Статья
АНАЛИЗ РОМАНА «СОБОР»
Можно с уверенностью сказать, что творчество Олеся Гончара общечеловеческая, ибо общечеловеческие ценности он болеет в каждом своем произведении. Какой период истории нашего народа не рассматривал бы автор, - везде прослеживаются наивысшие ценности жизни - свобода и человечность.
Относительно свободы, казалось бы, понятно, если речь идет о борьбе с врагом. А вот в мирное время... В мирное время, когда не существует открытого антагонизма, понятие «свобода» воспринимается абстрактно. Но именно против этой абстрації и протестует автор, создавая образы людей, свободных в своем выборе, в своих суждениях и убеждениях. Путь к свободе физической всегда сопровождался кровью, смертью, руйнівництвом. А разве путь к свободе духовной когда-нибудь был легким? Наверное, нет, ведь разрушительная попытка касалась и человеческих душ, а смерть духовная вряд ли легче смерть физическую.
1 Именно поэтому Олесь Гончар так много внимания уделял изображению духовной красоты представителей послевоенного поколения и разоблачению их негативных проявлений.
Украинская литература 60-70 лет начала искать новые формы для показа истинно человеческих ценностей. К сожалению, большинство этих произведений или ждали своего времени, или были изъяты из литературного процесса. Это касалось творчества Валерия Шевчука и Романа Иваничука, Григора Тютюнника И Олеся Гончара, ведь роман «Собор» было запрещено литературными критиками на двадцать лет)
И разве могла понравиться тогдашним идеологам правда о карьеризм некоторых официальных лиц, черты которых олицетворяет в себе Володька Лобода? Именно по инициативе таких работ разрушались памятники архитектуры, уничтожались плодородные почвы, осушувались полноводные реки. Глядя на красоту днепровских плавней, Володька вынашивает разрушительную идею: «Затопить или, наоборот, осушить?» О Лободе и о таких, как он в романе «Собор» сказано: «Не Архимед, Галилей - чиновник идет по миру, он задает тон... да, Да, крупный чиновник двадцатого века. Эйнштейн ничто по сравнению с ним. Тот делает открытия, а это решает.
Кнопки нажимает. Кладет резолюцию на твоей судьбы». Такие же чиновники вершили судьбы представителей сельской молодежи, которые не имели права выехать из села.
В самом произведении можно найти строки, которыми Олесь Гончар предвидел реакцию чиновников на свой роман: «Надо и современных авторов подчитать, то они же там пишут? Что-то... мыслят? Лобода сразу нахмурился: ох, знаем тех мыслителей. О соцреализм не очень-то, больше о гуманизме... Вечные вопросы им подавай, вечные истины, им бы этот собор - стояли бы и возраст на него молились... Нет, разбаловали мы их!..»
«Стало, в частности, понятно, что на время выхода в свет роман разделил судьбу произведений, которые по уровню проницательности и остроты художественных обобщений и завбачальності во многом опережали свою эпоху - именно в плане акцентирования на проблемах, которые с течением лет приобрели еще большую злободневность. Присуща и другим Гончарєвим произведениям, это качество обнаружила себя в «Соборе», может, с наибольшей силой. По крайней мере, перечитывая роман, не раз ловишь себя на мысли, что написан он именно сейчас, а не двадцать лет назад - такими першовідкриттєвими, разведывательными признаками произведение наделен»1
Центральным образом произведения является образ собора. Это символический образ, который олицетворяет в себе духовное начало украинского народа, осуществляет связь поколений, является верховным судьей человеческих деяний с точки зрения вечности. Собор вобрал в себя совершенство и гармонию, утонченную красоту И внутреннюю силу. Поэтому воспринимается он как живое существо: «Ночью собор молодеет. Морщин времени на нем не видно...»
Однако самым главным в произведении является тема сохранения духовных святынь, без которых человек перестает быть человеком. Именно в отношении к собору раскрываются все персонажи произведения. Они как бы делятся на два условных лагеря - защитников этого величественного сооружения и недругов.
Духовно богатыми и чистыми предстают перед нами жители пригородной окраины. У каждого из героев произведения своя судьба, своя история, свой путь. Но объединяет их нравственная чистота, выраженная в их отношении к труду, к природе, к культуре своего народа. Души Єльки и Николая, Віруньки и Ивана, Ізота Лоботи и Ягора Катратого такие же чистые, как прозрачные воды Скарбного. Никакая грязь не может коснуться их сердец. Такое олицетворение непорядочности как Володька Лобода не может их морально испортить.
Настоящим красавцем предстает перед нами Николай Баглай. Студент-мечтатель, он полон такой глубокой веры в жизнь, что готов пожертвовать им во имя людей. Во имя людей строили древние мастера свою святыню, во Имя людей защищал ее профессор Яворницкий от махновского разгула, во имя людей стал на защиту собора еще один защитник - Николай Баглай. Юноша любит свой край, в котором вырос, с уважением
относится к людям, к истории своего народа, к науке. На фоне собора вырастает его любви к Єльки, но при этом собор - не пассивная сооружение, а будто живая душа, которая побуждает людей к высоких и чистых чувств.
Елька, которая смотрела на собор с опаской и недоверием, после убеждений Николая поняла, что иногда сооружения бывают чище людей. А пережитые девушкой потери и обиды не оставят и следа жестокости на ее сердце. Она горячо любит Николая, уважительно относится к дяде Ягора, искренне болеет за Ізота Лободу. Николаево любовь помогает девушке разобраться в собственных чувствах и порывах.
