Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 31. Александр Довженко (1894 - 1956)

 

Александр Петрович Довженко - известный украинский писатель, киносценарист и режиссер Мирового масштаба, государственный и общественный деятель.

Известен как автор произведений «Очарована Десна», «Украина в огне», «Дневник», «Воля к жизни», «Мать», «Повесть пламенных лет» и т.д.

Фильм «Земля» (1930) признан лучшим на Международной выставке в Брюсселе (1958 г.) Первый звуковой фильм В. Довженко «Иван» (1932).

В годы Великой Отечественной войны А. Довженко добровольцем ушел на фронт, писал публицистические статьи, рассказы, пьесы, снимал документальные фильмы.

О. Довженко отстаивал активную гражданскую позицию, выражал протест против пассивности и покорности судьбе.

Особенности творчества:

киноповесть жанр, преимущественно в котором работал А. Довженко;

- острота, простота сюжетов произведений;

- романтическая приподнятость, яркость, упорство характеров;

- колоритное языковое оформление;

- наличие философского подтекста;

- динамизм повествования;

- сочетание возвышенного и земного, публицистического и психологического, лирического и драматического;

стремление построить новое будущее;

- романтичность раннего творчества;

- поднятие в произведениях проблем;

- служения художника народу;

- судьба украинцев;

- жизнь простых рабочих;

- историческое прошлое;

- духовное богатство украинцев;

- личность и общество;

- человек на войне;

- героизм народа в борьбе с врагом.

Киноповесть - повесть, написанная с учетом специфики кино, как сценарий кинофильма.

«Зачарованная Десна»

Напечатана в 1956 p., вышла отдельной книгой - 1967 г. Автобиографическое произведение, воспоминания писателя о своем детстве, первые шаги познания жизни, перерастает в авторские размышления - о «тяжелые кандалы неграмотности и несвободы», другие бедствия и страдания трудовых людей Украины, и вместе с тем - богатство их душ, моральное здоровье, внутреннюю культуру мыслей и чувств т.д. Киноповесть - это гимн земле и людям.

Проблемы, поднятые в произведении:

- формирование народа;

- природа и человек;

- воспитание трудом.

Идея: призыв любить, уважать все то, что делает человека духовно богатым, счастливым, не забывать своих корней, чтобы стать достойным сыном своей земли.

Киноповесть родилась с писательских воспоминаний, вызванных «долгой разлукой с землей родителей», желанию «осознать свою природу на ранней предрассветной зари круг самых ее первоначальных источников».

Особенность произведения - наличие двух лирических героев (маленький Саша как носитель воспоминаний и зрелый мастер, что пропускает воспоминания через свой горький жизненный опыт).

Краткое пересказ произведения

Сначала автор этой автобиографической киноповести признает, что в его повседневную жизнь все чаще начали вторгаться воспоминания. Видимо, они связаны с долгими годами разлуки с землей родителей. А может, у каждого человека наступает такое время, когда она должна «осознать свою природу на ранней предрассветной зари круг самых ее первоначальных источников».

Вспоминается Довженко, который хороший и веселый был у них огород. Все цветет, буйствует. Мать, бывало, говорила: «Ничего в мире так я не люблю, как сажать что-либо в землю, чтобы проізростало. Когда вылезает из земли всякая рослиночка, вот мне радость».

На погребні любил спать дед Семен, который малом Саше напоминал Бога или святого Николая. Мать ненавидела деда, считала чернокнижником, хоть Псалтырь внутри был не черный, а белый, и украдкой-таки сожгла книгу. «Дед любил хорошую беседу и доброе слово».

