Сочинение
КРАСОТА СПАСЕТ МИР
Красота в жизни человека... О ней мечтают, ее ждут, ею восхищаются. О красоте думал и писал в своем дневнике знаменитый М. Рерих, человек очень высокой культуры, гуманист, мыслитель, художник. В самый разгар второй мировой войны, 31 марта 1942 г., когда на карту была поставлена судьба человечества и казалось, что духовные ценности потеряли всякий смысл, он написал:
«...Человек жаждет ее, находит и принимает красоту без всяких условий, а так потому только, что она красота, и с благоговением преклоняется перед нею, не спрашивая, чем она полезна и что можно на нее купить? И, возможно, в этом и заключается величайшая тайна художественного творчества, что образ красоты, созданный ею, сразу становится кумиром, без всяких условий. А почему он становится кумиром? Потому что потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонії, в борьбе, то есть когда наиболее живет, потому что человек наиболее живет именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть и гармония, и спокойствие.
Можно ли сейчас говорить о красоте, о прекрасном? И можно, и нужно. Через все бури человечество пристанет к этому берегу. В грозе и молнии оно научится ценить прекрасное. Без красоты не будут построены новые крепости и твердыни».
По словам Рериха перекликаются слова деятелей украинской культуры. И, возможно, именно сегодня, в наше тяжелое время, когда совсем рядом под пулями и снарядами гибнут дети и женщины, а мысли людей заняты не вечными истинами, а поиском куска хлеба, стоит прислушаться к призывам беречь, лелеять красоту, культ которой является одной из характерных черт, присущих нашей национальной культуре.
«Что же говорить о месте красоты в нашей духовности, в нашем творчестве, в нашем быту? Это вещь настолько очевидная, что не требует обсуждения. Или возьмем наши вышивки, наши писанки, наш народный строй, или песню, или дом, или - до недавнего времени еще кружевные ярма для волов, а еще цяцьковані у гуцулов вещи и принадлежности - все это просякнене характеристическим панестетизмом, которого родословную не подлежит сомнению и учитывая его многовікову укорененности, и учитывая его формы, и учитывая поразительные, порой, аналогии.
В другой из современных нам народов употребляется, например, слово «хороший» не в значении только «красный» (красивый - прим, авт.), а в смысле внутренней качеств, благости, стоимость («хороший человек», «хороший урожай», «хорошая пшеница»)? И когда вспомним себе античногрецьке, собственно, неперекладальне, понятие «калоскагатос», что одновременно означало комплекс «красного и хорошего», опять же напотикаємо праджерело той властивосте... наша этика-таки совсем по древнегреческому является органически слита с нашей эстетикой. «Некрасивый поступок» или «некрасивое поступовання» - выражения, которые свидетельствуют, что эстетика и здесь является как бы критерием этики».
(Есть. Маланюк. «Очерки по истории нашей культуры»)
«Украина издавна славится народным искусством. Девичью одежду и казацкая люлька, топорик гуцула и спинка саней, бабушкин комод и полка на стене, вышитый рушник и обычный оконный наличник - любая прикладная вещь под рукой неизвестного художника или художницы становилась произведением искусства. И в то же время создавалась песня, появлялся народный живопись, звенела бандура, эта украинская арфа... Человек окружал себя красотой, знала в ней вкус, художественно украшала жизнь, заполонена извечным желанием творить».
(Олесь Гончар)
«Когда я был младенцем, то лежал в резной колыбели. Хоть и из одной миски ела вся наша семья, зато с разрисованной. Ложки были разрисованы. Кожух был один на всю семью, зато расписан. Все рубашки для детей, даже кальсоны, мать вышивала... От рождения ребенка окружал народный мир красоты. Я слушал народные песни; дед рассказывал мне сказки... Так веками воспитывались поколения людей - всем образом жизни народа. Где это все сегодня? Полированная мебель, полированные стишки, полированные страницы книг, полированные души...».
(П. Загребельный)
«Я знаю одну семью, где жена росла и воспитывалась в индустриальном городе, где на разные там вышивки смотрели иронично, как на нечто ненужное. И не научилась девушка этого ремесла-искусства. А вот когда вышла замуж, когда родила детей, когда почувствовала, что чего-то очень существенного, вечного и родного, ею же сделанного, не хватает в доме, - взялась вышивать. И видели бы вы, как солнечно стало в доме, как чаще начал улыбаться мужчина, с которым набожностью стали смотреть дети на свою талантливую маму! И учиться стали лучше! И ласковых слов в доме стало больше...».
(С. Тельнюк)
Человек не может жить без красоты. Она никогда не будет по-настоящему счастливой, если не научилась любоваться красивым цветком, очаровываться мелодией песни, если ее душа не отзывается трепетно на красоту поэзии или произведения живописи. О эти жизненно важные истины пишет в своем стихотворении «Розы и виноград» поэт М. Рыльский:
С поля девушка уставшая пришла
И, хоть ужинать заботливая мать зовет,
За сапу - и в цвітних, где рожа расцвела,
Где кудрявятся кусты любистка и мяты,
По пути далекой вернулся машинист.
Покрытый пылью, все пропахли/и дымом, -
К виноградинка! - Мильдью время письмо
Где не порченный? Ну, борьбу вестимем!
