Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН КОЧЕРГА
КОРОТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. КОЧЕРГИ



6 октября 1881. В г. Носовке на Черниговщине в семье железнодорожного служащего родился Иван Антонович Кочерга.

1890-1899 Живет в г. Чернигове, где успешно заканчивает местную гимназию.

1899-1903 Учится в Киевском университете на юридическом факультете.

1904 Работает на должности ревизора в Черниговской контрольной палате. В газете «Черниговские губернские ведомос-ти» появляются его первые театральные рецензии.

1910 Начинает литературную деятельность. Пишет на русском языке драматическое произведение «Песня в бокале».

1914 Переезжает в Житомир, работает в рабоче-крестьянской инспекции. Продолжает драматургическую деятельность.

1925 Пишет первую пьесу на украинском языке «Фея горького миндаля».

1927 Создает историческую драму «Алмазный жернов».

1928 Пишет комедию-феерию «Марко в аду» - первое произведение на современную тематику. Начинает сотрудничать в житомирской газете «Рабочий».

1930 Создает драматическую поэму «Свіччине весілля».

1933-1938 Пишет философскую комедию «Мастера времени», за которую на Всесоюзном конкурсе получает третью премию. Переезжает в Киев. Принимает активное участие в общественной жизни, в деятельности Союза писателей Украины, работает с творческой молодежью. Пишет пьесы «Пойдешь - не вернешься», «Имя», «Выбор», пьесу для детей «Черный вальс».

1939 года За выдающиеся заслуги в развитии украинской литературы награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1940 Пишет комедию «Экзамен по анатомии», отмеченную на Всесоюзном конкурсе.

1941 -1944 Находится в эвакуации в Уфе. Работает в редакции журнала «Театр», а также в редакции газеты «Литература и искусство».

1944 Возвращается в освобожденный Киев. Пишет драматическую поэму «Ярослав Мудрый».

1946 Премьера «Ярослава Мудрого» в Харьковском государственном драматическом театре им. Т. Г. Шевченко. Постановка удостоена Государственной премии СССР.

1948 Награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. Создал последнюю свою пьесу «Пророк».

1950 Присвоено И. А. Кочерге почетное звание заслуженного деятеля искусств Украины.

1952 29 декабря Иван Антонович Кочерга умер. Похоронен на Байковом кладбище в г. Киеве.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЬЕСЫ «ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ» И ИСТОРИЯ ее НАПИСАНИЯ

Пьесу И. А. Кочерги «Ярослав Мудрый» называют вершиной его творчества. В основу ЕЕ написания драматург использовал исторические события XI в. Именно в это время князем Киевской Руси был Ярослав Владимирович, которого в народе прозвали Мудрым. Из многолетнего княжение Ярослава И. Кочерга взял лишь небольшой период с 1030 по 1036 год. Это было время, когда князь после длительных войн с удельными князьями и внешними врагами Руси прочно закрепил за собой великий киевский престол и приступил к осуществлению давно поставленной цели - высоко поднять культуру русской земли.

Ярослав - интересная и очень противоречивая фигура: жестокий воин и мудрый книголюб; создатель первого свода русских законов - «Русская правда» - и князь, который наказывал в усобній борьбе даже ближайших родственников, известный политик и вдохновенный строитель.

Пьеса написана в 1944 году. Поднятые в ней проблемы сыновней любви к родной земле, готовность победить любых врагов родины были очень актуальны для периода Великой Отечественной войны. Мужество наших далеких предков, их боевая доблесть были примером для воинов, которым тоже близки слова Ярослава:

Под Киевом большим златоглавым Пусть зазвенит прадідна наша слава! Пусть загремят червленії щиты! То не дадим же гнезда своего в обиду, Вперед, на бой за землю нашу родную, За Киев наш, государственный и святой!

«Ярослав Мудрый» в своих глубинных основах рожденный эпохой Великой Отечественной войны, тем обостренным чувством величия национальных исторических традиций, которое присуще мышлению и литературе тех времен»,- отмечает литературный критик Наталья Кузякина.

