События Великой Отечественной войны принесли новые реалии, новое настроение, трагические интонации в украинскую поэзию. Они раскрепостили волю и воображение художников, во многих стихах сложилась реальная гармония чувств и долга, что способствовало рождению произведений высокого художественного уровня. Мужество народа и горечь потерь вдохновили П. Шест на написание поэмы «Похороны друга» и стихотворения «Я утверждаюсь»; М. Рыльского на создание «Слова о родной матери», поэм «Жажда» и «Путешествие в молодость». Раскованность поэтической музы проявилась в стихотворении «Любите Украину» 3. Сосюры. Обращение художников к славе наших предков способствовало тому, что М. Бажан дал нашей литературе одно из лучших эпических полотен - поэму «Даниил Галицкий».
Плодотворными годы войны были для Л. Первомайского, А. Кацнельсона, А. Левады, М. Нагнибіди, П. Дорошко, С. Голованевского, М. Шеремета, для когорты младших поэтов - В. Швеца, М. Упеника, И. Неходи, М. Бибы, М. Стельмаха, критическими для. Муратова, В. Мисика, И. Виргана.
Следует заметить, что фронтовая тема имеет две тональности в звучании: в первые годы войны она имела трагическую направленность; в следующие два года ее мотивы были более оптимистичными.
Поэзия военной поры предстает как процесс, в котором есть свои положительные моменты - появление новых имен, художественных явлений и негативные - горечь неизбежных потерь, творческие неудачи. И если такие просчеты не замечались или забывались, то никак нельзя не вспомнить тех поэтов, которые отдали за Победу не только талант, но и сама жизнь. В отличие от урапатріотичних реляций официальной пропаганды и критики, подобные потери были весьма значительны.
В разделах о поэзии войны в курсах Истории украинской литературы указаны фамилии павших: О. Гаврилюка, К. Герасименко, М. Шпак, Л. Зимного, Есть. Фомина, Д. Надежде, Д. Каневского, Д. Вакарова, И. Коперника и младших П. Артеменко, В. Булаєнка, Л. Левицкого, П. Рудя, Ф. Мыцыка, Ф. Швїндіна, М. Шутя.
Разная судьба постигла этих поэтов. Так, А. Гаврилюк погиб в первый день войны от бомбы, которая упала на Львов, а В. Булаенко в бою где-то в конце 1944 г.
Кость Герасименко (1907-1942) до войны успел заявить о себе, издать четыре книги стихов - «Сентябрь» (1935); «Память» (1938); «Дорога» (1939); «Портрет» (1941) и одну «На Южном фронте» (1942), на русском языке. Как и большинство художников, он ушел на фронт добровольцем, работал в армейской газете «Звезда Советов», и хотя, казалось бы, лирический талант поэта уже определился, во время войны он выступал с сатирическими произведениями.
Трагедия произошла в предгорьях Кавказа в сентябре 1942 p., когда во время нападения вражеской авиации поэта были тяжело ранены. 26 сентября 1942 г. К. Герасименко умер.
Не так много успел написать поэт за годы войны, но в стихотворении «Песня» он словно предсказал свою судьбу:
А копы я упаду от раны,
Вражьи уничтожая следы,
Ты на поле, среди тумана,
На стерне где меня найди.
Трогательные строки посвящены жене и дочери Марине, которая впоследствии стала известной украинской актрисой и свято хранит память об отце.
Николай Шпак (Шпаковский, 1909-1942) тоже добровольно ушел на фронт, в районе Борисполя попал в окружение, дальше - концлагерь, из которого удалось сбежать и вернуться в родное село Липки на Житомирщине с намерением организовать партизанский отряд. Писал агитационные стихи, которые подписывал псевдонимом Филипп Букашка. Призывы «к оружию» находили отклик в сердцах порабощенных людей:
Піднімайсь, народ, к оружию,
Враз избавимся злой
Судьбы рабской, тюрьмы.
Піднімайсь, народ, из тьмы!
Его намерения организовать партизанское движение - без оружия, без опыта - были напрасными. Узнанный на улицы Киева одним из предателей, М. Шпак трагически погиб летом 1942 года в застенках гестапо.
Дмитрий Надіїн (1907-1942) родом из Николаева, погиб в начале 1942 г. в боях за Ростов. Еще студентом Николаевского пединститута издал книжечку стихов «На рассвете» (1929) и несколько сборников в 30-е годы, в которых видное место занимала тема обороны Родины.
Леонид Зимний (псевдоним Писаревского, 1907-1942) до войны успел издать несколько сборников стихов «в дни юбилеев» (1930), «Штурм шахт» (1931), «Песенник» (1937) и одну во время войны - «За советскую Украину» (1942). Погиб в мае 1942 г.
Такой же «недоспіваною песней» стала судьба Давида Каневского (1916-1944). До войны гтобачиди свет его книги «Родная улица» (1938) и «Летчики» (1940), во время военной непогоды работал корреспондентом армейской газеты. 26 декабря 1944 г. вылетел на боевое задание и не вернулся. В изданной посмертно в 1947 г. сборнике «Поэзии» воспроизведено все, чем жили тогда фронтовики и тыловики, потому что самым главным было отстоять Родину, победить ненавистного врага. В стихах «Украине», «Баллада о хорошего повара», «Баллада о бойце Шелеповой, прозванного Одіссе-ем» нашли отражение разные грани народной жизни, образы героев фронта, которые в жесточайших обстоятельствах проявляли невиданное мужество, отвагу, смекалку.