Однажды Саша полез в табак, как раз цвел, потом до огурцов. Стал дразнить пчел, но ни одна так его и не укусила. Пчелиное жало хоть и болит, но когда начнет плакать малый, дед или мать дают сразу медную копейку, которую надо приложить к болезненному месту. Боль быстро проходит, а за копейку можно купить в магазине аж четыре конфеты и смаковать ними до вечера. Погуляв возле пчел и наевшись огуречных бутонов, парень наткнулся на морковь, которую почему-то любил больше всего. Оглянулся, не смотрит ли кто, и стал выдергивать морковки. Но они были еще малы. Так Саша повыдергивал всю строку, но не нашел ни одной крупной и сладкой. Потом посадил всю морковь снова в землю - пусть дорастает - и пошел искать дальше вкусного. Долго парень ходил по городу, пробуя все на вкус - и мед с цветов, и калачики, и зеленые яблоки. Вдруг увидел, что у моркови снует баба, деда мать. Она увидела вред и начала ругаться и проклинать.

Прабабушка Маруся была маленькая и прыткая, глаза имела такие видющі и острые, что от них ничто не могло ей сховатися. можно было по три дня не давать есть, но без проклятий она не могла прожить и дня. «Они были ее духовной пищей. Они лились из ее уст потоком, как стихи из вдохновенного поэта, по малейшему поводу. У нее тогда блестели глаза и краснели щеки. Это было творчество ее горячей, темной, престарілої души». Прабабушка проклинала внука за висмикану морковь, а в малине лежал «поверженный с небес маленький ангел» Саша и боялся пошевелиться, чтобы Божья Мать, случайно, не увидела его с неба и не выполнила бабкины пожелания.

Мать Саши жаловалась на тесноту в доме, а малым «пространства и красоты хватало». На белой стене под иконами висел много красивых картин с изображением монастырей. Но наиболее впечатляющей была картина страшного божьего суда. На нее боялся смотреть даже собака Пират. Парень сначала ужасался картины, а потом привык, «как солдат привыкает к грому пушек». И думал: «В нашей семье почти все были грешны: небольшие достатки, сердца горячие, работы и всякого неустройства тьма-тьмущая, а тут еще фамильная приверженість до острого слова, поэтому хоть и думали иногда о рае, все-таки больше надеялись ада внизу картины. Здесь уже все имели свои места.

Отцу черти наливали в рот горячую смолу, хцоб не пил водки и не бил матери. Баба лизала горячую сковороду по длинный язык и за то, что была великая колдунья. Деда... держал в руках сам дьявол за то, что он чернокнижник...

«Фактически найевятішим в этой семье был один я. И вот кончилась моя святость. Не надо было трогать моркови. Пусть бы себе росла. А теперь я грешен. Что же мне будет?» - подумал маленький Саша и стал горько плакать. Баба услышала его плач и стала снова проклинать, вплоть припеваючи, как колядку.

Мальчик, чтобы восстановить свою святость, решил «творить добрые дела»: здороваться со всеми, не есть скоромного целый неделю, носить деду воду, ходить в церковь или спасать ластовчат, как они повипадають из гнезда.

Когда маленький Саша чего-то плакал, его утешал прадед Тарас, рассказывая о Десну, о травах, о таинственные озера. Все вызвало какие-то сравнения, напоминало давно где-то виденное, придуманном и пережитое.

Ухаживали детства Сашку четыре няни - его братья Лаврентий, Сергей, Василий и Иван. Прожили они недолго, потому что, как говорили, рано начали петь. Никто их и не учил этому. Дети умерли от неизвестной болезни в один день.

«Много видел я хороших людей, ну такого, как отец, не видел». Весь в плену у печального, и все в то же время с какой-то внутренней высокой культурой мыслей и чувств.

Сколько он земли вспахал, сколько хлеба накосил! Как ловко делал, который был сильный и чистый. Презирал начальство и царя...

С него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, великих ученых или сеятелей - он годился на все. Много наделал он хлеба.

«Мы Жили в полной гармонии с силами природы. Зимой мерзли, летом смаглись на солнце, осенью месили грязь, а весной нас заливало водой, и кто этого не знает, не знает той радости и полноты жизни. Весна плыла к нам из Десны». Саше упоминается большое наводнение.

