Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛИНА КОСТЕНКО
Воспитываем гражданина Украины (Проработка лекции Лины Костенко "Гуманитарная аура нации, или дефект главного зеркала")




Проработка лекции Лины Костенко "Гуманитарная аура нации, или дефект главного зеркала". Тезисы.

Куда идем? Который лишаем следует?

Кто память смыл, как дождик акварельку?

Все меньше рук, что умеют сеять хлеб,

Все больше рук, что тянут все в рот.

Лина Костенко.

О чем эти слова?

Конечно, о духовной деградации человечества, о его отказ от Бога, а следовательно, Гармонии и Любви.

Лина Костенко - это очень хороший Человек.

Мало того, что она пишет прекрасные стихи, у нее еще очень высокое чувство гражданского долга. За всю свою жизнь она ни разу не сфальшивила перед собой, а всегда говорила откровенно и прямо то, что думает об обществе, в котором живет, о людях.

"А мне может просто хочется счастья. Тугого и сладкого, как шоколад".

Главная мысль лекции Лины Костенко "Гуманитарная аура нации, или дефект главного зеркала" - сказать подрастающему поколению, что настало время разработать гуманитарную политику Украины, ее стратегию, возродить украинскую нацию, поднять ее имидж в глазах мира, который до недавнего времени почти ничего не знал о ней.

Под гуманитарной аурой нации надо понимать мощно эманирующий (то есть с божественным началом) комплекс общественных наук, включая образование, литературу, искусство.

Вот когда мы говорим: Испания, испанцы - какие это у нас вызывает ассоциации?

- Сервантс, Лопе да Вега, Кальдерон де Ла Барка...

Или немцы - нация философов и композиторов: Бетховен, Ницше, Кант, Гегель.

Не Гитлер с его Геббельсом, что хватался за пистолет при слове культура определяют образ нации, а доктор Фауст и Лореляй над Рейном.

Или та же Россия с ее напівбезумними царями.

Но не тьма определяет образ нации, а писатели, композиторы, декабристы, заключены в Сибирь, Сахаров, которого выслали в Нижний Новгород. Именно они создали ауру нации, а не ее дикие и коварные правители.

Еще Гельвеций заметил эту спасительную свойство человечества.

"Имя Конфуция, - писал он, - более известное и уважаемое в мире, чем имя любого из китайских императоров.

Еще в античном мире знали что силу искусства и науки.

- Стоит ли говорить, что Англия - это Шекспир, Дж. Байрон?

- Что Франция - это Стендаль, Бальзак.

- Что Италия - это Данте, Петрарка, Рафаэль.

А почему бы в таких же диоптриях не посмотреть на Украину?

Не пора ли задуматься: "Кто мы в глазах мира?

Какой образ возникает у людей мира, когда они слышат слово Украина?"

Дело в том, что когда американцы в свое время запускали с мыса Канаверал опытную станцию с каким-то мощным телескопом, который имел очень точную систему зеркал, то обнаружили дефект главного зеркала, приостановили запуск, устранили дефект и только тогда запустили этот телескоп на орбиту.

Таким телескопом в каждом обществе должен быть весь комплекс гуманитарных наук с образованием, литературой, искусством.

Эффект главного зеркала играет решающую роль.

У нас же этот телескоп давно устарел, не модернизируется, его обслуга порой и не очень грамотная.

То есть нация не отражается в главном зеркале, а в стеклышках некорректно поставленных линз, преломляющих ее до неузнаваемости. Имеем не эффект, а дефект главного зеркала.

Да и вообще этот телескоп установлен нам не нами. Он умышленно искажает лицо нации.

Как в советские времена была поставлена оптика на примитив, так все и осталось.

Раньше поставить свой телескоп было невозможно. Мы были в составе империи, она делала свой имидж в мире, а Украина была за железным занавесом.

И вот когда, наконец, этот занавес с грохотом упала, то оказалось, что об Украине по ту сторону никто ничего и не знает.

Что должна была сразу сделать Украина?

Поставить свою систему зеркал, разработать свою гуманитарную политику, ее стратегию. Зафиксировать себя в сознании человечества парадоксом молодого государства с тысячелетней культурой, которая была до сих пор заблокирована в силу исторических причин.

Надо иметь в виду, что Россия не только протирает до блеска главное имперское зеркало, а еще и искажает систему зеркал Украины.

До сих пор не может без мифологемы "старший брат", "колыбель братских народов".

Какие же лейтмотивы звучат у нас на Украине:

"Нация спит", "нация на коленях", "Піднімаймося с колен", Возродим экономику - будем возрождать духовность".

Так никогда не было.

Например, Испания времен Сервантеса, тоже была в упадке, здесь процветало то, что мы называем коррупцией.

Но в это же время наблюдался "расцвет духовной жизни", "искусство и поэзия достигли наивысшего развития".

А у нас в литературе нет более-менее заметной фигуры, которая бы не была облита грязью.

В начале сотворения мира было Слово.

В начале сотворения нации тоже должно быть Слово.

А какая у нас речь?

Действительно, "так исторически сложилось: неслыханный давление русификации привел к тому, что много молодежи говорит на суржике. Ни чистой украинской, ни чистого русского, то какой же еще второй государственной хотят русскоязычные"?

В фундаменте любой нации - книга, культура. А у нас?

Уже не империя, наши же люди не дают построить государство.

Монтескье писал: "нужно Сначала быть плохим гражданином, чтобы потом стать хорошим рабом".

У нас слишком много плохих граждан. Трудно построить государство, в котором даже члены парламента не хотят принимать присягу на верность ей, в предвидении сладкой перспективы быть снова рабами.

Или может ставить вопрос о гуманитарную ауру нации еще рано? Украина еще находится в другой системе координат.

Думаю, что следует. Надо делать все, что может ускорить процесс ее опритомнення, ее полноценного вхождения в мировое сообщество.

Даже если для этого нужна шоковая терапия".

То же не забываем слов великих классиков:

"Кто не любит свою Родину, тот никого и ничто любить не может".

В Сюсюра.

"Культуру будет спасена тогда, когда будут спасены люди".

Б. Брехт.