В саду колхозном любознательный юноша
В опылении тонкие исследует законы,
А так же хорошее над черным грунтом мак
Переливается, словно пламя красное!
Мы любим труд, в творчество перешла,
И музыку палку, нежно сердце давит.
У счастья человеческого два равных есть крылья:
Розы и виноград, красивое и полезное.
(Мильдью - болезнь винограда).
Человеком, влюбленным в красоту, называют Александра Довженко. Он был глубоко убежден: «Игнорирование красоты неизбежно приводит к духовной деградации общества, наносит ему моральных и даже материальных убытков». Человек высокой духовности, Довженко отмечался и немалой физической красотой. Вот что говорят о нем его современники:
«Поражала внешность Довженко. Это была не просто красота как явление, а скорее самобытная неповторимость природной пластики, умноженной на глубокий интеллект. Когда о внешности Довженко очень метко сказал известный московский художник Вадим Лазурский: «™Я увидел человека с внешностью гения. Я тогда подумал, если бы мне, художнику, пришлось когда-нибудь изобразить гения, я дал бы ему вот эту голову, эту седину не по возрасту, этот высокий лоб, этот выражение сосредоточенной мысли»». Довженко была присуща одержимость поэта, глубинность мудреца, целеустремленность борца и общественного деятеля, воля полководца, вспыльчивость оратора, уязвимость ребенка».
(М. Маловський)
Сохранились дневниковые записи Довженко, которые свидетельствуют о том, как глубоко беспокоило его «игнорирования храмов, красоты домов, улиц, домов, цвета, одежды, человеческой внешней достоинства, памятников старины, опрятности и многого другого»
(запись от 19.01.1944 г.).
В другом дневниковой записи, не помеченном датой, читаем:
ПАРАДОКСЫ
- ...чтобы это было красиво.
- И здесь красиво! Много я слушаю вас... Скажите мне, почему ко всему вы подходите с эстетических позиций? Вам в первую очередь подавай красоту. Это же не государственный подход к делу. Мы так не можем.
- Жаль. Ведь мы строим социализм?
- Да.
- Может быть два соціалізми или один?
- Ну один.
- Так какой вы хотите построить социализм - красивый или некрасивый?
- Ну, знаете, это софистика.
- Не играйте словами и не вихляйте. Социализм один и он красивый.
- А...
- Не может быть некрасивого социализма. Запомните, везде, где я вижу игнорирование красоты, вкуса, я вижу фальшивку, я не вижу приближения к социализму, не строение его, а засорение.
- Но нам некогда заниматься красотой!
- Неправильно. Мы некрасивістю тоже не занимает мося. А она лезет с наших голов, как перхоть. Мы потакаем ей, и отсутствие красоты и вкуса, то есть некрасивість, перхоть эта, обходится нам в бешеную сумму ежегодных убытков, которые, к сожалению, не имеют себе графа в бухгалтерской книге государственных убытков. Ущерб от игнорирования красоты!
- Глупости.
- Самая большая глупость отчаянная - это наличие нашего разговора на эту тему в двадцатом веке в Европе, в передовой ее части. Это парадокс».
Анатолий Погребной рассказал о таком случае из жизни Довженко: «...Поразила однажды деталь: когда О. Довженко впервые по войне увидел некоторые отстроены здания Крещатика, у него, ошеломленного безвкусицей, случился сердечный приступ».
Незадолго до смерти писатель создал свою знаменитую «Зачарованную Десну», которая стала настоящим вдохновенным гимном красоте, что возвышает человека, - красоте природы, труда, души. Довженко, проживший нелегкую жизнь, внимательно всматривается в свое детство, и именно в красоте, которая окружала его с малых лет, находит источники радости, доброты, мудрости, которые помогают ему жить и творить, любить и прощать зло, видеть и ценить прекрасное:
«Благословенна будь, моя нетронутая девица Десно, что, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрішав, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь.
Далекая краса моя! Счастлив я, что родился на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босиком по твоих сказочных сыпях, слушал рыбацких разговоров на твоих лодках и проповедь старых о древности, что считал в тебе звезды на опрокинутом небе, что и до сих пор, несмотря время вниз, не потерял счастье видеть эти звезды даже в будничных лужах на жизненных путях».
В красоте, утверждал выдающийся украинский философ Григорий Сковорода, - источник любви, счастья, гармонии:
«Не любит сердце, не видя красоты».
Поэт Николай Вороной написал стихотворение «Красота!»:
Мой друг! Я Красоту люблю,
И с каждой минуты
Себе иллюзию делаю.
Ибо в той хвилинності ловлю
Я счастье одробини.
Что есть жизнь? Короткий миг.
Которое его достояние?
Красотой душу напоит
И, не колеблясь, прожить
Минуту рай.
Красота! На мире сем Красота -
Вдохновленная волшебница,
Что открывает небеса
Вершит самые большие чудеса,
Словно сказочная царица.
Ее я славлю и хвалю,
И ей каждую минуту
Готов отдать без сожаления,
Мой друг, я Красоту люблю...
Как родную Украину!
Писатели разных времен и народов в размышлениях о роли и месте красоты в жизни человека пришли к выводу, выраженном в крылатом высказывании, что принадлежит Довженко:
«Истинно то, что прекрасно».
|
|