Саша лежит на телеге. Он едет в царство трав, рек и таинственных озер. Виз весь деревянный, потому что дед и прадед были чумаками, а чумаки не любили железа, потому что оно притягивает гром. Дорога до Десны - сложная и длинная - с лужами, болотами, холмами, утесами и бродами. Парень смотрит на звездное небо, Млечный Путь и незаметно засыпает, а просыпается уже на берегу Десны. «А на Десне красота! Лозы, сыпь, круче, лес - все блестит и сияет на солнце. Прыгну я с обрыва в песок до Десны, моюсь, пью воду. Вода ласковая, сладкая. Пью еще раз, убрівши по колено и вытянув шею, как лошак, потом прыгаю на кручу и айда по сенокоса. И уже я не хожу, а только летаю, едва касаясь щелочи. Вбігаю в лес - грибы. У лозы - ежевика. В кусты - орехи. В озере воду скаламучує рыба».

Саша вспоминает старого пса Пирата, скот, который, казалось, знает «какую-то недобрую тайну, только никому не говорит».

Прошли сенокос и жатва, поспели яблоки и груши. Парню сшили новые длинные штаны и повели в школу.

Учителем был Леонтий Созонович Опанасенко, старый, нервный и злой. Он после небольшого разговора с Сашей, сказал: «Не развитьій!» - и службы в прочь.

«Было это в далекие старые времена. Тогда еще не знал я, что все проходит, все проходит, забывается и теряется в неустанной смене часов, что все наши приключения и поступки текут, как вода, между берегами времени». Но пока что страдания маленького Саши были безмерными и мир казался потерянным.

Мир одкривається перед ясными глазами первых лет узнавания, все впечатления бытия сливаются в бессмертную гармонию, человечную, драгоценную. Печально и грустно человеку, когда высыхает и слепнет воображение, когда, вращаясь в самых дорогих источников детства и отрочества, ничего не видит она дорогого, незаурядной, ничто не греет ее, не будит радости ни человечного сумму. Бесцветная человек та, какую бы должность не занимала бы она, и труд ее, не согретый теплым лучом времени, бесцветный.

Современное всегда на пути из прошлого в будущее. Почему же я должен презирать все прошлое? Неужели для того, чтобы научить внуков ненавидеть некогда дорогое и святое мое современное...»

Много в жизни Сашиных родителей было неравновесия, плачу, тьмы и сожаления. И они топили горе в ссорах и водке. Но больше всего, что им отпустила судьба, - это работы, тяжелой работы. Хоть были рождены для любви, все родственники прожили свой век несчастливо.

Но все это в далеком прошлом. Одна только Десна осталась в воспоминаниях неизменной. Теперь уже нет таких рек, нет таких тайн и такого спокойствия.

Давным-давно «Десна была глубокой и быстрой рекой... Была тогда еще девочкой Десна, а я - удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами.

Благословенна будь, моя девственница девица Десно, что, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрішав, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь.

Далекая краса моя! Счастлив я, что родился на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босиком по твоих сказочных сыпях, слушал рыбацких разговоров на твоих лодках и проповедь о старых древности, и до сих пор, несмотря время вниз, не потерял счастье видеть эти звезды даже в будничных лужах на жизненных путях».

«Украина в огне» (1942 - 1943)

Жанр: киноповесть.

«Украина в огне» - крик боли, первое острое восприятие фашистского нашествия. Увидела свет в 1990 г. вместе с «Дневником» в издательстве «Советский писатель».

В произведение не попало несколько антисталинских эпизодов. Писатель устами героев спрашивает самого вождя, как произошла трагедия, диалектически осмысливает войну, не соглашается с поверхностными взглядами на нее. В произведении показаны героизм человека - защитника Родины, справедливость ее мести и кары, тяжелая трагедия народа, влияние войны на человека («человек рожден для радости, труда, братства»).

Главная идея произведения: глубокий гуманизм, возражения идейно-нравственных установок сталинизма.

