Падает семь’я в землю и,
если создать для него хорошие условия, росток проб’ется вскоре, а впоследствии принесет первые плоды. Что-то
такое происходит и с людьми: хорошо в человека надо воспитывать, оно от природы
именно не вырастет.
Ради своего сыночка госпожа Простакова готова на все, в том числе и на
преступление. И он долго не заставляет ждать - это похищение человека с целью
насильственного брака.
Такая любовь к сыну калечит и тело, и душу мальчика: ненажерство
воспринимается как хороший здоровый аппетит, а лень оправдываются полной
ненадобностью знаний. Госпожа Простакова выкармливает, но не образует душу, она сращивает
звіреня, но не человека. Когда зверя вырастает, он оставляет свою мать и забывает
о ней, ведь больше от нее ничего ждать. Только человек не может оставить своих
родных, потому что эт’связана с ними
не едой, а духом, и этот зв’связь неразрывна. Но человека с Митрофан пока не
получилось, и он грубо оттолкнет от себя старую, «что нав'язалася», которую он еще
вчера называл матушкой.
Полна несправедливых упреков, ругани и насмешек жизни Єреміївни.
Превращен в жалкое существо отец семейства Терентий Простаков, который
покорно терпит наглые упреки, ругань и пинки от собственной жены. Кроме
этого, успешно отравляется жизнь Софии.
Так производится существо, лишенное принципов и чувства чести, ведь не
считать же за принцип стремление быть сытым, чего бы это не стоило окружающим?
Если же нет принципов и чести, то
о человеке говорить не приходится. Мерзавец, что в конце концов вышел, вполне
достойный тех нравов, в которых воспитывался.
Как все сторонники идей Просвещения, писатель Денис Иванович Фонвизин
надеялся на то, что образование, знания исправляют нравы людей и научат их трудиться
и умом, и своими руками. Это один из мифов, сопровождающих человеческую жизнь.
Однако мифы - это сказки, а жизнь - это жизнь, мерзавец со знаниями еще хуже, чем
мерзавец-невежда, потому что у него гораздо больше возможностей испортить людям
жизни.