Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
АНАЛИЗ КИНОПОВЕСТИ. II. ДОВЖЕНКО «УКРАИНА В ОГНЕ»



Киноповесть «Украина в огне» - один из самых сильных, самых впечатляющих произведений украинской литературы о трагедии народа в годы второй мировой войны и на протяжении всей своей истории.

Именно Украина приняла на себя первые удары захватчиков; самые страшные и самые большие битвы, происходившие на ее полях, и вся она пылала в огне и страданиях.

Эти картины с сожалением и болью, а еще больше с жгучей ненавистью к врагам описывает автор: «Горят ржи на многие километры, пылают, топчутся людьми, подводами... Ревут самолеты. Мечут бомбы. Рассыпаются всадники по полю, как птицы... Крик, и плач, и высоченный вопль раненых лошадей». Полная растерянность среди населения, растерянность в войсках перед внезапной железной нашествием... Сыновья Киприана Хуторного, одного из героев киноповести, стали дезертирами, вернулись домой и оправдываются перед отцом: «У нас, папа, - генерал пропал. Застрелился, хоть его сырая земля не приняла.. Растерялись мы... Мосты, тату, сорваны. Плавать не умеем».

Писатель доискивается причин предательства и говорит о них в прямых авторских обращениях к читателю. Эти слова звучат гневным обвинением государственной политике по воспитанию молодежи: «В грозную большую час жизни своего народа не хватило у них ни ума, ни крупности души. Под давлением тяжелых обстоятельств не отошли они на восток со своим большим обществом, что ему потом судила судьба удивить мир своими подвигами. Привыкшие к типовой безответственности, лишенные знания торжественной запрета и святости призыва, вялые их натуры не поднялись до высот понимания хода истории, которая звала их к гигантскому сражению, к чрезвычайному. 1 никто не стал им в происшествии с славных прадедов истории, великих воинов, ибо не учили их истории. Не помогли и близкие родные герои революции, ибо не чтили их память в селе. Среди первых ударов судьбы потеряли они свою присягу, ибо слово «священная» не звенело в их сердцах торжественным звоном. Они были духовно безоружные, наивные и близорукие».

О такую ахиллесову пяту украинского народа знают даже враги. Немецкий офицер Эрнст фон Крауз говорит своему сыну: «Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу несогласия даже имя интересов общих, высоких. В них нет государственного инстинкта... Ты знаешь, они не изучают истории. Удивительно. Они уже двадцать пять лет живут негативными лозунгами одкидання бога, собственности, семьи, дружбы! У них от слова «нация» остался только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них.так много предателей...»

Война подняла на ноги всю Украину. Тысячи беженцев, перевалено жителей городов, ехали на восток. А крестьяне, привязанные «тысячелетними узами к земле», не могли все уехать, поэтому смотрели вслед отъезжающим и говорили: «А куда же они вот едут, хоть им добра не было! Чтобы они бежали и не переставали! И зачем их везут машинами? Может, машины и на что-то другое пригодились!»

Те, что ехали в тыл, спрашивали друг друга: «Слушайте, почему они не убегают? Вы видите? Они не убегают? - Ну, ясно. Чего же им бежать? Они ждут немцев».

Так раскалывалась нация изнутри, и Идет еще один из трагических последствий войны, который будет переживать народ еще долгие годы после войны. А с приближением фронта еще больше углубилась пропасть между теми, кто ехал в тыл, и теми, кто уходил или оставался: «Пролетали грузовые машины разных снабів, зоєнторгів, управлений, поставок. Холодные, злые шоферы, казалось, не. видели ничего на дороге. Не видели и пассажиры. Немало среди них было никчемных людей, лишенных глубокого понимания народной трагедии. Недоразвитость обычных человеческих отношений, скука формализма, відомственна равнодушие или просто отсутствие человеческого воображения и тупой эгоизм катили их на государственных резиновых колесах мимо раненых».

