Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Образование, наука Т.г.шевченко и культурное самоутворення нации



1. Жизнь Тараса Шевченко. Гениальный украинский поэт, национальная гордость народа Тарас Григорьевич Шевченко увидел свет солнца нуждающейся в хижине крепостного в селе Моринцы Звенигородского уезда на Киевщине 9 марта (25 лютня ст. ст.) 1814 г. Его отец Григорий был родом из Кирилловки и за женщиной Екатериной, из рода Бойко, получил хату в Моринцах. И Моринцы и Кирилловка были собственностью господина Энгельгардта, и Шевченко были у него крепостными. Тарас был третьим ребенком в семье. Старше него были Никита и Екатерина, младшие - Ярина, Иосиф и Мария. Первые воспоминания детских лет вяжутся у Тараса с Кирилловкой, куда перенесся его отец, когда мальчику было два года. Счастливые неунывающие минуты под глазом доброй матери недолго длились. На девятом году жизни отец отдал Тараса в науку к дьяку Губского, что тяжело издевался над парнем. Когда поэту шел десятый год, его мать умерла. Тяжкий труд, нищета крепостного жизнь еще молодой положили ее в могилу. Трудно было отцу Тараса самому справиться с детворой, он женился снова, и в дом вошла мачеха со своими детьми. Наступили горькие минуты. Мачеха невзлюбила Тараса и часто его побивала. Вскоре за матерью ушел в могилу и отец (1825 г.). Умирая, сказал памятные слова, что Тарасу наследства не оставляет, потому что он не будет «огромной человеком». После смерти отца мачеха не давала Тарасу сидеть без дела. От ранней весны до поздней осени пас он стадо, а зимой ходил в науку к дьяку-пьяницы Богорского, что также издевался над своими учениками. У того дьяка Тарас изучал грамматику, Часослов, Псалтырь. Часто от его побоев прятался в саду, где рисовал, ибо с детства имел к этому способности и желание. В конце опротивели ему наука Богорского и его побои, поэтому отплатил ему, когда тот был пьян, такими же побоями за все издевательства и босиком пустился в мир искать людей, «чтобы хорошее научили». Сначала зашел в Лисянку, где проживал один диакон-маляр. Но этот вместо учить парня велел ему ведрами носить воду. Из Лысянки отправился Тарас в Тарасовку и нашел там маляра, который, взглянув на левую руку поэта, сказал, что у него нет таланта «ни к шевство, ни к бондарства». Тогда вернулся в родное село, где был общественным пастухом, а затем нанялся к священнику Конищі на службу. Через некоторое время бросил службу и ушел в село Хлишивку, что славилось малярами. Маляр нашел у Шевченко талант к рисованию, но добивался, чтобы Тарас принес от своего господина разрешение, ему, крепостному, можно учиться. Шевченко ушел ' по разрешение до села Ольшаны, где проживал главный управитель имения Энгельгардта Дмитренко. Дмитренко пришелся по нраву моторный парень, и он взял его к кухонной услуги/. Из кухни пан Энгельгардт забрал его к покоям казачком. Тарас имел обязанность сидеть в прихожей и ждать, пока не позовет его господин и не велит подать люльку. Тяжелые дни скуки осолоджував он себе тогда украинскими песнями и рисованием. И хотя за последнее Тарасу приходилось часто терпеть, он не бросал своего любимого занятия и во времени путешествий Энгельгардта в вильно и Варшавы много рисовал. Энгельгардт заметил у Тараса настоящий талант художника и во времени своего быта в Варшаве отдал его в науку знаменитому портретисту Лампе. Думал, что сам когда-нибудь будет иметь пользу, когда его крепостной станет выдающимся художником. Когда по причине польского восстания 1831 г. переносицу Энгельгардт из Варшавы в Петербург, он забрал с собой Шевченко и отдал его в науку к комнатного маляра Ширяева, что посылал Тараса рисовать кровли, заборы, вывески. В Ширяева был Шевченко четыре года. Наконец судьба ему улыбнулась, когда однажды рисовал в Летнем саду фигуры богов, украшавших сад, потому что познакомился с земляком - художником Иваном Сошенко. Этот свел его с поэтом Евгением Гребенкой. Оба занялись талантливым земляком, познакомили его с секретарем Академии художеств Василием Григорьевичем, с художником Венециановым, со знаменитым художником Кар-лом Брюлловым и с великим русским поэтом и учителем царских детей Василием Жуковским. Все они заинтересовались крепостным. Брюллов нарисовал портрет Жуковского. Портрет пустили на лотерею, при чем большую часть лотов закупила царская семья с внимания на личность поэта Жуковского. За приобретенные деньги (2500 рублей) было закуплено Шевченко волю 22 апреля 1838 г.

