Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Поэзия воинов УПА

СОДЕРЖАНИЕ

Поражение в освободительной борьбе 1917-1920 гг. и потеря украинского государства обусловили новые формы борьбы за национальную и государственную самостоятельность. Так возникла Организация Украинских Националистов (ОУН), которая на протяжении 20 - 30-х годов в основном действовала на западноукраинских землях. С первых дней своего существования она повела идеологическую и политическую борьбу против оккупации Украины, готовя почву к новым битвам.

С началом Второй мировой войны ОУН под руководством Степана Бандеры пошла в открытый поединок с немецкими захватчиками. Значимым ее историческим актом было восстановление в Львове С июня 1941 г. самостоятельного Украинского государства и образования Украинского Государственного правления (УДП). ОУН организовала огромную работу по созданию УПА - Украинской Повстанческой Армии как вооруженной силы народа, которая вела борьбу на два фронта - против захвата гитлеровской Германии и большевистско-московского произвола.

По окончании войны и победе в ней Москва бросила крупные карательные енкавеесівсько-коммунистические отряды и организовала отряды украинских янычар, которым оказывала, может, самые жестокие братоубийственные расправы.

Провод ОУН и УПА на украинских землях вынужден был частям УПА из Закерзонья дать команду пробиться на Запад и убедить его в ведении освободительной борьбы Украины. Во второй половине 1947 г. некоторым подразделениям УПА удалось прорвать осаду советско-чешских войск и пробраться на оккупированную американской армией территорию Германии.

Эта драматическая эпопея с разнообразием в ней трагических сюжетов, с героикой поведения и рыцарских поступков, с одержимостью духа, с вынужденной жертвенности и самоофірою, с красотой смерти за Украину оживает сегодня из самодельных, рукописных сборников (цикльостилів) поэтов, которые долго оставались неизвестными.

их авторы погибали на поле сражений, подрывались гранатами в «краивку», чтобы не сдаться в руки живыми, их расстреливали и немцы, и «братья-освободители» на глазах матерей и любимых, им придумывали самые страшные пытки районные, областные и столичные «оперуполномоченные», на них возводили самые грубые наветы, а стихов - языка их гнева, языка любви, языка надежды - все же одолеть никто не смог. Они приходят к нам сквозь время.

Поэзия сопротивления и национально-освободительной идеи, поэзия непокоренного духа, то есть поэзия упавские, своими корнями вырастает и с довоенного времени. «Еще перед второй мировой войной,- читаем в предисловии к антологии «Слово и оружие», посвященной УПА,- начал формироваться тип украинского писателя, поэта, как деятеля, что, возрождая в себе шевченковский дух и традиции, сознательно направлял свое творчество, а нередко и сам с оружием в руках боролся за нее» '.

В ряду тех, «кто сознательно направлял свое творчество», можно назвать Тодося Осьмачку, Григория Чупринки, Юрия Клена, Евгения Плужника, поэтов так называемой «квадриги» - львовских «вісниківців», Юрия Липу, Леонида Мосендза, Елену Телигу, Евгения Маланюка, Олега Ольжича, а также и тех, которые в основном печатались вне «Вестником» - Вадима Лесича, Ярослава Курдидика, Романа Завадовича, Богдана Кравцива, Владимира Янива. И все же упавские поэзия наиболее созвучна с поэзией стрелковым, и она, бесспорно, вырастает отсюда - с героика освободительной подвигов сечевиков и творческого опыта поэтов-воинов.

Один из самых активных организаторов и создателей литературного процесса в Галичине и эмиграции Юрий Липа был врачом УПА. Все его творчество - поэзия, проза, публицистика (сборник стихов «Строгость», исторический роман «Казаки в Московии», эссе «Бой за украинскую литературу», книга публицистики «Назначение Украины» - проникнута духом непокорности імперіальній России, нерушимости веры в свободу, в освобождении народа от чуждых оков. Собственно, этом Юрий Липа и посвятил свою жизнь. Краевое подпольное издание «Идея и чин» (1945. ч. 9), в короткой заметке «Упали на поле славы» сообщило: «Др. Юрий Липа, выдающийся публицист и писатель, врач УПА, погиб геройской смертью в бою с большевиками».

В рядах УПА боролись много писателей. Большинство их них, погибнув, остались безымянными. И все же" их произведения, пусть хоть и далеко не все, возвращаются как документы времени. Они распространялись как листовки, печатались в подпольных альманахах и газетах, передавались «тайной» почтой на восток Украины.

В 1947 г. журнал «Наша библиотека» (Ч. 1)вышедший в Западной Германии, напечатал фотокопию таких стихов под названием «Из стихов повстанческой борьбы». Конечно, не надо быть придирчивым по их художественной ценности, хотя и во многих случаях не приходится в ней сомневаться. Иногда эти произведения и эстетически вартісніші от тех, что многим поколениям в школьных хрестоматиях предлагались за художественные документы освободительного похода советской армии, скажем, такие, как «Советские автоматчики», «Как Сталин нас звал к бою!» или «Мы - Сталина солдаты» и другие.

Стихи неизвестных авторов названной подборки часто фиксируют конкретные места боев, реальных людей, передают напряженную атмосферу времени, революционную окрыленность воинов УПА и общенародное настроение.

