Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

КОРОТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА



6 января 1938 года В семье Семена Демьяновича и Їлини Яковлевны Стусов в с. Рахновка Винницкой области родился четвертый ребенок - сын Василько.

1939 Родители Василия Стуса переезжают на Донбасс в г. Сталино (теперь Донецк), работают на химзаводе.

1944 Шестилетний Вася идет до 1-го класса.

1954 Окончив с серебряной медалью школу, Василий делает попытку поступить на факультет журналистики Киевского государственного университета. Получив отказ из-за возраста (16 лет), подает документы на историко-филологический факультет Сталинского пединститута (зачислили без экзаменов, потому медалист) и целое лето ремонтирует железнодорожные когда.

1959 Окончив с красным дипломом институт, Василий едет работать учителем украинского языка и литературы в село Таужня Кировоградской области. В ноябре идет служить в армию. (Служба - ирония судьбы-прошла на Урале.). 22 ноября в «Литературной Украине» выходит первый сборник произведений с предисловием Андрея Малышко.

1961

Ноябрь Окончания службы в армии.

Декабрь Начинает работать учителем украинского языка и литературы в 23-й школе г. Горловки.

1963 Январь. Василий Стус возвращается в Донецк. Работает в шахте, потом литредактором газеты «Социалистический Донбасс». Летом успешно выдерживает вступительные экзамены в аспирантуру Института литературы АН УССР им. Т. Г. Шевченко. Продолжает публиковать стихи в журналах «Донбасс», «Знамя», «Днепр».

1965:

Март Самовольно организует встречу с молодыми писателями на Киевском заводе им. О. М. Горького.

4 ноября В. Стус поддержал протест Ивана Дзюбы и Вячеслава Чорновила в кинотеатре «Украина» на просмотре фильма


«НЕТ. ВЫСТОЯТЬ. ВЫСТОЯТЬ. НЕТ - СТОЯТЬ»

(трагическая судьба поэта и несгибаемого борца за свободную Украину)

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОЭТА

Василий Стус по праву считается одним из самых выдающихся украинских поэтов XX века. Творчество его прочно вошла в историю украинской литературы, хотя полностью его поэтическое наследие! уже никогда не станет достоянием родного народа: не менее шестисот стихотворений В. Стуса было конфисковано и уничтожено в страшные годы его лагерных страданий. Однако и та часть, которой посчастливилось увидеть мир, дойти до читателя, показала его могучее дарование, глубокий ум, безграничную любовь к родному краю, несокрушимое могущество духа.

Василий Семенович Стус родился 6 января 1938 года в селе Сч-нивка Гайсинского района Винницкой области в крестьянской семье. Детство, которое сам он назвал «хорошим», проходило в атмосфере добра и любви. А еще - народной песни.

Василий Стус вспоминал: «Первые уроки поэзии - мамины. Знала много песен и умела очень интимно их петь... Самый большой след на душе - от маминой колыбельной «Ой люли-люли, моя деточка». Шевченко над колыбелью - это не забывается. А співане муторно «Иди ты, сын, на Украину, нас проклиная»-волнует и до сих пор». '.

В 1940 году семья переезжает в город Сталино (теперь Донецк). Когда мальчику исполнилось-6 лет родители отдали его в школу. Семья жила очень бедно, не имел жилья. «Когда мне было 9 лет, мы строили дом. И умирал папа - с голоду опухший. А мы пихали тачку, месили глину, делали саман, выводили стены. Голодный я был, как пес. Помню лепешки из жмыха, которые пекла мама, а мне от них прочь болела голова. То был мой 3-4 класс. Тогда, на той беде, я стал хорошо учиться. Уже 4-й класс закончил на отлично - и до конца школы имел похвальные грамоты, где в овалах были портреты Ленина и Сталина. Где-то в 4-6 классе я почти весь «Кобзарь» знал наизусть»,- позже вспоминал Стус. Но школьное обучение оставило по себе безрадостную память, потому что было для него чужомовне. И именно в школе проснулась у Василия потребность сочинять, особенно тогда, когда в старших классах пришло к юноше первая любовь.

Бедность, которая была составной частью государственной политики, воспитывала активный невідступний характер:

«Помню, как в 1951 г. я ездил в деревню, к бабушке. Собирал колосья - по стерне. За мной гнался об'їждчик - я убегал, но он _ верхом на лошади (безтарка с парокінню) - догнал меня, стал выдирать сумку, а я кусал... за его гадкие красные руки. И такую злость имел (13-летний мальчик!), что отобрал сумку. А второго дня стерню вспахали».

