Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Григорий Сковорода
В чем оказалась своеобразие отражения народных идеалов в творчестве Г. Сковороды?

В сознание современников и потомков Григорий Сковорода вошел как народный свободомыслящий философ, как странствующий учитель жизни. Путешествуя Украиной и мирами (бывал в Петербурге, Будапеште, Братиславе, Вене, Праге), он первым делом не знакомился с местностью, а с людьми, которые славились своей ученостью и знаниями, потому что и сам был человеком необычайных знаний и ума. Но высокая образованность Г. Сковороды не отдаляла его от простого народа. Он стремился быть «черной сковородой, что печет белые блины». Поэтому свои произведения (философские трактаты, диалоги, притчи, басни, песни) прежде адресовал тем, кто жил не в барском дворце, а под соломенной крышей, видя в этом смысл своей жизни и назначения на земле.

Некоторые исследователи отмечали, что творчество Г. Сковороды как представителя XVIII в. лишена народной основы, национальных идеалов, ведь в ней не отражено то, чем собственно жило общество в то время (разрушения Запорожской Сечи, закрепощение «мольных крестьян, гайдамацкие движения). Да и вообще, мол, произведения из народной жизни писатель не оставил. Есть основания учитывать эти замечания при оценке народности Г. Сковороды?

Известно, что произведения Г. Сковороды, распространяясь в рукописях, вошли в репертуар кобзарей и лирников, а один из них («Всякому городу нрав и права») использовал Котляревский в популярной в народе пьесе «Наталка Полтавка». Известно и то, каким уважением пользовался Г. Сковорода среди простого люда. Один из современников философа, Луб'яновський, в своих воспоминаниях писал: «Не собрал ни полота, ни серебра, но не для того и принимали его под свою крышу простые люди... Люди, особенно из тех слобод и хуторов, где он бывал чаще и долго зістававсь, любили его, как своего родного. Он давал им все, что имел: добрые советы, предосторожности, поучения...» Значит, было что-то такое в тех «поучениях», что народ воспринимал, хранил в своем сознании, как хорошо зерно для будущего посева.

Популярность Г. Сковороды в народе является важным, но лишь внешним проявлением демократических основ его творчества. Главный же источник - в своеобразии взгляда философа и писателя на мир, в отстаивании народных идеалов. Как человек своего времени, как представитель просветительской идеологии, Г. Сковорода выстраивает свою философию на учении о «естественном» человеке и путях достижения счастья. В природе, перед Богом, по его мнению, все люди равны. Общественная же организация порождает общественное неравенство, то есть эксплуатацию господствующей верхушкой низов, что является неестественным, не свойственным самому естеству человека. А поэтому Сковорода отрицает не только существующий общественный строй, но и любую эксплуатацию.

Хищническую сущность господствующих классов и всего эксплуататорского общества с его жестокими законами и антигуманной морали раскрывает Г. Сковорода в стихотворении «Всякому городу нрав и права», сатирическое направление которого отражает позицию трудового народа. Поэт не принимает также мира, что разрушает в человеке человеческое,- стремление к честному труду, желание иметь сердце, «как чистый хрусталь», что также соответствовало настроениям и идеалам простого человека. А потому его интересуют не конкретные общественные обстоятельства, а вечные истины, вечные человеческие моральные и духовные ценности. Главное для него - посмотреть в корень, выяснить причину всех человеческих бед, которая, по мнению просветителей, состояла в отступлениях от Богом заведенного порядка жизни, то есть естественной жизни. Именно на этом основывается своеобразный взгляд Г. Сковороды на мир и человека в нем. Этот взгляд нашел свое отражение в частности в «Баснях харьковскіх». Мудрость басен Сковороды - это в основе своей мудрость трудящегося человека с его пониманием добра и зла.

Из источника народного представления о мире, народного понимания первоосновы счастья - и мотив свободной, независимой от каких-либо условий и обстоятельств человека. Тема «вольности»,что является одной из ведущих тем в творчестве Г. Сковороды, ярко заявленная в поэзии «De libertate», посвященной Бы. Хмельницком. Идея произведения освещает мировоззренческую позицию не только автора, но и народа в целом:

О, когда же 6 мнЬ и лурнЬ не пошитись,

Дабы водности не мои д как остаться.

Будь славен вовьк, мужи - мабраине,

Водности отче, геррю Богдан!

Волю как первооснову счастья Г. Сковорода идеализировал не только в творчестве, но и в жизни. Избегая какой-либо зависимости от общества, места и обстоятельств, которые могли бы захомутать его свободу, он в обществе пса ходил от села к селу, не имея с собой никакого добра, кроме нескольких книг. А потому и завещал на надгробии написать: «Мир ловил меня, но не поймал».