Про свою печальную молодость вспоминает Шевченко не раз в своих произведениях. В «Гайдамаках» говорит, что темной ночью «малыми ногами ходил и плакал и искал людей, чтобы добру научили». О своем бездольне сиротство вспоминает в «Тризне» и в поэзии «Козачковскому». Доброту сестры Екатерины воспевает в «Судьбе». Много автобиографических вестей содержат также его повести, писал на русском языке, а именно «Княгиня», в которой повествует о своем путешествии в «железных столбов», что в его представлении должны были подпирать небо, и в повести «Артист» (первую редакцию этой повести собрал Шевченко на желание Жуковского, котов выяснить его художественные способности).

По искуплению из крепостничества бросился Шевченко в водоворот жизни и труда. Учился живописи под руководством Брюллова в Академии художеств, дополнял пробелы своего образования и писал поезії. в 1840 г. появился мерами помещика Петра Мартоса первый его «Кобзарь», где содержались поэзии «Дети мои», «Перебендя», «Катерина», «Тополь», «На что мне черные брови», «К Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь», «Кобзарь» стрінувся с неблагосклонной оценке русских критиков (в том числе Белинского), которые желали, чтобы Шевченко писал по-русски. Зато в Украине «Кобзарь» вызвал восхищение. Годом после появления первого «Кобзаря» вышли «Гайдамаки». Когда поэт в 1843 и 1845 гг. посетил Украину (второй раз как член археографической комиссии в Киеве, с которой поручение ладить рисунки в альбом «Живописная Украйна»), везде его приветствовали земляки как национального пророка. Но поэту тогда было грустно. Грустно ему было смотреть, как гуляло господа, мука была смотреть, как родня его и весь народ дальше томились в ярме крепостного права, в беспросветной темноте. И поэт ударил тогда, словно громом, своим словом на тех, «что правдой торгуют», «людей запрягают в тяжелые ига», «продают или у карги проигрывают» простых людей и «дерут шкуру» с меньшего брата. Крепостничество ненавидел поэт из всей души, потому целым сердцем увлекся идеями Кирилло-Мефодиевского братства, давая им горячий выражение в тогдашних своих стихах. Судьба кирилло-мефодіївських братчиков не миновала и Шевченко. Был заключен именно в пору, когда с Кулешом и его женой, Александрой Белозерской, ладился выехать в Италию для распространения студий. Произошло это 5 апреля 1847 г .

«За составление революционных и в высокой степени смелых стихов» («Сон» и «Кавказ») И «за вызывающее оскорбление царской семьи» (в «Сне») замкнуто Шевченко сначала в Петропавловской крепости, а затем, по совету графа Орлова, который был шефом жандармерии, сослан простым солдатом в Оренбург. Из Оренбурга отставлено в Орскую над Уралом. На решениях царь Николай и собственной рукой дописал: «под строжайший уход с запрещением писать и рисовать». В далеких азиатских неприветливых пустынях Шевченко телом и душой мучился десять лет. В 1848 г., уделенное счастливому стечению обстоятельств к экспедиции капитана Еутакова, что имел поручение исследовать берега Аральского моря, нашел поэт некоторое облегчение и свободно мог предаваться живопись и писать стихи. Но за льготу, что ее дали Шевченко, ждала его непосредственных начальников острая выговор. Шевченко упекли в Новопетрівський форт на берегах Каспийского моря. Среди тяжких фортових работ и еще более тяжких моральных страданий на полном духовном одиночестве прожил поэт вплоть до 1857 г. Добрые люди (комендант форта майор Ираклий Усков) прилагали порой усилий, чтобы тяжелую судьбу поэта облегчить, только же не в силах были они уменьшить поэта тоски за Украиной, не могли влить в сердце поэта надежды на лучшее будущее. В 1857 г. царь Александр II, вступивший на престол после смерти Николая i (1855 г.), на просьбу Его приятелей (княжны Варвары Репніної, Михаила Лазаревского, гр. Толстого) вернул Шевченко волю.