После окончания школы Василий Стус стал студентом историко-. филологического факультета Донецкого государственного педагогического института. Учиться ему было трудно через материальные лишения и казенность, схоластичність тогдашнего вузовского обучения, фальшь в освещении исторического прошлого нашего народа.

Но, несмотря на это, Василий Стус принимал активное участие в деятельности студенческой литературной студии. Потому что именно в эти годы он глубоко заинтересовался мировой литературой, прежде всего поэзией. Среди любимых художников - М. Рыльский и В. Свидзинский Бы. Пастернак и И.-В. Гете, Г.-М. Рильке и Л. Толстой, В... Стефаник, А. Камю, В. Фрлкнер. Всю жизнь он проявлял интерес к произведениям, которые отличались неординарностью мировоззрения, интеллектуализмом, философским осмыслением действительности, новаторством в области художественной формы.

В 1959 году Василий Стус закончил институт и начал учительствовать в сельской Таужнянській семилетней школе Гайворонского района Кировоградской области. Через 2 месяца его призвали в армию, и даже за такое короткое время Василий Семенович сумел завоевать искреннюю любовь своих учеников и коллег. Еще до призыва в армию он подготовил к ПЕЧАТИ и прислал в редакцию «Литературной газеты» первую подборку стихов, которая была напечатана в декабре 1959 года с теплым напутственным словом Андрея Малышко: «...Много уже говорилось о том, что в нашей поэтической практике, в частности в работе младших и молодых поэтов, многие штампа, сірости и этажности, тех загальнонадуманих «отписок» на определенную тему или явление, которые ничего общего с поэтическим творчеством не имеют.

Тем радостнее становится на душе, когда среди потока серых и скучных стихотворений, в которых поэзия и не ночевала, наткнешься на свежее и настоящее поэтическое явление. Нам кажется, что творчество 21-летнего учителя из Винницкой области Василия Стуса имеет хорошие поэтические зерна. Имеем в виду, в частности, своеобразие подхода к явлениям жизни и умение обобщать лирические размышления (а не говорить о них в общих чертах). Мысль и художественный образ часто живут в нем органически слиты воедино, форма стиха четкая и выразительная. Хорошее знание языка определяет общую культуру этого молодого способного литератора. Это говорится не для пустослівної похвальбы, а для того, чтобы молодой автор Василий Стус видел свои недостатки, быстрее и глубже рос и формировал свое серьезное дарование. В одном из стихотворений он пишет:

Не одлюби свою тревогу раннюю...

И мы желаем ему эту «раннюю тревогу», свой поэтический труд никогда в жизни не одлюбити, не потерять.

Счастливой дороги вам, молодой поэт!» ^ - Два года, с 1959 по 1961, в Стуса забрала армия, где стихи почти не писались, поскольку на плечах - погоны.

После демобилизации Василий Стус преподавал украинский язык и литературу в Ґорлівській школе № 23. Его угнетало ужасное положение украинского языка на Донбассе, казалось, что он делает бесполезное дело, а украинская культура в регионе обречена на постепенное умирание. Болью и тревогой за судьбу народа, его духовность и будущее проникнуто письмо Стуса до Андрея Малышко от 13 декабря 1962 года: «Сейчас я читаю родной язык в Горловке, в русском, конечно, школе. В Горловке есть несколько (2-3) украинских школ, которым прозябать совсем недолго. В Донецке таких нет, кажется. Итак, картинка очень печальная.

У нас нет будущего. Корни нации - только в селе, а «хуторянським» народом мы долго не проживем, помня о влиянии города, про армию, про все остальные каналы русификации.

Я знаю, что ради счастья родного народа я мог бы пожертвовать всем, я знаю, что здесь я воспитан родным хлебом - «Жаждой» Рыльского, Вашим стихотворением «Украина моя», поэтому скажите, поэт, что делать?» Уже в этом письме Стус однозначно определяет свое место в общественной жизни. 1961-1963 годы стали для него «время поэзии». Стус работал литературным редактором газеты «Социалистический Донбасс», много писал сам.

В 1963 году поэт поступил в аспирантуру Института литературы им. Т. Г. Шевченко АН Украины.


МУЖЕСТВЕННАЯ МУЗА ПОЭТА В ДРАМАТИЧЕСКИЕ 60-70-Е ГОДЫ.

