Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ДРАЧ


 

План

1. Баллада начата баладно с кон эта

2. Жизненный путь

3. Газета день

4.Думки выдающегося деятеля

«Баллада начата баладно с кон эта...»

Кого не пронизывал странный трепет перед лицом чистого листа? «С чего начать?» - чуть не вечный вопрос на белом фоне бересты... ;... бумаги. Издавна же и етилом, и пером и шариком водит настійлива потребность передать потомкам память о своем времени, его борение, его неповторимость. Остановить, неустанную мгновение, запечатлеть ее радости и боли, достижения и потери,- что может быть почетной и ответственнее?

«Слышу уже - тне меня лист бумаги»,- так начинает Иван Драч недавно написанную «Белую балладу». От художника сознательного своего призвания, чистый лист каждый раз требует высокой духовной, психологической, моральной самоотдачи. И на то сповідальне признание тоже уточено крови, чем, собственно, его оспорен. Есть для кого жить и творить, потому что «ген в метели - дети в снегу... Играют, как в начале мира...».

Вступление к очерку творчества поэта в лучшем случае перебегают глазами... да И написаны эти строки по тому, как в очерке была поставлена последняя точка. Автор прислушался к советам сначала розіставити все точки, а тогда уже переходить к всех «и». А впрочем, есть и другой ход: добавить в преамбуле несколько новых штрихов,которые, возможно, дополнят раньше доверено белому листу.

Критика, как известно, не обходила вниманием творческих исканий И. Драча. Скорее наоборот - в течение четверти века они были не всегда в эпицентре многих споров о путях развития эстетического сознания общества в эпоху научно-технической революции, о взаимодействии традиций и новаторства, лирического и эпического, мысли и чувства, биографии и характера лирического героя, реалистического и романтического начал в искусстве социалистического реализма, условно-метафорической и конкретно-реалистической манеры письма, сложности и простоты т.д. И этот количественный показатель - своеобразный измерение качества духовной отдачи поэта. В разное время те или иные грани его художественного мира анализировали ведущие наши критики (пусть будет позволено здесь обойтись без традиционной «обоймы»).

Охотно пишут о нем и в братских республиках, что тоже не случайно. Ведь И. Драч-один из представителей надзвичайно.цікавого и своеобразного творческого поколения. Достаточно вспомнить имена А. Вознесенского и Есть. Евтушенко, Р. Барадуліна и Г. Буравкіна, О. Вацієтіса и М. Чаклайса, Ю. Марцінкявічюса и А. Балтакіса, П. Севака, О. Чіладзе, А. Абдуллы... А в украинской советской литературе - Д. Павлычко, М. Винграновского, Бы. Олейника, Лины Костенко, В, Симоненко и др. Несмотря на незначительную возрастную и дебютную разницу (Есть. Евтушенко и Д. Павлычко, например, выдали первые сборники еще в начале 50-х), на еще большие различия в манере письма, этих поэтов объединяли «стремление к проявлению здорового личного начала, энергичность художественного поиска, неприятие шаблона и художественной нивелирования» 1.

Их объединял время больших сдвигов в экономической, социально-политической и духовной жизни общества, завершения этапа послевоенного восстановления народного хозяйства и начала эпохи научно-технической революции, космической эры в жизни человечества, их объединяла активная гражданская позиция, широта мировоззрения, неподдельная тревога за судьбу планеты и вера в торжество ленинских идей.

Сейчас особенно отчетливо предстает не только эта общность идеалов и стремлений, творческого поколения, которое будто переняло в свое время эстафету художественного поиска с рук советских мастеров-классиков, ай - что чрезвычайно важно - актуальность дальнейшего развития и распространения этих идеалов, действенного воплощения их в жизнь. В новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза, в частности, говорится: «КПСС бережно, уважительно относится к таланту, к художественному поиску. В то же время она всегда боролась и будет бороться, опираясь на творческие союзы, общественное мнение, на марксистско-ленинскую художественную критику, против проявлений безыдейности и мировоззренческой всеядности, эстетической серости» 1.

Пылкое, страстное отстаивание високомуністичних идеалов, органическое не-принятия славословия, серости и безликости в искусстве, стремление не упрощать драматических коллизий и конфликтов, которые воспроизводят неизбежны в нашем об-І'стуванні вперед противоречия,- эти и другие черты подлинной партийности, гражданственности, художественности присущи многим советским художникам, порознь и творческой индивидуальности И. Драча в ее характерных, существенных проявлениях.