Герои Гончара чрезвычайно красивы. Красивые не только внешне, а и внутренне. Упорный и ласковая Верунька красивая своим ожиданиям. Она будто излучает свою чистоту и верность. Эта женщина везде успевает - задора хватает ей и на работе, и дома, и в общественных делах. Верунька не только поборница справедливости, а еще и звинува-чувач человеческой подлости, ведь именно она разоблачила бесчестный поступок своего кума Володьки Лободы, который лишил собор таблички - его охранной грамоты.
Такой же чистотой окутан образ Ивана Баглая. Но создание этого образа несколько отличное, поскольку читатель знакомится с Иваном за кого: за Віруньку, через брата Николая, через Ізота Лободу. И наконец он появляется сам, чистый своими взглядами, мыслями, пониманием своего места в жизни. Находясь в чужой стране, Иван ни на минуту не забывал о своей. Он сравнивал жизнь людей далекой Индии с бытом нашего народа и искренне болел за большую отсталость своей Родины. Наиболее его восхищало то, как «там» умеют защищать и беречь памятники культуры, которая доброжелательность царит среди людей. Иван невольно приходит к выводу, что нельзя дальше так жить, подчиняясь подхалимам, карьеристам, разрушителям достижений соотечественников.
С любовью изобразил писатель и образ металлурга Ягора Катратого. Внешне мрачный, Ягор оказывается очень нежным человеком. Его отцовское отношение к Єльки полна заботы и переживания за ее судьбу. Именно этим объясняется желание Ягора найти для племянницы надежную защиту. Безусловно, защита в образе Володьки Лободы ошибочный, однако чувство Ягора настоящие.
Юность проведенная среди махновцев, наложила на Яго рове лица печать суровости. На всю жизнь он запомнил встречу с профессором Яворницким, которая дала его становлению значительно больше, чем все предыдущие годы. Состоялась переоценка ценностей. Возможно, именно эта встреча помогла юноше найти себя, а впоследствии стать хорошим металлургом и героическим освободителем Титана.
С необычайной теплотой изображены Ізота Ивановича Лободу. Заслуженный работник воспитал много славных металлургов. Война забрала у него двух сыновей. На третьего, Владимира, возлагал все родительские
надежды, но тщетно. Не имея влияния на сына-карьериста, затаив обиду на него, Лобода вынужден доживать свой век в Доме престарелых металлургов. Старый отец мечтает о внуках, надеется, что сын одумается, изменится и повернется лицом к людям.
Но история имеет немало свидетельств тому, как некоторые людишки путем коварства и подлости обманывали государство, а не то что родных родителей. Именно с такого звироднілого племени происходит и Володька Лобода. Недаром его называют батькопродавцем. И хотя это не единственное его прозвище, однако позорнее за это не бывает. Карьерист и «юшкоїд» Володька Лобода из тех, кто любой ценой идти к власти. Он умело прячет свое хищническое естество по словам: «Идя навстречу пожеланию трудящихся...» Больно зачіплянцям, потому что появляется слух, что Володьчину рвение выслужиться заметили «наверху», на что родной отец, Изот Лобода, скажет: «...Он вам не один собор снесет, не одно такое вонючее море построит, что и рады потом не дадите».
Ужасная сама природа такого явления, как равнодушие. «И никакого угрызения собственной совести, даже странная реакция на протест. Или в этом нет страшнее, чем жестокость завоевателя? Враг разрушает из зависти, из злости. Народ, освободив родную землю, снова начинает отстраивать разрушенное, реставрирует, все делает для того, чтобы памятка была такой же красивой, привлекательной. Что разрушает безразличие и слепота, уже не отстраивается».1
Хотя Володька Лобода довольно молодой человек, изменить его характер, наверное, уже не сможет ничто. В произведении есть еще один представитель молодежи, суждения которого вызывают озабоченность. Это Роман Орлянчен-ко, друг Николая Баглая. Роман - принципиальный и честный человек. Однако гнетущее впечатление оставляет его скептицизм. Юноша не верит в людей, в гуманистические идеалы. Пообщаешься с таким - и жизнь потеряет яркие краски, станет серым и бесцветным. И если Николай относится к обыденности жизни оптимистично и хочет позитивных изменений, то Роман не идет дальше критики.
Возможно, Колин поступок убедит и Романа, и ему подобных скептиков в величии человека. Ведь в схватке с теми, «...что без соборов в душе», Николай выглядел «как тот библейский юноша, что выгнал осквернителей из храма».
Настоящим сокровищем творчества Олеся Гончара есть богатая, певучая речь. Именно она является одной из самых существенных признаков творчества писателя. Прозу Гончара нельзя ни с чем спутать, она неповторима. Неповторимость эта в замечательных украинских пейзажах, в сочных красках портретов. Образы «Собора» выписаны так полно, так ясно, словно фрески и иконы. Касается это не только положительных персонажей, которые имеют будто отметку чистоты и святости, это касается и негативных образов - будь то карьерист Лобода или осквернители храма.