Из ссылки вернулся поэт старцем, обессиленным на теле, уставшим на душе. На весну 1858 г. через Нижние и Новгород, Москву приехал в Петербург. Поэта приветствовали везде не только как первого певца Украины, но как борца за свободу. В последние годы жизни поэт лелеял в душе мечты о женитьбе, приобретение земли над Днепром и о выкупе родные из крепостничества. Только последнюю мечту перевел в жизни, - две первые не исполнились. Умер преждевременно в Петербурге 26 февраля 1861 г. Похоронен поэт над Днепром, недалеко от Канева, на горе, что зовется Тарасовой, - так, как этого желал себе в "Завещании":

Как умру, то поховайте

Меня на могиле,

Среди степи широкой

На Украине милой:

Чтобы поля широкополые,

И Днепр, и кручи

Было видно, - было слышно,

Как ревет ревучий.

 

2. Исторические поэмы. Хоть Шевченко в «Запении» оправдывается, что ему «не хотелось в снегу, в лесу казацкую общину с булавами, с бунчуками собирать на совет..,», все-таки прошлое Украины его до такой степени захватывала, что уже в самых ранних его произведениях находим ее идеализацию. Опираясь на различные литературные произведения и на такие исторические источники, как «История Русов», труды Дмитрия Бантыш-Каменского, Николая Маркевича, сквозь розовое стекло романтического увлечения смотрел поэт в найранішій поре своего поэтического творчества на времена буйного казацкой жизни, смелых военных походов, тосковал по величавыми фигурами украинских гетманов. Большая тоска поэта по светлой, пышной былью нашла выражение в поэме «К Основьяненко», в которой Шевченко сравнил современную жизнь с бывшим. Украина, ободранная сиротой плачет за своими детьми. Грустно скулит чайка над буйными степями, которые покрылись высокими могилами - свидетелями былой славы. Впоследствии, когда поэт на основе глубоких исторических исследований взглянул на прошлое Украины, он увидел там не только светлые моменты, но и темные страницы. Тогда выразил не одно горькое слово правды украинским гетманам и часто упрекал Хмельницком за то, что отдал Украину москалям («Суботов», «Разрытая могила», «Большой погреб»). Выражению горячего увлечения поэта прошлым является в первую очередь поэме «Иван Подкова», «Гамалия», «Тарасова ночь». Воля, господства, пиршество, борьба с Ордой, с турками, с Польшей, отчаянные походы на прибрежные турецкие города, чтобы освободить невольников, атаманы, сотники, атаманы, равенство, братство - вот содержание его первых исторических песен. Буйное воображение поэта воспроизводила эту прошлое в ясных разноцветных образах.

В поэме «Иван Подкова» с тоской вспоминает Шевченко о тех временах, когда в Украине «ревели пушки», когда запорожцы «умели властвовать». Но с древней славы остались только могилы, что с ветром ведут разговор о былых временах. Поэт передвигает ряд образов, иллюстрирующих запорожское рыцарство, рыцарскую отвагу и храбрость запорожцев. Не пугаются они разбушевавшегося моря, покрывают чайками днепровский лиман и среди пения пускаются в море, чтобы ударить на Царьград.