Но самое страшное было то, что «государственные деятели средней руки», уходя сами, обвиняли других в панике, скрывали правду. Василий Кравчина, услышав разговор председателя исполкома одного городка Н. Лиманчука с двумя девушками отступление,: с горечью крикнул им: «Бегите, сестры мои, убегайте. Потому что придут немцы, уничтожат вас, заразят болезнями, погонят в неволю, а этот незгораємий шкаф,- показал Василий на голову,- что собирается бежать, потом вернется и будет судить вас за разврат».

Так и случилось с героиней произведения - Христею и сотнями других девушек, которым пришлось пройти все круги фашистского ада, а потом еще и предстать перед судом холодных и бездушных «незгораємих шкафов», которые решили, что именно они - проводники государственной политики, линии партии.

Долгой, очень долгой была война. И крови пролилось много, как отмечает писатель, «больше чем могло бы пролиться. И страданий».

Автор показывает всю глубину народного горя в оккупации - пришлось и пахать вместо лошадей и волов, и отдавать цвет нации - лучших, юношей и девушек в Германию на каторжные работы, подвергаться унижениям, погибать в огне пожаров, под дулами фашистских автоматов, на виселицах. Вот лишь один из таких страшных эпизодов, изображенных в киноповести. Эрнст фон Крауз, преследуемый партизанами, плохо спал. А расплата за это была страшная: «Сотни несчастных людей, расстрелянных, искалеченных, с вырезанными на груди и на лбу звездами, сгорели в ту ночь в селе, заперты в горящих сараях и церквях. Расплатились за немецкий болезненный сон тяжкими муками в огне украинские-дети».

Неумолимая война не раз и не дважды прокатывалась украинской землей, увеличивая число жертв и разруху. Автор представляет зловещий пейзаж, от которого становится жутко: «Дымом сходили горизонты. Огненные валы с громом и грохотом не один раз перекатывались с востока на запад и с запада на восток. Мертвые танки чернели на полях грозными своими тушами, как будто вымершие пугала в пустыне. И куда не поехать, куда не пойти,везде несло духом не похороненного человеческого трупа. Міновані нескошені поля были полны зловещих тайн».

А какой стала любимая Довженкова река! «Она была збещена, изнасилована и изуродована врагами.

Вода текла в ней мутная и кровавая, с дохлой рыбой, трупами и другими останками страданий... И грязь, и муть, и кровь в реке, и смерть! Это была уже не река, а сток нечистот».

Безмерной была трагедия простых, рядовых наших воинов, которые приняли на свои плечи всю тяжесть битвы за родную землю. Этих боев не выдерживали ни звери, ни птицы, ни пресмыкающиеся: «страшен был мир в бою. Одна только человек мог вытерпеть бой...»

Описание боевых действий занимает в Довженко несколько страниц. Но это боль израненного сердца, это крик души: «Люди, опомнитесь!» Увиденное, прочувствованное и пережитое писатель пропускает через призму художественного восприятия и с большим талантом подает читателям: «Воздушные волны и буйные завихрения от пролетающих крупных снарядов и взрывов мин срывали людей с земли, крутили их вверху, как осенний лист, и бросали на землю.

Все воздуха пришло в неистовое движение, оно все, вся атмосфера звучала, ревела, взрывалась, крякала и гремела тысячами громов, воздух горел. На бойцах загоралися рубашки.

...Семь раз сходились бойцы с противником. Семь тяжелых немецких атак одбили они вдребезги, в прах, в дым. Тридцать шесть вражеских танков пылало уже перед ними и снесло к небу грозное их славу. Труппу вражеского лежало между танками множество».

И таких смертельных боев было множество, а заканчивались они чаще всего одним:

«Все отдали. Все до последней нитки. Поквитались с жизнью, с войной, с врагами на. всю силу. Не мудрили, не прятались по резервам и тылам, не обрастали родственниками на простых своих артиллерийских постах. Чтобы головки Не выдавливали из малых своих талантов большой пользы, ...не любили выставляться напоказ ни в целом виде, ни в раненому, ни в каких доблестях...»

