Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Героическое прошлое украинского народа в раннем творчестве Т.г.шевченко



В ранний период творчества (1838-1843 гг.) Т.Г.Шевченко много внимания уделял исторической тематике. Одной из главных его тем является борьба украинского народа против порабощения польской шляхтой. Уже в "Кобзаря" 1840 г. была напечатана поэма "Тарасова ночь" (1838). В основу произведения положены события мая 1630 г., когда произошел бой казаков против войск польского гетмана С.Конецпольського под Переяславом. Во главе борьбы стоял Тарас Трясило.

Отозвался Тарас Трясило Веру спасать, Отозвался орел сизый И отдал ляхам знать!

Восстание против армии польского гетмана Конецпольского возглавлял Тарас Трясило (Тарас Федорович). Решающий бой произошел под Переяславом 22 мая 1630 г., после трех недель ожесточенной борьбы казаки разбили армию Конецпольского.

Наливайко Северин - предводитель народного восстания против шляхетской Польши в конце 16 в. (1594-1596); был захвачен в плен и казнен в Варшаве в 1597 г. С именем Наливайко связано много песен и легенд.

Привлекала Т.г.шевченко и тема борьбы украинского народа против турецко-татарских захватчиков. Впервые она нарушена в поэме "Иван Подкова" (1838), также опубликованной в "Кобзаря" 1840 г.

Иван Подкова - казацкий предводитель второй половины 16 в. известен в народе походами против турок. О его морской поход сведений нет.

Поэма композиционно состоит из двух частей. В первой рассказывается о прошедших временах, которые противопоставляются современному Шевченко положению Украины. Тоска по прошлому, заметна некоторая идеализация прошлого.

Было когда - то-в Украине Ревели пушки; Было когда - запорожцы Умели властвовать. Царили, добывали И славу, и волю...

Было когда-то хорошо жить На той Украине...

Во второй части непосредственно воспроизводится морской поход. Ярко выделяется образ смелого атамана - руководителя похода. Он наделен сверхъестественной силой:

А впереди атаман Ведет, куда знает. Прохаживается вдоль байдака.

Поднял шапку - лодки стали. "Пусть враг погибает!...

...в Царг советов, к султану Подемо в гости! - Надел шапку и снова закипело море.

Эта гиперболизация берет свое начало из фольклора.

Так рисовал народ героев в легендах, песнях, думах, таким видел своих героев-предков (образ Данилы Нечая в песне "Ой из-за горы высокой"). А в думе "Атаман Матяш старый" герой "на доброго коня садится, шесть тысяч турок-янычар побеждает". Гиперболизированный образ Ивана Подковы у Шевченко. Поэма превозносит гордость народа за героическую борьбу в прошлом, будит патриотические чувства.

Если в поэме "Иван Подкова" дано лишь картину начала похода, то уже в поэме "Гамалия" воспроизведен весь поход, бой в Царьграде, возвращение казаков с победой на Родину. Поэма написана в 1842 г. и начинается она песней невольников, созданной под влиянием народных дум (о Самийла Кошку, Алексея Поповича, Марусю Богуславську, Ивана Богуславця и др.)

Гамалия не историческая личность, но в 17-18 вв. среди казацкой старшины было несколько Гамалий. Упоминаются они и в "Истории руссов". Это обобщенный образ казацкого вожака.

Главарь Гамалия в поэме изображен в тесных связях с казачеством. Запорожцы плывут в Турцию и "впереди Гамалия байдаком руководит".

В Скутари - предместье Стамбула - он в самом пекле боя.

Гамалия по Скутари - по Аду гуляет, Сам хурдигу разбивает, ломает Оковы.

Во время возвращения на Украину плывет последним:

... плывет Позади заядлый Гамалия: Орел орлят языков стережет...

Гамалия приобретает славу "На весь мир большой, на всю Украину". Запорожцы в поэме рисуются ярче, чем в поэме "Иван Подкова". Здесь дано зримые картины боя, показано их отвагу.

Монах - гетман Петр Конашевич Сагайдачный. Под его руководством казаки совершили ряд успешных походов на татарские и турецкие города-крепости, которые были одновременно и невільницькими рынками. На самом деле Сагайдачный монахом не был, он умер в 1622 г., от раны, которую получил в бою под Хотином (1621 г.) Шевченко, как и некоторые историки, считал, что Сагайдачный умер в монастыре.

... Византия "боится, чтобы монах Не засветил Галата (пригород Стамбула, которое Сагайдачный сжег в одном из боев"

Широко использована в поэме персонификация. Лиман передал Днепровские печаль-язык, Днепр зареготався, Босфор опомнился.

Обращается А.с.пушкин и до второго своего выдающегося предшественника - Квитки-Основьяненко (1839). Эта поэзия тоже вошла в первого "Кобзаря" 1840 г.

Г.Основ'яненка поэт называет "атаманом", "отцом", "орлом сизокрилим". Поэзия-послание начинается романтической картиной природы. Здесь же упоминание о прошлом Украины, которое противопоставляется современному. Когда на Украине "кровь ляха, татарина морем краснела", теперь же его страна

Ободранная, сиротой

Более Днепром плачет;

Тяжело-тяжело сиротині,

А никто не видит...

В этой поэзии Т.Г.Шевченко, воспевая прошлое, стремится решить важные проблемы современности, выяснить

Чья правда, чья кривда

И чьи мы дети.

 

Прошлое должно давать ответ на проблемы современности. Именно поэтому поэт и призывает Квитку-Основьяненко петь о славном прошлом Украины, о борьбе против поработителей. Художник выражает веру и уверенность, что ей принадлежит большое будущее:

Наша дума, наша песня Не умрет, не погибнет... Вот де, люде, наша слава, Слава Украины!

Т.Г.Шевченко воссоздает героическое прошлое нашего народа стилистическими средствами языка: и фонетическими и лексическими, морфологическими и синтаксическими. Ведь, по словам П.Воронька, клеткой мысли и артерией силы духа является именно слово. Метко сказано, образно составленное скорее убеждает.

В творчестве раннего периода Т.Г.Шевченко воспел героическое прошлое украинского народа. Внимание поэта привлекли те моменты прошлого, в которых оказалась борьба народа против захватчиков и угнетателей за свою свободу и независимость. Мотив освободительной борьбы является основным в стихах "Иван Подкова", "Тарасова ночь", "Гамалия", "К Основьяненко".

В лирическом творческие "Тарасова ночь" воспроизведен моменты освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты.

Лирические произведения "Иван Подкова" и "Гамалия" изображают героические морские походы запорожского казачества против турецких захватчиков. Эти произведения есть, как отметил І.Я.Франко, "словно звонким погуком казацкого геройства и отваги и энергии".

В поэзии-послании "К Основьяненко" поэт, воспевая героическое прошлое нашего народа, обращаясь к великого художника слова, стремится выяснить много проблем, то, что его больше всего волнует: "чья правда, чья обида и чьи мы дети"...

Образы своих героев автор обрисовывает в приподнятом героическом плане, гіперболічними рисами. произведения имеют отчетливо романтический характер, использовано в них ряд народных песен, в духе народных дум изображен казаков, находятся в турецкой тюрьме.