СУД И НАКАЗАНИЕ

Первая половина шестидесятых годов была отмечена заметным, хотя и кратким расцветом духовной жизни в Украине. После долгих лет сталинского террора, глушил малейшие ростки всего нового, демократического, раздались первые смелые голоса молодых писателей Павлычко, Симоненко, Драча, Коротича, которые стремились по-новому воссоздать мир, взглянуть на человека не как на винтик, а как на неповторимую личность.

Это было поколение новаторов, что пробуждало национальное самосознание народа, бескомпромиссно освещало социальные противоречия, несло с собой свежие темы и мотивы и этим решительно ломала официальные, казенные шаблоны социалистического реализма, выводило украинскую литературу на широкие горизонты мирового искусства. И именно это поколение получило название «шестидесятники...»

«Шестидесятники» коренным образом обновили арсеналы поэзии, выработали новые подходы к созданию образов, которые строились на широкой ассоциативности, смелом введении в художественную практику понятий и категорий, связанных с достижениями научно-технического прогресса - с развитием космонавтики, атомной физики, генетики, в значительной степени деструктували застывшие представления о традиционные поэтические жанровые формы, обогатили образный язык.

Одной из существенных примет творчества молодых художников было органическое слияние народно-песенного начала с интеллектуальным, философским, ориентация на новые достижения мировой литературы, поэтическое освоение реалий научно-технического прогресса, их творчество, общественная деятельность послужила детонатором пробуждения национального самосознания народа, значительным фактором расцвета (хоть и недолгого) украинского искусства.

Со второй половины шестидесятых годов в жизни страны произошли изменения. С отстранения от власти Хрущева начался мертвенный период застоя, преследования всех инакомыслящих, начеплення на них ярлыки «националистов», «диссидентов», аресты, ссылки, гулаговские лагеря.

Лучшие представители интеллигенции во главе с Л. Танюком образовали клуб творческой молодежи, в который входили художники Алла Горская и Панас Заливаха, литературоведы и писатели И. Дзюба, М. Коцюбинский, И. Светличный, Есть. Сверстюк, В. Чорновил. Они протестовали против арестов и травли национальной интеллигенции, против преследований за прогрессивные убеждения и первые же подверглись жестоким репрессиям.

Бескомпромиссный и вспыльчивый", нетерпимый к любой лжи, Стус особенно болезненно воспринимал попытки тоталитарного режима вытравить последние остатки духовности нашего народа, зрусифікувати Украину, уничтожить саму украинский язык. Ему было трудно ужиться в душной атмосфере, что царила в Институте литературы АН Украины, директором которого был М. Шамота, прозванный «черным академиком». Талантливого поэта, имел обостренное чувство справедливости, отличался правдолюбством, способностью чувствовать чужую боль сильнее, чем собственный, М. Шамота в сентябре 1965 г. исключил из аспирантуры. В его приказе значилось, что Стус уволен «за систематическое пору-:• нарушение норм поведения аспирантов и работников научного учреждения». Но настоящей причиной наказания стал случай, произошедший в кинотеатре «Украина» на премьере кинофильма С. Параджанова «Тени забытых предков». После просмотра картины и ~ выступления Ивана Дзюбы о том, что в Украине проходят аресты прогрессивной интеллигенции, Василий Стус обратился к зрителям и предложил вставанием выразить протест против незаконных действий правительства и КГБ.

И начались поэту скитания. На работу его не брали, некоторое время пришлось работать даже кочегаром. Печатать, конечно, перестали. Рукопись первого сборника стихов «Круговерть» получил отрицательную рецензию в издательстве «Молодежь», и книга не увидела свет. Особенно болезненно пережил Василий Стус том, что и второй рукопись - «Зимние деревья», который 5 лет «залежував место» в издательстве «Советский писатель» и даже был одобрен в друкуг тоже претерпел судьбы «Круговерти». И только в 1970 году сборник «Зимние деревья» вышла из печати и за рубежом (в Брюсселе). Это была первая ^опублікована_книжка поэта.

«О поэтах принято говорить на основании публикаций. В этом заключалась партийная мудрость - «пропустить» или «не пропустить» какого-то автора в литературу. Пропустить - означало напечатать книгу. Непечатные, так же как непрописанные, были на птичьих правах. Затем следователи называли их «іменуючий себя литератором»,-^-объяснял Евгений Сверстюк.

С 1966 по 1972 год Василий Семенович Стус работал на должности старшего инженера в системе Министерства промышленности стройматериалов УССР.

