: «Везде ложь, везде!.. Когда бы можно, весь бы этот мир виполонив, а вырастил новый... Тогда бы, может, и правда настала». Он не может быть счастливым, когда нет правды - но что можно сделать? Убежать? Устроить бунт? Но бунт заканчивается жестокой расправой... Отчаявшись во всем, он пристает к ворам, и даже в этом есть своего рода остатки от поисков идеалов: они ведь свое отбирают, у народа награбленное. И снова Цепкая еще мечтать, как он будет людям служить», пока не потеряет последнюю надежду, и ненависть не заслонит ему весь мир.

Но перед проблемой выбора стоят часто и другие герои Панаса Мирного. Максим Гудзь, внук казака, слишком привык к свободе. Он может вести жизнь земледельца, но горячая, вспыльчивая натура требует от него чего-то другого. В определенный момент у него вроде внешне все хорошо: есть достаток, семья, дочь... Но он выбирает воровской жизни.

Тяжелый выбор стоит и перед Матреной: между материнской любовью и представлениями о справедливість. ей не на кого было надеяться, кроме сына. Как радовалась она, когда Цепкая стал хозяином! Все Мотрині мечты сводились к тому, чтобы нормально и честно жить, и когда она узнала, что Цепкая поубивал невинных людей, чувство справедливости взяло верх - Матрена рассказала о его преступлении в управе. Она не могла молчать, зная, что сын-убийца представляет опасность для многих. Но каким болезненным был ее выбор!

Не менее трагичным оказался выбор Гали, «полевой царевны», что никогда не знала забот в родительском доме, и не имела привычки противостоять жизненным обставинам. ее идеалом была любовь - от него ничего не осталось. Когда перед ней встает выбор: жить с вором и ждать его с каторги, или умереть самой, Галя накладывает на себя руки. Это можно назвать и слабостью - и каждый из нас оказался бы способным вынести такие страдания? то же не будем судить ее строго.

В разные моменты жизни, в разных ситуациях вопрос выбора встает перед каждым из нас. Так же, как каждый человек имеет свои идеалы или ищет их.

Временное расстояние между событиями из романа Панаса Мирного и настоящим - огромная. Но есть категории вечные, которые остаются актуальными в любое время. Разве сегодня перед нашими современниками не стоит, например, выбор: честная бедность или материальная обеспеченность, достигнута с помощью криминала? Или между духовным и материальным вообще?

Очень хотелось бы, чтобы мы все были способными сделать правильный выбор, в пользу всего духовного, прекрасного, вечного. Пусть не ломаются человеческие судьбы, и пусть всегда будет верным выбор, как отдельных людей, так и целых народов.