В жанрово-стилевом аспекте - это стихи-протесты, призывы, песни-марши, стихи-колядки, стихи-поздравления, гимны, поэмы, баллады и т.д. Они, представляя собой индивидуальную творческую стоимость, авторскую самостоятельность, в то же время очень близко стоят к фольклору.

Среди поэтов-упа наиболее известным стал Марко Боеслав. Он родился на Западной Украине, есть свидетельства, что на Станиславщине. К сожалению, более полных биографических данных пока не имеем. Боеслав был членом ОУН с 1930 p., а воином УПА стал в 1942 году. Чаще всего печатал свои произведения в журнале «Черный лес», одиннадцать номеров которого выдало в 1947-1950-х годах Станиславская (Ивано-Франковское) подполья.

В этом же промежутке времени, то есть во второй половине сороковых годов, Марко Боеслав написал и пустил в мир (печатным и недрукарським способом) пять поэтических сборников: «Непокорные слова», «В храбрую путь», «Отчизна зовет», «Протест», «Из дней борьбы», «Пусть слава луна», которые затем, в 1951 p., вышли за рубежом отдельной книгой под названием «Непокорные слова».

Он также известен как драматург и прозаик. Его драма «Сталь без ржавчины» имела два издания. Рассказы, новеллы, публицистические произведения печатались в подпольных газетах и журналах («Путь победы», «Леший», «На страже», «Черный лес», «За Украину!»).

Неоспоримый талант Боєслава, без сомнения, полностью не раскрылся. Условия, в которых он писал, справедливее назвать творческим подвигом, а не условиями. Поэтому можно объяснить тем невідшліфованість его фразы, иногда и версифікаційну несовершенство или какие-то другие недостатки.

И в лучших своих вещах Марко Боеслав - поэт, который понимает вес слова. Оно тогда определенно гневное, направленное против чуждых орд, что калечат родную землю, против палачей народа; оно и необыкновенно нежное, потому что душа озивалась любовью к матери-Украины.

По драматизму настроений, открытостью голоса, «задоку-ментованістю» времени с поэзией Марка Боєслава перекликается поэзия Петра Гетманца. Он также имел псевдонимы Волош Полтавец, Волош-Василенко. Настоящая фамилия поэта Петр Василенко. Гетманец родился в 1921 году на Полтавщине в Ялтинском районе. Был редактором ряда подпольных изданий ОУН и УПА, соредактором (вместе с К. Вірлиневим) большого сборника документов «Под боевыми знаменами УПА. В борьбе за свободу» (репортажи, воспоминания,

отчеты).

Петр Гетманец - автор сборника стихов «Мои повстанческие марше», которую можно считать одним из достижений украинской поэзии 40-х годов. Его стихотворение мускулистый, призывный, с доброй душой, с любовью к миру, к жизни, с исповедью высокого патриотического потребности служить Украине, а если придется, то и за нее умереть. Наконец, так и произошло. 22 июня 1946 г. в битве с польско-большевистским войском на Закерзонье он пал как герой УПА, оставив потомкам свое откровение:

На розпуттях шатких неповторимых дорог,

Под грозой шаліючим небом,

Я святую любовь в сердце своем сохранил,

Украина-Отчизна, тебе.

Всем очаровании своих приднепровских степей,

буйным гуком казацкой Сечи

Ты живешь, как бессмертие, в моей крови,

Как порыв сил пылких, таинственных.

Всем ужасом Полтавы, Базара и Крут

Страшным рабством и кровью Петлюры

Ты меня обратила в месницький бунт,

В светлый рокот крылатой бури.

Герои Петра Гетманца, благословенные Украиной, шли на смерть, веря в ее завтрашнее праздник, зная, что она «оповиється торжествами» своей победы и поздравит «вишневым улыбкой» своих детей.

Биография Марта Гай, автора сборника стихов «До зари», где воспет бои УПА в Словакии и Польше, пока что остается неизвестной. Зато биографическими есть ее стихи:

Потомились - ночь на марше.

На постое до зари,

В серебряные росы клались спать,

Прислонились брат к брату.

А над нами ветви сосен

Тихо стали шелестеть:

«О, этот с краю, молодой,

Словно сокол шел в бой!»

Упавские поэзия авторов упомянутых и не упомянутых, таких, как Павел Евтушенко (автор сборника «Ультрамарин и бронза»), Иван Хмель (автор сборников «Полесье Гомон» и «Иду с тобой»), Степан Хрен, автор стихов, вошедших в его дневника «Зимой в бункере», как Дмитрий Грицко (Цяпка) - автор сборника «Вчера - сегодня - завтра» и других - это страница истории нашей литературы и, конечно же, истории революционно-освободительной.

Произведения Богдана Боры, Николая Вереса, Алексея Веретенченка, Ивана Багряного, Владимира, Аллы Коссовської, Андрея Легота, Ольги Лубської, Леонида Полтавы, Яра Славутича, Ларисы Мурович, Игоря Калиненка, Киевлянки Оксаны и еще многих-многих - составляют своеобразную страницу в истории духовного сопротивления тотальной нивелирования национальной культуры.