Речь Гончара богата на глубокие и трогательные слова, которые имеют свой ритм, тембр и звучание. «Художественные ресурсы каждого отдельного слова могут быть неисчерпаемыми, но каждый писатель наделяет свое слово в разной степени энергии. Чем больше - тем лучше, тем долговечнее роман или повесть, тем они нужнее. Эта вроде бы скрыта от постороннего глаза энергия в каждом слове Олеся Гончара, запасы ее щедрые, мы постоянно черпаем эту энергию, а она так и остается неисчерпаемой, потому что он наделен секретом продолжительности вечности, постоянной заряженности...»1 ,
Полифония «Собора» содержит в себе и философские, и нравственные аспекты. 1 Автор соединил воспоминания о прошлом и заботу о день грядущий, соответственно ,' ственность человека за окружающий мир и ее значимость в этом мире. Каждое из произведений, а особенно роман «Собор», как будто предостерегает человечество от разрушительной попытки изменить мир. Сквозное через все художественное полотно «Собора» Гончар проводит идею сохранения сооружения, воздуха, человека. Дымы над Зачіплянкою и клочья сажи над степными Вовчугами - это своеобразное предостережение от экологических катаклизмов. Произведение было написано в 60-е годы, задолго до аварии на Чернобыльской АЭС! Вот в чем заключается современность произведения, актуальность его тематики. Злободневность прозы писателя направлена против общечеловеческого преступления, преступления перед памятником, перед современниками и перед потомками. Ведь бюрократизм, карьеризм, эгоизм, равнодушие ведут к бездуховности и бездушия. Именно в этом и заключаются особенности художественной публицистики Олеся Гончара. По определению Леонида Новиченко, «речь идет о чем-то больше и шире (хоть кто-то его может назвать и частичным сравнению с художественными обязательствами определенного таланта) - про настоящую, а не декларируемую открытость писателя общественным болям и тревогам, о его отваге, когда хотите сказать за всех в острых сегодняшних вопросах, которые действительно касаются всех, но далеко не все решаются вслух (а следовательно и с достаточной доказательностью) говорити.2
Общественные события являются результатом человеческой деятельности, следовательно и рассматривать их надо через человеческие судьбы и характеры. А герои Олеся Гончара отличаются четким индивидуальным колоритом, их диалоги сконденсированные и меткие, и вся речь четкая и остроумная. Несколько штрихов - и перед нами автор примитивного письма, солдат-бездарь, что поставил в ряд с высоким чувством приземленную потребность и еще и спаплюженою языке: «Сичас служит какось непривычно, трудно звикать, что тобой командуют, и все привикнецця, пайка хватает, наедаюсь полностью». Безусловно, утонченная душа Єльки не могла принять такого признания, вряд ли, что кому-то другому будет оно нравится. Казалось бы, смешно, но не до смеха, когда подобный парень позорит и человеческие чувства, и родной язык. А разве не чувствуется авторский праведный гнев, направленный на разрушителей родной природы!
Олесь Гончар относится к тем людям, которые стремились видеть не только человеческие чувства, но и всю жизнь гармоничной. КОРОТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ОЛЕСЯ ГОНЧАРА
С апреля Родился в рабочем поселке Ломівка на окраине 1918г. Днепропетровска.
1921 г. После смерти матери оказался на воспитании дедушки и бабушки в слободе Суха на Полтавщине.
1925 г. Поступил в школу.
1933 г. Окончил Бреусівську семилетнюю школу на Полтавщине; начал работать в редакции Козельщинской районной газеты.
1934. Обучение в Харьковском техникуме журналистики, по окончании - работа в газете «Ленинская смена».
1938 г. Поступление в Харьковский университет (филологический факультет), написание научных студенческих работ и первых литературных произведений.
1941 г. Добровольно ушел на фронт в рядах студенческого батальона, ранения на берегу Роси, лечение в полевом госпитале.
1942 г. Второе ранение, лечение в г. Красноярске, после выздоровления и возвращения на фронт.
декабрь 1945 г. Демобилизовался из армии, поселился у старшей сестры в Днепропетровске, начал литературную работу.
1946г. Вышла новелла «Модры Камень». Продолжает обучение на филологическом факультете Днепропетровского университета.
1946г. Вышла в свет первая книга трилогии «Знаменосцы» - «Альпы» - в журнале «Отчизна».
лето 1946 г. Защита дипломной работы на тему «Новеллы Василия Стефаника».
1946 г. Поступление в аспирантуру при Институте литературы им. Т. Г. Шевченко Академии наук Украинской ССР, начало профессионально-писательской жизни.
начало 1947г. Вышел «Голубой Дунай».
осень 1948 г. Свет увидела третья книга трилогии «Знаменосцы» - «Злата Прага», которая отмечена двумя Сталинскими премиями (1947, 1948 гг.).
1949-1960 гг. Выход в свет произведений военной тематики: «Земля гудит», «Партизанская искра», «Человек и оружие». Работа над произведениями современной и исторической тематики (сборники «Юг», «Дорога за облака», «Чары-комипгі», повести «Никита Братусь», «Чтобы светился огонек», романы «Таврия», «Перекоп», «Тронка» и др.).
1968 г. Вышел в свет роман «Собор», изъятый реакционной критикой литературного процесса.
1972 г. Работа над повестью «Бригантина».
1976 г. Завершение работы над романом «Берег любви».
1330 г. Вышел роман «Твоя заря».
1986 г. Опубликована повесть «Далекие костры», новеллы «Коррида», «Черный яр», «Двое ночью», повесть «Воспоминание об океане».
1992-1993 гг. Международный Биографический центр в Кембридже (Англия) признал А. Гончара «Всемирным интеллектуалом 1992/93 годов».
14 июля 1995 г. О. Т. Гончар умер. ЛИТЕРАТУРА
1. Гончар О. О нашем писательстве.- К.: Сов. писатель, 1972.- 252 с.