Автор накиває этих героев поименно, а за ними встает весь героический народ, который грудью защитил землю от фашистской орды.

В этом списке, согласно исторической правды, мы видим не только фамилии украинцев, а и русских, грузин, представителей разных национальностей, всех, кто плечом к плечу сражался против немецко-фашистских оккупантов. Поэтому представляется безосновательным обвинения В. П. Довженко в национализме (в худшем понимании этого слова).

Писатель восхищается мужеством своих героев, прославляет их подвиг в веках, хотя сердце его при этом обливалось кровью за напрасно потерянными силами и житаями.

«Как дрались люди! Словно целые века несокрушимого упрямства и боевых щедрот раскрылись вдруг в Вернигорах, Труханових, Волках и Якимахах. Родная отцовская земля умножила их гнев и силу боевого задора. Они словно уросли в землю, и когда немцы были уже совсем близко, они встали как один и пошли в атаку как раз против середины грозного немецкого вала».

Итак, писатель в киноповести «Украина в огне» с убедительной прямотой и большим художественным мастерством раскрыл трагедию украинского народа в крупнейшей мировой войне. Вывод у читателей может быть только один - такое не должно повториться!

Но не только война в поле зрения художественного исследования писателя. Он со всем жаром сердца, чувствительного к несправедливости, осуждает большевистскую концепцию классовой борьбы. Именно эта теория, внедряемая в практику, породила репрессии, страх людей, недоверие друг к другу, моральное опустошение души, догматизм и бездуховность. Примеров этого мы найдем в киноповести немало.

Вот прокурор партизанского отряда Лиманчук узнал, что партизаны захватили в плен женщину итальянского офицера Пальмы Христе. Он очень обрадовался (?!) и сразу заочно приговорил ее к расстрелу как подлую предательницу родины. Лиманчук «недавно прибыл в отряд с Большой земли с высокой миссией оказывать в самом пекле борьбы справедливый суд над подлыми отступниками, предателями, националистами-душегубами и другим пропащим народом. Он был человеком большой кристальной честности и такого же душевного холода, который помогал ему не терять, как он говорил, линии ни при каких обстоятельствах...» Хотя перед этим мы видим этого «незгораємого шифоньера» убегающим. И при этом он обвиняет девушек в панике, обманывает и успокаивает, что город никогда не сдадут. Теперь он «чистый», а те, кто побывал в оккупации,- нет.

Жертвы войны, мученицы, как Кристина Хуторная, правомерно задают вопросы своим судьям: почему же они выросли не гордые, не достойные и не сознательные? И сами же дают ответ, что до войны «мерили девичьи... добродетели главным образом на трудодень и на центнеры свекольные...», не заботясь о воспитании достоинства и духовное развитие.

Интересный напряженный диалог Лаврина Запорожца и Максима Заброды на колючей проволоке концлагеря. Оба они украинцы, но между ними пропасть: раскулачивание, страдания на чужбине, голод и холод Сибири с одной стороны и вера в справедливость идей «вождей пролетариата» из второго.

Украина - единственная в мире страна, где не изучают как следует историю собственного народа, где люди не знают и не чтят своих героев. Так откуда взяться патриотизму, преданности и мужества в человеке-для сирот? Вот на этом подчеркивает писатель. Он верит, что такие жестокие уроки истории не пройдут зря.

Несмотря на ужасные картины боев и страданий, обрисованные автором, киноповесть «Украина в огне» оставляет какое-то светлое впечатление. Может, благодаря тому трогательном семейном мотиве, что напоминает Шевченково «Садок вишневий коло хати...». О. Довженко показывает богатую детей и счастливую довоенную семью Запорожцев, которая дружно поет любимую мамину песню «Ой, пойду я к роду гулять. А у меня весь род богат...»

