Тарас Шевченко - не только поэт, но и драматург, прозаик, мыслитель, историк, этнограф, фольклорист, художник(живописец, гравер), который оставил большую изобразительную наследие - более тысячи произведений. Гений Шевченко чрезвычайно широкий, многогранный.
Только литературное наследие Шевченко - "Кобзарь", 9 повестей, пьеса "Назар Стодоля", отрывки из драматических произведений, дневник и письма.
Литературные произведения Шевченко формировались постепенно, год за годом, формировало их именно поетове жизни, и все самое существенное из этой жизни, из жизни великого украинского крепостного Тараса Шевченко - от его юности и до последнего вздоха, - впитал в себя этот литературный монолит.
Подвиг Шевченко , всю взрывную силу его творчества можем понять, лишь представив, среди которой мертвой тишине он прозвучал, против которого "стозевного чудища" подняла свой меч.
То была эпоха, вешала декабристов, убивал на дуэлях лучших своих поэтов, гнала в кандалах в рудные Сибирь самых благородных своих сыновей, последовательно розтерзуючи их. То была духота, от которой люди немели, атмосфера, где царил страх, ненависть, подозрения, доносы, общая зацепенілість, где официальная ложь становилась привычкой и не считалась бесчестьем, а слово правдивое, свободное слово каждый раз обливалось кровью. Воспеть свободу в условиях крепостнического государства, среди оловянных будней жандармской действительности - это значило выразить, или даже открыть, ведущую, самую важную истину жизни, рассказать людям в форме поэзии то, что для них было в тех условиях существенным. Непобедимость человеческого духа проявляется и в том, что бесстрашных певцов свободы рождают самые мрачные времена. Чем темнее ночь, тем ярче в ней маяки.
Острейшие социальные драмы и тончайшие нюансы интимной, гневный боль безправства, неволи, минут отчаяния, что их тоже знал поэт, грусти изуродованного жизни, голос истоптанной и пробужденной человеческого достоинства, сила неповиновения, что не раз переходит в скрик проклятие, в грозные вибурхи прометеевского титанизма, - все клокочет , все скипілося в художественную цельность поэзии Шевченко,
от начала до конца перейнятої огнем, может, насильнішого поэта чувства: "Я так ее, я так люблю
Мою Украину убогую,
Что прокленами святого бога,
За нее душу погублю!"
Именно из этой любви выросла правдивая, огненная творчество Шевченко, именно это никакими стужами не остуджене сыновнее чувство и питало тот дух протеста, бунтарства, антикріпаччини, которым наснажена Шевченко душа. С ее тираноборської строгости, во вспышках грозовых ее разрядов, во всем величии предстает образ поэта - борца, поэта-революционера.
Поэзия Шевченко появилась на гребне возраста как мятежный голос наиболее оскорбленных социальных низов, голос тех, что уже чувствовали потребность "громадою обух закалять".
Буйная свободолюбие-не самое примечательное черта Шевченко. Верхом поэзии Шевченко-это пение свободы, прославление свободы, этой первой и непременной предпосылки человеческого прогресса, благополучия и счастья. Слово "свобода" поэт сопутствует самыми дорогими эпитетами, доминируя настроение многих его стихов-это грусть по утраченной свободе и порыв к ней, к "воле святой":
"Встанет правда! Встанет воля!
И тебе одному
Помолятся все языки
Вовеки и веки..."
Любимый герой Его стихов - витязь народный, повстанец гайдамак, казак-запорожец, выступает оборонником родного края, носителем народной правды и чести.
Острие известной Шевченко сатиры, - оружия, становилась в его руках такой непоколебимой, - направлено прежде всего против различных гонителей, пришлых и доморощенных, против царей и их
сатрапов, против помещика, чья крепостническая произвол не знает границ, против душителя и изменнике, что "за лакомства нещаснії" ладен в отречься от самого святого.
Шевченко не без основания называют революционером художественной формы, указывая на то, как смело отходил он от литературных канонов, хотя вряд ли он ставил себе цель сознательно разрушать устоявшиеся художественные формы. Словесные эксперименты были не для Шевченко. Врожденное чувство прекрасного, чувство гармонии подсказывали художнику те пути, которыми надо идти, чтобы, несмотря на прижимы, нормативы, продираясь сквозь дебри литературных условностей, нести людям свое свежее, свободное, действительно розкріпачене слово.