«Когда я думаю о «Ярослава Мудрого», я вспоминаю самые высокие образцы поэтической драматургии - Пушкина, Шекспира, Алексея Толстого, Шиллера, Леси Украинки... Пьеса Кочерги - проекция прошлого в настоящее, а только такие произведения на исторические темы живые и животворные»,- отмечал Максим Рыльский,

Окончательный вариант пьесы написан в 1946 году. И. А. Кочерга выделил в пьесе пять действий, каждая из которых имеет свое название и соответствует определенному времени:

Действие И - «Сокол» (1030 г.)

Действие II - «Закон и благодать» (1030 г.)

Действие III - «Апрельский снег» (1032 г.)

Действие IV - «Каменщик и князь» (1032 г.) Действие V - Первая отмена «Гусли и меч»

Вторая отмена «золотые ворота» (1036 г.)

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЬЕСЫ «ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ»

По жанру «Ярослав Мудрый» - это историческая драматическая поэма. В предисловии к произведению драматург указал, что взял за основу произведения жизнь и деятельность Ярослава с 1030 по 1036 год, кроме одной неточности: на 1032 год автор отнес брак Ярославової дочери Елизаветы с Гаральдом норвежским, хотя на самом деле это событие произошло значительно позже, в 1044 году. Драматург мотивирует это тем, чтобы не растягивать времени в драме. Имеют место и некоторые нарушения обстоятельств битвы с печенегами под Киевом в 1036 году. По данным летописей Ярослав был в Новгороде и уже потом принял бой с печенегами. А в драме Ярослав узнает о движение печенегов на Киев, находясь именно в этом городе. Но ведь это и есть художественное произведение, в котором имеют право на существование и историческая достоверность и художественный вымысел.

Какая тема сочинения? Это показ сыновней преданности родине, пламенной любви к родной земле князя Киевской Руси Ярослава Мудрого и широкого круга простых людей, которые в жестоких боях с разными нападающими всегда отстаивали свободу и независимость своей родины.

В предисловии к пьесе И. А. Кочерга определяет идею поэмы: «В целом же идею поэмы можно определить как нелегкая и порой мучительное искание правды и мудрости жизни вместе с народом на пользу отечества, искания, в котором Ярославу помогают не только друзья, но и те, кто, как Никита, восставали против него со своей личной правдой, или те, кто, как Журейко, были обиженные князем, но спасли его в беде, ибо всех их объединяла и примиряла любовь к отчизне, к Киева, притягивает привлекательная личность Ярослава».

В своей поэме И. А. Кочерга преподносит проблему мира как высшей человеческой ценности, залог процветания государства и народа. Он высоко оценивает сыновнюю любовь к родной земле и князя, готовность к защите своей земли от врага. Эти вопросы являются актуальными и для нашего времени, ибо судьба народа и судьба государства неразделимы. Своей пьесой И. Кочерга категорически отрицает и антинаучную теорию о нормандское происхождение Киевской Руси.

«Своей поэме Иван Кочерга учит нас любить свою историю, свое славное прошлое, и в этом большое патриотическое значение его произведения»,- подчеркивал Александр Корнейчук.

 
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

В пьесе «Ярослав Мудрый» нет единой стержневой сюжетной линии - все линии произведения пересекаются в образе князя, все важнейшие события касаются именно его. Главные из них: отношения Ярослава и Никиты, Ярослава и Журейка, Ярослава и Харальда, Ярослава и Ингигерды...

Особенности сюжета в том, что экспозицией является первое действие пьесы, завязкой - второе действие, развитие и обострение противоречий - во второй и третий действиях, кульминацией пьесы является четвертая действие, а развязку находим в пятой действия. Все сюжетные линии произведения подчинены главному драматическом конфликта - борьбе князя Ярослава с различными жизненными препятствиями за утверждение могущества и культурного развития мирной Руси.