2. Гончар О. Сочинения: В 6 т.- К., 1978.
3. Гуцало Е. Власть таланта. Слово об о. Гончара.- К.: Сов. писатель, 1998.- С. 167-174.
4. Дончик В. Во имя Украины // Укр. язык И лит. в шк.- К.: Образование, 1993.- № 4.- С. 4-6.
5. Жулинский М. Олесь Гончар: творчество как судьба // Укр. язык и лит. в шк.- К.: Образование, 1991.- № 11 - С 55-61; № 12.- С. 53-59.
6. Лупий В. Соборы душ человеческих: Слово об о. Гончара.- К.: Сов. писатель, 1988.- С 197-203.
7. Наєнко М. Жизнь в искусство перешло // Укр. язык И лит. в шк.- №4.- 1993.- С. 13.
8. Новиченко Л. По законам достоинства: Слово об о. Гончара.- К.: Сов. писатель, 1988.- С. 298-308.
9. Погребной А. Олесь Гончар.- К.: Днепр, 1987. - 248 с.
10. Семенчук И. Олесь Гончар: К 60-летию со дня рождения.- К.: Знание, 1978.- 64 с.
11. «Слово о походе Игоревом». Ритмический перевод. Давняя укр. лит. Хрестоматия.- К.: Рад. шк., 1991.- С. 230.
12. Фащенко В. Новеллистический эпос. Слово об о. Гончара.- К., 1988.- С. 565-585. НОВЕЛІСТИКА ОЛЕСЯ ГОНЧАРА
В течение всей творческой жизни Олесь Гончар обращался в малых литературных жанров - новелл и рассказов, ставя их на один философско-эстетический ступень с крупными прозаическими полотнами. Новелістика Гончара - высокохудожественная часть его творческого наследия. Причем, тематика его новелл очень разнообразна. Все писательскую жизнь Гончара полна воспоминаний о прошедшей войне и переживаний за современное и будущее человечества, о чем свидетельствуют новеллы «Модры Камень» (1946), «Весна за Моравой» (1947), «За миг счастья» (1964), «Из тех ночей» (1974), «Плацдарм» (1985) и много-много других.
Ранние довоенные произведения Гончара свидетельствуют о его тяжести до малых прозаических жанров в которых сконцентрированы большие проблемы и важные темы. Писатель доказал, что можно «в небольшом открыть большое, в капле воды увидеть солнце и услышать шум моря... Такое умение присуще таланту народнопоетичному».
Новелла «Модры Камень» продолжает военную тематику произведений А. Гончара. Написанная через два года после войны, она представляет собой воспоминание солдата-разведчика о один военный эпизод, который состоялся в словацком городке Модры Камень («модры» - голубой).
Выполняя задание в тылу врага, разведчик был ранен. Его спасала словацкая девушка Тереза. Между молодыми людьми зародилось чистое пылкой любви, которое не имело продолжения, ибо Терезу был убит полицаями за укрывательство советского воина, когда у нее нашли окровавленные бинты.
Когда разведчик вернулся после освобождения Модры Камень - Весы уже не было.
Глубоко и проникновенное описал Олесь Гончар образ Терезиної матери, которая потеряла действий в войне двух детей (брат Терезы погиб в борьбе с фашистами)- Узнав солдата, изможденная женщина вспомнила свою дочь, которая могла бы быть счастливой с этим юношей.
Образы произведения совершенные в изображении, ведь олицетворяют чистые чувства, глубокие убеждения.
Построение произведения необычна, ведь безымянный боец через много лет возвращается в прошлое, вспоминает военные лета, вспоминает Тереза и ее мать. Если центральная часть произведения - это воспоминания разведчика о знакомство с Терезой и рассказ его матери о гибели девушки, то начало и конец произведения - своеобразное обрамление, видение разведчика. Это видение - мысленный образ Терезы, с которой он разговаривает.
Новелла «Модры Камень» написана в романтически-приподнятом стиле. Несмелое и нерозквітле любви, которое зарождалось между советским бойцом и словацкой девушкой, выступает как осуждение войны. Это осуждение значительно глубже другие факторы, ибо нет ничего страшнее убитое прекрасное человеческое чувство.
В 1966 году Олесь Гончар создал еще одно произведение, в котором осудил жестокость, но теперь уже жестокость человека по отношению к природе. Это новелла «На косе».
Попав на небольшой краешек земли - необжитую косу, которая уходит далеко в море, - человек чувствует необычайную гармонию бытия, в которой находится, чувствует себя маленькой частичкой вселенной, капелькой вечности.
Героиня произведения, в недавнем прошлом студентка биофака, а теперь сотрудник заповедника, Ольга, чувствует себя счастливым. Она окрыленная своей работой, свежим воздухом, невинностью и чистотой природы. Больше всего девушка боится стать равнодушной к красоте, перестать ею любоваться. Ведь самым большим грехом человека она считает практицизм, который приводит к равнодушию.
Девушка даже не надеялась, что равнодушие, как и низость - не такая уж и одиночная черта. Каким было ее разочарование, когда мужчина, которого она полюбила, у которого даже влюбилась, оказался подхалимом и подлецом. Именно негодяем, потому что нарушил не только обязанности егеря, защитника природы, а и все общечеловеческие нормы. Унижаясь перед начальством, он не только разрешил, а даже побудил их к охоте на птицу. Ни один из сторожей заповедника не согласился готовить лебедя на ужин. Для всех присутствующих эта птица считался святым, кроме высшего начальства, которому угождал егерь. Ужасно еще и то, что во время прогулки на косе никто из присутствующих должностных лиц, даже кандидат наук из конторы заповедника, не предупредили преступления, позволили убить доверчивого птицы. Возникает спорный вопрос о причастности к преступлению. Виноват тот, кто убивал лебедя или тот, кто стоял рядом и угодливое молчал?
