Статья
ИВАН ФРАНКО
Иван Франко жизненный и творческий путь
Среди культурно-общественных и политических деятелей славянства последней четверти XIX века Франко принадлежит одно из самых почетных мест. Значение его в развитии общественной мысли на Украине выходит далеко за ее пределами. Ведущей звездой его трудной жизни, что все время "военным лагерем тянулось", была идея дружбы народов без различия рас, вер и национальностей, в освободительное борьбе против мира рабства, капиталистической эксплуатации и дискриминации трудящихся.
Родился Иван Яковлевич Франко 27 августа 1856 г. в Галиции на зеленом предгорий Карпат в поселке Гора села Нагуевичи (ныне Ивана Франко), Дрогобычского уезда, в семье сельского кузнеца. Раннее детство его прошло под мощным влиянием отца - человека простого, но мудрого, известной во всей округе. Кузница старого Яця стояла недалеко от тракта, по которому день и ночь вплавь плыл рабочий люд "на Бориславку" искать работы.
В кузнице было всегда шумно. Здесь можно было услышать все новини. здесь велись разговоры, горячие споры. К кузнецу люди шли со своими жалобами и болями, ища помощи или утешения. Малый Иван целыми днями просиживал в кузнице, слушал рассказы о нужду народную, о произволе господ, о бунтах ріпників Борислава.
"На дне моих воспоминаний, - вспоминал позднее Франко, - и до сих пор горит тот маленький, но крепкий огонь... Это огонь в кузнице моего отца. И мне кажется, что запас его я взял ребенком в свою душу на далекое путешествие жизни. И что ви не погас и до сих пор".
В зрелом возрасте Франко создал чудесный образ отцовской кузнице, овеянный очарованием романтики. Именно оттуда Иван вынес глубокую любовь к труду, к трудящегося человека, к ее песне, вынес сразу к бездельников и дармоедов, что пожирают труд чужих рук, пылкую веру в возможность лучшей жизни рабочего люда.
Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец отдал его в начальную школу в селе Ясенці Сильній, где жил дядя по матери. В 1864 г. Франко переходит к так называемой "нормальной" школы при монастыре василиан в Дрогобыче. Оттуда (в 1867 году) - в Дрогобычской гимназии.
На девятом году жизни Франко потерял отца. Значительно младшая мать вышла замуж во второй раз, - с малыми детьми тяжело ей было справляться с хозяйством. Отчим Франко - Гринь Гаврилик, с бориславских ріпників, - приложил все усилия, чтобы Иван получил образование. На шестнадцатом году жизни Франко потерял и мать; отчим женился во второй раз. Перед вполне осиротевшим парнем простирался трудный путь самостоятельной жизни, полный лишений и скитаний.
Учителя по-разному влияли на юного Франка. И он искал в жизни собственных дорог. Острый и пытливый, он не довольствуется мертвой гімназійною схоластикой. Самостоятельно изучает иностранные языки, знакомится с произведениями величайших мастеров мировой литературы (Гомера и Шекспира, Гете и Гейне, Пушкина и Шевченко), увлекается естественными науками, историей, философией, политической экономией.
В 1875 году Франко оканчивает гимназию и поступает на философский факультет университета. Здесь он сразу оказался в окружении демократически настроенной студенческой молодежи. Политический эмигрант из Украины Драгоманов, который жил в Женеве, обратил внимание на эту молодежь, призывая ее отдать свои молодые силы освободительной борьбе народа. Письма Драгоманова произвели на всех огромное впечатление. Молодой Франко очень рано понял обличительный пафос художественного реализма в литературе и искусстве, его большое значение в освободительной борьбе трудящихся. Не довольствуясь университетскими лекциями, Франко продолжает систематическую самообразование. Перед розбурханою воображением юноши не раз проходили величественные образы героев прошлого, во имя счастья и свободы человечества шли на страшные пытки, на мученическую смерть.
