Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
ЛЕСЯ УКРАИНКА

Актуальность произведения Леси Украинки «Боярыня» в наше время

Среди драматического наследия Леси Украинки драматическая поэма «Боярыня» занимает особое место. Это произведение, которое при жизни поэтессы не выдавался, впервые увидел свет в 1914 году, были отдельные издания в 1918 и 1923 годах. А с тех пор до 1989 года поэма не только не выходила в свет, но и в литературной критике и истории литературы о ней не вспоминали. Чем же это объяснить?

Хотя тема «Боярыни» построена на историческом прошлом Украины, а точнее - XVII века, эпоха Руины и Петра Дорошенко, однако в поэме отсутствует конкретный материал. Основное внимание поэтессы сосредотачивается на отдельных персонажах, которые попали под влияние сложных обстоятельств.

«Боярыня» - произведение сложное, философское и сегодня актуален. В чем же актуальность драматической поэмы «Боярыня» Леси Украинки? Эпоха Руины, о которой довольно часто слышит украинский читатель сегодня, характеризуется как утрата нашим народом духовности, национального бытия, самостоятельности. Из всего комплекса национальных проблем Леся Украинка выбрала эпоху Руины. Почему? Поскольку поэтесса всегда брала для своих произведений эпохи расцвета и славы, а эпохи революций, переворотов, ее волновала психология людей, живших «на руинах», их судьбы, их трагедии.

Актуальность драматической поэмы сегодня в том, что и сегодня стоит вопрос о национальном достоинстве, о том, чтобы каждый из нас сознательно и гордо нес имя украинца. Что ты сегодня сделал для лучшей судьбы своей страны, своего народа? Все ли ты сделал для того, чтобы и ты, и твоя страна жили лучше? Почему сегодня стесняешься говорить на родном языке? Или несешь в мир достижения украинской культуры? - этими вопросами актуальное произведение и сегодня.

Леся Украинка, художественно осмысливая философию воли, души, духа, которые предопределяют философию борьбы, приходит к мысли, что украинский народ несет ярмо неволи в охотку, потому что смирился со званием «раба». Своим произведением поэтесса доказывает, что унижение любой нации ведет к уничтожению ее духовности, менталитета ее народа.

Гениальность, мудрость Леси Украинки в том, что она это поняла в начале XX века, а наша недальновидность в том, что в конце XX в. мы только обратили на это внимание. Ибо достичь государственности народ сможет только тогда, когда сохранит свой язык, культуру, национальное достоинство. Чтобы ликвидировать автономию Украины, царизм подрывал экономические и политические основы нации, пытался лишить народ его языка, собственной истории, мыслящей элиты, раздавая ей титулы и имения за предательство интересов украинской государственности. Монолог-исповедь Степана подчеркивает трагизм своей судьбы и народа:

Нас судьба так уже скарала тяжело,

что, видимо, и Бог простит все грехи.

Кто кровь из ран теряв, а мы из сердца.

Кто сослан, в тюрьму замкнутый был,

а мы несли невидимые оковы.

Кто имел минуты счастья в борьбе,

а нас тяжелая, страшная душила змора,

и нам не было уделено силам

ту усталость преодолеть...

XX века - это тоже век борьбы за уничтожение нашего национального сознания административной машиной советской власти. Вспомним репрессии тридцатых годов, политических заключенных семидесятых годов - это отголосок эпохи Руины. Обидно мне за тех моих предков, которые считали, что лучше быть холопами, чем обнаружить свое национальное достоинство. Возродить в душе каждого украинца духовность, национальное достоинство, патриотические чувства призывает нас «Боярыня» Леси Украинки.