Проблемы, поставленные в киноповести:

- проблема национальной самосознания человека и народа;

- показ трагедийности тогдашних событий;

- жизнь простого человека на войне и в тыла;

- проблема ценности общечеловеческих идеалов;

- женщина на войне (Олеся Запорожец, Кристина Хуторная, Мотря Левчиха).

Краткое пересказ произведения

С первых строк произведения читатель знакомится с семьей колхозника Лаврина Запорожца, которая собралась на отцовской земле, в Тополівці, - жена Татьяна, сыновья Роман, лейтенант пограничных войск, Иван, артиллерист, Савка, черноморец, Григорий, агроном, Трофим и дочь Олеся - всему роду утешение».

Далее автор показывает ужасы первых дней войны.

На Олесю нахлынула такая волна острого болезненного сожаления к себе, что она решилась на неслыханный поступок - попросила одного из бойцов, танкиста Василия Кравчину, провести с ней ночь (она не хотела лишиться чести за надругательство фашистов). Расставаясь, они пообещали не забывать друг друга.

Фахписти вторглись в село. Они приветливо здоровались, а потом забирали продукты, высаживали двери, резали свиней. Шутили с хозяйками, а тогда стреляли в них.

В Киеве бенкетувало офицерство Адольфа Гитлера. Сюда прилетел сам гауляйтер Кох. В своей речи он провозгласил смерть славянству, демократии и национальным меньшинствам, евреям. Каждому солдату он обещал сорок пять гектаров земли украинской.

Старый полковник немецкой разведки Эрнст фон Крауз протянул своему сыну лейтенанту Людвигу Краузу горсть земли и сказал: «На, ешь! Эту землю можно есть!» Людвиг сжал землю в горсти и лизнул ее языком. «Это был расовый гитлеровский пес последней формации, жестокий, злой мерзавец, герой виселиц, массовых палійств и изнасилованиям. Этот темный неуч не раз ошарашував даже своего старого волка-отца одчайдушною своей решительностью и жестокой изобретательностью в расправах с врагами империи. Временем старый Крауз ужасался своего урода, однако немецкая родительская сентиментальность и давняя жадность мечтателя завоеваний успокаивали его и радовали».

Отец и сын стояли посреди поля и любовались им, как своей собственностью, но вдруг старый фон Крауз сказал, что это страшная земля. Этот народ не так просто уничтожить. Он убегал от него в восемнадцатом, его «жизнеспособность и пренебрежение к смерти безграничны... Так не подчиняться и так умирать, как умирают украинцы, могут только люди высокой марки. Когда я смотрю на их смерть, я всегда дрожу от ужаса...».

В разговоре с сыном Людвигом Эрнст фон Крауз сказал, что у украинского народа есть слабое место, «ахиллесова пята»: «Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу несогласия даже во имя интересов общих, высоких. В них нет государственного инстинкта... Ты знаешь, они не изучают истории. Удивительно. Они уже двадцать пять лет живут негативными лозунгами одкидання бога, собственности, семьи, дружбы! У них от слова «нация» остался только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них так много предателей... Вот ключ к ящику, где спрятана их гибель. Нам ни для чего уничтожать их всех. Ты знаешь, если мы с тобой будем умные, они сами уничтожат друг друга».

Людвиг сказал: «Мы будем уничтожать их, поскольку каждый солдат должен убить врага. Я тебя понял. Дальше они сами будут уничтожать друг друга! Я разделю их, куплю, розбещу!» - «Я вижу, мальчик, тебя чем-навчили. их надо разбить, пока они не очухались от своих ошибок. Если же не успеем - мы пропали».

У клуни Киприана Хуторного собрались товарищи его сыновей, которые дезертировали из армии. Это был «своеобразный клуб потерянных душ».

імці объявили собрание села. Олеся просила отца идти быстрее, потому что его могут убить за неповиновение. Запорожец велел оставить его самого, снял с покутья портрет Сталина.

