Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Библейские мотивы и образы в творчестве украинских писателей 19-20 веков




Конец ХІХ - начало ХХ ст. - один из самых интересных и сложных периодов не только в искусстве, но и в общественной жизни. Общество теряет духовные ориентиры, не знает, во что верить и куда идти. А литература, не довольствуясь формами критического реализма, тоже словно оказалась на распутье. Перед писателями стояла задача осмыслить кризис в социальной среде и искусстве и найти пути дальнейшего развития культуры.

До недавнего времени украинскую литературу конца ХІХ - начала ХХ в. не исследовали комплексно, как систему, не изучали объективно, с учетом всех художественных явлений и фактов, не раскрывали широту и разнообразие обновления стилевых особенностей литературы. В последние годы интерес исследователей-литературоведов к этой культурной эпохи значительно вырос, что вызвало неоднозначные, иногда даже диаметрально противоположные взгляды на проблему определения художественных методов и стилей художественной литературы конца ХІХ - начала ХХ ст.

Среди теоретических проблем, выдвинутых литературным процессом 90-х годов XIX в. и началом следующего, возможно, центральной является проблема определения художественного метода, проблема сочетания традиций и новаторства в литературе.

Украинская литература конца ХІХ - начала ХХ ст. - явление общеевропейского типа, и, как таковая, вписывается в этот процесс смены типов художественного мышления, методов, стилей, который определяет историко-литературное развитие почти всех европейских (в том числе и славянских) литератур этого периода. Общепризнанно, что в конце ХІХ - начале ХХ в. во всех европейских литературах начиналось становление модернизма - художественной системы, принципиально отличной от художественной системы критического реализма.

В истории украинской литературы конец XIX - начало ХХ ст. - период, отмеченный активным противостоянием и сочетанием реализма и модернизма, традиционного и модерного искусства.

 

Библия (книга) - выдающийся памятник мировой литературы. На страницах Библии много прекрасных, поэтических легенд. Эти легенды давным-давно существовали в народе и передавались из уст в уста. Потом, через много веков, мудрецы и поэты начали в разное время записывать их, потом эти записи были собраны в "Библию". Эта книга включает ритуальные и юридические кодексы, исторические хроники, мифы, народные песни (победные, величальные, погребальные, сатирические, любовную лирику и т.д.).

Со времен средневековья и до наших дней литература черпает из Библии темы, сюжеты и мотивы, переосмысливая их в соответствии с требованиями и идей своего времени.

Наибольшей популярностью среди украинских писателей пользовалась притча о сеятеле, что объясняется просветительской функцией литературы, стремлением открывать народу глаза на его жизнь. К ней не раз обращался Тарас Шевченко ("Чигирине, Чигирине...", поэмы "Сон" и "Кавказ", "Саул", "Не жалуюсь я на Бога") и Пантелеймон Кулиш ("Дума", "Старец", "Неньчина песня"). Эту притчу в демократически-просветительском духе перетолковывают Юрий Федькович ("Нива", "Дикие думы", "Думы мои, дети мои") Михаил Старицкий ("На новый год", "Нива").

Молодое поколение украинских писателей, расцвет творчества которых приходится на этот период, под влиянием социально-культурной ситуации в Украине и нового опыта европейских литератур все больше осознает ограниченность критического реализма, необходимость изменений, отхода от традиционных проблем и форм их изображения. Вызревали протест против натурализма, узкого просвітянства, "грубого реализма", желание как-то приблизиться к новейших течений европейской литературы, разрушить стереотипы и нормативы реалистического бытописания.

Своеобразие литературного развития конца ХІХ - начала ХХ в. понимали уже современники. В 1901 г. Франко пишет о традиции и новаторство творчества молодых украинских писателей в статье "Из последних десятилетий XIX века": "Усвоив литературные традиции своих учителей, молодая генерация писателей, к которым относятся Ольга Кобылянская, в. Стефаник, Л.Мартович, Антон Крушельницкий, Михаил Яцкив и Марко Черемшина, стремится отражать своеобразие украинского жизнь в совершенно новой европейской манере" [1, 108]. В этой статье Франко большое внимание уделял исследованию новых особенностей литературы конца ХІХ - начала ХХ ст., правдиво осветил те черты, которые отличали "новую школу" литературы от "старой", а в статьях, "Старое и новое в современной украинской литературе", "Принципы и беспринципность" и др. продолжил разговор на эту тему.