Живые образы казацкой смелости, бодрости, свободного, сильного, неунывающего жизни, согласны с исторической правдой, дал Шевченко также в поэме «Гамалия» (1843 г.). Начинается поэма плачем невольников в тюрьме, который напоминает невольничьи думы. Рабы просят у ветра, чтобы осушил их слезы, развеял тоску, просят у моря, чтобы принесло на своих волнах казацкие чайки, молят Бога, чтобы позволил им еще услышать казацкую славу. Босфор, что отродясь не слышал еще казацкого плачу, передает его морю, море - Днепровские. Порог Дед будит Хортицу, и моментально покрывается Днепр казацкими чайками. С веселой песней на устах идут казаки освобождать братьев. Впереди казацких чаек идет Гамалия. Не пугается он морской метели и смело нападает на пригороды Царьграда, Скутар, где томятся несчастные невольники и в песнях просят Бога, чтобы не дал им сгинуть в кандалах, потому что стыд казаку умирать в тюрьме. Гамалия разбивает тюрьму и выпускает невольников. Казачество в пень рубит янычар, так что аж ночь тревожится. Не помогает помощь Византии, что «на ножах в крови немеет». Казаки жгут Скутар, забирают добычу и с песней возвращаются на Украину. Хоть сам Гамалия фигурой фантастической, поэма имеет исторический характер, потому что поэт дал верный, живой образ буйного казацкой жизни высокой художественной стоимости. Под тем обзором поэма Шевченко стоит значительно выше от подобной поэмы Залесского «Czajki» или от повести Чайковского «Wyprawa na Carogrod».

Наибольшей исторической поэме Шевченко «Гайдамаки», что появились в 1841 г. Основой поэмы послужили кровавые события гайдамаков 1768 г., о которых поэт наслушался много рассказов от своего деда Ивана. Начинает поэму Шевченко лирическим прологом, по которому останавливается на причинах гайдаматчины. Видит их в чрезмерной самоволья шляхты. Вслед за тем идет повествование, замкнутый в одиннадцати песнях. Героем поэмы является Ярема, называемый Галайдою. Служит он прихлебателем у жида Лейбы, где должно гнуться и выполнять различные упокорюючі работы. Хоть сирота он, но счастлив, потому что утешается любовью Оксаны - титарівни с Ольшаны. В третьей песне («Конфедераты») поэт задерживается на гулянке конфедератов. Впадают они пьяные с криком-пением к Лейбы, бьют его, заставляют танцевать, креститься и велят дать деньги. Чтобы увільнитися от них, Лейба ведет их к богатому тытаря в Ольшану. Там они убивают тытаря, а Оксану включаю. Тем временем гайдамаки святят ножи и в день Маковея начинают под предводительством Гонты и Зализняка «красный пир». Между ними бушует Ярема из мести за Оксану. Находит ее в Лебедине, в монастыре, венчается с ней и снова спешит к Зализняка.

Понурые, грозные картины кровавых, ужасных ужасов (как убийство Гонтой детей) поэт пытался сладить идиллическими сценами тихой любви Яремы и Оксаны:

Так, ходя под рощей,

Ярема поет, Выглядит, а Оксаны

Нет, нет.

Звезды сияют, среди неба

Светит білолиций;

Ива слуха соловья,

Смотрит в колодец;

На калине, над водой,

Так и выливает,

Как будто знает, что девушку Казак выглядит.

До последних лет Гетманщины, до времен разрушения Запорожской Сечи и до времен введении новых московских порядков в Украине принадлежит своим содержанием поэма «Невольник». Повествование начинается с той минуты, когда в Украине «веселые и вольнии гордились села». Проживали тогда в одном хуторе старый казак и двое деток - Степан и Ярина. Одного воскресенья старый козак призвал к себе Степана и открыл ему тайну, что он, Степан, не является его сыном и что Ярина не сестра ему. Когда убили отца Степанова и когда умерла его мать, он взял его к себе. Ничто не препятствует ему вступить в брак с Ириной. Только пока что надо, говорил старый казак, пойти Степану на Сечь, набраться казацкого обычая, познать казацкое жизни. Старый козак дал Степану свое оружие и отправил на Сечь. Плакала Ярина, ведя коня за поводья, а старый отец, идя рядом, учил,

Как в войске пробовать,

Старших уважать,

Общество уважать,

В лагерь не прятаться.

Пять лет не возвращался Степан. Пять лет тосковала Ярина и ждала его. Когда уже задумывала вступить в монахини, услышала вместе со старым отцом, как на улице кобзарь пел думу о сироте Степана, которого турки забрали в плен, а когда хотел бежать к неродного отца и неродной сестры Ярины, глаза ему выжгли железом. Ярина узнала Степана. Поэма кончается венчанием Степана и Ирины.

