Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОР ТЮТЮННИК
ВЕЧНАЯ ЗАГАДКА ЛЮБВИ (по рассказу Григора Тютюнника «Завязь»)



О любви написано за много веков столько, что, кажется, ничего нового уже и не скажешь. Но человек только тогда по-настоящему понимает это чувство, когда оно становится ее собственным. Итак, одна любовь, помноженная на тысячи тысяч человеческих характеров и судеб, дает неисчерпаемый материал писателю и всегда интересна читателю.

Григор Тютюнник тоже писал о любви, но как-то особенно, неповторимо и искренне, неотделимо от правды жизни. Под его пером завязь первых юношеских чувств распускается и перерастает в настоящую любовь.

Уже от самого названия рассказа «Завязь» веет чем-то свежим, весенним, многообещающим. Привлекает манера повествования от первого лица.

Николай влюблен. Он готовится к свиданию, еще не зная, ответит ли девушка на его чувства. Надевает новую рубашку, пытается как-то пригладить непослушный вихор на голове, пахнет одеколоном платка. И отбивается от нападений деда Лаврина, который, підсміюючи над внуком, предостерегая, ревнуя (ведь, очевидно, парень - то вся его семья), говорит, что в онукової обранниці характер непростой: «...ибо то девка из той пыли, что черти на дорогах крутят!» Юноше и приятно говорить на эту тему, он даже гордится, что у девушки «крепкий характер», неудобно (впервые!) и обидно - задерживают.

Коля идет на край улицы, видит «маленькую белую фигуру», понимает, что его ждет Соня. Радость, гордость, волнение и робость одновременно охватывают его: «Мне кажется, что я ширшаю в плечах, твердішаю в ходе и вот-вот підлечу. А вот голоса - не становится...» Он «лепечет», по собственному выражению, «шепеляво и противно», задает аляповатое вопрос. Девушка понимает его состояние, ободряюще берет под руку и предлагает посмотреть снег в пропасти.

Николай и Соня лезут «с обрыва в черную холодную пропасть, подпирая друг друга плечами». Дух романтики, приключений овладевает ими. Глаза у Сони «какие-то странные: вроде и немного напуганы, и смеются». А юноши мучает мысль: может он поцеловать девушку? От этой «одчайдушної» (как ему казалось) мысли у него начинают неметь ноги и становятся, как веревочные. А голова клонится, клонится...» Потом сам пугается: «А что,- думаю,- как я ее поцелую, а она меня - в морду? Бывает же так. Вон и в кино показывают...» - и шея перестает гнутись, дубеет. Соня, очевидно, раздражает нерешительность парня (...уже и не смеется и глаза прищурила так сердито...), и она идет на незамысловатую девичью хитрость: «- Мыколо, давай я буду падать, а ты меня держи. Ану, вдержиш?» Конечно же, юноша готов горы свернуть для любимой, не то что удержать. Но... никуда от жизненной правды не денешься: он вдруг подскальзывается и с испугом и отвращением к себе (так опозориться!) чувствует, что сейчас они оба упадут в грязь. Соня сердито сопротивляется, «ошпарює» своего неспритного избранника «злым взглядом», «норовисто одвертається и молчит». Николай сразу вспоминает насмешки и предостережения деда Лаврина, что сниться ему, мол, «кислички». Это придает смелости, и он решает показать характер: сам начинает карабкаться наверх. Соня побеждена, испуганная (пожалуй, повела себя очень строго!). Она жалобно шепчет: «Мыколо, а я?» Вот, наконец, оно, признание: «И от этого шепота у меня наморочиться голова, а сердце начинает стучаться, как колокол. Прыгаю вниз, сердито хватаю ее за плечи и с разбегу целую в скрипучую холодную платок.

- Зачем же ты... аж за ухо, глупенький...- выдыхает Соня и смеется как-то покорно и ласково.

...Я не помогаю, а почти выношу ее вверх на руках. И силы у меня - как у вола».

Теперь Коля - признанный герой, любимый, и он ни за что не признается, что замерз, как обычный парень: «- Ты не замерз? - спрашивает. Я со всей силы зціплюю зубы, чтобы не труситись, а ей говорю: - И н-будто нет...»