Композиция пьесы тоже имеет некоторые свои особенности. Во-первых, произведение состоит, как уже отмечалось, из пяти действий, каждая из которой имеет свой заголовок. Пятая действие делится еще на две части (первую и вторую отмены), которые имеют еще и свою символику: гусли (символ стремления Ярослава к распространению культуры на Руси) и меч (символ защиты от нападающих и утверждения княжеской власти). Золотые ворота - это символ зодчества, мирного градостроения, о котором мечтает князь Киевской Руси. Особенностью композиции данного произведения является и то, что все события показаны в хронологической последовательности. Стихотворение написано белым стихом, и большое значение для понимания ее содержания имеют авторские ремарки и предисловие автора в начале пьесы.

 
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ПЬЕСЫ

Все действующие лица пьесы делятся на две группы: исторические (Ярослав и Ингигерда, Елизавета, Анна, Владимир, Сильвестр) и вымышленные (Никита, Журейко, Милуша, варяги).

Центральным персонажем драматической поэмы является образ Ярослава Мудрого, в честь которого автор назвал свою пьесу. Драматург пытался убедительно воспроизвести две основные черты князя - непримиримость к всевозможных врагов отечества (внешних и внутренних) и стремление к строительству, культуры и образования народа.

«Ярослав показан в пьесе и спектакле как натура цельная, волевая, мощная. Его неудачи и противоречия между стремлением к мирному устройству, благоденствия своего народа и жестокой необходимостью всеми средствами бороться за само существование своего государства наполняют образ большим драматизмом»,- писала газета «Правда» от ЗО мая 1947 г.

И. А. Кочерга изображает Ярослава Мудрого как человека дальновидную, целенаправленную, расчетливую, которая приложила много сил для сохранения единства Киевской Руси, согласия среди народа. Был великий князь жестоким и добрым, мудрым и терпеливым:

Да будет мир! И Богом я клянусь,

Что каждого поразит мой топор,

Кто збаламутить Киев наш и Русь,

Кто осквернит насилием дело мира.

Ярослав мечтает:

Поставить на Роси города,

Чтобы степная орда остановилась...

Потому что не хочет воевать князь, а строить прекрасные храмы, переписывать книги:

Чтобы, меч тяжелый и положив шлем,

Палаты белые и храмы строить...

И в златоглавый храм Истины

Войти себе и двери открыть вам.

Не все понимают князя. Внутренние его недруги в лице жены Ингигерды, монаха Никиты и новгородских бояр заставляют Ярослава и до жестоких действий:

Людей учу я страхом и книгами,

Но и сам я у людей учусь.

Ибо мудр народ, и будет жить веками

В трудах и битвах воспитанный Русь.

Осознание того, что «годы государственное поле надо корчувать, чтобы выросла на нем благодать», делает поступки Ярослава величественными. Он создает первые законы «Русской правды»; строит храм в честь Божьей Мудрости - Софиевский собор, который сегодня является величественным памятником великому князю; создает первую на Руси библиотеку.

Наряду с этим Ярослава изображено и как любящего отца, который переживает за разлуку со своей дочерью:
Что здесь делает?.. Отдать любимую дочь

В далекий край? О, нет, это хуже смерти...

Но обязанность руководителя государства обязывает его заботиться о международный авторитет:

Тому, кто русскую правду уважает,

Всегда у нас честь и хвала.

И. А. Кочерга обрисовал образ князя Ярослава Мудрого в реалистическом плане с определенным романтическим восхищением этой феноменальной личностью. Он воспевает его государственную мудрость и дальновидность,

величество в помыслах, преданность своей родине. Только мягким сердцем, сильной волей он мог сплотить вокруг себя народ.

Интересным образом пьесы является образ монаха Никиты - человека творческого, одаренного, что рисует заставки и миниатюры в книгах. Автор показал героя как человека беспокойного нрава, драматической судьбы. В его характере противоречат два чувства: месть за отца и любовь к своей родине. Никита - сын новгородского посадника Кос-нятина, которого Ярослав казнил, потому что тот «нарушил спокойствие на Руси». Делал он это не для собственной корысти, а во имя народа, родины. Князь отмечает:

...высших я не ведаю сокровищ,

Чем мирный труд и счастье в мирнім доме,

Которые весь век я честно защищал.

И пока жил, стоять я клянусь,

За русскую правду и единую Русь!