Отдельное место занимает в поэме рассказ Степана о разрушении Сечи и о новый московский порядок в Украине.

В Орской крепости 1848 г. появилась поэма «Монах». Прекрасно схватил и воспроизвел Шевченко в этой поэме дух древних времен, когда воля «развернулась веселая» и шелками и оксамитами стелила пути. Главное внимание посвятил поэт фигуры Семена Гурко-Палия, описывая минуту его прощание с миром перед вступлением в монастырь - Межигорского Спаса - и его быт (в конце концов, несогласный с исторической действительностью) в том монастыре среди предписанных молитв и воспоминаний, что непобедимой силой захватывают его мысли. Поджигателю вспоминается его быт на Сечи, мерещится фигура гетмана Мазепы, благодаря которому он оказался в Сибири, становится перед глазами всю жизнь:

И в келье, как в Сечи,

Братство славное панаса,

А седой гетман, как сова,

Монаху заглядывает в глаза...

И старец тяжело зарыдал,

Читать писаніє покинул,

Ходил по келье, ходил,

А потом сел и загрустил:

«Для чего я на свет родился?

Свою Украину любил?»

К утрени завил в колокольне

Большой колокол. Монах мой встал,

Надел клобук, взял материцю,

Перекрестился, взял четки...

И молиться за Украину

Святой монах направился.

Молитвой за Украину монашеской жизнью велел Шевченко Поджигателю искупить грех за Полтаву и дал ему возможность очиститься.

 

3. Общественные и политические поэмы Шевченко. Наибольший вес для украинского национального жизни имеют те поэмы Шевченко, в которых он огненным словом ударил на обидчиков народа, - на господ, царей, тиранов, «розпинателив народных». Родились они под воздействием страшного образа народного горя и народной обиды, бросился поэту в глаза, когда он после освобождения из крепостничества посетил Украину. Поэт выступил с громким протестом против социального и национального порабощения. Этот протест, эта смела критика «темного царства» были главной причиной его заключения. Большинство этих стихов 1843 - 1847 гг. сложилась в альбом «Три лета», который отобрали у Шевченко во время его заключения и который пролежал в департаменте полиции в 1906 г., когда передано его черниговскому музею Т. Шевченко. Вошли сюда между другими: «Три лета», «Разрытая могила», «Чигирин», «Сова», «Сон» («У всякого своя доля»), «Платок», «Еретик», «Слепой» («Невольник»), «Большой погреб», «Наймичка», «Кавказ», «Послание», «Холодный яр». Этот альбом является вершиной вдохновенного слова Шевченко как национального украинского поэта. Свои ясные, устійнені взгляды на общественные и политические отношения в Украине он выразил наиболее ярко в том времени прежде всего в поэмах «Сон», «Кавказ», Послание». Поэма «Сон» (1844 г.) - это политическая сатира. Поэт дает описание фантастического путешествия из Киева до Петербурга, которую отбыл во сне. Поэму написал под впечатлением своего быта в Украине, в ходе которого он видел ужасную действительность жизни. Поэт летит в сонных мечтах за совой над землей, прощается с Украиной и видит прекрасный образ рассвета:

...Смотрю - уж светает,

Край неба пылает;

Соловей в темном рощи

Солнце встречает;

Тихонечко ветер веет;

Степи, поля мечтают;

Между оврагами над прудами

Ивы зеленеют;

Сады обильные похилились;

Тополя медленно

Стоят себе, как сторожа,

Разговаривают с полем.

И все то, вся страна,

Повита красою,

Зеленеет, умывается Д

рібною росой; С

поконвіку умывается,

Солнце встречает...

И нет поэтому почина,

И края нет.