«Прощайте, товарищ. Не думали мы с вами, что так получится, и произошло, - не малой, большой кровью на [своей] территории, - тихо произнес он к портрету. - Что будет с народом нашим? Выживет он или погибнет, что и следа не станет никакого? Разгонят его по каторге и по лесам, оврагам и гнилых болотах, как волков-сиромах, и натруять одно на друга, так что и живые завидуватимуть мертвым. Горе нам... Народ бессмертный, вы говорили, товарищ мой. Ой, тяжелое наше бессмертие! Тяжелая судьба народная... слышу смерть».

Шли дни и ночи в загравах пожаров. «О, украинская земля, как укривавилась ты! Реки кровью поналивано, озера слезами и сожалением... Степи гневом утоптано, и проклятием, и тоской и сожалением».

На второй день Кристина Хуторная упрекала Олеси за несправедливость, ибо отец дочь в список не записал. Заброда стоял перед фон Краузом и дрожал. Он пытался доказать, что не верит Запорожцу, потому что в списке для отправки Олеси нет. Лаврентий все слышал за дверью, вошел и сказал, что ошибочно не вписал дочери, пожалел, но теперь просит внести и ее фамилию, ведь «сила примера - большое дело». Заброда считал себя побежденным.

В доме старосты крик и плач. Олеся не верит, что и ее записано самим отцом. Мать в отчаянии. В хату зашел Мина Товченик, и Запорожец передал ему письмо, сказав, что от него зависит судьба многих людей. Татьяне, жене, велел провести дочь на станцию и не возвращаться больше домой, потому что всякое может случиться.

Мина Товченик пришел домой, пообедал, а сыну, поліцаю Устимові, велел запрячь коня. Женщина спросила, что это у него за бумагу в шапке. Сына и его товарища заинтересовало, куда это Мина собрался. Незаметно они похитили письма и покинули дом.

Олеся прощалась с матерью, чувствуя, что это навсегда. Татьяна Запорожчиха тосковала и говорила, что будет молиться за дочь «вечерними звездами и ранешніми», просила всегда верить и надеяться.

К Запорожчихи подошел полицай Иван Гаркавенко и сказал ей, чтобы она убегала, потому что арестовали ее мужа.

Когда перед фон Краузом поставили избитого и обессиленного Лаврина Запорожца, он взбесился от ярости и спросил: «Так это ты собрал сотню юношей и девушек, чтобы отправить их в партизанский отряд, и послал письмо?» Лаврентий признался, что он просил , партизан уничтожить по дороге охрану и забрать к себе молодежь. Фон Крауз сообщил, что молодежь и дочь выехали в Германию, дом его сожжен, а женщина убита. И спросил, он несчастный, страдает? Запорожец сказал, что нет, он просто ненавидит фашистов. Фон Крауз .запропонував по-доброму сообщить о местонахождении партизан. Тогда его не будут мучить, и его отправили на ночь за провод.

За колючей проволокой плакал Лаврин Запорожец. Он думал о том, что его мучения, смерть его детей ничего не значат, когда гибнут целые семьи и роды, тысячи людей, целый край...

Мотря Левчиха принесла ему хлеба, картофеля и груш. Просила съесть самому, чтобы утром быть сильнее. Женщину убили выстрелом часового. Лаврентий хотел дотянуться до узелка, но над ним стал Заброда с автоматом. Запорожец спросил с ненавистью, это он убил женщину, но тот отмахнулся. Что там Левчиха, ему вот «давнего своего друга» сожалению. Ведь под муками он расскажет все, но будет поздно. То, может, все же скажет, где партизаны? Лаврентий ответил, что он на нем земли себе не заработает. И мужчины бросились друг на друга через колючую проволоку. Сцепились и душили друг друга, выражая свои давние обиды и ненависть. Бились и говорили долго. Во время этой драки проволока порвался. Узник был почти на свободе. Но из-под дерева выскочил Людвиг Крауз, извлекая маузера. Запорожец молниеносно вскочил и убил офицера одним ударом кулака. Взял Забродин автомат и крикнул людям, чтобы убегали. Все невольники поднялись и, повалив проволока, побежали. Ударили автоматные очереди. Запорожец просил людей не останавливаться, ибо пропадут. Восторженные дыханием свободы, бросались в Десну и переплывали ее даже те, кто не умел плавать.