О. Гончар устами Ольги ставит перед современниками и потомками вопросы морали. Автор через переживания героини новеллы «На косе» пытается понять грань добра и зла, стремится вернуть человеческие души к святыням, ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. Т. ГОНЧАРА
Олесь Терентьевич Гончар - известный писатель и общественный деятель. Его высоко гуманистические произведения поражают глубиной и масштабностью мышления. Писателя беспокоит не только судьба родной Украины, но и судьба всего человечества. Уже в первом своем определенном произведении - трилогии «Знаменосцы» устами своих героев он гневно осудил войны и все то зло, которое они приносят человечеству. В его произведениях главным объектом исследования является человек. Человеческие поступки и человеческие помыслы, человеческое величие и человеческая чистота - вот чем увлекается писатель! Он обвиняет как общечеловеческое зло так и аморальные проявления отдельных людей, считая, что малейшая подлость может впоследствии перерасти в большую беду, что способна привести к трагедии многих людей или даже человечества в целом. Переживания за судьбу человека, высокий патриотизм и гуманизм - вот яркие признаки творчества Олеся Гончара.
Перу писателя принадлежит значительное количество романов, повестей» рассказов, новелл, критических очерков и статей. Произведения переведены на более чем 40 языках мира. Все прогрессивное человечество чтит прогрессивные тенденции его творчества.
Внутренним пафосом писателя-патриота проникнуты страницы одной из последних книг Олеся Гончара «Чем живем. На путях украинского возрождения». В подборке статей, предисловий, выступлений, выбранных из наследия 60-90 лет раскрывается не только гражданская и творческая позиция писателя, но и человеческое естество выдающегося мастера прозы.
Преданный сын Украины, Олесь Терентьевич Гончар посвятил ей богатство и щедрость своего таланта и свою сыновнюю любовь. ОБРАЗЦЫ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ
СОБОР КАК СИМВОЛ ДУХОВНОЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА
У каждого человека слово «собор» вызывает свои особые ассоциации. Кому представляется служба в храме, кому - то-блеск крестов на башнях в сумерки, кому - величественная панорама города с злотоверхими церквями. Все эти понятия сугубо индивидуальны, но есть между ними одна общая черта - ощущение величия и неповторимости. Недаром же в древности соборами называли собрание большого количества людей для обсуждения важных вопросов религиозного или иного значения. Итак, слово «соборность» (единство, единение) является родственным к слову «собср».
Проблема сохранения ценного исторического памятника в романе Олеся Гончара приобретает гражданского звучания, потому что этот образ олицетворяет величие человека-творца, человека-воина, человека-гражданина. "
Построен в память о казачестве неизвестными мастерами, стоит собор, радует душу жителей заводского поселка своим архитектурным совершенством. Удивляются современники мастерства древних умельцев: «Сумели же так поставить! Сколько не едешь, хоть до самых плавней, а все он будет у тебя перед глазами. С любой точки виден собор, отовсюду!» Судьба каждого из персонажей романа в большей или меньшей степени связана с этим сооружением. В отношении к этой архитектурной достопримечательности раскрываются характеры людей нескольких поколений. Ведь собор - это не просто воспоминание о прошлом, это история целого народа, его традиций, его культуры, его настоящее и будущее. Это понимает большинство героев произведения. Для Віруньки, для Ивана и Николая Баглаїв, для Ізота Лободы собор - живое существо, которое олицетворяет бессмертие целого народа. Лишь один глава романа знакомит нас с неутомимым исследователем, ученым-этнографом, выдающимся историком Дмитрием Яворницким, но отпечаток этого знакомства остается в нашей памяти надолго. Профессор Яворницкий готов был пожертвовать жизнью ради собора, защищая казацкую святыню от махновского разгула. А разве не славным потомком казачества оказался Николай Баглай? Ведь он остановил разгул хулиганов в помещении собора, чуть не заплатив за это жизнью. Николай Баглай и профессор Яворницкий утверждали бессмертную силу народа, защищая этот исторический памятник.
А Иван Баглай и его учитель Изот Лобода приумножили величие народа своим трудом. Иван, находясь в длительной командировке в Индии, помогает металлургам, при этом наблюдая за тем, как в этой стране чтят историю, как берегут построенное предками. Следовательно, он тоже достойный потомок славного украинского рода, ибо у наших предков труд всегда был в почете.
По моему мнению, наиболее совершенстве изобразил Олесь Гончар старого металлурга Ізота Лободу. Фигура этого человека как будто олицетворяет в себе нероз-
ривну единство прошлого, настоящего и будущего. В прошлую войну он вместе с такими же патриотами спасал Титана, научил металлургической деле не одно поколение рабочих. По определению Лободы-сына у него «казацкая свободолюбивая душа». Выйдя на пенсию, Изот Иванович стал на страже окружающей среды, охранял Скарбне от браконьеров. В этом поступке сочетаются современное и будущее, потому что делал он это во имя грядущего. Вот и получается, что всю свою жизнь Изот Лобода защищал родную землю, Отечество от батькопродавців, которые «пол-Украины пустили на дно, думали море построят, а построили болото! Гнилью цветет, воняет на всю Украину!..» Он не одинок в своих вболіваннях.
