Статья
Юрий Косач - украинский писатель-эмигрант
Во все времена и у всех народов с художниками, которые неугодны властям, или расправлялись физически, или, в лучшем случае, заставляли покидать Родину. "Уникальной" в этом плане являются Украина и украинская культура. Ведь не найдется, наверное, еще одного такого государства, где бы интеллигенция на протяжении веков должна была работать без поддержки собственной страны и часто даже вопреки ее официальной политике. Ярким примером такой конфронтации между властью и искусством является украинский литературный процесс ХХ века. Именно в 30-е годы этой кровавой эпохи тоталитарная система истребила цвет отечественной культуры, залив кровью новейшее национальное Возрождение. И только немногим посчастливилось избежать неминуемых репрессий, эмигрировав на запад. Б. Лепкий, В. Винниченко, Ю. Клен, И. Багряный, В. Барка и другие талантливые писатели были вынуждены навсегда покинуть Родину. Но выезжали не только отдельные художники, из коммунистического "рая" бегством спасались целые семьи. Печальной участи изгнанников не избежали и представители одного из самых знатных родов в украинской культуре - рода Драгомановых-Косачей. Ольге Косач-Кривинюк и Ізидорі Косач-Борисовой, которых от смерти спасла лишь слава их гениальной сестры Леси Украинки, во время войны чудом удалось перебраться в Прагу, где жила еще одна Косачівна - Оксана Косач-Шимановская. Ни одна из сестер больше никогда так и не увидела Украины. Ольга Косач-Кривинюк умерла в 1945 году в Авсбурзі (Германия), ее внуки живут в России - семья старшего сына Михаила Кривинюка, и в Канаде - семья младшего сына Василия Кривинюка. Оксана Косач-Шимановская умерла в Праге в 1975 году, ее дочь, тоже Оксана, проживала в Германии, внуки живут в Швейцарии. Изидора Косач-Борисова умерла в 1980 году в г. Пискатавей (США), дочь Ольга с детьми живут в Америке.
Очень непросто, неоднозначно и во многом трагично сложится жизнь еще одного племянника Леси Украинки - талантливого, но незаслуженно забытого писателя, сына младшего брата гениальной поэтессы Николая Косача, Юрия Николаевича Косача. Ведь стоит только очертить географию его жизненного пути, чтобы представить себе что этот человек видела и пережила: Украина, Польша, Чехословакия, Австрия, Германия, Франция, Америка - это только страны, в которых Косач проживал, учился и работал достаточно долгое время. А сколько еще таких краев, где он побывал, путешествуя, или в поисках работы, и работы не только литературной. В истории литературы, наверное, не много найдется писателей, которые перепробовали себя в стольких профессиях, как это было с Юрием Косачем. Был он и грузчиком, и строителем, лесорубом и маляром, чистил окна высотных домов и был уборщиком в отеле, работал на судостроительных верфях и сам водил баржи в Калифорнии, искал золото в лесах Аляски и служил конторским клерком и печатником в крупных городах. Сам писатель признался, что иногда приходилось работать по 14-16 часов в сутки, чтобы потом иметь возможность заниматься тем, к чему действительно стремился и имел талант. Кроме собственно литературы (где Косач проявил себя во всех родах: прозе, поэзии, драматургии), он активно работал как переводчик, литературовед, критик, публицист. Но круг его интересов не исчерпывалось только литературой - Юрий Николаевич также интересовался историей, политологией, социологией, как все Косачи имел талант к рисованию, обладал неплохим музыкальным вкусом.