Василий Стус продолжал много писать-И - активно выступал против произвола и беззаконий брежневской системы, защищал права человека. Над гробом трагически погибшей художницы Аллы Горской он открыто обвинил в убийстве своей соратницы существующую власть. Поэт знал, какой тернистый путь ему судился, и не стремился укрыться от судьбы». Как вспоминает писатель Ю. Покальчук, в разговоре с ним Василий, сказал однажды: «Я просто иначе не могу! И жить не могу .спокійно и не смогу! Я знаю, что за мной однажды придут, знаю свою судьбу, но я чувствую, что должна ее пережить именно вот так».

И плохое предчувствие сбылось. Стус был арестован и обвинен в том, что, как говорится в приговоре киевского областного суда от 7 сентября 1972 года, «систематически изготовлял, хранил и распространял антисоветские клеветнические документы, порочили советский государственный строй, а также занимался антисоветской агитацией в устной форме». Поэта приговорили к лишению свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима на пять лет и ссылке на три года. Василий Стус писал: «Своей вины я не признал и в последнем слове. Тогда я еще называл эту страну своей Родиной, еще не мог решиться на большую отказе: если на твоей родной земле тебя распинают любовь к ней ...тогда приходится смириться с тем, что у тебя есть родная земля, но нет родной страны».

На суд над поэтом вызвали много свидетелей. Это были люди, которые хорошо знали Василия Стуса. Его жена Валя, отец, некогда крепкий, приземистый человек, сидели на скамьях. К ним подходили с соболезнованиями не все, некоторые «друзья» Василия боялись за себя и старательно отводили глаза от заплаканной жены и мрачного отца.

Свидетелей по одному стали вызывать в зал заседаний. Василий Захарченко - один из самых талантливых украинских прозаиков, товарищ В. Стуса по обучению,- не удостоверил против своего друга, не прятался и не спасался. Вскоре его тоже исключили из Союза писателей, судили и посадили в тюрьму. А вот Леонид Селезненко в суде покаялся в своих «преступлениях», и это «признание» стало причиной несчастий его друзей, в том числе и Василия. На этом же суде встал вопрос о работе Василия Стуса, в которой дается оценка творчества Павла Григорьевича Тычины. Эта работа была принципиальным вкладом Стуса в тичинознавство, и что касается литературоведческого и критического плана, то она была ценной и могла бы стать основой для дальнейшей работы автора над книгой о гении украинской литературы. Но судья увидел криминал в том, что Стус очень резко критиковал творчество Тычины периода 30-х годов, сказав, что академик «гениальный поэт и гениальный шут». Этой ~ критике суд дал определенную политическую оценку.

Василий Стус писал о Тычину: «Но его горе стало нашим горем, а над своим горем мы можем мыслить пусть и жестоко, так же «поэтов гений обернулся против него проклятием, стал крупнейшего врага, с которым надо было постоянно бороться, чтобы не обнаружить свой самый большой грех «перед эпохой».

Стус не оскорблял Шест - он выступил против советского тичинознавства, которое трактовало великого национального поэта как верноподданного пігмея. Он выступил от огромной любви к покореженному таланта Тычины.

А что же те, которые так усердно и цинично отбирали веру в честность и порядочность, приписывали антисоветчину таким, как Стус, судили и отправляли в лагеря цвет нации? А они живут и дальше работают. Они, к ноге разгромили правозащитное движение, которые мордовали в лагерях и горьковских ссылках, которые выставляли за границу светлые умы и самые благородные души страны, не получили даже выговоров и плавно вписались в перестройку.

Так что прокурор Является. В. Макашов стал активным деятелем возрождения Украины, а на просьбу в реабилитации поэта Стуса долго соот-~~ ведал, что «не видит оснований».

И стихи «Идут цыганки разукрашенные...» (1963 г.). Василий Стус, словно предвидя появление «плавно вписанных в перестройку» людей типа Макашовый, писал:

Цыганки умеют гадать,

им звена не копать, не дніти

в поле, умеют так прожить -

без трудодней.

Цыганки щедры на слова,

говорить - не махать цепом.

За слова красное красную плату,

или хлеб, или деньгами давай...

За красное слово высокой поэзии, за красное слово страстной публицистики и честного литературоведения «красноармейский» отблагодарила поэту административно-командная система - 5 годами тюрьмы и 3 годы" ; :ссылка.

Покинул я гнилой подвал,

оставил майдан Богдана,

где гетман огиря рысью

куда-то гонит щорана.

