Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО



Иван Франко любил детей. "Жизнь, - говорил Франко, - мне мало всміхалося, а дети были ты весенним солнечным лучом, которое согревало мое сердце". Именно для них, самых маленьких, Каменщик написал немало произведений, но особое значение придавал сказкам-байкам как наиболее доступной форме изложения и восприятия. Ведь в сказочной одежде, в аллегорических обрядах, по мнению писателя, можно лучше донести до детского воображения великую правду людного бытия, пробудить у малышей интерес и воображение к явлениям природы, научить ненавидеть зло и несправедливость, смеяться и думать.

Выдающийся писатель в детстве любил слушать песни матери, басни, рассказы старых людей. еще в школе начальные, девятилетним малый Иван начал старательно записывать частушки, присказки, сказки, доведя их количество за 800. это были первые шаги будущего писателя, через которые раскрывался ему мир обычных людей, их души, надежду. Это было время, когда Франко-школьник еще и сам не до конца осознавал мотивы влечения к народному творчеству, к человеческим сердцам. Мальчиком Иван впитывал в себя рассказы деревенских рассказчиков в кузнице отца - кузнеца. Так же с детства почувствовал неравенство между людьми, несправедливость, которая существовала вокруг. Реальная жизнь в сосуществовании с кривдой, неправдой передавалось в бесценных народных кладах-сказках, в частности о животных, которые так нравились будущем искусстве. Став взрослым, он сам начал их писать, через образы зверей - жестоких, коварных, хитрых - обличал несправедливость в тогдашнем жизни. Всем сердцем стремились помочь честному, но не раз кривдженому трудовому народу, учил его будущее - детей - рассказывать зло, ненавидеть его, бороться с ним.

И.Я. Франко написал почти пятьдесят сказок, двадцать из них вошли в сборник "Когда еще звери говорили" (1899). Как правило, все они - это художественно обработанные переводы с греческого, индийского, немецкого, русского, арабского и других языков, своеобразные литературные обработки. Однако чаще всего он заимствовал образ или сюжет, который дополнял, расширял, придавая произведению социальные заостренности, национального колорита (как говорил сам автор: "На чужой одолженный рисунок наложил наши украинские цвета").

Эта сборка предназначалась детям от шести до двенадцати лет. Писатель надеялся, что сказки придутся им по вкусу, разбудят их фантазию, вызовут смех и размышления, побуждают пристальнее присматриваться к жизни, к родной природе. Точными сочными красками изображены украинские пейзажи. Так действие в сказке "Заяц и Еж" начинается ясным осенним днем, когда "гречки отцветали": "Солнышко взошло ясно на небе, теплый ветерок прохаживался по стернях, жаворонки пели высоко-высоко в воздухе, пчелки были в гречанім цвету..." Все, что жило, радовалось милой днинкою..." Радостное восхищение родной природой вызывает это описание у читателей. А рассказ о том, как Лис Микита ("Крашеный лис") пробирается на торжище - лезет "среди конопли и кукурузы", идет огородами, "перескакивая плоты и прячась между яриной", отсиживается в сорняках, - вызывает в воображении окраине украинского города. В общение героев воспроизводятся типичные для украинского народа обычаи, а в языке используется остроумный шутка, яркие и мудрые поговорки, часто язвительные, насмешливые, народные обращения, фразеологизмы. Сказка "Лисичка и Журавль" рассказывает, что герои ее "покумилась". Лисичка приглашает Журавля: "Приходы, кумицю! Приходы, любочки!". Журавль угощает: "Чем хата богата, тем и рада".

Франко оказывал сказочному жанру особое значение в воспитании ребенка. Он хотел, чтобы сказка была для маленьких слушателей средством познания действительности, чтобы от "сказочных фикций" мнение ребенка направлялась "на дальше, шире горизонт жизненного соревнования". В последней сказке сборника "Байка про басню" он ведет разговор о том, как следует понимать аллегорические образы и картины, и разъясняет, что сказка интересна не тем, что в ней есть вымысел, фантастика, неправда, а тем, что "под лупиною той лжи" она "кроет конечно большую правду". Сказочные Ослы, Бараны, Волки и Зайцы вызывают смех, потому что в их вичинках угадывают человеческие отношения, привычки и недостатки: "Говоря будто по зверей", сказка "одним глазом подмигивает на людей".

Франко считал, что сначала целесообразно знакомить детей с человеческими взаимоотношениями именно через сказочные формы, ибо голая правда жизни может быть болезненной для них. Сказка же передаст малом читателю мудрый народный взгляд на жизненные конфликты, оптимистическую веру в победу добра и правды. Воспринимая сказочных героев, смеясь над ними или сочувствуя им, ребенок вынесет отсюда "первые и прочные основы восхищения к добродетели, правомочия справедливости". Так Заяц ("Заяц и Еж") понесет наказание за то, что больно обидел Ежа, посмеявшись над его кривыми ногами. Сказка заканчивается таким наставлением: "Никогда не поднимай на смех доброго мужа, хоть бы это был простой, ?????? Еж". В сказке "Лиса и Журавль" разоблачается неискренность улесливої Лисы, которая приветливо встречает кума, и, угощая его, заботится только о том, чтобы он меньше съел. За это она поплатилась: вынуждена бала уйти из гостей в Журавля тоже голодной.

Во многих сказках и. Франко сильный, хитрый и коварный зверь сталкивается с слабым, однако коварство всегда разоблачается, а хищник несет заслуженную кару. Так, в сказке "Волк, Лисица и Осел". Честный и доверчивый Осел разгадывает злые намерения противников и спасает свою жизнь, а воры гибнут. Сказка "Кролик и Медведь" заканчивается победой лесной мелкоты над сильными и хищными обитателями леса. Разделяя радость победителей, читатель приходит к выводу, что благодаря единению, коллективной мудрости можно защитить правду и справедливость.

 

 

 

Использована литература:

 

1. Франко "Когда еще звери говорили".

2. Л.М. Кіліченко "Франкова криниця".

3. І.І.Басс, А.А. Каспрух "Иван Франко. Жизненный и творческий путь".

4. Л.М. Кіліченко "Украинская детская литература".