Никита понимает правду Ярослава и, оставив намерение помстити-ся, отправляется в далекое путешествие. Когда же, вернувшись, застает князя и Русь в беде, идет на битву с печенегами и отдает свою жизнь за Киев, за народ, за Елизавету, которую очень любит.

Сильвестр - ученый-монах, который символизирует нашу духовность. Это человек, который живет для своей страны, верой и правдой служит князю, а именно, воплощает в жизнь его мечту о создании библиотеки. Он успешно руководит монахами-переписчиками:

Потщитесь, братья, надо спешить,

Чтобы книги все переписать нам.

Сильвестр - добрый советчик и помощник семьи князя. При отсутствии Ярослава именно он мог своим теплым словом и молитвой решить ту или иную проблему. Это верный сын своей родины. С горячей любовью говорит он о родном городе:

Благослови, Господь, государственный Киев,

Что на горе над голубым Днепром

Охраняет мир и все труды людськії...

Крылатыми стали слова Сильвестра, что полны глубоко патриотическими чувствами:

Кто выпьет раз днепровской воды,

Поэтому никогда Киев не забыть.

Журейко - красивый, статный, чернобородый, всегда озабоченный и решительный юноша. Имеет хорошую физическую силу, талант к умению организовать вокруг себя народ.

Каменщик Журейко не менее Ярослава любит свое отечество, искренне любит свою девушку Милушу. Когда варяг убивает брата Мы-луше и пытается обидеть девушку, то он становится на защиту, убивая варяга-убийцу. Князь поклялся казнить юношу. Журейко оставляет Киев, становится моряком-рыбаком. Узнавая об измене Ульфа и Ингигерды, докладывает Ярославу. Государственные интересы ему не безразличны. Однако он не корыстный человек, потому что отказывается от предложения Ярослава остаться при дворе. Журейко второй раз спасает Русь и Ярослава, когда приводит новгородские полки на помощь князю во время битвы с печенегами:

Победа, княже! Господа прославь!

Побиты вдребезги плохих супостатов.

Ингигерда шведская принцесса, княгиня, жена Ярослава. В начале пьесы автор изобразил ее воинственно настроенной против князя. Его планы и мечты для нее были чужими. Она даже готовит с Ульфом заговор против Ярослава, потому что была владолюбною человеком, чем заслужила от него гневный возглас: «В монастырь запру я Ингигерде!». Четыре года жизни в монастыре меняет ее характер. Она понимает действия Ярослава, видит в нем мудрого политика, бережно отца, хорошего мужа:

...Много слез сама я пролила...

Зато теперь научилась уважать

Любовь и мир семейного жилья...

Прости меня, мой княже господине,

Когда тебе я боли нанесла.

А во время битвы с печенегами она молится:

Господи великий» милосерден,

Злых врагов на Русь не допусти!

...................

И Ярослава в битве защити!

...................

Обороніть нам русскую страну,

Мы же вам церкви построим празднике!

Видное место в произведении занимает образ дочери Ярослава - Елизавете. Молодая княжна горячо любит всей край. Перед разлукой с родиной она скорбит:

О Боже мой... покинут родной Киев

И родной край... Я не вынесу разлуки.

Однако Елизавету Ярослав отдает замуж за Харальда, норвежского короля, и она покидает отчизну. И хоть велика была любовь Харальда, однако Елизавета умирает, очень тоскуя по дому, по Киеву.
Про Киев все пела недостижим

И так угасала, как святая свеча...

Полны великой патриотической силы слова Елизаветы:

Где я найду столько замечательных книг,

Такие песни, как в Киеве у папы,

Что королей мудрее всех земных.

А Киев наш - зеленый и прозрачный!

Днепр широкий... кудрявые горы,

Палаты белые, купола золотые...

Где еще красоту подібную найти?

И это все бросят...

Она переняла от отца любовь к книгам, к родной земле.