Как хорошо им обоим становится в мире! Как красиво! Они замечают на деревьях «мелкие, как роса, прозеленкуваті капельки: то завязь» . Соня сразу замечталась: «Вот бы мне такое ожерелье, ... сроду бы не с німала...»

«- Купим,- уверенно обещаю.- Вот как только выучусь на шофера, так и купим.

- А я тебе рубашки вишиватиму хорошие-прекрасные, лучшие, чем в лавке!..

- В сто раз лучше... милый... в тысячу!»

Все! Николай слышит для себя самое главное, найочіку ваніше. И это наполняет его таким счастьем, что дальше он уже ничего не видит и не слышит. Влюбленные не могут насладиться объятиями, даже не обращают, несмотря на свою застенчивость, внимания на то, что иаофери из проезжающих мимо машин кричат «что-то веселое, располагающее и бесстыдное». Расходятся молодежи далеко за полночь, «неся на губах сладкую жгучую жажду». Милым и родным кажется парню даже Сонине щелчок задвижкой двери, когда она тихонько пробирается домой.

Вот опять дед - спасает сад от заморозков. Говорит парню, чтобы помогал. Тот опрометью бросается в сад, нагрібає листьев и веточек, зажигает костер так, чтобы дым тянуло и на Сонин садик. Дед Лаврентий кричит, чтобы Николай раскладывал огонь ближе к деревьям, а тот: «- Ничего,- одказую так, как они меня учили,- будет у людей - будет и у нас...»

Доверху наполненный страстным, новым чувством, парень думает: чем бы его забежать к соседям, потому что к вечеру, пожалуй, не дотерпить, не доживет.

Вот и вся нехитрая история. Никаких событий, необычных поступков или героических характеров. Но повествование захватывает нежностью и трепетністю немного смешных и наивных чувств юных сердец. Проклюнулася завязь на деревьях - пришла любовь. И его надо беречь, бороться за него, как и завязь. Хочется верить, что герои пронесут свои первые чувства через всю жизнь и будут друг для друга самыми лучшими, самыми дорогими.

Так Григор Тютюнник открыл еще одну страницу великой книги Любви и дал возможность нам, читателям, приобщиться к чистому источнику искусства художественного слова.




ДУХОВНЫЙ МИР ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА В НОВЕЛЛЕ ГРИГОРА ТЮТЮННИКА «ТРИ КУКУШКИ С ПОКЛОНОМ»

Григор Тютюнник - талантливый украинский новеллист. С его именем связана целая эпоха в литературе. Писатель обращался в основном к детской и юношеской тематики, но проблемы поднимал вполне «взрослые». Да это и не удивительно, ведь сам он из поколения военных и послевоенных детей, еще и сын «врага народа», с тех сельских ребят, которые пополняли «пролетариат» и на своих худеньких плечах вынесли бремя восстановления после страшного фашистского лихолетья.

О Григора Михайловича и его произведения написано уже много исследований, и, пожалуй, еще никому не удалось разгадать Табачников феномен: как на нескольких страницах уместить мысли и образы целого романа, как в капле отразить мир.

Подумаем над этой загадкой и мы. Герои новеллы «Три кукушки с поклоном» - простые деревенские люди. Правда, сам рассказчик - уже студент, хоть душа его и корни здесь, в родном селе.

А трагедия разворачивается на уровне шекспировской. Неизвестно, почему девушка Марфа вышла замуж за недалекого, нехорошего парня Карпа - с отчаяния, жалости или из покорности судьбе. Полюбила же соседского женатого мужа Михаила, который был как «сокол», черноглазый, статный и красивый. Но не посмела разбивать семью, мучилась молча. Только ходила вместе с мужем на посиделки до Михаила и Софии, пела с ними. Как глянет на рыжего товстопикого Карпа Яркового, что «над галушками казнится», затем на Михаила - вздохнет и слезами в душе зальется - вслух стыдно.