Во главе рода - председатель колхоза Лаврин Запорожец. Мать Татьяна Залорожчиха - центр семьи, ее душа. Сыновья: Роман - лейтенант пограничных войск Иван - артиллерист, Савка - черноморец, Григорий - «мастер урожая», Трофим - земледелец, счастливый отец пятерых детей. А еще «дочь Олеся - всему роду утешение. Тихая, без единой тучки на главе, майстериця цветов, волшебных вышивок и песен». И пасечник дед Дємид, бывший черноморец, с «божественной белой бороцою», которому «хочется ехать в чистое поле лета догонять».

Дружную, работящую семью рассеяла война. В первые же дни она унесла жизни смелого, но безрассудного Савки, ранила мате}), бросила в водоворот сражений сыновей. Отца Лаврина Запорожца ждало хуже смерти - обвинения в предательстве, потому что он по просьбе общины стал старостой. Заставлял людей пахать землю, увлекая ярмо вместо лошадей - чтобы злее были, не покорялись врагу и шли в партизаны. Составил список лучших сельских парней и девушек для отправки в Германию, добавив при этом знак партизанам, которые могли освободить молодежь. Крестьяне выращивали хлеб, скот, но все это где-то исчезало. Лаврин хоть таким образом выполнял священный долг борьбы с фашистскими пришлыми. Но нашелся предатель - и вот уже Запорожец за колючей проволокой концлагеря. Сила любви к жизни и ненависти к врагам помогла ему вместе с товарищами освободиться. Но что же дальше? А дальше - страшное. И в своих, в партизан, которые знали только внешнюю сторону дела, что этот человек - староста, он - предатель. Свидетелей нет - вся Тополевка сгорела. За все свои страдания, за свой патриотизм и добрые дела Лаврина ждет лишь позорная смерть предателя. Такая неприкрытая правда жизни. Только случай спасает эту мужественную человека от смерти - приезжает из-за Днепра его сын Роман, командир партизанского отряда.

Не обошла и дочери Олеси горя час, поносила по .німецьких плену. И пусть никто не спрашивает, какой ценой она добралась домой. «Она была уже не красивая, не молодая, не брюнетка. У нее были седые волосы и грязные, измученные руки, со всеми следами холода, голода, леса, буераков, земляных ям и нужды». ее спасла «мудрая бессмертная воля к жизни рода, то большое и глубокое, что составляет в народе его вечность».

Заканчивается киноповесть так, как и начинается - счастливой встречей хоть и поріділого, но богатого на красивых и сильных людей рода Запорожцев. Снова раздается любимая мамина песня, хоть и без нее (мать погибла вместе со своим селом). Теперь уже Олеси, как хранительниці рода, приходится провожать на войну свой род: «А рано утром Олеся вновь провожала на войну весь свой род, чтобы никогда не подумали злые люди, что не был он щедрым на кровь и огонь, посланные ему позорной историей Европы».

Итак, род остался жить, и это глубокий довженковский символ бессмертия украинского народа.

О .жіночі образы произведения очень проникновенное написал известный литературовед Б. Степанишин.

Все лучшее, что есть в украинском этносе, Довженко воплотил в величественных, прекрасных образах женщин. Заметим: все они трагические и все иллюстрируют и конкретизируют общий образ Украины. Это ей берегиня рода-.татьяна Запорожчиха, и ее дочь Олеся, Кристина Хуторная, Мотря Левчиха и другие.

Все женщины изображены автором с большой симпатией, и Олеся самая близкая его сердцу: видимо, это его идеал украинской девушки. Красивая и нарядная, неусыпное в работе и скромная, целомудренная и певучая. Олеся «пела так громко и таис прекрасно, как ни снилось,ни одной припудреній артистке». Вообще была она тонкой, одаренной натурой, тактичной, доброй, работящей и безупречно воспитанным честным родом». Большая патриотка своей нации, Олеся глубоко переживает всенародную беду - оккупацию. Поражена -. нападением фашистов, прижав руки к груди, она чисто по-женски восклицает: «Ой Боже мой! Что же будет с нами?» С «нами» - это с родом, рідним.селом, всей Украиной. Представляется, что этот крик боли устами Олеси вырвался из груди всего украинского народа.