Родился будущий писатель 5 декабря 1908 г. в селе Колодяжное, детство его прошло на Волыни. С 1918 года Косач учится в Львовской украинской академической гимназии, после окончания которой в 1927 году поступает на юридический факультет Варшавского университета. На студенческие годы приходится начало активной общественной и литературной деятельности Юрия Косача. В 1928 году он становится секретарем студенческой организации "Партия украинских государственных националистов" и членом культурно-образовательного общества "Основа". В 1927 году впервые были напечатаны стихи Юрия Косача в луцком журнале "Украинская громада". В 1928 году начинается активное сотрудничество молодого писателя с авторитетным и популярным львовским журналом "Литературно-научный вестник" Д. Донцова. С июня 1929 года рассказы и стихи Косача печатаются в еще одном львовском журнале "Новые пути" (редактор А. Крушельницкий). А в начале 1931 года появляется и первая книга писателя - сборник рассказов "Черная госпожа". Выход дебютной книги совпадает с трагическими событиями в жизни Юрия Косача. В начале февраля 1931 года его и еще семеро юношей за антигосударственную националистическую деятельность арестовывает польская полиция. Молодых патриотов держат в луцкой тюрьме 17 месяцев, вплоть до суда, который состоялся 5 декабря 1932 года. Юрию Косачу, как главному обвиняемому, был вынесен приговор - 1 год заключения, но поскольку он уже отсидел значительно больше указанного срока, то был уволен сразу в зале суда. Однако через несколько месяцев дело было направлено к люблинского суда, который, повторно рассмотрев все обстоятельства, увеличил срок заключения Юрию Косачу до 4-х лет и лишил гражданских прав на 5 лет. Получив такое известие, Косач, не дожидаясь повторного ареста, 1 мая 1933 года нелегально покидает страну. Именно с этого года начинается эмигрантская одиссея писателя, которая продлится до конца его жизни.
Спасаясь от тюрьмы, Юрий Косач оказывается сначала в Чехословакии. Проживал некоторое время в Праге: работал в историческом архиве и изучал архитектуру в Карловом университете. Позже перебрался еще дальше - к Франции. Здесь также жил в столице - посещал лекции в Сорбонне и параллельно работал простым рабочим. В это время Юрий Косач пишет много новых произведений. Уже с 1933 года начинается активное сотрудничество писателя с диаспорными и западноукраинскими изданиями: "Развитие нации" (Прага), "Мы" (Варшава), "Самостоятельная мысль" (Черновцы), "Навстречу", "Колокола" (Львов). В эти годы одно за другим появляются отдельные издания произведений писателя. В 1934 году выходит вторая книга Косача - историческая повесть "Солнце в Чигирине", а в следующем - дебютный сборник стихов "Черлень". Именно за две последние книги Юрию Косачу была присуждена в 1935 году II премию Общества писателей и журналистов им. Франко (премия ТОПІЖ). Окрыленный успехом и признанием, писатель интенсивно и плодотворно работает. В 1936 году парижское издательство "Лесин дом" выпускает вторую поэтический сборник Косача "Миг с Мастером". Вскоре выходит большая повесть "Смотрим в глаза смерти". В этом же году появляется книга литературных очерков "На страже нации" и несколько разделов историко-приключенческого романа "Затащил под Дюнкерк". Урожайным для писателя выдался 1937 год: отдельной книгой выходит повесть "Чад", за ней сборника рассказов "Клубок Ариадны", "Тринадцатая чета", "Волшебная Украина". За три последних сборника Юрий Косач получает, на этот раз, уже первую литературную награду ТОПІЖу за 1938 год. Этот год стал знаковым для всего творчества писателя, ведь появилась первая его драма - сатирическая комедия "Кирка с Лелей", именно с этого произведения начинается блестящий драматический наследие автора, который в итоге будет насчитывать более 20-ти пьес. Первая его драматическая попытка имела большой успех - комедия получила И премию
ТОПІЖу на драматическом конкурсе по 1938 год, и тогда же была поставлена талантливым режиссером Владимиром Блавацким на сцене театра им. И. Котляревского.
По сравнению с ранними произведениями Юрия Косача, в сборниках конца 30-х годов уже значительно меньше бухливого, декларативного юношеского пафоса, который был присущ молодому писателю. Нет уже того сказочно-эпического (фольклорного) всеобщего противостояния добра и зла, жадности соревнования и испытания сил, слепого бунтарства и героизма. Писатель ощутимо эволюционирует, появляется определенный жизненный и литературный опыт. Темы борьбы, неповиновения произвольном врагу и власти, стремление к справедливости и свободы для каждого человека и народа в целом не исчезли и не могли исчезнуть из творчества Юрия Косача. Просто к разработке этой тематики писатель подходит более уравновешенно и даже прагматично. Очевидно, свою роль здесь сыграли несчастливые события в жизни самого автора: полуторагодичное заключение, суд, спустя вынужденная эмиграция за границу, скитания по чужим странам. Все это нещадно перечеркнуло юношеские мечты и идеалы, с которыми входил в литературу Юрий Косач. Все больше и больше его новые произведения набирают грустного, а иногда и мрачной расцветки.