Когда же случилось несчастье: соседа забрали как «врага народа», Марфа все время думала о нем, ждала письма - не к нему, к его семье,- чтобы узнать хоть, что жив, подержать дорогой бумажку в руках, поцеловать его. И когда такая возможность представлялась, Марфа радовалась и плакала, жила этим. Настолько большим и сильным было чувство, что передавалось на расстоянии. Михаил в ссылке, в «Сибири неісходимій», чувствовал, что тут у него «ходит Марфина душа несчастная». Поэтому и просит жену, чтобы та сходила к Марфе и сказала, что посылает он ей «три кукушки с поклоном» и просит отозвать «свою душу обратно», тогда и к нему «хоть на минуту придет забвение».

Разве не странное и не высокое этакое неземное и безнадежное любви Марфы? А с каким достоинством и тактом ведет себя Михаил! Когда София, видя мучения женщины, говорит: «Ты, Михаил, ...хоть бы разочек на нее взглянул. Видишь, как она к тебе светится» - то он: «Зачем человека мучить, как она и так мучается». Понимает, что ни к чему подавать надежду... Большим благородством веет от слов и поступков Софии. Она не сердится, не считает Марфе за соперницу, потому что уверена в своих и мужей чувствах. Глядя на страдания соседки («Два годочки прожила с Карпом своим и нажилась за сто»), жалеет ее, даже стремится помочь.

Высокий духовный мир, благородство чувств и действий крестьян ощущается не только в любви, но и в повседневной, обыденной жизни.

Михаил сажает сосны на желтом песке, потом молоденькие деревца досаджують еще другие, потому что привыкли окружать себя красотой. Даже в ссылке мужчине снится его работа - столярування. Но просит в письме к жене, чтобы не жалела дорогого инструмента, если будет нужда. Михаил безгранично любит свою семью - Софию, сына, свой край. И не хочет огорчать описанием своих бед, даже придумывает, как их «там» хорошо кормят и одевают. Только отдельные детали могут выдать истинное его жизни - поседел, хотя до этого совсем не старел, «руки как не свои», «вдягачка», к которой крестьянам «не привыкать».

Почтальон дядя Лев понимает чувства Марфы и не может устоять перед их силой, «оглядывается вокруг, немічно вздыхает» и дает чужого письма, хоть за это его могут наказать. Только предупреждает, чтобы

не говорила никому и слезами чернил не размазала, а потом деликатно одвертається и терпеливо ждет, пока девушка нарадуется тем письмом и не наплачется. Марфа дает дяде пожмаканого (собирала, видно, по копеечке, носила всегда с собой!) рубля, чтобы выпил за здоровье ее любимого, а тот бормочет смущенно: «Разве что за его здоровье.., а так сроду бы не взял бы...»

Вот так в небольшом произведении писатель мастерски раскрывает высокий духовный мир простых сельских людей. И где-то в подтексте читается мысль, что именно это помогло им выжить, выстоять в страшные времена сталинских репрессий и военного лихолетья и остаться при этом Людьми.




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ ГРИГОРА ТЮТЮННИКА

В те времена, когда писал Григор Тютюнник, о национальной идее, не могло быть и речи. Но талантливое перо писателя прорвало завесу страхов и запретов цензуры и показало всему миру: есть такой украинский народ! Со своей особой ментальностью, великолепным языком, с вековыми предківськими обычаями, традициями и народной моралью.

Герои Григора Михайловича трудолюбивые и влюбленные в красоту природы как Михаил («Три кукушки с поклоном»), Николка («Завязь»), Данило («Лесная сторожка») и многие другие. Они мечтатели и оптимисты, «чудаки», хотя принадлежат к поколению, обожженного войною, сиротством и послевоенной разрухой, верные друзья, милосердны и ответственные за судьбу других (Павел с товарищами из повести «Огонек далеко в степи», Климко из одноименной повести, Олесь из рассказа «Чудик» и другие).

Отличительной чертой украинцев всегда было умение посмеяться над собой, по-доброму пошутить над другими, остроумие. Такими являются дед Лаврентий и Николай из рассказа «Завязь», рассказчик из «Обновы» и другие герои.