Патриотические чувства простого люда раскрыты и в действиях скромной Милуши, дочери Людомира и любимого Журейка. Это нежная, любящая дочь, верная подруга. Она способна на решительный протест против несправедливости, умеет найти выход из затруднительного положения. Именно она спасла своего любимого от жестоких намерений Ульфа. Видное место в пьесе занимает план защиты Журейка от обещания князя наказать его. За любовь, За верность родных ей людей она умирает от смертельной раны. Девушка навсегда осталась в своем родном Киеве. Случалась возможность покинуть этот край, но верность, преданность своей родине, народу не дали возможности этого сделать. «Ой блин... Не могу же я без боли покинут Киев. Не спеши...»,- эти слова Милуша произнесла Журейку.

Не суждено молодым познать счастье.

Итак, герои пьесы «Ярослав Мудрый» - это патриоты своего края, своего народа, мужественные, красивые душой люди.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЬЕСЫ «СВІЧЧИНЕ ВЕСІЛЛЯ» И ИСТОРИЯ ее НАПИСАНИЯ

«Свіччине весілля» - это высокопоэтическое произведение о освободительную борьбу киевских ремесленников в начале XVI в. против засилья литовских эксплуататоров.

Эту драматическую поэму Иван Кочерга написал в 1930 году. Знакомясь с историческими материалами о прошлом нашего народа, писатель наткнулся на две грамоты литовских князей, которые царили на захваченных землях Киева конца XV - начала XVI вв. В них шла речь о запрете для простых людей использование света в своих домах, словно из противопожарных соображений. В случае непослушания взимались немалые для того времени штрафы. Бесспорно, это было проявлением жестокого отношения к трудящимся.

В пьесе «Свіччине весілля» И. Кочерга рассказывает о жестокие бесчинства высокомерного киевского воеводы, который запретил горожанам пользоваться светом. Тяжелая запрет продолжалась более десяти лет. Рабочий люд не мог с этим мириться и протестировал. Этот мотив и положил в основу своего произведения. Кочерга. Мастерски связал драматург исторические факты с известным на Киевщине ремесленным обычаю «женить свечу». Этот народный обряд уходит в седую древность. Этот обычай бытовал не только в Киеве, но и в других городах Украины, России и даже Западной Европы и был приурочен к различным годовых и семейных праздников. Наверное, обычай происходит от того, что люди издавна отдавали почести дереву и огня. Позже обряд несколько изменился и в ремісницькому быту где-то с XVI вплоть до XX в. справлялся так: ежегодно первого сентября ремесленники в оговоренное время заканчивали работу, собирались отдельными цехами, зажигали свечу яра», увитую пестрыми лентами, и веселились.

«Что касается самого термина «женить свечу»,- писал известный украинский фольклорист и этнограф, академик АН Украины М. Ф. Сумцов,то возник он, очевидно, от обычая обвязывать свечу красными лентами (подобно обрядовых уборов невесты на свадьбе) и может быть отнесен на счет малороссийского народного юмора».

 
СЮЖЕТ ПЬЕСЫ

Сюжет разворачивается двумя основными линиями. Первая - показ отношений между киевскими цеховиками и воеводой с его прислужниками. Вторая - это личные взаимоотношения Ивана Свечи, Меланки и Ольшанского. Эти две линии тесно связаны между собой, часто переплетаются и подчинены авторскому замыслу, а именно: показать, каким несчастьем для украинского народа были завоеватели как в

общественной, так и в личной жизни, какой тяжелой была борьба простого народа за свои права.

Составные части сюжета:

Экспозиция - это начало драматической поэмы. Автор знакомит читателя с местом действия, отдельными персонажами (группа девушек, Ко-ляндра, Козеліус, Меланка). Острых столкновений между действующими лицами еще нет, но некоторые признаки будущего драматического конфликта уже проявляются (девушки, а затем кравец Коляндра сетуют в присутствии писаря-дьячка на воеводу и введенный им в Киеве «темный закон»).

Завязка сюжета: недовольные ремесленники возбужденно откликаются на новые насилия воеводы (требования к цехам бесплатно работать на замок), сетуя на запрет света. В VI картине появляется любимец и главарь цеховиков Иван Свеча, который тоже возмущается притеснениями воеводы и твердо решает: чтобы то ни было - получить киевлянам право на свет. Начинается и вторая сюжетная линия: Ольшанский увидел Меланку, увлекся ее красотой и зловіщо поклялся:

Любовью, штурмом, мертвую или живую,

А я тебя получу и возьму!

