Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Социалистический реализм - псевдохудожній унитарный метод (направление) в советской литературе. Определяющими для него были позаестетичні принципы: партийность как абсолютизированная критерий классовой доктрины марксизма-ленинизма, звульгаризована народность, пролетарский интернационализм и т.д. Эстетические категории лишались своего естественного значения. Понятие прекрасного применялось для міфологізування и прославление советского строя и его вождей, містифікованих героев (Г.Котовський, В.Чапаев, Павлик Морозов и др.), уродливое - для "разоблачения" "классовых врагов" и т.д. Провозглашен для изображения действительности "в ее революционном развитии", С.р. ограничивался в основном міметичними средствами. Искусство (в котором желательно трактовалось как действительное) рассматривалось лишь в утилитарном смысле, в виде "винтика и колесика загальнопролетарської дела" (В.ленин), даром что признавалось его жанрово-стилевая и образная специфика, "предназначена" оформлять разрешенную тему ("производственный роман"). Зображально-выразительные средства выполняли имитационную роль. Содержательной основой С. г. была мифология "новой эры" с ее соответствующим центром (октябрьский переворот, поименованный "великой" революцией, сакрализация вождей и т.п.), с бинарными оппозициями (по наблюдению м. рыльского: "Таких, как ты, кипучие миллионы / Идут, чтобы мир в последний раз розколоть / На да и нет, белое и красное"), с абсолютизацией архетипа деперсоналізованого коллектива и идеализацией основ социалистической системы и т.п. Мировая и национальная классика в пределах С. г. подвергалась жесткой перефільтрації с точки зрения целесообразности "классовой борьбы" и доктрины диалектического материализма, ізольовувалася от читателя в так называемых "спецфондах". Традиции С. г. усматривались лишь в "критическом" реализме XIX в. и отчасти в "прогрессивном" романтизме. Другие течения и направления (барокко или модернизм) объявлялись "буржуазными", "классово враждебными", неприемлемыми для советской литературы. Поэтому определенные попытки внутренне разнообразить С. г. (в частности, во время дискуссий на рубеже 50-60-х) оказались бесплодными. Талантливые писатели, творчество которых не соответствовала канонизированным требованиям С. г., подвергались репрессиям, их задел подлежал строгому запрету. В его рамках не могло возникнуть значительного художественного явления, лишь вопреки наставлениям декретованого направления в литературе появлялись произведения неперебутньої художественной ценности ("Четыре сабли" ю. яновского, "Людоловы" Зинаиды Тулуб, "Путешествие в молодость" м. рыльского, "Зачарованная Десна" А.довженко, лирика В.Свідзинського или Стуса и др.). Единственной силой, заинтересованной в существовании С. г., была коммунистическая партия, рассматривая его как удобное средство контроля над деятельностью писателей. Свидетельство этому - регулярные беспрецедентные резолюции и постановления. С. г. стал одной из страниц истории украинской литературы, что требует адекватного освещения с позиций объективного историзма.