У него появляется неведомая до тех пор, оригинально шевченковская композиция поэмы, до неузнаваемости меняются известные ранее литературные жанры, с классическими ямбами и хореями поэт ведет себя совершенно свободно, его поэтическая метрика многообразие стихотворных размеров еще и сегодня приводят в восторг исследователей, наносят хлопот переводчикам. Своей мелодике, ритмической виртуозностью поэзии Шевченко создают автору славу одного из наймузикальніших поэтов мира. В своих стихийной силе творца он, кажется, не хотел знать никаких законов, кроме тех, что диктовали ему его собственная художественная интуиция, сила замысла, огонь темперамента. Бурная поэтическая экспрессия, что переполняет его наследство, не мирилась, с любыми ограничениями, сносила на своем пути все запруды условностей.
Поэт везде остается хозяином своего настроения, каждой своей строчкой, каждым словом вигранює, завершает художественный мир основного замысла. Цельность всех его произведений достигается не однообразием средств и художественных приемов, а как раз умением естественно, с исключительным артистизмом соединить вещи, казалось отдаленные друг от друга, вероятно сблизить их в строках гармонических ассоциаций, сомкнуть в единый образный строй грубый прозаїзм высказывания и возвышенность призыва или розважний тон философского размышления. В этом проявляется неоспоримое Шевченко близость к музыке. В благозвучию, в ласковой певучести Шевченкового слова и даже в чеканных ритмах его суровых стихов все время звенит музыкальность народной души, в изменениях интонационных рисунков, в которых поэт раз удается даже в пределах одного произведения, перед нами зримо
выступает словно самый психологический процесс творчества. На разных регистрах - от грома "Кавказа" с его стугонливим зачином к нежнейшего лирического піаніссимо "Кто это, кто..." или "Лилии" - все подвластно поэту, ничто не нарушает закон гармонии, закон художественного соседства. Эмоциональное воодушевление Шевченко образов, широта и вольность его мышления, проникновенное творческое использование фольклорных мотивов, образов народной символики, мощь стихов Шевченко - все эти черты, эти поэтические гены оказались плодотворными и для новейшей поэзии двадцатого столетия. Шевченкова поэтика оказалась куда сложнее от упрощенных представлений о ней, она все больше находит точек соприкосновения с современным мировым искусством и его художественными исканиями. Среди множества книг, с которыми имеет дело история мировой литературы одиночно выделяются те, что впитали в себя науку веков и имеют для народа значение заветное. К таким относится "Кобзарь", книга, которую украинский народ поставил на первом месте среди унаследованных из прошлого национальных духовных сокровищ. В "Кобзаре" поэт выразил прежде всего самого себя, свою личность от первого и последнего строки книга наполнена индивидуальным поетовим чувством. Здесь его, Шевченко, темперамент, его искренняя и беззащитная в своей открытости душа. Здесь мысли-им выстраданы, обиды-им пережитые, здесь картины именно его, Тарасового, детства. И речь его, и только ему присущий тембр голоса. Здесь не заимствованные знания, а его собственный, в развитии воспроизведен ум мыслителя, могучий интеллект, что жадно ищет истины, прослеживает человеческая жизнь в всеоб'ємності - в конкретной судьбы сестры-крепостной и в історічній долй целых народов.
Шевченко принадлежит исключительная роль в сплочении передовых сил украинской нации, в развитии и формировании сознания украинского народа. "Кобзарь" охотно поет прошлое, но он направлен в будущее. С творчеством Шевченко связано становление нашего литературного языка; с выходом "Кобзаря" открывается новая єпоха в развитии украинского красного письменнства, которое отныне несравнимо расширило свои тематические и философские горизонты: Шевченко воистину выводил родную литературу на общечеловеческие просторы.
Когда Шевченко было запрещено писать и рисовать. Все запреты и казематы оказались бессильными перед поетовим словом, перед его всепроникающей правдой. Пример "Кобзаря" является примером непреодолимости художника, пример бессмертной природы творческого и непокорного человеческого духа, который из всех испытаний неизбежно выходит победителем.
Каждый, кто, открыв томик "Кобзаря", вживается в богатейшей мир его образов, достигнет в его недра, почувствует, что книгу эту написал человек, который поистине выстрадал свои открытия, человек, который по крутизнах жизни возвысилось до вершин мудрости, на верхогір'я человеческого духа. Поэту из его творческих высот открывались разные времена и народы, в "Кобзаре" как бы аккумулировалось духовное достояние поколений, в нем, сквозь человеческую боль, сквозь индивидуальное, раз проступает общечеловеческое, библейская даль истории здесь мудро шумит с настоящим.
В этом смысле "Кобзарь" - книга неисчерпаемая, книга - на века. Новые прийдущі поколения будут находить в ней синтез народного и всечеловеческого опыта, как мы находим его в книгах древних, что их возраст измеряется тысячелетиями.
Слово вечное, бессмертное слово своей правдой, невідцвітне художественной красотой - это и есть Тарас Шевченко - гений, духовный ангел украинского народа.
|
|