Развитие действия. Цеховики, не таясь, гневно выражают свое недовольство войтом Шавулою и настаивают, чтобы тот пошел к воеводе с требованием отменить нарушение «вольностей и твердостей городских». Возникает конфликт и по второй сюжетной линии: само-уверен Ольшанский пришел к Меланки, а она, простая девушка, от него, князя, отвернулась. Далее драматический конфликт обостряется: арест Меланки за то, что засветила ночник на просьбу умирающей матери; получение Иваном Свечой княжеской грамоты об отмене «темного закона»; свадьбы Ивана с Мелан-кой. Последующие события свидетельствуют о еще более напряженность драматического конфликта. На мирный праздник цеховиков нагло врывается вооруженный отряд драбов под командованием Ольшанского, Козеки и Козе-ліуса. Ивана Свечу арестовывают и обвиняют в крупном государственном преступлении - похищении княжеской грамоты. Всесильный воевода ставит категорическое условие: если вернет грамоту, будет свободен, если нет, то утром следующего дня будет наказан. Свеча отказывается.

Кульминация. Меланка в свадебном наряде и с погаслою свечой в руках просит у воеводы света и помилование любимого. Воевода ставит жестокую условие - донести зажженную свечу от замка до Поруба в непогоду, и тогда Иван будет уволен.

Развязка. Ивана Свечу освобождают из тюрьмы восставшие массы. Горят дворцы богачей. Меланка погибает в порыве спасения любимого. Иван Свеча собственноручно убивает ненавистного Ольшанского и ведет восставших ремесленников на штурм воєводиного замка.

 
ОБРАЗЫ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ «СВІЧЧИНЕ ВЕСІЛЛЯ»

В пьесе И. Кочерги показано столкновение интересов трудящегося народа и литовских завоевателей-эксплуататоров. Согласно конфликта персонажи делятся на две основные группы. Одна из них - представители трудового народа (Чип, Коляндра, Передерий) во главе с оружейником Иваном Свечой, вторая - литовское панство с прислугой, возглавляемое воеводой.

Иван Свеча - центральный образ драматической поэмы. Превыше всего ценит свободу и свободу, поэтому и не может спокойно воспринять приказ воеводы. Свеча считает это издевательством над рабочими людьми и призывает цеховиков не повиноваться насилию:

А завтра все вместе до магистрата,

Пусть теперь хоть свет даст, хоть нет

А на господ не будем работать!

Свеча - миролюбивый, спокойный человек. Он не хочет кровопролития, отказывает горячего Чопа от драки, пытается убедить своих врагов в справедливости своих требований:

Товарищи! Не в кулаке, а в правде

Теперь должна быть наша мощь.
Оставь эту скамью, Чопе, поднести мы

Словами нашу правду доказать.

Когда Иван убедился, что никакие уговоры и мирные переговоры не помогут, он призывает всех ремесленников до вооруженной борьбы. Цеховики уважают его за благородные порывы, называют братом, считают, что сам он достоин быть войтом:

Кто же, как не он, более достойный войтом быть!

Шавулу прочь! Пусть Свеча будет войтом!

Юноша смелый, принципиальный, с чувством собственного достоинства. Он не гнет головы даже перед воеводой, напоминает ему о неудовлетворенности, о народный гнев. И даже его враг, комендант замка Кезгай-ло, тронут непреклонностью Свечи:
Опомнись, парень! Душу всю мне

Ты тронул отвагой своей.

Иван Свеча верит в справедливость, убежден, что народ будет свободным и получит свои законные права:
Хоть не мне - для свободного народа

Когда заря займется мировая.

Юноша с уважением относится к простому люду, искренне любит Ме-ланку, беспокоится о ней. Со всеми тактичен, вежлив. Его мечта - помочь народу повысить свой жизненный уровень. Борьба за свои права - это самое главное для Ивана.

