Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Люди должны строить, а не разрушать (общее и отличное в романах «Всадники» Ю. Яновского и Тронка» О. Гончара)

«Всадники» Ю. Яновского и Тронка» О. Гончара написаны в жанре новеллистических повести и романа. Это не очень распространенная эпическая форма, хотя в отечественной литературе по этому вопросу утверждается соответствующая эстетическая традиция.

Первым освоил этот жанр Ю. Яновский, написав роман в новеллах о гражданской войне.

В середине 30-х годов про эту историческую страницу в жизни Украины было написано не одну интересную книгу, но произведение Яновского среди всего написанного выделился глубинным осмыслением исторических событий, новаторским подходом писателя к художественному осмыслению темы. Автор назвал свое произведение романом, хоть каждый раздел в нем является самостоятельной новеллой. Все новеллы объединены между собой Идейным замыслом, общей темой, временем и местом действия, главными персонажами, мовностилістичними особенностями. Яновский не придерживается хронологического принципа в показе событий и, собственно говоря, этого трудно достичь при новелістичній композиции. Первая новелла «Двойной круг» обозначена необычной сконденсованістю в обрисовке событий и является, по сути, кульминацией произведения, экспозиция отодвинута на второй план.

Новелістична построение не дала возможность писателю показать своих героев в развитии, поэтому автор подал уже сложившиеся характеры, которые предстают всесторонне в решающие минуты жизни. Но отдельные мелкие детали «обыграны» писателем (что характерно для новеллы), подчеркивают естественность действий и поступков.

Так, братья Половцы пошли разными путями в грозном 1919 году. Андрей воюет на стороне белогвардейцев, Оверко командует петлюровским отрядом, Афанасий становится под черный флаг анархии, Иван воюет в составе интернационального отряда, младший Саша еще четко не определил свою политику. Все эти штрихи имеющиеся в новелле и четко высвечиваются, когда «род распадается, а класс стоит».

Мы узнаем некоторые детали в характере братьев, когда своих сыновей характеризует (в воспоминаниях) Половчиха, ожидая с моря своего мужа. Детали, которые подает писатель, удивительно емкие и расширяют наше представление об уже известных персонажей: Андрей - лентяйка, Оверко - «артист», Панас - контрабандист, Иван - делает революцию.

По такому принципу в новелле раскрываются и другие характеры. Выбор 0. Гончаром такой жанровой структуры тоже не случаен. Сам писатель, вспоминая свою работу над романом, говорил, что Ему давно хотелось отойти от устоявшейся эпической формы, когда все жизненные события передаются одной сюжетной линией.

«Тронка» - это двенадцать завершенных рассказов-новелл. Каждая новелла имеет своих героев, однако локальная законченность развития характеров не отделяет какой-то пропастью раздел от раздела. Каждая из новелл не только исследует характеры (Горпищенка, Лукии, Дорошенко, Виталика. Лины, Уралова и других), не только показывает его формирования, но и ставит героев в такие условия, в которых должно оказаться их отношение к проблемам.

Новеллистический роман - сложная, но и интересная жанровая форма. Именно в таком романе писатель получает такие возможности решения проблем, в которых изящнее реализуются отдельные жизненные картины, полнокровнее выписываются характеры, а из этих сюжетов, образов, деталей складывается широкая панорама целой эпохи.

Ю. Яновский стремился создать обобщенный образ народа, которого посадила на коня революция. «Тронка» О. Гончара выполнена немного иначе: ее новеллы состоят как бы из другой «художественной вещества»: перед нами прозаический, спокойный, порой довольно тонкий рисунок, представленный реалистично, в отличие от «Всадников», откуда веет романтизмом.

Гончар четко определяет место действия (уголок таврической степи); главные герои романа - рабочие совхоза, строители канала, на что автор имеет свою точку зрения, и этих героев писатель рисует и в пространственных и временных измерениях. В некоторых судьбах переплелось настоящее, прошлое и будущее. Как и Яновский, Гончар не выделяет кого-то из героев, ему нужны все, ведь только так можно правдиво изобразить народ.

Следовательно, в обоих романах главный герой народ

Для «Всадников» и «Тронки» сообщник есть нарушение важных общественно-политических и морально-этических проблем. Через оба романа проходит прославление созидательного труда человека, несовместимость созидания и разрушения. Образ «железной розы» воспринимается как гимн творчеству человека." в романе «Тронка» решаются вечные вопросы взаимоотношений между человеческими поколениями, между родителям и детьми.

В обоих произведениях - гуманистическое решение проблемы войны и мира. И хоть в романе Яновского - классовая борьба, а в «Тронці» - мирное строительство, произведения обоих писателей воодушевлены общим мнением: люди должны строить, а не разрушать.

Герои «Всадников» - романтические по своей сути, характером, поведением. Поэтизация достигается тем, что Яновский умеет показать в человеке его высокую душу и чистое сердце. О. Гончар изображает будничную, но читателя привлекает богатство душ: они небуденні в своей обыденности.

Оба писатели широко используют зрительные, слуховые, психологические подробности, которые придают произведениям эмоциональной окраски.

У Гончара это голос степи, звон тронки, мікрообраз скифской каменной бабы, у Яновского - смерть врангелівського офицера-фанатика и похороны красного командира.

Оба писатели - мастера пейзажных картин. Пейзажи Ю. Яновского поражают психологической настроенностью, яркой метафоричністю. О. Гончар довольно часто подает картины в динамике и контрасте Как правило, они подчинены раскрытию душевных переживаний героев.

Много общего в этих произведениях в языковом оформлении.

Завершая работу, надо сказать: Ю. Яновский и В. Гончар - не только романисты, но и большие мастера новеллы. Им обоим новелла близка композиционной изяществом, необычной краткостью повествования и описания, лирической тональностью. Благодаря такой многогранности творческого дарования им и удалось мастерски воплотить свои замыслы в романно-новелістичній форме, развить и обогатить жанр украинского романа.