Я там давненько уже не знал

о настоящих эмпиреи,

а здесь Господь наобещал

гетманские привилегии.

Это исповедь с горькой улыбкой. Потому что действительно, все так мало изменилось: подземелья, где работал «старший инженер» Василий Стус,- справа собора св. Софии, тюрьма в окрестностях бывшей церкви св. Ирины - слева, а суд, где раздавали приговоры,- напротив, через дорогу от «гнилого подвала» - и все разместилось на полу километре старого княжеского Киева.

В маленьких камерах в сторону св. Софии сквозь решетку на маленьком окошке под потолком был виден клочок неба и утреннюю зарю. Это было самым радостным моментом серых утр. Для Василия эта заря бросила вещий луч, из которого родились строки: -

Мне заря сияла сегодня утром,

всаженная в окно. И благодать

такая ясная легла мне на душу.

...ота заря - то только осколков боли,

что вечностью протятий, словно огнем.

Та заря - вістунка твоего пути.

В камере Василий отгоняет дьявола искушения, что ищет «скважины в :: твоей натуре», и готовится к принятию невинной казни. ;

Жестокое и несправедливое наказание поэт отбывал в гулаговском лагере в Мордовской АССР, ссылку - в Магаданской области.

Поэт не признавал своей вины перед народом и перед государством. В письме в Президиум Верховного Совета СССР 1 августа 1976 г. он писал: «Я боролся за демократизацию - а это оценили как попытку возвести клевету на советский строй: мою любовь к родному народу, обеспокоенность кризисным состоянием украинской культуры закваліфікували как национализм; мое непризнание практики, на почве которой выросли сталинизм, беріївщина и другие подобные явления, признали как особо злостный поклеп»: И слушать, а тем более понимать узника совести никто не хотел.

Только во многих годах ныне можно сказать: он будто знал, будто чувствовал начертанную ему судьбу и шел к ней, видел свой нелегкий мученический путь, но никогда перед ним не дрогнул.

Строгий, казацкий вид имел Василий. Всегда короткие черные волосы, подтянутый, опрятный, сдержанный,и в то же время не раз с тем бісиком в глазах, что позволял ему мгновенно, в какие-то доли секунды сбросить с себя ту степенность и выдать веселый юмор, пошутить. Но так только с товарищами, с друзьями, кому доверял, перед кем не надо быть настороженным, потому что с незнакомыми вел себя вежливо, сдержанно, а с недругами неприступное, даже угрожающе. Враги боялись Василия. Боялись его слова, даже его точки зрения, потому что глаза у него были такие, которых не имеют обычные люди. Такая в них была уверенность в высшей правоте истины и фанатичная готовность служить Истине, Добру и Красоте, что вызвали на себя раздражение, злоба, наветы втайне. .

«Да это же бандит, ваш Стус! Вы на него только посмотрите! Как он смотрит! Как он на нас смотрит, как он на мир смотрит! И он же готов всех нас поубивать!» - ужасался академик Николай Шамота. -

Арест Василия для людей, которые хорошо знали его, не был неожиданностью. Была в этом варварском акте определенная своя логика - закон, умеренное продолжение тех идеологических «шабашей», которые широко разворачивались и набирали обороты. Судебное преследование за инакомыслие становилось реальностью, в которой все вынуждены были жить и как-то определяться.

Из-за решетки доносились на волю какие-то отрывочные сведения, появлялись слухи, догадки. Усиливала тревогу родных и товарищей известие о том, что Стуса отправлен на психиатрическую экспертизу, потому что очень уж много нарушений тюремного режима было за ним записано.


ЖИЗНЬ И ГИБЕЛЬ В ЛАГЕРЯХ.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В лагере Василий Стус заболел язвой желудка, через убийственное ^ питания произошел прорыв стенки и страшная кровотечение. Было сделано сложную операцию и больной вернулся в тюрьму. Из-за нехватки лекарств и плохую еду его мучила страшная боль. Имея сверхчеловеческую волю, поэт днем так держал себя, что редко кто догадывался о его муках. Лишь поздно вечером он тихо вставал, выходил в коридор и там, наедине, стараясь никого не разбудить, протяжно и тихо стонал. Но страшная болезнь не сделала его более сговорчивым. Он не мог промолчать на обиду от тюремного начальства, а вот с гебисты не разговаривал принципиально, читал книги в госпитале, хотя это было строго запрещено, на поддержку товарищей объявлял голодовки. За систематическую неповиновение и нарушение режима Стуса отправляли в ШИЗО, где через день устраивались «голодные дни» (150 г черного хлеба и два стакана кипятка), а в «сытые» дни давали уменьшенную в полтора раза против лагерной нормы порцию «баланды» и «сечки». В карцере правилами было запрещено не только постель и одеяло, но и нижнее белье. Наказан имел право носить только трусы и робу. А в Мордовии «и в июне часто бывают заморозки.