Вторым главным персонажем поэмы является Меланка. Это простая городская девушка, живет с матерью в бедной хижине. Она очень любит свою мать, заботится о ней во время болезни. Однажды не побоялась зажечь ночник, выполняя просьбу умирающей матери. А осмнику Козеці она неодобрительно бросает в глаза:

Не смеешь ты

Затримувать меня в такую минуту,

Когда умирает мать!

Меланка очень красивая, но скромная и ласковая. Она с уважением относится к старшим, искренняя подруга, даже перед надоедливым Козеліусом заступается за девушек. За доброжелательность, искренность и благоразумие уважают ее и ремесленники, и подруги. Даже Ольпіансь-кий с первой встречи увлекся девушкой:

Какая красота замечательная!
Откуда такая красота!

Как будто и шиповник или роза,

Что по оврагам этих киевских цветет!

...Какая же красота и грозная и волшебная!

И Меланка на эти слова внимания не обратила, потому что любит Ивана Свечу. Любит, поэтому и отговаривает его от борьбы, от активных действий. Она не хочет, чтобы борьбой получали свет, ибо для нее:

...Свет любэ, как оно

Свои лучи льет в уютном доме,

Когда семья ужин за столом,

Когда ребенка баюкает мать...

Но эта тихая, кроткая девушка ни на мгновение не завагалась выполнить жестокий воеводин приговор для спасения своего возлюбленного:

Эту свечу я - увидишь - донесу.

Могу ли я не донести ее,

Когда она жизнь моего Ивана!

В образах Ивана Свечи и Меланки Иван Кочерга убедительно показал героизм и несокрушимости украинского народа в борьбе за свою свободу и независимость.

В пьесе изображено ряд киевских ремесленников: скорняков, бондарей, кузнецов, оружейников, золотарей. Это порядочные люди, душевно красивые, с чувством собственного достоинства. Все они недовольны воеводой, его жестоким запретом пользоваться светом, возмущаются новыми насилиями. Из возмущенной толпы выделяется кожемяка Чип. Он гневно кричит:

Издевательство это! Никогда не было,

Чтобы от цехов такого требовали!

И что это мы - невольники, рабы,

Челядинцы разве мы воеводы,

На него чтобы делать день и ночь!

...Не діжде он, чтобы мы ему делали!

...Пусть свет даст!

Наиболее остро И. Кочерга осудил запрет света образу ювелира Передерия. Этот мастер-умелец ослеп, потому что до темноты сидел над мелкой резьбой. И он уверен, что прозреет, как только в домах ремесленников зажгутся светильники. И действительно, Передерий прозрел, когда запылал воеводин замок. Смертельно раненный, он испытывает счастье, потому что умирает за Киев, за свою маленькую победу:

Я вижу всех. Товарищи... братья...

В последний бой! За свет и за волю!

Тебя я вижу... Киев... родной мой...

Ремесленники солидарны между собой, единодушны в решениях и действиях. Когда стража забирает Меланку от умирающей матери, народ возмущается и вступает в драку. Из толпы слышатся голоса: «Насильники! Проклятые душегубы! Вон обидчиков! Гоните их! Бейте их!..»

Между ремесленниками и господствующей верхушкой существует давняя неприязнь, вражда. Воевода и его прислужники чувствуют, что ремесленники готовы отомстить за причиненные обиды. Поэтому и посилююють охрану возле замка, постоянно стоят, даже Свечу переводят в тюрьму, потому что боятся держать его во дворце. Когда Свечу арестовали, трудовое Подольє единодушно поднимается на открытую борьбу с воеводой и его попихачами. Лозунгом выступления становятся слова: «За Свіччине весілля!».

Итак, ремісницька масса показана как сила, что способна постоять за себя, открыто бороться за свои человеческие права и привилегии.

Не последнее место в пьесе занимает образ воеводы, надменного повелителя, жестокого человека. Он кичится своей властью, заявляет с гордостью: «Для этих рабов (киевлян) я князь и воевода!» Грубо он обращается даже к тем, кто его окружает, кто ему служит. А над своей женой просто издевается. При людях зло может бросить ей в лицо: «Бессмысленная слюсарівна!», «Глупый ты!», «И я тебя на месте!.. Замолчи!» Жестоко поступил он и с Меланкой. Ведь он понимал, что донести свечу от замка до Житнего торга в такую непогоду просто невозможно. Изображая из себя доброго и гуманного, прикрываясь богиней света, воевода говорит:

Если она укроет твой огонек

И эту свечу от бури защитит,

Клянусь, он будет свободен и жив.