Именно через отношение к собору раскрываются характеры и Вірунь-ки, и Єльки, и Шпачихи. Хотя все три женские образы очень разные по характеру и по возрасту, но есть между ними и общее: все они очень тонко чувствовали человеческую подлость и противились ей, но каждая по-своему. Шпачиха, эта непростая и необычная фигура, сохранила в себе человечность, чтобы дать сопротивление выдвиженцу Лободе и этим стать на защиту собора: «Извиняй мне, Владимир, но не в ту сторону ты думаешь».
Верунька - молодая, сильная, волевая, смелая женщина. Она открыто обвиняет Лободу в краже таблички с собора. Віруньчина чистота и верность будто находят поддержку со стороны собора, в его устойчивости. «Собор будто имеет в себе нечто от стихии, навевает что-то такое же большое, как навевают на человека степ, или эскадры облаков, или окутанные вечными дымами черные индустриальные бастионы заводов...»
На Єльку собор изначально внушал страх, потом - воспоминания о позоре, и только благодаря Николаю девушка начинает осознавать и значение этого величия для людей, и свою значимость в мире. ,
Персонажи произведения относятся к архитектурной постройки в зависимости от своего мировоззрения, эрудиции, совести, но приятно отметить, что порядочных людей в мире значительно больше, чем негодяев. Я надеюсь, что больше никто и никогда не позволит бюрократу росчерком пера изуродовать судьбу не только сооружения, но и человека, и соборы наших душ останутся нетронутыми.
КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА-ВОИНА ЗА РОМАНОМ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА «ЗНАМЕНОСЦЫ»
Тема героики нашего народа в годы Великой Отечественной войны была, есть и будет актуальной, пока остаются в памяти нашего народа ее кошмар, пока живы участники и очевидцы военных событий, пока будут звучать в наших сердцах их воспоминания. Итак, вечная тема... Вечная, потому антивоенная тематика - это утверждение мира, это гуманизм, это всенародная память о жертвах фашизма, это вечная слава тем, кто приближал светлый день Победы. Миллионы людей приложили свои усилия к этому событию. Среди них не только воины-освободители. Среди них партизаны и подпольщики, работники тыла, которые ковали оружие для армии. Всех этих людей можно сказать много теплых слов. Но основная тяжесть войны лежала на тех, кто был на лередньому края. Все испытания народ выдержал с честью. Очень много книг написано о войне. Разные эпизоды, разные люди, разное время и место событий. Но объединяет все эти произведения одно: высокие нравственные качества воина-освободителя. Иначе и не могло быть. Как можно освобождать от фашистского рабства людей, к которым ты равнодушен? Нет, не может быть освободителем человек, которая не способна на самопожертвование во имя другого человека.
Невольно вспоминаются «Знаменосцы» Олеся Гончара. В этом произведении наши воины несут народам освобождаемой Европы флаг гуманизма.
Вспомним персонажей трилогии. Какие красавцы! И внешне, и внутренне. Красивый своей верностью Юрий Брянский. Он молодой и красивый, напоминает чем-то песенный персонаж, потому «как подсолнух в цвету» чистый и торжественный ждет наступления. Которым внутренне красивым встает рядом с ним невзрачный телефонист Маковей, что никогда не оставляет своих обязанностей, готов днем и ночью налаживать связь. Как любят этого юноши все бойцы, ласково называя Маковейчиком-соловейчиком. Сколько их, неутомимых тружеников войны, рискуя жизнью, выполняли свою почетную работу, освобождали человечество от врага. Только изредка они осознавали свою почетную миссию, а может, даже и не осознавали, а просто радовались за освобожденных. «Хорошо спасать людей»,- эта фраза принадлежит небагатослівному сержанту Казакову. А Роман Бла-женко считает, что ему и его соотечественникам «как на роду написано
- всегда всех освобождать и всех спасать».
Безусловно, война - это не праздник и не развлечение, война время украшала людей, делала их иногда жестокими. Взять хотя бы лейтенанта Сагайду. Личная трагедия - потеря семьи и измена невесты надолго отравляет его сердце ненавистью. Только встреча со словацкой партизанка Юлічкою дает Владимиру осознание значимости своей миссии: «Как разбогател неожиданно, как будто впервые полностью ощутил свою большую солдатскую достоинство...»
Поражают взаимоотношения Черныша и Шуры Ясногорской, которые боятся признаться в своей любви, чтобы не оскорбить память погибшего Брянского. Евгений даже стесняется своей силы и здоровье, когда проходит мимо раненых. Он отказывается служить в штабе, потому что считает свой долг перед Родиной - быть на переднем крае.
В произведении нет негативных образов среди советских солдат. Тот, кто постоянно рискует жизнью во имя человечества, не может быть плохим человеком, потому что имеет чистые намерения.
Братья Блаженко красивые своими братскими узами, Хома Хаецкий
- своим идейным ростом и осознанием человеческого величия: «...Ты не какой-то там ай-цвай, ты - великий человек! На тебя мир глазами прядет».
Особой замріяністю окутан образ Шуры Ясногорской. Она является воплощением той красоты верности, чистоты, порядочности, которую олицетворяет Брянский.