Особенно удивительным и трогательным является то, что никакие невзгоды и несчастья не убили извечную народную черту - уважение к старшим, к отцу и матери. Везде мы видим обращение детей к родителям, родственникам на «Вы», даже мысленно. И до семидесятых годов сохранилась традиция семейных и соседских посиделок и обрядовых песен (колядок), празднования великих христианских праздников.

Для Тютюнникових героев любовь к ближнему, милосердие и всепрощение основном определяющие. Вспомним Соню («Три кукушки с поклоном»), тетю Ялосовету («Огонек далеко в степи»), Колю

(«Завязь»), того же Климко, которые жили по принципу: «Будет у людей - будет и у нас...» (потому что деды так учили).

Но не умалчивает писатель и то негативное, что есть у нашего народа - покорность, доверчивость, приспособленчество и легкая способность к ассимиляции, как языковой, так и духовной. Многие украинцы стали считать себя меншовартісною нацией (в этом их беда, в основном, а не вина!), поэтому брали с «высшей» на их взгляд, нации все, даже далеко не лучшее.

У ученых есть такой термин - «генетическая память». То есть память, которая дается человеку в наследство уже при ее рождении. Григор Тютюнник свято верил в генетическую память народа, которая и позволяет ему быть именно народом, а не населением определенного географического региона. И считал, что в той памяти наряду с чутьем своего первокореня «записаны» любовь и доброта. Именно этой верой и пронизаны его книги.




РАЗОБЛАЧЕНИЕ ГР. ТЮТЮННИКОМ СОЦИАЛЬНЫХ И МОРАЛЬНЫХ

ДЕФОРМАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 70-Х ГОДОВ

(на примере рассказа «Сын приехал»)

Сельские труженики всегда были близкими и родными людьми для Григора Тютюнника. Он восхищался их любовью к земле и к труду, тонким пониманием красоты, благородством и искренностью чувств. Так исторически сложилось, что именно село стало оберегом украинских обычаев и традиций, украинского языка и ментальности. Но развитие техники, новые экономические условия привели к безработице в селе. Поэтому много молодежи стало выезжать в города на работу, там и оседать. Официально поддерживаемая мысль о преимуществах «пролетариата»-«гегемона» над крестьянами утверждалась и в сознании недалеких граждан.

Григора Тютюнника волновали эти процессы социальной и моральной деформации на селе. Он с болью наблюдал, как духовное в жизни отступает на задний план, как калечится речь, как на смену высоконравственным понятиям чести, достоинства, порядочности приходят приспособленчество, карьеризм, пренебрежение в отношении к крестьянству, семейных отношений, языковой яничарство.

Вот такие и молодежи ковбишівці из рассказа «Сын приехал», которые после войны «отправились из дома искать постоянного заработка и щонедільного выходного», а, приехав домой, уже и говорить стали по-другому: «Папа, а как сейчас напрямик дойти до скамейки?» А родители, пытаясь во всем угодить детям, отвечают: «И как? Вот так грядками и иди. ...Разве ты забыл?»; или: «Мама, как у вас насчет стіраль-ного порошка? Нет? Дак я пришлю по приезду». И смех, и грусть вызывает такая «речь» детей, как и стремление родителей подражать своих «городских» и «ученых» чад.

Главный герой произведения Павел Дзякун - трудолюбивый и скромный, помнит о родителях и приезжает к ним с дорогими подарками, по-своему заботится об их благосостоянии (советует пригласить на гулянку полезных для них людей). Он закончил семь классов (хоть и трудновато!), ремесленное училище, стал мастером, начальником смены, но знает, что обязана этим директору школы, который уговорил его таки закончить школу. С женитьбой не спешил, потому что мечтал сначала купить машину. Наконец эта мечта осуществилась. «Теперь Павел имел все: квартиру, жену, машину, сына, двести рублей заработка вместе с премией, и чувствовал себя так, как ему и хотелось: спокойно, уверенно и независимо». Писатель недаром ставит в один ряд такие понятия как квартира, жена, машина, сын. Потому что для героя они как раз одного порядка, одинаково важными составляющими счастья. А если присмотреться, то «Москвич» у него, считай, на первом месте. Ведь Павел через него и не женился, потому как женишься сейчас, то машины уже не купишь, ляснуть деньги на мебель, одежду и всякие мелочи, что придумаються женщине, потому что женщины все такие». Все, что нужно для автомобиля - коврики, занавески, брезентовые фартучки - молодой Дзякун приобрел тогда, когда детали для его машины еще только одливалися. Это - предмет его гордости, и, как ему казалось, он дает право относиться к односельчанам, которые не имеют автомобилей, несколько пренебрежительно. Когда какой-то интересный дядька спрашивал, сколько это добро стоит, Павел" с холодной улыбкой, что и не была похожа на улыбку» отвечал: «Все деньги». Люди проходили мимо машины и отца с сыном в новых шляпах с дырочками», «здоровкалися уважительно, на что Павел отвечал, глядя над головами на реку: «С-с-е!»; «Когда он говорил с мужиками, то держал руки сложенными на груди и медленно и независимо раскачивался, становясь то на носки, то на каблуки своих новых ботинок...»