Среди таких великолепных пейзажей поэт видит страшные картины горя и насилия: видит, как с калеки снимают излатанную свитину, как вдову распинают за подушное, как ее сына, последнюю надежду, отдают в армию, видит мать, что на барщине пшеницу жнет, а ее ребенок с голоду умирает. Поэт летит дальше над страной, покрытой белым снегом, более борами и болотами и слышит лязг оков под землей. Это каторжане работают в рудниках золота в Сибири, «чтобы глотку залить неситому» (царю). Между ними «в кандалы одет всемирный царь, царь свободы» - идейный борец за правду. Перелетает поэт более Москвой и задерживается в Петербурге. Видит плюгавих оборотней, отвратительные сцены рабства, пресмыкательство, видит царя и царицу и безжалостно их высмеивает, Затем осматривает город и вспоминает себе, сколько казаков погибло при строительстве этой царской столицы. Великим гневом взрывается при виде памятника Петра Великого, который ему поставила Екатерина II.
Вот я возвращаюсь -

Аж конь летит, копытами

Скалу разбивает,

А на коне сидит охляп

В свите - не свите,

И без шапки - каким-то письмом

Голова увита,

Конь басує,- вот-вот реку,

0т-вот перескочит,

А он руку протягивает,

Словно весь мир хочет

Заграбастать. Кто же это такой?

Вот себе и читаю,

Что на скале наковано

«П е р в о м у В т о р а я»

Такое чудо наставила.

Теперь же я знаю -

Это тот П е р в и и, что распинал

Нашу Украину,

А В т о р а я доконала

Вдову-сиротину,

Палачи, палачи, людоеды!

Наелись оба,

Накрались!..

Поэту слышатся голос гетмана Полуботка, которого царь Петр замучил голодом в тюрьме за то, что добивался возвращения древних вольностей, и пение птенцов, что представляют души казаков, которые погибли при высушивании болот под столицу России. Идя до царских палат, встречается с земляками, что «так и режут по-московски», и его сердце становится кровавой раной. В конце еще раз осматривает царя, что после того как все его покидают. С медведя становится малым котенком... и пробуждается. Из целого цикла политических произведений, которые поэт написал по поводу своих путешествий по Украине в 1843 - 1844 гг., «Сон», бесспорно, наиболее политический произведение, потому что в нем поэт изобразил государственно-плавной положение Украины в Российской империи.

Беспощадную критику российского «темного царства» дал Шевченко также в поэме «Кавказ» (1845 г.), где касается борьбы, которую Россия в 1843-1859 гг. вела с черкесами. Эта борьба с свободолюбними жителями Кавказа была долгая, затяжная и стоила много жертв. Поэму посвятил Шевченко Якову де Бальмену - зукраїнщеному французу, который также погиб в той борьбе. Начинается поэма рисунком Кавказских гор, увитых облаком, засеянных горем. Для поэта эти горы является образом человеческого горя и человеческих соревнований к свободе, Ему вспоминается давний миф про Прометея, прикованного к этих гор. Каждый день разрывал ему орел сердце, но оно оживало снова. Так же, думает поэт, никто не в силах сковать человеческую душу и сдавить человеческие соревнования к свободе. Поэт выступает против палачей и верит в торжество правды («встанет воля, встанет правда»). Вся дальнейшая часть поэмы - это едкая критика московского правительства и всей системы правления, наполненная иронией и сарказмом. Поэт ударяет на притворство, лицемерие правительственных кругов и на ту культуру, которая умеет только тюрьмы строить, кандалы ковать и христианскими кличами хочет заслонить разбой, кражи и пролития братской крови.

Социальных отношений в Украине коснулся поэт в поэме «Послание» (1845 г.), где также выразил горькое слово правды своим землякам. Полный наголовок поэмы является такой: «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим в Украине и не на Украине сущим, мое дружнєє посланіє». Основные мысли, которые выдвигает Шевченко в «Посланії»,- это протест против крепостничества, призыв к любви к родному краю и народу и братание всех общественных слоев. Общественность, говорит поэт, есть зла. В жизни народа он видит недомогания. Народу грозит катастрофа, если не свернет с пути, которым идет. Поэтому поэт призывает земляков, чтобы перестали «запрягать людей в тяжелые ига, пахать бедствием и бедой засевать», ибо настанет суд, и тогда реками потечет кровь в синее море. Видя, что развитие образования и культуры не идет должным путем, Шевченко советует питать своеобразную национальную культуру, а не перещеплювати искусственно и бездумно чужие кличи и чужие идеи. В «Посланії» нарушил, следовательно, Шевченко важнейшие вопросы общественной и национальной жизни. Прежде всего надо, по мысли поэта, устранить социальную несправедливость («розком»). Потом надо лелеять и развивать любовь к родному краю и народу («полюбіте искренним сердцем большую руину»), ибо «нет Украины, нет второго Днепра». В конце надо познать свой язык и свою историю, ибо только на своих основаниях можно построить национальную культуру («в своем доме своя правда, и сила, и воля»), и только такое образование ведет к объединению народа. Только когда земляки наполнят все поэту желание, когда «обнимут наименьшего брата», наступят для Украины лучшие времена, «и свет ясный, невечірній тихонько засияет...» Вследствие тех высоких идей и кликов Послание служило путеводной звездой на пути национального возрождения украинского народа.