Олеся и Кристина бежали по местечковых переулках возле станции, пытаясь убежать от стражи; их поймали и избили. Олеся сказала, что не надо искать теперь виноватых, а надо помнить о своем назначение женщины и выполнили его: «Мы женщины, Христе.

Мы матери нашего народа. Надо все перенести, надо рожать детей, чтобы не перевелся народ. Я верю, Христос, верю! Ни за что не будет по-немецки, ни за что!»

Кто-то крикнул, что это последняя украинская станция, вагон и заплакал, затужил. Олеся и Христя снова бежали. Христя бросилась переплывать реку, а Олесю, которая не умела плавать, схватили жандармы.

Фон Крауз жестоко отомстил за смерть сына. Он сжег деревню и перестрелял всех жителей. «Не стало прекрасного села».

Но вот в сожженное село въехал небольшой конный партизанский отряд во главе с Романом Запорожцем.

К партизанской заставы пришла женщина и стала просить, чтобы взяли к себе его сына - полицая, ибо пропадет. Партизаны согласились взять Устима Товченика ради матери. Полицая же Ивана Гаркавенко не хотели принимать к себе, потому что очень фашистам прислуживался.

Вдруг из леса двое партизан вывели какого мужчину. Это был Лаврин Запорожец. Все узнали тополівського старосту, стали возмущаться, что он людей в ига запрягал, полсела продал немцам, еще и свою дочь. Стали спрашивать, каким судом его судить, а он сказал: «Чтобы судили по закону народного бедствия». Партизаны зверствовали. Лаврин Запорожец увидел свою смерть и проговорил: «Что ж, убивайте, доставьте радость полковнику Краузу! Разве то, что произошло со мной, с селом, не тяжелее смерти в стократ?» «Партизаны притихли. Много разных мыслей, чувств, воспоминаний разбудили в них эти слова Запорожца. Перед их духовным зрением возникла вдруг вся Украина в огне, в множестві страданий и тяжких протиречивих трагедийных стыков. Большая несчастная земля!»

Потом послышались голоса. Это были партизаны из-за Днепра. Командовал ими Роман Запорожец. Он спросил, что это под деревом за предатель. Лаврентий ответил, что это он, его отец, и упал без сознания.

В Берлине шел торг украинскими девушками. Немцы и немки подходили к Олесе, касались ее руками, возвращали. Девушку взяла жена Эрнста фон Крауза.

Василий Кравчина лежал в полевом госпитале на операционном столе и грезил Олесей. Его, опеченого и поганеного, вытащили из горящего танка.

Прошло лето. Василий снова в бою. Он лежит перед танком, поливает противника огнем из автомата и падает, взорван взрывом вражеской гранаты. Кравчина снова на хирургическом столе, который вздрагивает от взрывов, и снова зовет Олесю.

К Олесиної комнату вошла фрау Крауз и приказала рассказать о своем полтавское село, где немка надеялась получить землю. Получено письмо о гибели Людвига. Женщины заревели, а потом прибежали к Олесе и бросились на нее. Едва живой девушка вырвалась от них и выпрыгнула в окно. «Она шла домой. Сила, что несла ее на восток, на Украину, была чрезвычайная, ее несла мудрая бессмертная воля к жизни рода, то большое и самое глубокое, что составляет в народе его вечность.

Она была уже не красивая, не молодая, не брюнетка. У нее были седые волосы и грязные, измученные руки, со всеми следами холода, голода, леса, буераков, земляных ям и нужды.

Не спрашивайте, какой ценой добралась она домой. Потому что тогда вы розстріляєте ее за аморальность... Самая большая мудрость в таких горьких делах - следовать за природой, что послала человеку счастье забвения злого в добром времени».