Говорят, что у войны не женское лицо. Наверное, это так. Война олицетворяет ужас, кровь, дым, смерть. Но через годы и века нам уявлятимуться чистые и честные лица, праведные глаза тех, кто прошел через военное лихолетье, неся любовь и человечность, верность своему народу и своему Отечеству, свободу народам Европы.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В НОВЕЛЛАХ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА
Олесь Терентьевич Гончар - автор многих прозаических произведений. Его мастерство поражает людей разных поколений, однако широкому читательскому кругу он известен как автор больших прозаических полотен и почти вовсе неизвестен как новеллист.
На мой взгляд, это не оправдано. Ведь в малом жанре писатель должен быть более конкретным и лаконичным и при этом полно раскрыть и тему произведения, и образы. Олесь Гончар и является тем писателем, который) смог в небольшом по объему произведении вместить и глубину человеческих чувств, и рассказ. В этом гармоничном сочетании раскрывается весь Гончар. Он будто присутствует на месте каждого действия.
Я прочитала много статей Олеся Гончара. Очень мне нравятся произведения на военную тему, где автор не просто рассказывает о человеке на войне, а раскрывает человеческие чувства, человеческие мысли, человеческие мечты.
Новелла «Модры Камень» - это произведение о любви. А мне, как и каждой девушке, эта тема очень близка, потому что она навевает романтические мысли. Мне так обидно, что разбилось два счастья, изуродован две молодые судьбы. Ведь со смертью словацкой девушки Весы убиты и мечты о счастье у юного советского солдата, которому она спасла жизнь, их любовь не успело расцвести, его уничтожили враги.
Но больше всего поразил меня еще одно произведение о любви. За миг счастья Саша поплатился своей жизнью. Новелла так и называется «За миг счастья». Артиллерист Саша влюбился в венгерскую женщину Ларису. Это была любовь «с первого взгляда». Обычная крестьянка показалась ему невиданной красавицей, ведь юноша ждал любви и она пришла к нему в первое послевоенное лето. Я понимаю, что нельзя быть счастливым за счет чужой жизни, не оправдываю Сашу, который ранил Ларисиного мужа, но мои симпатии на стороне влюбленных. Решение военного трибунала меня поразило, возможно, больше, чем Ларису, потому что я болела за них обоих. Как невероятно больно читать о прощании влюбленных перед Сашковою казнью! Я понимаю чувства его друзей-фронтовиков! Сколько мужества нужно самому юноше для осознания того, что он погибает во имя родины, которую защищал. Вновь и вновь перечитывая строки новеллы, я не согласен с ужасным приговором, ибо уверен, что воина-защитника можно было оправдать. Мне кажется, что, работая над" новеллой «За миг счастья» Олесь Терентьевич тоже был на стороне любви.
Я с удовольствием прочитала новеллу «Усман и Марта». Она полна такой нежности, что хочется радоваться вместе с юными сердцами сына полка и латвийской девочки. «Парень не скрывал перед нами своего увлечения Мартой, своих бурных юношеских переживаний; и первое их любовь, занимаясь, как утренняя заря, над ними двумя, ложило свои отсветы на всю батарею.»
Но не меньше мне нравятся и произведения о мирной жизни. Во время знакомства с новеллой «На косе» я удивлялась органическом единстве природы и человека. Казалось, что я глубже поняла то, что мы, люди, - это небольшая частичка великой и могущественной природы. Поэтому мы не имеем права быть жестокими с ней, она нам этого не простит. Не простят нам наши потомки, если мы не сохраним для них окружающий мир. Важно даже не то, что мы сами ничего не портим и не разрушаем. Важно, чтобы наше поколение не стояло в стороне, когда рядом будут разрушители, и своевременно умели остановить руку браконьера.
Читая произведения Олеся Гончара, очень ощутимо осознаешь, что ты человек, что именно от тебя зависит завтрашний день твой и твоей страны, от тебя зависит, чтобы вокруг была не разруха, а чары-камыши, которые олицетворяют родную землю и которым можно сказать: «Пусть не высохнут ваши озера, не разлетится птица, пусть ничем не будут омрачены ваши замечательные зорьки!»
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА
Мое первое знакомство с произведениями Олеся Гончара произошло очень давно. Когда я был очень маленьким и еще не умел читать, моя мама прочитала мне тоненькую детскую книжечку «Илонка». Книжечка была хорошо иллюстрирована и этим привлекала мое внимание. Меня привлекала маленькая девочка, которая доверчиво сидела на руках у какого-то мужчины и смотрела в даль. Я долго хранил любимую книжечку, а потом, подросши, читал ЕЕ своей младшей сестре. Что понравилось мне в этой новелле Олеся Гончара? Видимо, искренность и простота повествования. С того, теперь уже далекого детства, я пронес любовь к родному слову. И все это благодаря одной только новелле.
Я прочитал много произведений своего любимого писателя. Олесь Гончар для меня олицетворение всех человеческих добродетелей, потому что только очень хороший человек может так писать о другом человеке: человека-воина, человека-труженика.
Мне кажется, что о Великой Отечественной войне я узнал значительно больше именно из произведений Гончара, чем из учебника истории. Теперь, глядя на седовласых ветеранов, я внимательнее прислушиваюсь к их воспоминаний, представляю юношей и девушек, которые в грозные годы лихолетья стали на защиту родной земли.