После операции Василий стал официальным инвалидом второй группы. В условиях ШИЗО он мог потерять последнее здоровье, и поэтому его товарищи объявили обще-лагерную голодовку. Они хотели, чтобы лагерное начальство увидело, что в лице человека в серой робе с нашивкой «Стус В. С.» и стоптанных кирзовых сапогах им противостоит живое воплощение национального духа, символ национальной гордости великого украинского народа. Но начальник лагеря, украинец Зинченко придумывал все новые и новые образы и наказания. Стусу было запрещено свидание с женой, на его поэзии была организована настоящая охота, даже розовый куст, у которого часто останавливался Василий, начальство приказало выкопать. Но Стус не согнулся. Он отстаивал достоинство собственную и своих политических единомышленников, выступал против издевательств лагерного начальства. За это в течение 1973 - 1976 годов несколько раз был наказан - лишен свиданий, брошенный в штрафной изолятор, в карцер. Неоднократно Стус объявлял голодовки, несколько раз - на 14-18 суток. Не легче было и в ссылке. -- Письма Василия из ссылки свидетельствовали, что живется ему там не намного лучше, чем в лагере, а может, и хуже. Чувствовал себя одиноким, и главное - не давали возможности остаться сам на сам с собой, не позволяли снять комнату, велено было жить в общежитии. Да еще и соседи специально подобраны. Ни минуты наедине с собой, постоянная угроза провокации, постоянный страх за свои рукописи, книги - вот Такой напряжении жил поэт. Не дали его душе «розпросторитися», не дали. Оставалось только переписка, Стусу много писали не только Украины, а и со всего мира давние и новые друзья по линии Международной амнистии.

Василий после заключения был очень ослаблен, истощен нервно, с больным сердцем, с третью желудка, которая осталась ему после операции язвы в ленинградской спецбольнице. Уже на запанні - новая травма. Как-то заигрался в шахматы и вернулся в общежитие после отбоя. Чтобы не унижаться перед очередным, попытался залезть на второй этаж через окно, но сорвался и сломал пальцы на обеих ногах. Конечно, какое-то серьезное и систематическое лечение в условиях ссылки было невозможно, и последствия той травмы еще долго давали о себе знать.

Но, не смотря на такое состояние здоровья, Стус вынужден был работать проходчиком, а позже машинистом скрепера в подземном участке горной шахты.

Вот что писал он о месте своей ссылки Михайлине Коцюбинской. «Захолустный поселок рудокопов - кругом сопки, горбатый пейзаж, над которыми витает образ Драй-Хмары (где-то здесь, кажется, был поэт, отсюда слав "отчаянные письма). До сих пор здесь днем (март месяц) 25-30° мороза (зимой бывает 60°). Но жить можно - люди едут добровольно, оседают».

Атмосфера на ссылке становилась все невыносимее: постоянные провокации (с одной стороны, охотно создавались ситуации, когда ему предлагалась какая-то рюмка, из второго - недремлющее засады, чтобы, если ту рюмку было-таки выпито, тут же утверждать состоянии алкогольного опьянения), травля в прессе. В районной газете появился пасквиль «Василий Стус, его друзья и враги», щедро растянутый аж на два представления. Устами «простых советских людей» Василия была квалифицированно чуть ли не как фашиста. Для того чтобы отпустили попрощаться с умирающим отцом, поэт должен был выдержать настоящую войну. Начал голодовку, вывесив на дверях своей комнаты, а общежития объявления с указанием мотивов. Это помогло, Василия конце концов отпустили.

И в таких ужасных условиях Стус продолжает творить, пишет стихи, изучает французский и английский языки (владел также всеми славянскими и хорошо - немецки), переводит произведения такого сложного поэта, как Г.-М. Рильке, размышляет над прошлым, современным и будущим Украины: «Головы гнуть я не собирался. За мной стояла Украина, мой угнетенный народ, за честь которого я должен обставати до смерти»,- записывает поэт в лагерного тетради.

Родная Украина была и источником силы и вдохновения поэтического, и его невыносимой постоянной болью.