Ясная ночь. Вокруг сорняки и печища обгоревшие. Олеся в своем родном селе. Она на прежнем их дворе нюхает пучок сухих маминых гвоздик, которые нашла в пічурці. Вдруг ей послышалось, будто ее кто-то зовет. Это была Кристина. Девушки бросились в объятия друг другу и громко заплакали.

Христя была с оружием, и Олеся спросила, она не партизанка. Кристина ответила, что она женщина фашистского ката, итальянца Пальмы. Спросила, вспоминает Олеся, как они расстались? Попросила простить ее, потому что она забыла, что ее подруга не умеет плавать.

...Когда прокурор партизанского отряда Лиманчук узнал, что партизаны захватили женщину капитана Пальмы, он страшно обрадовался и сейчас же заочно приговорил ее к расстрелу, как подлую предательницу. Командир расспросил девушку, чья она и откуда; оказалось, что это дочь Киприана Хуторного с Тополівки. Командир решил допросить ее еще сам. Отвел в лес и сказал, чтобы она не обижалась на партизан, ведь ненависть придает им силы в борьбе. Спросил, она не шпионка. Если так, то расстреляют тихонько, чтобы не мучилась в своей измене. Если же нет, то пусть живет и отомстит врагу за все обиды свои и народные.

Немцы отступали, поджигая дома, через село, вывозя тех, кто не успел спрятаться. Наши войска их догоняли. Они еще не отошли от ожесточенного боя. Но, глядя на людей, которые вылезали из ям и погребов, плакали, не стесняясь своих слез. И «много благородной труда, много ласки, добра и доброго согласия надо понять, найти и принести в жизни, чтобы как-то заживить душевные увечья и раны человеческие».

«Людям хотелось жить. Хотелось забыть о страшное по великому закону жизни и по несокрушимой силе своего характера земледельцев, привыкших тысячелетиями до посева, до життетворення во всем, что может жить и расти.

Не догорели еще пожары, а люди бросились уже к работе. Уже копались в огородах. Женщины достали уже со скрытых узелков разное семян и с пристрастием сажали в землю.

Какое-то семечко мочили в воде, причитаючи полузабытых молитв на хороший урожай».

Пожилой крестьянин Демид Бесараб угощал дорогих гостей. В его доме остановился штаб. Но вот опять прощание, снова войска отходят. «Плач и отчаяние».

Разъяренный Эрнст фон Крауз бил Бесараба стеком по голове, допытываясь, где его сыновья. И когда Демид сказал, что в Красной армии, фашистский офицер приказал его повесить. Крестьянин ответил с гордостью, теперь не страшно, все равно немцы отсюда живыми не выйдут. Фон Крауз схватился за сердце, задыхаясь от злобы. Приказал ввести диверсанта. Это был тот же Мина Товченик. Фашист снова схватился за сердце и сказал: «Действительно, я тебя уже боюсь! Ты высадил моста?» Товченик ответил, что он. Тогда немец пообещал его повесить, на этот раз уже точно, но Мина сказал, что он не боится, потому что бессмертный. И добавил: «Украина, чтобы ты знал - это ваша судьба. Пока горит как свеча - Гитлер дышит, потухнет - вытянет Гитлер ноги и вы с ним».

Фон Крауз закричал, чтобы Товченика немедленно повесили. Когда крестьянину накинули петлю на шею, он вдруг начал петь фашистский гимн так, что его палачи вынуждены были стать смирно и протянуть руки для фашистского приветствия. Так Мина выиграл несколько минут жизни. Судьба не изменила и в этот раз нагрянули партизаны и спасли его.

Запорожцы двумя отрядами преследовали старого волка фон Крауза. Теперь это были уже не те партизаны, что в начале войны.

Как ни свирепствовал Крауз, как не курил села, как не мучил детей, женщин, ничто не помогало. Ломались его грандиозные планы и убегала из-под ног земля, которую «можно кушать».