Эмиграция и влияние западноевропейской литературной традиции значительно разнообразили литературное наследие Косача не только в художественно-творческом плане (прежде всего на уровне стиля и поэтики), ощутимо расширился и идейно-тематический, географический диапазон его творчества. Все больше и больше появляется произведений, посвященных украинцам, которые по тем или иным причинам покинули Родину и живут теперь в Чехословакии, Венгрии, Австрии, Германии, Франции. Эмигранты не теряют надежды вернуться в сильную, независимую Украину и на будущее такого государства они продолжают работать за рубежом (оп. "Клубок Ариадны", "Годовщина", "Киви-Киви", "Чемпион империи", повесть "Чад" и др.). Примечательно, что писатель не разделяет своих героев на советских украинцев, галицких, польских - они все представители одного народа. Эмигранты-украинцы, куда бы не забросила их судьба, не теряют своих корней и всегда осознают, "чьих родителей они дети". Характерно, что и в исторических сочинениях, которых немало в активе Косача, писатель часто изображал соотечественников, так же, как и он, были вынуждены некогда жить вне Родины. Это и Хмельницкий на службе у французского короля (романы "Затащил под Дюнкерк" и "Рубикон Хмельницкого"), царский посол в Вене Андрей Разумовский (оп. "Вечер у Разумовского"), украинский дворянин-изгнанник в Праге, Савич (оп. "Молодость Савича") и др. Помимо художественного значения, историческое наследие Юрия Косача имеет большую познавательную стоимость - писатель пользовался материалами многих зарубежных архивов и библиотек, которые большинству украинским авторам были недоступны. К тому же, Косач всегда выбирал темы и события мало известные и малоопрацьовані в литературе, что делало его писателем-первооткрывателем многих забытых страниц отечественной истории. Показывая в прошлом своего народа, как и в произведениях из современной жизни, героические, выдающиеся фигуры, которые стояли в центре весомых общественно-политических событий, автор таким образом вводит Украину в мировой культурно-исторический процесс, отводя ей достойное место в сообществе европейских государств.
Во время войны, в период оккупации Украины нет-мецькими войсками, Юрий Косач возвращается на Родину. Это был 1943 год - 10 лет писатель скитался по чужим странам. Львов, в котором медленно возрождалось культурная жизнь, радушно встретил еще одного талантливого человека. В 1943-44 годах Косач работает в редакции журнала "Львовские вести". Также в 1943 году выходит роман писателя о событиях накануне войны 1948 года "Рубикон Хмельницкого". В марте этого же года на сцене львовского теат-ру происходит премьера исторической драмы Юрия Косача "Осада", спектакль была хорошо воспринята пуб-ликой и прошла в переполненных залах 47 раз. В конце 1944 года писатель был арестован уголовной полицией и отправлен в немецкий концентрационный лагерь, где чуть не погиб в каменоломнях. Из лагеря Косача освободили лишь в конце войны. Получив свободу, писатель несколько месяцев живет в Австрии, затем перебирается в Западную Германию. Именно в это время берет отсчет послевоенная украинская эмиграционная литература - образуется МУР (Мистецький Український Рух), у истоков которого стоял также и волынский писатель Юрий Косач. Этот период чрезвычайно плодотворный для Косача-литератора. Юрий Николаевич был членом правления Стены, неоднократно председательствовал на заседаниях, постоянно выступал с докладами, литературно-критическими обзорами. В это время писатель много печатают - одна за другой появляются его книги новелл "Ноктюрн бе-моль" (1945 г.), "Приглашение на Цитеру", "Чудесная Балка" (1946 г.), повесть "Эней и жизнь других"(1946 г.), отрывки исторического романа "День гнева" (журнал Арка 1948 г.) В эти годы Косач написал также немало драм, из которых были инсценизированные трагедии "Враг" (1946 г.), "Кукушкина дача" (1947 г.) и комедия "Ордер" (1948 г.), постановка которой получила наибольшую огласку в тогдашних зрителей. Драма, высмеивала негативные черты тогдашней украинской эмиграции - беспринципность, приспособленчество, ростовщичество, подхалимство (речь в пьесе шла о ордер на проживание, который випрохували эмигранты во влад, последовательно сменяли друг друга - немецкая, советская, американская). В противовес одобрительным отзывам, многими зрителями драма была встречена довольно резко и даже враждебно. Уничтожающая сатира "Ордера" чрезвычайно раздражала некоторых эмигрантов, узнавали в героях самих себя. Серьезно духовные проблемы эмиграции и эмигранта Юрий Косач философски осмысливает в большой повести "Эней и жизнь других", которая стала едва ли не лучшим прозаическим произведением писателя послевоенного периода.