Мой прадед погиб, защищая Украину, в 1944 году. Тогда ему не было и тридцати лет. Его похоронили где-то на Львовщине в братской могиле. Когда я закончу школу, то обязательно побываю там, вклонюсь его памяти. Возможно, история моей семьи побудила меня к чтению
говорить, того репрессировали, а другие - молчали, потому что боялись. Но в шестидесятые годы где взялось столько лобід, чтобы запретить «Собор», чтобы арестовать Стуса, укоротить жизнь Симоненко? Ведь все хорошенькие мальчики и девочки идут в школу всех их учат быть порядочными людьми, то где же берутся негодяи? Мне трудно представить, что среди моих одноклассников кто-то способен достигать цели, используя подлость.
А впрочем, жизнь покажет... Но то, что такие тишине как Володька Лобода есть и в наше время, я уверен. В доказательство этого утверждения у меня есть много примеров. Вот один из них. Неподалеку от моего дома находится источник. Люди из нескольких жилых массивов берут из него воду. Источник хорошо оборудовано для удобства, подступы к нему вымощены тротуарной плиткой, а за ним - болото, сделанное какими-то горе-хозяевами. Еще прошлым летом на месте болота был пруд, в камышах гнездились дикие утки выводили утят, даже на зиму не улетали, потому что родниковая вода не замерзала, а люди подкармливали своих любимцев.
Потом кто-то решил расчистить пруд. Нагнали техники, разрушили плотину, уничтожили деревья и прибрежные камыши, разогнали уток - и покинули, оставив мелкое болото, или, лучше говоря, большую лужу. Теперь, кроме комаров, никакого удовольствия никто не получает. Вот вам и переживания за экологию!
Это не единичный пример. Проезжая по старым улицам, часто видишь пустые дома. Не все они были в аварийном состоянии. Хозяева следили за своим жильем. Кому-то пришло в голову снести район, чтобы строить что-то другое. Потом планы изменились, и стало в нашем городе больше глухих закоулков. И это в то время, когда некоторые старые районы и действительно требуют обновления.
Или будут отвечать такие лободы, если не перед людьми, то перед своей совестью? Пожалуй, вряд ли. Ибо если существует такая бесхозяйственность, значит не у всех есть совесть.
А сколько у нас приютов для одиноких пенсионеров, от которых отреклись дети, а сколько сиротских домов для детей, которых бросили родители! Итак, лобід и в наше время достаточно. Только они реформировались или бизнесменов, которым все дозволено, или в «малообеспеченных», которым «не под силу» кормить родителей или детей. Обидно, что такие отщепенцы позорят не только свое государство, но и весь род человеческий.
Я считаю, как бы не было нашим людям экономически тяжело, они должны оставаться людьми. Надеялось, что наше поколение будет способно дать отпор всем лободам, которые тормозят экономическое развитие Украины. Только тогда мы построим государство, в котором все будет сделано во имя человека.
произведений Гончара на военную тематику. Затаив дыхание, я читал строки «Знаменосцев», в которых полк Самієва пересекал границы Украины. Подумать только! Шла война, а молодые и красивые юноши и девушки рисковали жизнью, шли в бой. Но в то же время они почитали человека, они радовались и плакали, грустили и смеялись, любили и дружили. Они знали цену человеческой жизни, но никогда не прятались за спины других людей. Мне часто вспоминаются слова Брянского: «Лучшие воины - это вчерашние рабочие, шахтеры, комбайнеры, трактористы, вообще люди честных трудовых профессий. Ведь война - это прежде всего работа, самая тяжелая из всех известных человеку работ, без выходных, без отпусков, по двадцать четыре часа в сутки».
Среди моих любимых произведений Гончара есть роман «Человек и оружие». Листая страницы произведения, я как будто снова прохожу по улицам родного Харькова в военные времена, как будто встречаюсь с героями произведения, смелыми студбатівцями. Говорят, что сила нашего народа не в оружии, а в людях. Подтверждение этому я нашел на страницах романа, в раздумьях Богдана Колосовского: «Мало у нас оружия, но самая прочная каленая оружие - в нас самих, в нашей воле, в наших сердцах».
Очень впечатлил меня и роман «Твоя заря». Действительно, пока есть среди нас такие люди, как Кирилл Заболотный, то есть с кого брать пример, есть на кого равняться. И хорошо, когда перед человеком всегда взойдет заря, заря чистоты, искренности, гуманизма.
Я уверен, что Олесь Гончар был именно таким человеком, как его герои, верной и преданной. Ведь во всех его произведениях - частичка его души, которую он щедро подарил нам, читателям. Сколько бы не прошло лет, а произведения Олеся Гончара будут актуальными, потому что человечность, которую эти произведения пробуждают у читателей, - вечная категория, без которой не может существовать ни один народ.
ВОЛОДЬКА ЛОБОДА В НАШИ ДНИ
Есть много примеров в литературе, когда образы художественных произведений четко разграничиваются на положительные и отрицательные. Читаешь и думаешь: «Вот бы так и в жизни!» Тогда можно было бы избежать плохих людей, прогнозировать негативные обстоятельства и обходить их стороной. Но, к сожалению, в жизни значительно сложнее. Не сразу увидишь, кто есть кто. Поэтому так часто можно попасть в какую-то передрягу, дружить не с теми людьми.
Недавно я прочитал роман Олеся Гончара «Собор». Это произведение поразило меня своей правдивостью. Рассказывается в нем о событиях эпохи шестидесятых годов, но и сейчас роман актуален. Он звучит предостережением и нам, и нашим потомкам: «Люди, будьте людьми!»
Сейчас возрождается много храмов: строятся новые, реставрируются уже существующие. Но можно же было их и не разрушать, если бы наши предшественники думали о будущем. Безусловно, то была эпоха сталинизма; кто мог
|
|