Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

УЛАС САМЧУК
НАРОД ИЛИ ЧЕРНЬ?

(Статья напечатана в Киеве 9 ноября 1941 года в газете «Украинское слово»)
«На каждом шагу наших трагических будней в первую очередь видим черным по белому писано: Кто мы? Народ или чернь? Нация или масса? Организованная, сознательная, вигранена сборная единица или толпа без'язикових и безликих фигур?»
Что же такое народ? Почему Улас Самчук не отвечает прямо на поставленные вопросы? Потому что считает: не всякая человеческая масса заслуживает называться народом. «Видим явления, видим лицо, слышим язык, оцениваем поступки и, с потря-сающим душу сожалением, утверждаем, что огромная масса живых человекообразных существ 1941 года по рождении Христа не понимает и не осознает в себе двух очень важных и основных элементов: человеческое достоинство и национальное сознание». Что же такое национальное сознание? Нельзя ли обойтись без нее? Ведь это не мешок картошки или порванные сапоги», по словам автора статьи. Существуют же человеческие общины, которые живут испокон веков первобытной жизнью, существует же, например, общественность, состоящая из рабской расы. «Наша душа приготовлена для восприятия только таких общественных форм, в которых может свободно действовать и развиваться наше человеческое достоинство. Чувствовать себя человеком, чувствовать
себя тем, как еще когда-то говорили, первым творением Величайшего Творца, чувствовать себя сознательным во всех своих поступках - вот основная заповедь человека-европейца. Сломать эту заповедь - значит сломать самих себя, это значит потерять основной стержень бытия, это значит перечеркнуть свое моральное лицо». Казалось бы, большевики так много говорили о сознании. Но речь шла о классовое сознание, а это далеко не одно и то же: «Основой жизни является не класс, а человек... Неважно, к какому классу принадлежит порядочный творческий человек. Важно, чтобы она такой была. Потому что когда привилегированный тот или иной класс состоит из толпы бандитов или человеческой накипи, то будь он трижды пролетарский или буржуазный - он сам по себе не обладает наименьшей стоимости. Не в пролетариате и буржуазии дело. А в человеке. И только в человеке».
Вопрос о национальном сознании представляется для многих делом туманной. Это и не удивительно: «Не трогать национального сознания.., быть национальной протоплазмой - вот идеал национального бессознательного осібняка». Народ наш пережил процесс денационализации. И самым большим несчастьем украинского народа было то, что целая его история - перманентное стремление кого-то сделать из нас не то, чем нас природа назначила. Вмешивались до нашего родного языка. Вмешивались до нашего быта. Вмешивались до нашего хозяйства. Всякая власть, которая только была на нашей земле,- российская или польская, ничем другим не занималась, а лишь доказывала нам, что мы - не мы, что-то другое. Это было постоянное ломание нас, уничтожения нас». Диктовали все, даже, как нам произносить буквы, как относиться к тому, что нам враждебно. И в результате - «огромная часть нашего, особенно городского, населения с национальной точки зрения представляет собой не что иное, как толпу, что не принадлежит ни к какому народу, что не имеет ничего святого, что не говорит ни на одном языке. Это не есть народ. Это - чернь, это - безликая, без'язика толпа». Чувствовать это унизительно для национальной гордости, это унижает нацию, особенно в глазах чужаков. «Поэтому - не все равно, кто как говорит, каким богам молится, какие книжки читает. Не все равно, какими именами названы улицы наших городов, не все равно, доминирующим является для нас Шевченко, Пушкин. Не все равно, как это часто приходится слышать, кого мы учим в школе, не все равно, каково наше отношение к русской литературе. Нет! Это не все равно...
А когда все равно, то это значит, что все равно для нас, кто есть мы сами! Это значит, что мы не народ, не какая-то совместная сборная историческая сила, а невнятная толпа, серая масса, вечно униженная, без всяких идеалов чернь».