«Как может развиваться национальное дерево, когда ему врубано полкроны? Что такое украинская история - без историков, когда нет ни казацких летописей, ни истории Руси, ни Костомарова, Маркевича, Бантйш-Каменского, Антоновича, Трушевського. Какая может быть литература, когда она не имеет доброй половины авторов? И первоклассных авторов,- таких, как Винниченко, Волновой, Пидмогильный»,- рассуждает Стус в дневнике.

Отбыв наказание, в 1979 году В. Стус возвращается в Киев. Годы плена не сломили его. Прав был начальник зоны, который давал такую характеристику поэту: «Осужденньш Стус на путь исправления не встал».

Киев встретил его душной атмосферой. «Невыносимая родная чужбина» жила малым и скрытым жизнью. Под пристальным наблюдением 7 люди хотели-быть неприметными. Если в 60-е годы бытовало мнение: «Ты раньше стань доктором наук, а тогда уже им что-то доказывай», то в 80-е, когда уже и с академиком Сахаровым расправились,- просто хилили головы и прятали глаза.

Но свою благородную гуманистическую деятельность Стус продолжает •несмотря на все угрозы и уговоры. Работая в литейном цехе завода им. Парижской Коммуны, на конвейере Киевского обувного объединения «Спорт», ведет активную общественную и литературную деятельность, борется за национальное освобождение народа, за права человека. Всего восемь недолгих месяцев суждено побыть Василию на свободе, в кругу семьи, друзей. Тогдашняя власть понимала, какую опасность для нее представляет общения такой сильной, героической и талантливой личности непосредственно с народом Украины, поэтому было сделано все, чтобы изолировать поэта надолго. Приговор оказался крайне жестоким: десять лет лишения свободы в лагерях строгого режима, пять лет ссылки за участие в Украинской Хельсинской группе. Эта группа, или иначе - Украинский Хельсинский Союз, ставила целью ознакомление широких кругов украинской общественности с Декларацией прав человека в частности, и с Гельсінськими соглашениями - вообще. Эти соглашения были подписаны главами правительств 35 стран в Хельсинки в 1975 году и должны были обеспечить соблюдение высоких принципов демократии, прав человека. Но группа украинских правозащитников понимала, что в условиях тогдашней Украины это было невозможно, поэтому и появилась Украинский Хельсинский Союз - УГС.

Особую злость вызвали в КГБ меморандумы, которые печатались на Западе и извещали о незаконных арестах, списки политических заключенных, информация об их положении в тюрьмах и лагерях.

Свой второй срок наказания Василий Стус отбывал в спецтаборі для политзаключенных на Урале с чрезвычайно строгим режимом: только за передачу на волю лагерной тетради поэт отсидел год в камере-одиночке.

В глубине души друзья понимали, что он не выйдет живой из этой живодерни, что его (именно его) душа не выдержит дольше такого надругательства. Ведь без какой - пусть минимальной, кажущейся - адаптации к тем условиям, без философского отстранение от них нечего было вижити. г Зато - вечный бой за свои человеческие права, за свое человеческое достоинство, вечное самосожжения. Чтобы выжить, катастрофически не хватало кислорода.

Уже лопнула последняя струна,

крайне надетая чаяниям. Достаточно

(«Надо мной синее віхо неба» )

На защиту поэта выступала прогрессивная общественность всего мира, в том числе известный немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Г. Белль. Академик А. Сахаров 12 октября 1980 года писал в своем обращении к участникам Мадридского совещания для проверки Хельсинских соглашений: «Приговор Стусу - стыд советской репрессивной системе. Стус - поэт. Неужели страна, в которой погибли или подверглись репрессиям и преследованиям многочисленные ее поэты, требует новой жертвы, нового стыда?

Я заклинаю коллег Василия Стуса ;- поэтов и писателей во всем мире, моих коллег - ученых, Международную Амнистию, всех, кому дорого человеческое достоинство и справедливость, выступить на защиту Стуса.

Приговор Стусу должен быть распущен, как и приговор всем участникам ненасильственного правозащитного движения».

В то время, когда с высокой трибуны объявляли это обращение, поэту в лагере запретили свидания с женой и сыном, пересылку собственных бумаг, переписки. В заключении было безжалостно уничтожено рукопись последнего сборника стихов «Птица души», созданной художником незадолго до трагической гибели.

Но и в этих тяжелых условиях Василий Стус не зломився, выступал . против произвола, совершаемого лагерной администрацией, за что был дополнительно наказуемое.