Академик А.и.билецький замечал, что литература конца ХІХ - начала ХХ ст. - это время рождения новой формации реализма, для которой не нашли еще удачного названия, хоть для каждого ясно, что реализм М.коцюбинского, В.Стефаника, с. васильченко и др. отличается от реализма их предшественников: "Это во всяком случае рождения новой реалистической литературы, что питалось идеалами научного социализма и вела борьбу против просвітянства, что вироджувалося, против декадентства и "чистого искусства"" [2, 70].

Современные литературоведы, в частности В.Мельник, М.Наєнко, считают, что "антинаучно было бы трактовать ее (литературу конца ХІХ - начала ХХ ст.) как органическое продолжение классического реализма", что "это был никакой не реализм, а то, что позже названо модернизмом" [3, с. 54-63].

Сегодня литературоведы пытаются осмыслить процесс смены художественных методов, стилей и направлений в литературе конца ХІХ - начала ХХ в. и трактуют его или как продолжение критического (или, как его еще называют, классического) реализма, или как начало модернизма ("ранний" модернизм). Проблема хронологических рамок украинского модернизма и критического реализма, а также писателей, которых называют модернистами или реалистами, остается дискуссионной.

 

Значительную популярность в украинских писателей имели притчи о талантах, о блудном сыне, любовь, богача и бедного Лазаря, о терен. Например, Тарас Шевченко ("Притча о блудном сыне"), Иван Франко ("Дума про Наума Везумовича", "Притча о терен"), Леся Украинка ("В пуще"), Павел Грабовский ("К сестре").

Кроме притчових сюжетов и мотивов и использования сказаний о деяниях пророков-праведников, апостольских проповедей, украинская литература осмысливает морально-нравственный смысл христианского учения в целом, обращается к образу Христа, Богоматери, их загальнолюдсько го подвига. "Мария" Т. Шевченко, где сын Божий выступает как сын человеческий, сонеты XXXVI-XXXVIII I. Франка, которые поднимают проблему ответственности человека за свои поступки, "На поле крови" Леси Украинки. В общем произведений Леси Украинки, в которых переосмысливаются библейские сюжеты, больше пятнадцати.

Вершинами художественного переосмысление евангельских сюжетов в украинской поэзии есть "Мария", "псалмы", "Пророк", "Неофиты", "Саул" Т. Шевченко, "Моисей" И. Франко, "Вавилонский плен" Леси Украинки.

Использовали библейские сюжеты в украинской поэзии i письменни ки нашей эпохи. Павел Тычина в поэзии "Весна" использует сюжет библейской легенды о всемирном потопе, переосмысливая его, как катастрофу , стихийное бедствие. Максим Рыльский в стихотворении "Рукам трудящимся слава" использует библейский миф о оливковую ветвь, что в переносном смысле означает эмблему мира и покоя.

У Николая Сингаевского встречаем стихотворения, написанные по библейским преданиям:

Победителям щедро-любо
Пахнут солодом тростника...
Кто с мечом идет на Кубу -
От меча и погибнет и сам.
("Мечи и струны")

Идейное направление высказывания, взятого из Библии в современном литературном языке означает как предостережение против насилия и агрессии.
Итак, используя библейские сюжеты в украинской поэзии, наши писатели обличали мир насилия и предсказывали народу светлое будущее.

 

 


Литература

1. Франко И.Я. Старое и новое в современной украинской литературе // Собр. тв.: В 50 тт. - Т. 35. - К.: Наука, 1982.

2. Белецкий А.И. К вопросу о периодизации истории дооктябрьской украинской литературы. - Собр. трудов: В 5 т. - Т.2.- К.: Наука, 1965.

3. Литература ХХ в.: проблемы периодизации. (Круглый стол) // Слово и время.- 1995.- № 4. - С. 54-63.

4. Франко И.Я. Собр. произведений: В 50-ти тт. - Т. 37. -К.: Наука, 1982.

5. Коцюбинский М.М. Сочинения: В 7-ми тт. - Т.5. - К.: Наука, 1975.

6. Ефремов С. История украинской литературы: В 2 т. - Т.1. - К., 1924.

7. Жулинский М. Традиция и проблема идейно-эстетических поисков в украинской литературе конца ХІХ - начала ХХ века // Записки научного общества имени Т. Шевченко. Труда филолог. секции. - Львов, 1992. - С.141-153.

8. Небесьо Бы. Любовный треугольник: Иван Франко - народ - модернизм // Современность. - 1991. - № 9. - С.17-25.