II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 1
Урок 55. ЛЕСЯ УКРАИНКА «С ГОР НА ДОЛИНУ...»
Цель: ознакомить учащихся с произведениями великой украинской поэтессы Леси Украинки; совершенствовать навыки выразительного чтения; учить детей замечать красоту и неповторимость природы, воспринимать изображены словами образы природы родной земли в стихотворных текстах; развивать память, эстетический вкус; воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Жил жучок между сорняками,
Жил без папы и без мамы.
Жил и жил, и не тужил -
Желтыми листьями шевелил.
Лягушка квакнула: «Попался!»,
Жук замер - так испугался.
Г. Чубач
- Найдите слова - названия предметов. Образуйте от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Жук - жучок, сорняк - бур'янець, папа - папа, мама - мамочка, мамочка, листья - листочки, лягушка - жабка.
2. Работа над чистомовкою
Бы-бы-бы - зеленые бобы,
Пи-пи-пи яблоки кучи,
Би-би-би - я говорю тебе,
Пи-пи-пи - соринки в крупе,
Ты-ты-ты - высокий расти,
Те-те-те - огонь в плите,
Ди-Ди-ди - вышли из воды,
Ди-ди-ди - не видно в воде.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурсное чтение стихов Т. Г. Шевченко из памяти.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
1. Игра «Живые слоги»
У учащихся на голове - короны с написанными слогами. Они выстраиваются, образовав слова Леся Украинка.
- Что вы знаете о Лесе Украинке?
Произведения поэтессы вам известны?
2. Рассказ учителя
- Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка (Лариса Петровна Косач) очень любила природу. Маленькой она бегала лесами и лугами, плела веночки, пела песни, слушалось сказками и преданиями.
Природа щедро одарила Лесю, дала не только поэтический дар, но и незаурядные способности к музыке, рисованию. И одновременно обрекла на постоянные муки от тяжелой болезни.
Зимой 1881 p., когда Лесе было десять лет, в Луцке на реке Стырь девочка застудила ноги в ледяной воде. Именно с того времени она заболела - начала болеть нога, потом рука. На двенадцатом году жизни Леси в Киеве прооперировали левую руку, что лишило ее возможности играть на фортепиано. Позже, в Берлине, Леси прооперировали ногу, но туберкулез проснулся в легких, а затем поразил почки. Из-за болезни она никогда не училась в школе, однако сумела стать высокообразованным человеком. Самостоятельно выучила французский, английский, итальянский, немецкий, польский, болгарский, древнегреческий, латинский языки. Леся Украинка стала высокообразованным человеком благодаря своей необычайной силе воли.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение текста Олеся Гончара
- Что нового вы узнали о Лесе Украинке?
2. Как приходит весна?
По улицам бегут ручьи. Звенят смехом, весело дзюркотять. Весна растапливает снега, снимает ледяные оковы. Вода вырывается на волю.
- Какие из выделенных слов помогли тебе увидеть, услышать приход весны? Опиши, как ты представляешь начало этой поры года.
Физкультминутка. Упражнение для снятия усталости глаз
3. Проработка стихотворения Леси Украинки «С гор на долину...» (с. 58)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какое время года описала поэтесса в стихотворении?
2) Игра «Пчелки». Напівголосне чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
- Какими словами поэт описывает весеннюю воду?
Признак весны воплощают эти слова?
- Как вы думаете, почему автор сравнивает весеннюю воду с волей?
3) Хоровое чтение стихотворения (скороговоркой, медленно, быстро).
4) Игра «Найди рифму».
Долину... (рину);
взбиваю... (срываю);
запруди... (люди);
вода... (молодая).
5) Игра «Актеры».
По заданию учителя прочитать:
а) восторженно;
6) удивленно;
в) безразлично.
б) Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Какое время года изобразил на ней художник?
- Какие цвета он для этого использовал?
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое стихотворение читали на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Что нового узнали о Лесе Украинке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить стихотворение наизусть.