Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

МИР ПРОЗЫ

 

ПОВЕСТЬ

 

Прозаическое произведение, в котором описано несколько событий из жизни многих персонажей, называется повестью. Повесть значительно больше по объему, чем рассказ.

Темы этих произведений разнообразны: дружба, учеба, игры, приключения и т.д. Иногда с героями повестей случаются комические, смешные случаи - и мы от души смеемся. Однако они могут оказаться и в сложной, даже трагической ситуации - вот потребуют нашего сочувствия.

 

МИХАИЛ СТЕЛЬМАХ

 

Михаил Стельмах - известный украинский писатель. Немного о детстве художника, его маму и дедушку ты узнаешь, прочитав отрывок из повести «Гуси-лебеди летят». Это произведение автобиографическое, ведь в нем автор описывает собственную жизнь.

 

ГУСИ-ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ

 

(Отрывки)

* * *

Прямо над нашим домом пролетают лебеди. Они летят ниже растрепанных, обвисших облаков и стряхивают на землю тревожные звуки далеких колоколов. Дед говорит, что так поют лебединые крылья. Я присматриваюсь к их маяння, прислушиваюсь к их пению, и мне так хочется полететь за лебедями, поэтому и поднимаю руки, словно крылья...

 

- Вот и принесли нам лебеди на крыльях жизни, - говорит к небу и земли мой дед Демьян.

- Жизнь? - удивляюсь я.

- Ага: и весну, и жизнь. Теперь, внучек, напрочь все начнет оживать: тронется лед на реках и озерах, оттает сок в деревьях, проснется гром в облаках, а солнце своими ключами откроет землю.

- Дед, а какие у солнца ключи?

- Золотые, внучку, золотые.

- И как оно отпирает ими землю?

- А вот так: какой-то доброй часа глянет солнце из своего окошка вниз, увидит, что там и земля, и люди, и скот, и птица помарніли и соскучились за весной, да и спросит месяца-брата, не пора землю отпереть. Месяц кивнет головой, а солнце улыбнется и на лучах спустит в леса, в луга, в поля и на воду ключи, а они уже знают свое дело!

- Дед, а куда лебеди полетели?

- На тихие воды, на ясные зори, - пересміявшись и споважнівши, торжественно говорит дед и идет к вчорнілої катраги1 мастерить колеса.

А я стою среди двора и по-своему перебираю дедушкины слова. Передо мной, словно ворота, растворяется дубрава, ко мне приближаются далекие тихие воды и прихилені к ним звезды. Это в тех краях, где я еще не бывал. И покатилась туда моя тропинка, словно клубочек.

* * *

На лодочке и уэсли от нас отъехал май. Он прихватил с собой синие дожди, зеленый шум и соловьиный пение. И в село через плетни заглянуло лето.

Мать говорит, что больше всего чудес в мире делается летом на рассвете. Это именно тогда, когда мне так хочется спать. Вот и сейчас, насурмонений и заспанный, я стою посреди комнаты, не зная, где и что искать. А мать, уже оброшена, пришла с городчика и ласково-ласково кладет мне на плечи руку, а глазами показывает на открытое окно и таинственно спрашивает:

1 Катрага - легкая здание, сторожка.

- Миша, ты ничего не слышишь?

Дед, взглянув на мать, пускает улыбку в бороду и молчит. А я смотрю на сизый от росы городец, на растрепанные деревья сада, прислушиваюсь ко всему. Но слышу только утреннюю печаль росы.

- Не слышишь, как лето ушло нашим огородом? - удивляется мать.

- Нет, - говорю я с сожалением, но вдруг представляю себе, как где-то неподалеку в цветастом, брошенной на плечи платке широко бредет туманом лето. И от меня сразу улетает сон.

- Вот пойдем посмотрим хоть на его следы, - так же таинственно говорит мать.

Мы выходим из дома. Мать улыбается, а я зеваю. У самого порога с нами здоровается вплоть задымлена росой вишня.

- Вот видишь, сегодня лето коснулось руками к ягодам, и они начали паленіти.

Я смотрю на вишни, и в них действительно то тут, то там паленіють распухшие щечки.

И все это чудо сделало лето за одну-однісіньку ночь и пошло себе дальше, чтобы на рассвете, когда я сплю, снова заглянуть к нам. Как бы мне припильнуваты его?

• Подбери заголовки прочитанных отрывков из повести.

• Прочитай описание полета лебедей. Как ты понимаешь высказывание Принесли нам лебеди на крыльях жизни?

• Найди в тексте строки, в которых речь идет о май, лето, вишню. С помощью каких художественных средств автору удалось изобразить их как живых существ?

• Расскажи, какими ты представляешь Мишу, его маму и дедушку.

Повторы и вспомни

• В каких произведениях описаны приключения обезьянок? Кто автор этих рассказов?

• Какие интересные сведения о жизни животных и птиц есть в рассказах Александра Копыленко, Старостенко Юрия, Юрия Збанацкого, Галины Демченко?

• Названия героев рассказов Григора Тютюнника, Василия Чухлиба, Олега Буценя, Дмитрия Чередниченко. Какими ты их представляешь?

• Выберите рассказ, в котором много диалогов. Распределите роли и прочитайте его в лицах.

• Прочитайте отрывок и определите, из какого он произведения. Докажите свое мнение.

«Прохожие невольно оглядывались и, улыбаясь, смотрели на двух мальчиков, которые, обнявшись, шли по улице, размахивали портфелями, напевали что-то веселое.

Наверное, прохожие думали, что это идут брать... Ведь они похожи друг на друга. Оба курносые, сероглазые и белокурые. Только Олесь вищенький ростом и худее».

• Расскажите о любимого героя из прочитанных произведений за памятником, поданной на первом форзаце.