Особенности композиции пьесы

1. «Свіччине весілля» построено на контрастных сопоставлениях сцен, картин, портретов, образов:

а) повседневные пышные развлечения и оргии воеводы;

б) озаренный множеством ярких огней, наполненный пением барский дворец на горе;

в) чистое и высокое чувство Ивана Свечи к Мелании.

а) безрадостной и несчастной жизни ремесленников;

б) окутано мраком ночи принишкле трудовое Подольє;

в) захват девичьей красотой изнеженного Ольшанского.

2. Значительную роль в композиции играют песни, которых насчитывается в произведении более двадцати. Есть песни народного происхождения, некоторые создал сам

драматург. Песни подчеркивают обряд украинской свадьбы («Ой господа-сватово, просим вас...»), характеризуют группы образов (девичья игра про свечу, застольная песня литовских рыцарей). Помогает характеристике Ивана Свечи и его лирическая песня «Темная ночь над городом спустилась».

 
СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЬЕСЫ

После выхода в свет пьеса «Свіччине весілля» не привлекла к себе должного внимания театральных коллективов. Ивана Кочергу даже критиковали за неактуальности проблематики, за отображение события чотирьохсотлітньої давности. Признание пришло в 1934 г. после постановки пьесы на Украинском радио группой киевских актеров под руководством режиссера-постановщика А. Сумарокова. Второй раз радиопостановку «Песня о Свече» осуществил в 1953 г. народный артист СССР. Добровольский. «Песня о Свече» впервые была поставлена на сцене Запорожского драматического театра им. М. Заньковецкой. После этого пьеса приобрела широкой популярности, ее ставят театры многих городов Украины. В 1948 г. композитор М. Скорульский написал оперу «Свіччине весілля».

Литературная критика оценивает «Свіччине весілля» как выдающееся произведение драматургии.

 

ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ О ПЬЕСЕ «СВІЧЧИНЕ ВЕСІЛЛЯ»

«Віршована'драматична поэма «Свіччине весілля» («Песня о Свечу») - новое достижение драматурга, которому удалось широко показать средствами сценического действия народный рух и его героев».
Елизавета Старинкевич

«Сквозь всю пьесу лейтмотивом проходит образ свечи, антитеза света и тьмы. В символической борьбе за свет под предводительством героя пьесы Ивана Свечи драматург воспроизводит вековечную борьбу трудового украинского народа за свое освобождение из-под ига угнетателей, за светлую, счастливую жизнь».
Надежда Анаріанова

«С появлением «Свіччиного свадьба» на сцене впервые в истории украинского театра была раскрыта волнующая страница прошлой жизни нашего народа, до того почти не отражена в драматургии».
Кондрат Сторчак

«Предметы на сцене,- письмо, платок, ружье, свеча и т. д.,- участники спектакля. Они окружают персонажа, движутся вместе с ним и вместе с ним вырастают до типовой значимости реализма. .. .Предмет - свеча - является стержнем пьесы, и из простой свечи вырастает до значения пламя восстания».
Алексей Толстой

«Ваши чудесные пьесы всегда были для меня настоящим образцом высокого мастерства, я учился на них сложному искусству драматургии».
Вадим Собко

«Я всем сердцем люблю Вашу разумную солнечную творчество, я безгранично благодарен Вам за незабываемые чудесные образы Ваших прекрасных пьес».
Юрий Збанацкий

«Творческий опыт Ивана Кочерги поучительный. Он показывает, что можно заставить звучать свежо даже очень далекие от нас события, все дело в умении опоэтизировать материал, подать его так, чтобы он звучал, во-первых, по-современному, а во-вторых, вступил в своеобразных художественных форм. Тогда произведение выдержит любое испытание временем. Примером тому является «Свіччине весілля».

С. С. Голубева