Умер Василий Стус 4 сентября 1985 года в карцерній камере № С во время сухой голодовки (не пил даже воды) в знак протеста против лживого доноса надзирателя Руденко, по которым его и посадили в карцер. Идя туда, он сказал товарищам: «Я объявляю голодовку до конца» и сдержал слово. Диагноз: ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда - так записано в свидетельстве о смерти III БК № 462963 от 17 октября 1985 года. Друг Стуса, поэт Юрий Литвин тоже умер в лагере 5 сентября 1984 года в результате «проникающего ранения брюшной :полости» в больницы города Чусового. Ему было 49 лет, 21 из которых провел в тюрьмах. В целом же был осужден на 41 год.

Василию Стусу на момент смерти исполнилось 47.

Их похоронили на кладбище в селе Копальному, В могилу Литвина вбили кол с жестяной табличкой, на которой выбиты цифру 7, а на могиле Стуса - 9.

Много официальных лиц или по собственной инициативе, то ли по чьему приказу пытались сорвать, запретить перезахоронения. Но не получилось.

19 ноября 1989 года прах Стуса и двух его собратьев Юрия Литвина и Олексы Тихого прибыл самолетом с Урала в Киев.

В Бориспольском аэропорту собралась немалая община с иконами, свечами, калиновыми венками и национальными флагами.

После панихиды в церкви процессия отправилась в скорбный путь. Остановка возле дома, где живут Стусы и где так мало (между двумя заключениями) выпало пожить в семейном кругу Василию. Затем кортеж машин двинулся к площади Богдана, к такой любимой и воспетой поэтом Софии. Здесь какое-то время он работал в историческом архиве, здесь он впервые смотрел на ее золотые купола уже сквозь решетку следственного изолятора КГБ... На площади сотни людей с флагами, портретами мучеников, свечами, калиновыми и терновыми венками.

На кладбище тоже огромная толпа. После богослужения с прощальным словом выступают Иван Драч, Михайлина Коцюбинская, Олег Пахарь...

Слышится плач, слова прощания...

Васину могилу сожгли накануне выборов в Верховную Раду. Обгорел крест на могиле Юрия Литвина. Виновных не нашли.

Олег Пахарь обратился к украинской общины соорудить на могиле Стуса достойный памятник. С разных концов Украины начали поступать пожертвования, письма. Писали и присылали средства разные люди, но щемящая боль в сердце вызывают деньги, которые отдавались с мизерных зарплат и пенсий. Если в нашей многострадальной Родины сыны, способны отдать последнее на общественное дело, то она не только _:еще не умерла, но и не умрет вовеки!

Огромный литературный талант и высокая культура в сочетании с определенными чертами характера - бескомпромиссностью, отвагой, гордостью и, наконец, жертвенностью в обороне своей порабощенной родины - именно это делает Василия Стуса поистине уникальной фигурой национального пантеона, объектом интенсивной патриотической мифологизации и іконізації.

Как написал Есть. Сверстюк, «...он избрал крест, приготовленный его народу». :

Стус «возвращается «к жизни» в своих стихах, введенных до школьных учебников, в всенародной шани до поэта-мученика, в названиях улиц, пароходов и районных литературных объединений, в конечном итоге - в чисто магическом ритуале перезахоронения 19 ноября 1989 г., присуждении ему посмертной (через 7 лет) Государственной премии им. Т. Шевченко, награждении (через 12 лет после смерти) орденом Ярослава Мудрого и посмертном принятии в Союз писателей.

Стус - человек редкой нравственной, одаренности, голос совести в мире расшатанных и размытых понятий чести, правды, порядочности. Он сохранил свой стиль до конца. И это было основой его трагедии. Он нес дарованную ему искру Божью с достоинством и рыцарской отвагой, не сгибаясь и не обходя. На такой дороге поэты погибают. Но своей жизни ему хватило для исполнения назначение: подняться до вершины, на которой открывается трагический смысл наших исканий на земле, на которой проблескивают мудрость осявань.

Сомнения нет, что Василий Стус, которому и выпало родиться в сочельник, был человеком, созданным для легенды. Он творил легенду своей жизни не для славы, а в силу своей натуры. В трагическую эпоху нашей истории он должен был трагически погибнуть, пасть смертью рыцаря чести на самом дне тюремной системы. Но Василий Стус победил, потому что осуществляется его мечта видеть свою Отчизну свободной в майорінні голубо-золотых флагов.