В стенах Львовского университета шла и сама мелочная возня "москвофилов" и "народовцев", что была зеркалом слабости общественной жизни в стране, общей отсталости и тупого консерватизма. "Москвофилы" кричали, что ни украинского языка, ни украинского народа нет, а есть единая Украина, а сами писали страшным "язычием", мешаниной церковнославянских, русских, украинских и польских слов, которая ужасала россиян. "Народники" ненавидели местных "барыг", отстаивали право украинского языка на существование, заботились о национальную культуру и образование. Но как? Путем уходництва перед правительством. "Москвофилы" были объединены в "Академический кружок", "народники" - в "Дружественный лихвяр".
Франко понял бесплодность ненастанних споров между этими организациями, провоцируемых реакционерами-клерикалами. Войдя со своими единомышленниками в "академический кружок", он использовал его орган "Дело" для того, чтобы объявить беспощадную войну и "москвофилам", и "народовцям". Демократическая молодежь назвала себя той "третьей силой", которая должна была активизировать общественную жизнь, влить в него элемент революционной страсти, оплодотворить идеей служения своему народу.
Кружок студенческой молодежи, возглавляемый Франком, получается мало-помалу на широкую дорогу освободительной борьбы. Кружковцы принимают живейшее участие в транспортировке из-за границы в Россию нелегальной литературы, связываются с российско-украинской политической эмиграцией в Вене, Женеве, Париже, Цюрихе. Помещение Михаила Павлика, где жил Франко, становится явочною квартирой для "гостей", что тайно переходили границу. Франко пешком обходит самые глухие закоулки Галичины, изучает жизнь людей разных национальностей, разных социальных классов и слоев, собственными глазами заглядывает во все щели насквозь прогнившого буржуазного общества.
Следствием глубокого изучения экономического положения народа были произведения Франка из жизни трудящихся, главное же - сборник "Борислав", в которой описана тяжелая жизнь рабочих-ріпників.
В затхлой атмосфере Галичины смелое выступление молодежи произвело впечатление грома среди ясного неба. Из Львова в самые глухие уголки поползли слухи: в Галичине появились социалисты! Об этом заговорили большие господа в кофейнях, попы-униаты по церквям, ксендзы по костелам. Пошли доносы. Националистическая пресса распространяла самые удивительные слухи, перевирая их на все лады. О деятельности Франко и его товарищей стало известно правительству в Вене. В июне 1877 года на кружок демократической молодежи налетает полиция и Франко с товарищами попадает за тюремную решетку. Было организовано громкий процесс социалистов, вроде многочисленных процессов, которые происходили тогда в Австро-Венгрии и России.
Просидел Франко всего 9 месяцев. Молодежь поразил не столько сам процесс, как последствия его.
Написанный во время заключения в стихотворение "Товарищам из тюрьмы" прозвучал как смелый вызов модного поэта всему експлуататорському обществу:
Обрывают отряды все путы,
Что вязали нас с древним житием:
С давних грязей и мнение раскованная -
Ожиемо, братья, ожием!
Выйдя из тюрьмы, Франко и его товарищи оказались в положении "проскрібованих", то есть в положении людей, от которых отшатнулись все. На некоторых это повлияло так удручающе, что они бросились замаливать "грехи" своей юности. У Франко и Павлика осуждение буржуазного общества вызвал противоположную реакцию.
В 1878 году Франко возглавляет издание первого на Украине боевого революционно-демократического журнала "Громадський друг". Полиция из номера в номер конфискует журнал, но Франко вместе с Павликом, меняя название и характер издания (сборники "Колокол" и "Молот"), продолжает выдавать его. Налаживаются связи с львовскими печатниками, Франко входит в состав "Рабочего комитета", становится одним из редакторов и сотрудников польской рабочей газеты "Труд", ведет активную пропагандистскую работу в кружках, объединявших рабочих разных национальностей - украинцев, поляков, евреев, венгров, немцев.
В начале 1880 года Франко, чтобы не умереть с голоду, вынужден был искать работу в провинции. По дороге из Коломыи до Березова, в Яблонові, он со своим товарищем Геником был неожиданно арестован. В Косово крестьянин Фокшей стрелял в войта и ранил его. Полиция считала, что выстрел в Косово был вызван социалистической агитацией Франко. Решили склепать новый социалистический процесс. Но из намерения того ничего не получилось. После трех месяцев следственной тюрьмы в Коломые Франко отправлен этапом на место рождения. До Дрогобыча его привезли больного, с высокой температурой и посадили в "ямы". Того же дня, несмотря на слякоть, жандарм повел его пешком до Нагуевичи, как безпаспортного бродягу.