3адание этой книги - не повторяю-'ли, насколько возможно, сделанного ранее, но и опираясь на опыт предшественников, полемизируя с ними (ведь в спорах, как известно, и рождается истина),- раскрыть истоки мироощущения художника, преемственность и новаторство, развитие, обогащение основных мотивов, тем, идей, образов его творчества, особенности художественной манеры и ее эволюции, движение поэтики в все місткішій полифонии, в плотной взаимосвязи с жизнью, явлениями

1 История украинской литературы: В 8 - К... 1971,-Т 8.-С. 247

 

реальной действительности. Такая бага-тоаспектність разговора диктовала необходимость сосредотачиваться на этапных или показательных в определенном плане произведениях, отказавшись от попытки охватить весь прежний наследие художника. Прагнулось совместить научное раскрытие сути изучаемого с образным постижением глубин поэта слова, тайнощів его художественного почерка. Если это поможет вызвать повторные вспышки огня поэзии, если читателю захочется снова (или впервые) окунуться в многоцветный, разнообразный и не простой мир художника, автор очерка будет считать, что не напрасно брался за перо. Как своеобразную «фотоанкету» розглядаймо иллюстративный материал, дополняющий издание еще и автокоментарем - время юмористическим, местами грустным, просто информативным - в таком сопровождении краткая «фотобіографія» была любезно представлена И. Драчом, за что выражаем ему искреннюю благодарность.

Ну вот, ближе к концу «начала», то традиційнішим он вырисовывается. А тем временем очеркам серии литературных портретов не обязательно быть стереотипными, особенно когда сам материал побуждает к поискам. И все же вряд ли обойдемся здесь без хотя бы беглого перечня тех первоисточников, в путешествие к которым отправляемся. Конечно, будет этот небольшой поток «сухой информации» не совсем полным (ведь пока очерк выйдет в свет, немало воды утечет, добавится что-то новее), однако есть необходимость предварительного ознакомления с «картой» будущего маршрута.

Итак, «исходный пункт» - село Теле-жинці Тетиевского района на Киевщине. Время-17 октября 1936 года. А неумолимая и себе простая арифметика выводит на то, что прошло уже Ивану Федоровичу Драче 50. И более четверти века - активной, напряженной, разнородной (а при том - целенаправленной) -литературного труда.

Немало и сделано. Самостоятельную трудовую жизнь началась сразу же после окончания средней школы: преподаватель русского языка и литературы в семилетке села Дзвінячого на родной Тетіївщині, далее - инструктор Тетиевского райкома комсомола, воин Советской Армии. Филологический факультет Киевского университета, сотрудничество в «Литературной газете», обучение на Высших сценарных курсах в Москве, работа в сценарной мастерской Киевской студии художественных фильмов имени А. П, Довженко, в редакции журнала «Отечество», в правлении Киевской организации Союза

1 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.-К., 1986.-С. 202.

писателей Украины, которое с недавних пор ему доверено возглавлять. За этими этапами трудовой биографии стоит уже и немалое творческое наследие. Первый поэтический сборник И. Драча «Подсолнух» увидела свет в 1962 году. Далее шли «Протуберанцы сердца» (1965), «Поэзии» и «Баллады будней» (обе - 1967), «К истокам» (1972), «Корень и крона» (1974), «Киевское небо» (1976), «Солнечный феникс» (1978), «Солнце и слово» (1979), «Американский тетрадь» (1980), «Сабля и платок» (1981), «Подсолнух» (избранное) и «Тележинцы» (обе-1985); отдельно выдавались драматическая поэма «Дума об Учителе» (1971), а впоследствии - сборник «Драматические поэмы» (1982), куда, кроме названной, вошли «Соловей-Сольвейг» и «Звезда и смерть Пабло Неруды»; киноповести напечатано в сборниках «Иду к тебе» (1970 - одноименная и «Колодец для жаждущих») и «Киевский оберег» (1983 - одноименная и «Киевская фантазия на тему дикой розы - шиповника»); литературно-критические статьи и эссе - в книге «меч Духовный» (1983); в соавторстве написана биографическая повесть «Григорий Сковорода» (1984). К 50-летию И. Драча вышел двухтомник «Избранных-произведений» (1986).