Есть в повести необыкновенно смелая сцена, не присущая украинской литературной и моральной традиции, когда Олеся, не желая быть поґвалтованою кем-то из оккупантов, сознательно предлагает себя первому из наших воинов, отступают (им оказался Василий Кравчина). Надо быть большим мастером художественного слова и еще и незаурядным психологом, чтобы не сбиться в этой сцене на голую эротику или фальшивую сентиментальность. Описание ночи-встречи Олеси и Василия занимает более четырех страниц, и это не лучшие, найпоетичніші страницы повести. Первая ночь девственниц девушки и парня, в которую они перед Богом и собой стали мужчиной и женщиной, описанная в народном, песенном духе.

...Много признаний в любви и в верности брака дала нам классическая и современная украинская литература, но такое мы услышали впервые.

Не случайно имя главной героини. Необыкновенно сильные украинские женские характеры под таким же именем Олеся были в П. Кулиша, Б. Гринченко, А. Чайковского и других прозаиков и поэтов.

Все женские образы повести трагедийные, а образ Христе Хуторної среди них - трагический, потому что ее публично в партизанском отряде судим за искренность и правду, за доброе слово про своего мужа, итальянского офицера.

...Когда Кристю вели на. ужасное незаконное судилище, «она еле шла. Все ее молодое тело утратило свою силу и будто растаяло. Она словно падала с большой высоты на землю в страшной сознания, что парашют за спиной не растворился и уже теперь ей ни остановиться, ни крикнуть, ни позвать. Земля неумолимо тянула его к себе».

Откровенность Кристины сбивала прокурора с толку. На вопрос: «Где твоя национальная гордость, где твое человеческое достоинство? Где твоя девичья честь?» - ...Кристина с достоинством говорит: - Я знаю, что не выйти мне отсюда живой... Так скажите мне хоть перед смертью, почему же этого нет у меня? А где же оно, люди добрые? Род же наш честный... Какая я шлюха? Мученица я. Слезами провожала вас, слезами и встречаю. Почему я выросла не гордая, не достойна и не достойна? Почему в нашем районе вы мерили наши добродетели на трудодень и на центнеры свекольные? Националистка я? Какая там?

Я не признала вас за своего судью: я помню вас. Вы прошмыгнули через наше село. Я наливала вам воду в радиатор, а вы ругались так громко и противно. Я плакала тогда и, плача, спросила вас, будут фашисты в нашем селе: может, я сбежала? Помните, что вы мне сказали? Вы назвали мой вопрос провокационным. Вот я и осталась под немцем, шлюха и стерва. Вот вы чистые, а я нет. Вот вы презираєте меня, угрожаете смертью. А я хочу умереть, хочу! Чем вы можете наказать меня?»

Так с подсудимой Христя стала обвинителем своего судьи и силой народной правды приговорила его к вечному позору как человека Несправедливое, грубое и глубоко безнравственную, как прокурора оккупационного режима.

Олеся и Христя - два основные компоненты образа Украины: первая - ее поэтическая душа, а вторая - ее трагическая судьба.

Выразительность и эмоциональность образов девушек усиливает материнское слово-плач.

«Доченька моя,до последнего своего вздоха буду я молиться вечерними зорями и ранішніми, чтобы обошло тебя горе злое и лихая надругательство. Чтобы тебе хватило силенок в неволе, чтобы не покинула тебя надежда, голубушка моя...» - тосковали - Татьяна Запорожчиха, прижимая к себе дочь в последний раз перед отъездом на принудительные работы в Германию.

Читая это волнительно материнское напутствие, что так трогает сердце, мы вчуваємо с седой, тысячелетней давности древние наши украинские плачи: от плача Ярославны до современных «плачей» Оксаны Лятуринской и Тодося Осьмачки.