Своего враждебного отношения к царизма и к методам его правления не изменил поэт, несмотря на десятилетнее ссылки, которое должно быть карой за его революционные мысли и взгляды. В «Неофитах» снова ударил Шевченко всей силой своего поэтического слова по российскому царатові. Поэму написал в 1857 г. в Нижнем Новгороде, где должен был полгода задержаться и ждать дальнейшее разрешение ехать в Петербург. Поэма «Неофиты» является политической аллегорией. Поэт берет тему из римской истории. Повествует о преследовании христиан при Нероне, однако под Нероном понимает всех тиранов, давят всякие проявления свободной мысли. После объяснения генезиса поэмы Шевченко обращается к Божией Матери и просит ее помочь ему описать терпение одной матери:

Благословенная в женах,

Святая, праведная Мать

Святого Сына на земле!

Не дай в неволе пропадать,

Летучие лета напрасно тратит,

Скорбящих радосте! Пошли,

Пошли мне святое слово,

Святой правды голос новый, И

слово разумом святым

И оживи, и просвещения!

И расскажу я людям горе,

Как тая иметь реки-море

Слезы кровавой лила,

Так, как И Ты, и приняла

В живую душу мир незримый

Твоего распятого Сына.

Ты, мать Бога на земле,

Ты слезы матери до края,

До капли вылила.

Рыдаю, Молю, рыдая: пошли,

Подай душе убогой силу,

Чтобы огненно заговорила,

Чтобы слово пламенем взялось,

Чтобы людям сердце растопило

И на Украйне понеслось,

И на Украине святилось

То слово - Божие кадило,

Кадило истины! Аминь.

Далее повествует Шевченко, как молодой римский патриций Алкид гуляет с веселым обществом в роще возле Агшієвого пути. Поступает св. Петр и благословляет веселую оргию. Проповедь апостола трогает Алкида. Он покидает общество, мать и становится знатоком новой религии. Вместе с другими неофитами достается в плен. Его отводят к Сиракузів «в подземные страшные узы». Алкидова мать ищет сына везде. Наконец находит его в Сиракузах, но ее не хотят к сыну пустить. Тем временем в Риме патриции выдумали новый праздник и провозгласили Нерона богом. На праздник приводят с Сиракузів неофитов. Алкидова мать видит сына, который плывет на галере, и слышит, как он поет псалом о прощении врагам. Потом она видит, как мучают в Колизее христиан, видит, как дикий леопард бросается на ее сына, и с отчаяния бьет головой о стену. В позднюю ночь встречает сероглазых скифов, которые вывозят тела мучеников из цирка и бросают в Тибр на съедение рыбам для императорского стола. И тогда вместо проклятия несется с ее наболевших груди первая молитва ко Христу.

...И спас

Тебя единственный сын Марии,

И ты слова его живые

В живую душу приняла,

И на торжища, и в чертоги

Живого истинного Бога

Ты слово правды понесла.

Ведущей в «Неофитах» есть мнение, что хоть человек погибает за идею, сама идея получает победу. Через жертву молодого поколения она становится близкой старшему поколению. Кроме того, проводит Шевченко в «Неофитах» также идею прощения врагам. Идеал любви матери (подобно поэмы «Мария») есть такой высокий, что равного ему не находит Франко во всей мировой литературе.