Пробыв неделю у своей родни, которая жила в больших нищете, Франко снова идет искать заработков. Крайне истощенный, он заболел лихорадкой. В Коломые пробыл в отеле неделю, написал известную повесть "На дне" и знаменитый гимн "Вечный революционер" и на последние деньги выслал до Львова в редакцию " рабочей газеты "Труд". Несколько дней жил на три цента, найденные на берегу Прута. А когда и их не стало, остался в комнате отеля и лежал на кровати три дня голодный, в лихорадке, ожидая конца.
Спасает Франко Геник. По совету Геника он едет до Дрогобыча, берет паспорт, чтобы полиция не могла снова придраться. Вернувшись к Березовая, он несколько недель пролежал в Геника, лечась от лихорадки.
Но коломыйский староста не мог спать спокойно, пока в его округе находился Франко. И вот на больного поэта снова налетает полиция и пешком гонит из Березова до Коломыи. Во время тяжелого перехода на разбитых и искалеченных ногах Франко повыходили ногти.
Староста отпустил арестованного, но тут же написал письмо Львовского наместничества с просьбой запретить опасном агитатору жить на Коломыйщине. Наместничество просьбе старосты удовлетворило, и Франко вынужден был вернуться в Нагуевичи.
Во Львове в течение 1881-1882 лет выходил журнал "Мир".
Завязываются дружеские связи с польской прогрессивной молодежью. Франко часто бывает в Станиславе. В доме Дзвонковских, где жили революционные традиции 1863 года, собирается кружок, в котором Франко и Павлик - свои люди. В кружке зарождается идея организации производственной коммуны. Но ей так и не суждено было осуществиться.
В 1885-1886 годах Франко дважды побывал в Киеве. Налаживались связи с композитором Лысенко, поэтом Старицким и др. В Киеве Франко женится с Ольгой Хорунжинською. Теперь он уже не мог перебиваться с хлеба на воду, как раньше, когда жил одиночкой. Надо было думать о более-менее удобную квартиру для семьи, хоть небольшой, но постоянный заработок.
В 1889 году Франко вместе с Павликом и другими товарищами закладывает основы радикальной партии, которая в своей программе стремилась добиться коренных реформ с целью улучшения экономического, политического и правового положения трудящихся. Органом партии стал журнал "Народ", а для крестьян - "Земледелец".
С помощью хитро продуманной провокации в 1889 году Франко удалось посадить за решетку. Обвиняют его в том, что он якобы хотел оторвать Галицию от Австрии и присоединить к России. Следствие не дало никаких последствий, но имя поэта еще раз было от шельмовано на страницах реакционной клерикальной прессы.
С 1894 по 1897 год Франко издает журнал "Жизнь и слово". Он полемизирует и с радикалами, и с австро-польско-украинскими социал-демократами. Малейшее проявление нечестности и корысти в общественных дело больно поражал его душу.
Франко всю жизнь твердил свое: бороться лишь за национальное освобождение своего народа - значит обманывать социальные чаяния трудящихся, ведь вместо "чужих" господ " на шею сядут "свои", еще более лютые, еще захланніші. А бессервіссери - национальные демократы кричали: "Измена!"
Революцию 1905 года Франко не только поздравил величественной поэмой "Моисей", он развернул беспощадную борьбу против политической реакции, которая поднималась в Австро-Венгрии на поддержку российского самодержавия.
В атмосфере всеобщего политического напряжения 1913 года было отмечено сорокалетие писательской деятельности Франко. Вскоре Галичину был превращен в театр военных действий. Ужас войны переступил порог каждого дома. Не миновал он и дома Франка.
Осень 1915 года застает поэта в военном госпитале, разбитого параличом, одинокого. Душевно больная жена лежала в больнице. Сыновья, как солдаты австрийской армии, были на фронте. Дочь война захватила в Киеве, за рубежом. Круг умирающего поэта - ни близких, ни друзей.
28 мая 1916 года Франко не стало.
|
|