Прибавьте к этому снятые по его сценариям художественные фильмы, исследования творчества и переводы с многих пое тов - как классиков (Дайте, Шекспир), так и современников, преимущественно представителей своего поколения, из братских литератур (ок ремими книгами изданы переводы с П. Севака, О. Чіладзе, О. Вадгетіса), многочисленных зарубежных авторов. В свою очередь, произведения И. Драча выходили на русском, белорусском, латышском, литовском, эстонском, азербайджанском, грузинском, армянском, чешском, словацком, польском, румынском, болгарском, немецком, английском и других языках.

За сборник «Когинь и крона» в 1976 году поэт был удостоен Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко, а в 1983, за сборник «Зеленьїе врата» (1980, перевод коллектива авторов),- Государственной премии CCCP. И. Драч награжден орденами „Знак Почета" и Трудового Красного ГІрапора. Поэтому можно говорить о заслуже признание достижений украинского советского поэта в контексте нашей многонациональной литературы.

Особенно показательно, что это признание совпадает с началом нового, исторически закономерного и необходимого этапа в жизни общества - взятого партией, государством, всем народом курса на перестройку экономической, социально-политической, духовной жизни страны.

Активная общественная деятельность, работа в составе различных редколлегий, комиссий Союза писателей Украины, выступления по радио и телевидению, встречи с трудовыми коллективами, поездки в составе литературно-художественных делегаций по нашей стране и за границу,- это далеко не полный перечень тех важных и ответственных забот и хлопот, которые сегодня, в пору гражданской и творческой зрелости художника, требуют все большей самоотдачи, забира'ють время в собственно литературной работы, но и питают ее сторицей с новых и новых источников.

Жизненный путь

 

В начале своего творческого пути, более тридцати лет назад, в одном из стихотворений он заявил о своем намерении говорить "на уровне вечных партитур". И с первых же шагов в литературе талантливо реализовал это намерение, а дальше, о чем бы не писал, непременно освещает сложные проблемы современной ему жизни в контексте отечественной и мировой истории, в взаимосвязи связям нынешнего дня с давно минувшим и грядущим днем.

Чудо поэзии и. Драча заключается в том, что в его экспрессивном слове, освещенном неповторимым видением мира, кристаллизуется опыт прошлого, неистребимое духовную жизнь наших предшественников сливается с современной жизнью, его болевыми точками, а в всегда молодой, свежей своими средствами поэтике, говоря строкой из стихотворения "Киевская легенда", - каждое слово имеет сотни лет.

Иван Федорович Драч родился 17.Х.1936 г. в с.Теліженці Тетиевского р-на Киевской обл. Учился в Киевском государственном университете им.т.г.шевченко и на Высших сценарных курсах Госкино в г. Москве. Образование высшее. Почетный доктор Львовского госуниверситета ім.І.Я.Франка.

В 1964-1974 г.г. И.драч учительствовал в школе, проходил службу в армии, работал в райкоме комсомола, журналистом в "Литературной газете" (ныне - "Литературная Украина"), сценаристом на Киевской киностудии им.а.довженко.

С 1974 до 1987 года - на творческой работе. Избирался секретарем, членом правления Союза писателей Украины, а в 1986-1992 г.г. - первым секретарем правления Киевской организации Союза письменниківУкраїни. Один из главных инициаторов создания Народного Руха Украины и первый его Председатель (1989-1992 г.г.).

Дважды избирался народным депутатом Украины (1990-1994 г.г., 1998-2000 г.г.) Сложил депутатские полномочия, когда принял предложение Президента Украины Леонида Кучмы возглавить Госкоминформ Украины. Вместе с тем И. Драч - Председатель общества "Украина - мир", долгое время был во главе Украинского Всемирного Координационного Совета и Конгресса украинской интеллигенции. Член Центрального Провода Народного Руха Украины.

Выдающийся поэт и политик Иван Драч живет и трудится, чтобы рано или поздно в Украине восторжествовали ценности вечные и сиюминутные, национальные и общечеловеческие, и чтобы они развились и продолжились в реальном, а не декоративном жизни народа:

 

Народ - это все. Это город и село.

Это чел, который думает и форму носит,

Приголубит ноты и цифры плодоносит,

Кто нянчить слово и творит чересло.

 

Талант поэта продолжает развиваться, остается неизменно переменным, обновляется и самоутверждается. Поэт живет в политику, а политик будоражит поэта.

 
Иван ДРАЧ: «Известия в Украине»? Пусть выходят на украинском языке!»