После того, как было расформировано лагеря для перемещенных лиц, МУР автоматически распался - писатели разъезжались по миру. В 1949 году Юрий Косач навсегда переезжает в США. Как и каждый эмигрант, вынужденный зарабатывать на жизнь тяжелым физическим трудом, но не бросает и труд литературное - активно сотрудничает в диаспорной периодике: газетах "Гражданский Голос", "Украинские вести", "Укра-їнське жизни" и др. С 1959 по 1963 годы Юрий Косач редактирует журнал "За синим океаном", который издавался в основном на средства самого писателя. Это был солидный литературно-художественный журнал, круг интересов которого охватывало культурная жизнь материковой Украины, украинской диаспоры и всего мира. В своеобразной программе этого журнала сказано: "Мы счастливы тем, что учредителем труда нашего издания была, есть и будет борьба за мир на нашей планете, за дружбу всех народов мира, за лучшую судьбу розкованої и творческого человека... В нашей полемике ставились вопросы критического анализа и переоценки самого давнего и недавнего нашего прошлого, проблемы взаимоотношений эмиграции и Родины, позитивной программы украинского зарубежья, национальной культуры, в конце проблемы мировоззрения и положения украинского человека на фоне генеральных идей и общественных движений в целом мире" [1,27-29]. Кроме многочисленных публикаций в периодике, отдельных изданий в США в Юрия Косача получилось немного. Это, в частности, две небольшие сборники стихов "Кубок Генімеда" (1958 г.) и "Золотые ворота" (1966 г.), книга историко-культурных очерков "От феодализма к неофашизма" (1962 г.) и повесть "Созвездие Лебедя" (1983 г.). После хрущевской оттепели, когда железный занавес, отделявший СССР от всего остального мира немного ослабла, Юрия Косача начали приглашать на Родину. Первый раз писатель приехал на Украину в 1964 году по случаю 150-й годовщины со дня рождения Т.г.шевченко. С тех пор Косач побывал в Советском Союзе более десяти раз. В поездках по Украине писателя обязательно сопровождали переодетые агенты КГБ, людей с которыми общался Косач предупреждали, чтобы они ни о чем у него не спрашивали и не рассказывали о себе. С середины 60-х годов произведения Юрия Косача начинают печатать и на материковой Украине. Его поэтические и прозаические подборки, эссе, критические статьи появляются в журналах "Вітчизна", "Вселенная", "Днепр", "Октябрь" и др. В 1966 году, после долгого перерыва, выходит первая книга писателя на Родине - сборник стихов "Мангатанські ночи", через 10 лет - сборник новелл из жизни украинских эмигрантов в Латинской Америке "злая судьба в Маракайбо", в 1980 году - второй поэтический сборник "Лето над Делавером". В 1987 году вышла последняя прижизненная книга автора "Обладательница Понтиди". Во многих произведениях последних лет, особенно поэтических, чувствуется тоска автора за Украиной, ее славным прошлым, природой и острое неприятие американской действительности с ее тесными, задымленной улочками, мелочной суетой и вечной погоней за долларом.
В последней своей сборке Юрий Косач с грустью напишет:
Умру я, может, в стороне чужой,
Хотя Днепр уважаю превыше всего,
Однако меня в далекий край, в вырий мой
На лезвии молния занесет.
С ветрами и громами
Я буду жить на той земле моей
Но не здесь
Где только смертная тишина. [2, 37]
Десять лет назад 11 января 1990 года Юрия Николаевича Косача не стало. Последние годы он жил чрезвычайно скромно, если не сказать бедно, умер одинокий, почти забытый и как человек, и как писатель. Похоронен в городе Пассеїк (штат Нью Джерси, США).
Большая мечта Косача - "чтобы его единственный сын увидел Родину своей семьи, поклонился могилам рідніх" так и не сбылась, Юрий Юрьевич Косач на Украину никогда не приезжал.
|
|