Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
Актуальность произведений Ивана Карпенко-Карого

« Казалось бы, что со времени написания Карпенко-Карым знаменитых пьес нас отделяют десятилетия, но и сегодня пьесы остаются актуальными. И причина этому - процесс реформирования экономики на рыночной основе. Вот только беда, что сегодня мы не имеем такого гениального драматурга, который сумел бы в такой яркой форме показать, что подобные процессы - это в какой-то мере испытание для общества: удастся ли сохранить те общечеловеческие ценности, которые на протяжении веков оберегала человеческое сообщество ради нравственности подрастающего поколения.

В отличие от персонажей Карпенко-Карого, нынешние герои не такие однозначные, как у драматурга, они имеют высшее образование, иногда образование в нескольких областях, и бесспорный опыт в таинственном мире «теневого бизнеса», а проще говоря, они почти все прошли сложную школу умения выживать в коррумпированных сложных структурах. Что же общего у героев Карпенко-Карого и «героев нашего времени»? Безусловно, это стремление иметь как можно больше денег, одно слово, деньги ради денег. Пузырь, Калитка не остановятся ни перед чем, лишь бы обогатиться. А что современные бизнесмены? Деньги на первом плане во всех «мошенников» (используя современную лексику - в «олигархов») и, увы, не ради развития какой-либо отрасли производства, ибо это имело бы положительное значение, а именно ради денег, больших денег. Только прячут они их не в кубышку, не в приобретении товаров или земель, не в совершенствование производственных процессов, а в банки-убежища за рубежом, «на черный день». И появляется интерпретация: не «на черный день», а «чтобы и моим внукам хватило». Видите ли, аппетиты уже не такие, как у Пузыря или Калитки. им уже давай больше. И если открытие памятника Котляревскому для Пузыря было «без надобности», то современные пузыри и калитки и из искусства делают деньги. Правда, возникает вопрос, можно ли то, что они поддерживают, например на сцене, можно назвать искусством. Но народу нравится, поэтому и текут денежки в карман пузырей.

Хотелось бы видеть современных бизнесменов, которые бы не говорили как Пузырь, что «плевал на все и знать не хотел Человеческой молвы». К сожалению, положительных примеров мало. Спросите молодых ребят, которые работают «на фирмача», многие из них устроились на работу по контракту или договору? Очень мало таких. Потому что в условиях сплошной безработицы они согласны на любой заработок, на любую работу, даже когда получать за нее копейки. И «фирмачи» этим пользуются, потому что договор будет обязывать их соблюдать закон: продолжительность рабочего дня, оплата пособий по болезни, отпуска и т.п. Поэтому -._ и имеем современного Пузиренка, который пренебрегает законом и готов на все ради дешевой рабочей силы, что принесет огромные прибыли.

Но чего стоит жизнь в непрерывной погоне за богатством и суперприбылями, когда над могилой такого Пузиренка не прольется ни одна искренняя слеза как за человеком?

Поэтому произведение Карпенко-Карого «Хозяин» будет оставаться еще долгое время актуальным для нашего общества: есть над чем подумать, есть из чего делать выводы.