Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Идея бессмертия народа в романе Михаила Стельмаха «Правда и кривда»


 

Больше полувека уже прошло после Великой Отечественной войны... И никогда не заживут раны в сердцах и душах участников жестокой битвы за право жить, любить, надеяться и верить. Мы преклоняемся перед мужеством людей, которые прошли через то страшное пекло.

Окончив в 1961 году трилогию «Хлеб и соль», «Кровь людская - не водица», «Большая родня», Михаил Стельмах продолжает разрабатывать тему народа и величия его духа, тему бессмертия народной правды, побеждает и в войне и в послевоенном тяжелом жизни.

В романе «Правда и кривда» рассказывается о жизни украинского села в последние годы войны и первое невоєнне лето.

Автор показывает также богатырскую Стойкость и выдержку воинов на фоне адских испытаний: «Огонь был таким, что в воздухе снаряды встречались со снарядами, мины с минами, гранаты с гранатами». Многие из воинов не надеялся выжить, но все они честно выполняли свои обязанности, каждый на своем месте.

Вспомним один эпизод, в котором явственно ощущается символичность фамилии главного героя романа~Марка Бессмертного. В церковь, где разместили раненых, не вошел, а влетел молодой полковник. «Он спросил:

- Здесь Марко Бессмертный?

- Здесь все бессмертны! - строго ответил пожилой воин, у кого грудь и все ордена были залиты кровью.

- Верно, вояче, - відструнився полковник. - Здесь все бессмертны!»

-Действительно, народ, победивший в такой войне, -: бессмертный.

Когда мы ближе знакомимся в романе Михаила Стельмаха с Марком Бессмертным, убеждаемся, что народ, среди которого рождаются такие мужественные и самовіданні люди, будет всегда несломленный дух. «Хоть бы на каких огнях пришлось гореть мне, я буду до последнего служить людям», - такое жизненное кредо Марка - воина, труженика, человека-творца.

Марко мечтал, чтобы жизнь была мирншм и он мог пахать, сеять, любоваться землей, любить. Викликаєжшру симпатию его человечность, доброта, стремление всех сделать счастливыми. Он советует молодой учительнице, что прибыла к селу, не только учить детей читать и писать, но и наполнять детские сердца любовью, человечностью. Сам Марко, по словам деда Евмена, настоящий мужчина, «что в голове и в душе имеет понятие и к земле, и к людям, и к лошадям, и к хлебу святого...».

Личная трагедия - жену Лену немцы расстреляли, дочь отвезли в Немеччини - не очерствила его душу, а сделала особенно чувствительной к чужому горю. Он берет к себе хлоп-188

чика Федька, который остался сиротой, требовал особого внимания, и это делает образ Марка особенно привлекательным.

Символична последняя сцена романа, когда Марко обращается к своего бронзового бюста, что стоит в цветущем саду в блеске двух Звезд Героя, и предостерегает: «Ну, когда уже тебе выпало стоять и днями, и ночами, то стой, смотри, чтобы из темноты не выползла обида или какая-то дрянь, а нам надо дело делать - пахать, сеять...» Да, действительно, вечные заботы крестьянина о хлебе .на селе всегда будут побеждать и смерть, и зло. ^

Михаил Стельмах, будучи правдолюбом и жизнелюбом, в романе убедительно доказал победу добра над злом. Возвращается с чужбины дочь Марка, Бессмертный находит свою любовь, люди в колхозе стали жить лучше - все це'виражає оптимизм и надежду. Да и каждый из образов помогает нам понять мудрость жизни, любовь к нему. Итак, бессмертие народа - в его правоте, правдивости.

«Ветрами и солнцем Бог мой путь заметил»

(по поэзии Елены Телиги)

Судьба... часто мы вздыхаем, говоря: «Ах, если бы знать, что с нами будет в будущем!» А я, когда слышу эти слова, благодарю Бога за то, что не знаю. Невероятно трудно жить, когда знаешь свое будущее, но ничего не можешь изменить. Но некоторые - понимают, чувствуют, знаюігь, и все равно идут вперед. К таким избранным и положено Елена Ивановна То лига.

Женщина, которую Бог наделил красотой и талантом, нежностью и силой, женщина, которая нашла свой путь, чтобы остаться на нем своей жизнью, а потом - последний словом, взглядом, дыханием..1 Наше кровавое XX века не удивишь смертью человека, не испугаешь уничтожением художника. Сколько уже таких художников приняла наша земля! Но эта потеря - особенно ужасная, потому, что мы потеряли и забыли, Забыли на долгие годы...

Судьба Телиги поразила меня. Девочка, которая родилась в Петербурге, прошла долгий путь за свои такие короткие тридцать пять лет. Все было в ее жизни: алети и падения, печаль и радость, - не было только покоя. И она йбгр и не хотела:

Какого ветра, смеха или злобы! Чтобы рвались души сквозь ржавые решетки, Чтобы крикнул кто - ненавидь и люби, - И стоит жить и умирать.

Превращение Елены Прекрасной (как называли Елену Теле-гу российские эмигранты) на пламенную украинскую патриотку произошло, когда девушка дочула, с каким пренебрежением российские монархисты говорят о языке ее родителей. С того времени она начала общаться, а потом и писать исключительно на украинском языке.