Это были народные рыцари, и стихи, им посвященные, вошли в эпической летописи Великой Отечественной войны.
Одним из самых ярких певцов партизанской борьбы в Украине стал Платон Воронько (1913-1988). Его песни и агитки и составили первый сборник стихов «Карпатский рейд» (1944) большинство произведений написаны в стилистике фольклора и легко ложились на музыку; их пели бойцы, идя в поход, в час короткой передышки, вспоминая мирную жизнь. Стихи П. Воронько, «Я тот, что плотины рвал», «Из Германии в Чернеччину» стали классическими образцами лирического эпоса.
Среди погибших поэтов не все успели в свое время заявить о себе. Их произведения были изданы лишь в послевоенное время. На события войны они откликнулись одним-двумя стихами и полегли - одни на фронте, как В. Булаенко, Ф. Мицик, Л. Левицкий, И. Коперник; другие - на партизанских тропах, как П. Рудь, в подполье, как П. Артеменко и М. Шуть. их поэзия представлена в сборниках «Песня смелых» (1960), и «Песня павших в строю» (1965).
Самым талантливым из военного поколения художников был Владимир Булаенко (1918-1944). Студент Днепропетровского университета от самого начала войны - на фронте. В тяжелые сентябрьские дни 1941 г. В. Булаенко попадает во враждебное окружение, сбегает из плена, скрывается в родном селе на Хмельнитчине вплоть до прихода наших войск. Снова идет воевать и погибает в Латвии в августе 1944 г.
О незаурядность дарования В. Булаєнка свидетельствует один из первых его стихотворений:
Осень в димах. Ставь, мать, коня.
Вытри слезы.- Война вокруг
Седую шапку поезд снял
Над немым и печальным полем...
Вражае образ матери, тоскующей, грустно женщины:
Дремлет в доме ночник,
А мать бьет в углу поклоны.
До полуночи пита в иконы:
«Когда же конец?»
Он мыслил не силлогизмами, а яркими образами; был поэтом-лириком высокой пробы:
Когда рассветы серыми лисами
В полях слонялись затравленные и злые,
А парни, как с девушками, с ружьями,
Обнявшись спали на сырой земле...
Такие поэтические находки, как «а подсолнечник взял в руки желтый брыль»; «туманом зап'ялись тополя, тихо плачут», «ночь подогнула синие ноги, сидит на черных перекрестках», обогатили художественную палитру нашей литературы.
Если в В. Булаєнка царит стихия изображения, то у Леонида Левицкого (1917-1943) преобладает виражальна функция слова. Он трибун и оратор, и нежный лирик. Л. Левицкого еще до войны в Киевском университете считали «факультетским поэтом», и «каждый удачный новый его стихотворение, неизвестно каким образом, быстро становился известным всем университета»,- вспоминает однокурсник М. Игнатенко.
Когда началась война, сразу же ушел на фронт, служил бойцом, офицером, был военным корреспондентом. Л. Левицкий умел поэтизировать, казалось бы, обычные вещи. Вот строки из стихотворения «Жатва», написанного в первый год войны:
Полуденная жара дышит.
Рвутся бомбы. Бой продолжительным.
С фронта дочери отец пишет:
«Скоро закончим жатву!».
Его лирика военных будней полна жаждой жизни, любви, надежде.
Федор Швіндін (1912-1943), когда началась война, уже был известным журналистом, но увечье не позволяло встать в строй. И он ушел в подполье. Ф. Швиндина выдал предатель, и поэт в страшных муках под пытками не выдал ни одного из своих товарищей по борьбе. Протятым несколькими пулями, но еще живого его спасли из могилы друзья... И не суждено Ф. Швіндіну уцелеть - он снова попадает в лапы гестапо и вскоре погибает смертью героя-мученика в застенках Белостоцкого концлагеря.
Такая же многострадальная судьба выпала Николаю Шутю (1918-1944). До войны работал в редакции газеты в Павлограде, когда отступал в 1941 p., попал в окружение. Пережитые впечатления отражены в стихотворении «Искания дороги»: «Меня остановили покрытые кровью черные танки». Находился в павлоградском подполье; в феврале 1943 года произошла трагедия: Николая Шутя арестовывают, пытают, приговаривают к смерти. Освобождение советскими войсками Павлограда спасло его от казни. Больной, обессиленный поэт не успел эвакуироваться. Снова подполье, переезд до Синельникова, где продолжает борьбу, снова арест, с которого М. Шутю не удалось спастись... Осталась его поэтическое наследие, ведь стихи он писал и на воле, и в тюрьме, и в подполье...
Во фронтовых рядах, в подполье, в партизанских отрядах появляются произведения Г. Бойко, Д. Белоуса, К. Дрока, Д. Бакуменко, Есть. Бандуренка, П. Воронько, М. Горняка, Ю. Гойди, О. Жолдака, 3. Гончарука, Г. Коваля, М. Карпенко, В. Кочевського, В. Лисняка, Д. Луценко, О. Максимейка, А. Нет-менка, С Олейника, О. Підсухи, А. Пашка, М. Подоляна, М. Руденко, И. Савича, Бы. Степанюка, В. Соколова, Н. Тихого, П. Шабатина, Я. Шпорти, М. Шаповала, В. Ефимовича, Г. Ярового и других поетів. им суждено начинать и послевоенную страницу в развитии украинской поэзии.