А как герой сожалеет по той щукой, что сорвалась! Одним из нужных людей, приглашенных в гости, оказался его бывший одноклассник, лесник Митро Лобода. Когда Павел приехал за ним на машине (в знак уважения!), Митро начал артачиться, набивать себе цену.

И молодой Дзякун не обиделся: он «знал, что «полєзні люди» любят поноровитися», и «привык терпеть нужных людей». Так он вытерпел унижения от лесника и на самой свадьбе.

Хоть Павел пренебрежительно относился к людям, их мнение было ему не безразлична: «Когда выходил с бутылками, услышал за спиной нетерпеливый шепот, от которого приятно замлоїло в груди:

- Кто же это?

- И Павел Дзякунів, разве не узнали?

- Ты ды, каким козырем стал.

- Видно, же, и денег!..»

Ему хотелось поразить односельчан и блестящей новенькой машиной, и дорогим костюмом, и подарками родителям, и деньгами в магазине (он взял две бутылки коньяка и две шампанского несмотря над свою надощадливість).

До пары Павлу и его жена Рита. Она с увлечением рассказывает свекрови, что у них есть в квартире, какой марки мебель, холодильник, телевизор. И ни слова о своей супружеской жизни, интересы, увлечения. Видно, что между Ритой и Павлом нет не только любви, но и искренних, дружеских отношений, их объединяет общая цель - улучшение собственного благосостояния на зависть соседям и родственникам.

Писателя, очевидно, очень тревожит ослабление у молодежи чувства семьи, родственных связей. Павел считает, что «жінчиним и чоловіковим родителям видеться не надо. Те не понаравляться тем, те - тем, слово за слово... Те нашепчут дочери, те - сыну. И пошло: лайки, ссори...» Про свою жену он думает: «Оно и лучше, как в юности покрутит, замужем смирніша будет...» Старая Дзякунка хоть рада невестке, и все же думает: «Для такого надо хорошую уздечку...»

Вообще-то, первые «уроки жизни» молодой Дзякун получил именно от родителей. Мать хвастается: «Да он у нас такой, что и сделает, и промолчит, и старшего послушает». Отец учит: «Ты смотри там с ними прочь, потому что люди - это такое: не угодишь - съедят». Он поддерживает сына в его поведении с людьми, радуется, что тот догадался поставить «Москвича» на видном месте, что не взял товарищей на рыбалку, что не хочет ехать к жінчиних родителей - машину бить. Ибо и сам такой. Вспомним эпизод, когда «промазал и Дзякун, підпоївши лесника в кладовке, пока договаривался с ним о ольху на шалевку» и много других деталей.

Бацилла стяжательства, приспособленчества, языкового нигилизма, к сожалению, охватила все слои населения. Священник, не стесняясь, берет с людей двойную плату за услуги, лесник обогащается за счет различных «услуг» и превозносится этим, сержант-сверхсрочник говорит таким изуродованным языком, что становится не только смешно, но и очень грустно.

Проблема духовного оскудения людей остается актуальной и сейчас. Такие произведения, как рассказы Григора Тютюнника «Сын приехал», дают возможность как бы посмотреть молодым людям на себя со стороны - посмеяться, задуматься и встревожится.