Не раз фон Крауз обращался к портрета фюрера, говорил с ним, копировал его движения. Это был его идеал. Полковник писал фюреру письма с проектами благоустройства Восточной Германии. Именно ему принадлежала идея модернизированных фабрик смерти. За это он получил рыцарский железный крест с дубовым венком и полюбил фюрера еще сильнее. Фон Крауз уже не ліберальничав с крестьянами-старостами, а творил зоны пустынь, мертвые зоны. Но ничего не помогало. И он понял, что это конец. Земля мстила ему каждым своим комочком, каждым кустиком и каждым человеком.

Снова в село входили передовые отряды.

...Капитан Василий Кравчина стоял на холмике и наблюдал за боем. Увидев, что после короткой передышки враг снова пошел в атаку, он метнулся к блиндажа и стал давать распоряжения артиллеристам, приказывая не отступать ни на шаг. Такой приказ получил и Иван Запорожец.

«...Безумный огонь гнева и пристрастия битвы оказывал бойцам такой исполинской силы, что тяжелые пушки вертілися в них в руках, как игрушки».

Зря вызвал Кравчина батарею Запорожца. Артиллеристы выстрелили все патроны и легли спать навеки-веков. «Все отдали. Все до последней нитки. Поквитались с жизнью, с войной, с врагами на всю силу. Не мудрили, не прятались по резервам и тылам, не обрастали родственниками... чтобы головки Не выдавливали из малых своих талантов большой пользы, пренебрегали талантом, не любили выставлять напоказ ни в целом виде, ни в раненому, ни в которых доблестях, мало дорожили своим...»

Танки пошли на батарею Сероштана. Командир еле добрался до телефона, вызвал Кравчину. Сказал, что их забросали минами. Кровь заливала ему лицо. Кравчина попытался подбодрить Сероштана шуткой. И приказал выстоять. А стоять не было с чем. Тогда Сироштан обвязался минами и пошел на вражеский танк.

На третий батареи раненые бойцы заряжали пушку втроем - потому что у них было только неполных три руки. Закончились снаряды, и вражеские танки начали «утюжити» окопы. Бойцы бросались под танки с минами, а фашисты, глядя в свои записные книжки, кричали им казаться.

Неравная борьба заканчивалась не на нашу пользу, как вдруг ударил по фашистам полк, что пришел на помощь.

Молодой жестокий немецкий генерал решил зажать полк в железные тиски, а затем уничтожить раненых и пленных. Кравчина догадался о маневре противника и приказал бойцам двигаться вперед не останавливаясь. Солдаты сделали невозможное и пробили немецкий вал, оказавшись в тылу прямо перед штабом генерала. Тот был вражений. таким нарушением правил войны и едва успел выпрыгнуть в окно. Но его дивизия в панике убегала от выстрелов «катюш». Один из их выстрелов уничтожил остатки дивизии вместе с генералом. Партизаны довершили дело.

Роман Запорожец с отцом въезжал в родной сожженное село. За ними ехал обоз, раненые кричали «ура» и плакали от радости.

Бойцы величали артиллеристов Кравчини, которые были ранены, но счастливы, что выполнили свою великую миссию.

Олеся стояла у колодца с ведрами. Проходило войско на запад. Бойцы пили воду и весело благодарили.

Девушке хотелось бежать искать Василия, но что-то ей подсказывало, что он сам придет к ней. И он пришел. «Это был он и не он... что-То было в нем другое, нечто неизменное, невыразимое». Василий тоже был поражен ее изменением и сказал: «Какая ты красивая!» - гладя ее седую голову.

К сожженной хаты пришли Лаврин, Роман, Иван Запорожец. Не было только среди них матери, деда Демида, Савки, Григория... Стали вкупе круг печища и спели любимую мамину песню:

Ой пойду я к роду гулять,

Та у меня весь род богат...

Утром Олеся вновь провожала на войну весь свой род.