«День» в последнее время не раз подчеркивал свой интерес до назначения председателем вновь созданного Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Ивана Драча. Ведь понятно, особенно после отставки с должности заместителя секретаря СНБО(У) Зиновия Кулика, и в условиях, когда до сих пор еще неработоспособна Национальный совет по вопросам ТВ и РВ, именно в руках Ивана Федововича сейчас сконцентрированы и возможности, и проблемы, и искушения, и ответственность за многое из того, что будет происходить в дальнейшем в нашем информационном пространстве. И как бы мы не имели иллюзий относительно самодостаточности и самостоятельности в решениях тех людей, которые руководили нашей інформполітикою раньше, все же нельзя умалять роли конкретной личности на влиятельному чиновничьем кресле. Тем более, что Иван Драч - знаковая фигура и для национальной культуры, и для национальной политики. Собственно, именно это, прежде всего, и подчеркивается теми, кто одобрительно воспринял это назначение, так и теми, кто относится к нему с некоторой опаской. По сути, впервые в стране такую должность занял человек, у которого есть стали и публично провозглашенные идеологические принципы, которые могут кому-то нравиться, а кому - и нет. И которые, как считают некоторые, могут стать помехой в обязанности госслужащих придерживаться одного из главных принципов нашей Конституции: ни одна идеология не может быть в Украине признана обязательной.

С другой стороны, впервые такую должность занял именно политический деятель, а не номенклатурный специалист, и в этом тоже есть как свои плюсы, так и минусы. Так, у такой личности и самостоятельность в решениях, и мотивы собственной деятельности могут быть качественно выше, чем было до этого. Но в то же время мы знаем, что именно мало знакомых со всеми тонкостями области іменитостей аппарат наиболее ловко и быстро «обламывает» и перебирает процесс принятия решений исключительно в свои руки, позволяя первым играть лишь роль свадебного генерала. И, наконец, впервые нашим информационным пространством будет управлять человек, которая была назначена по инициативе именно Кабмина, а не Президента или его окружения. Итак, судьба и время пребывания Ивана Драча в его новом кресле очень связаны с устойчивостью и самодостаточностью Кабинета. Ну и, безусловно, в конце-концов в успехе Ивана Драча как председателя Госкоминформполитики заинтересована - также впервые открыто - конкретная политическая сила - Движение.

Иван Драч - фигура в определенной степени символическое. Первый лидер Движения. Народный депутат Верховного Совета 12-го созыва. Поэт. Человек, известный среди украинцев во всем мире. И не только по должности (председатель Украинского всемирного координационного совета и председатель совета общества "Украина"), но и широкой общественной деятельностью. Сейчас - разговор с очень конкретной случаю.

Мысли выдающегося деятеля

Несколько аспектов. Я хочу, чтобы это правое или государственническое крыло действовало активнее Смотрите, что в последнее время у нас происходит. Кто занимается в основном на государственном уровне этими отношениями Украина-Россия? То занимался А.мороз, постоянно ездил туда-сюда. Сейчас ездит О.Ткаченко до Санкт-Петербурга, а наши правые силы все сделали, чтобы даже ни одного мужчины в ту делегацию не попало. Принципиально говоря, не надо было всего этого делать.

Мне кажется, что будущее Украины во многом зависит от контактов и отношений между народами, этносами, общинами, духовностями и т.д. Это основа основ. Президент общества "Украина-Россия" должен постоянно заниматься вопросами, которые мы сегодня рассмотрели на "круглом столе". На будущее нам надо проводить конференции и посвящать их каким-то конкретным вопросом. Вот, например, военным проблемам Украины - России, а также рассмотреть, насколько они реальны. Потому И.заец едет на саммит, где обсуждаются вопросы по НАТО, а А.кузьмук сразу же с генералами едет в Москву. Общественность смотрит за всем этим и не понимает, что происходит. И если бы у нас было действительно серьезное гражданское общество и эти все государственные структуры работали, то немедленно разобрались бы, что там и как. Мы все время хляпаємо ушами. Происходит все это вне нас. Мы только начинаем учиться, как реагировать на все общественные и государственные вещи и т.д.

Мне кажется, что начатая сегодня разговор свидетельствует о том, что такие встречи надо проводить чаще и отдельно рассматривать вопросы, посвященные проблемам историческим, гуманитарным, отношениям в военной отрасли.

Думаю, что от этого выиграют не только наши государства, улучшатся отношения между нашими народами.

 

 


Литература

1. Непустой А.С. Украинская литература.-К :Освіта,1995.-623с.

2. Ткаченко А.О.Іван Драч.-К.: Днепр, 1988.-280с.

3. http://www.day.kiev.ua

4. http://www.vlada.kiev.ua/ums