Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ СТЕЛЬМАХ
Роман м. стельмаха "Правда и кривда"


 

ПЛАН

И. Проблематика.

2. Композиция.

3. Марко Бессмертный.

4. Евгений Дыбенко.

5. Антон Безборотько.

Михаил Стельмаха глубоко волновали проблемы вечные, глобальные. Ими он жил - художественно переплавлював в емкие образы. Об этом свидетельствуют метафорические названия большинства его романов, пьес, повестей, рассказов и стихотворений: „Гуси-лебеди летят...", „Четыре броды", „Хлеб и соль", „Гуси-лебеди летят...", „Правда и кривда", „Кровь людская - не водица", „Очарованный ветряк", „Мак цветет", „Березовый сок..."

В начале 1959 года Стельмах с трибуны IV съезда писателей Украины впервые рассказал о том, что работает над новым романом о современнике, о человеке, которая ломала железный хребет фашизму, а сейчас каждую весну и каждую осень засевает землю рожью и пшеницей на счастье, на здоровье и на добрый разум.

Итак показ жизни украинского села в последние годы войны и первое послевоенное лето, преодоление земледельцами невероятных трудностей в восстановлении народного хозяйства, разрушенного гитлеровцами, - такова ведущая тема романа „Правда и кривда (Марко Бессмертный) (1961). С фарватерною линией переплетаются другие - не мне важны: извечная борьба правды и кривды, добра и зла; бессмертие трудового народа как творца всех материальных и духовных ценностей на земле; преодоление вредных последствий культа личности Сталина; нравственная чистота; порядочность, честность человека труда. В эпилоге произведения главный герой Марко Бессмертный признается Григорию Заднепровскому:

- Горжусь твоей последней книгой! - обнял побратима Марко, - ее буду брать с собой в поле.

- Действительно? - растроганно посмотрел в карие глаза с теми золотистыми обідочками, в глубинах которых то чаївся, то снувався легкий туман. Что же в мое дошло до тебя?

- Прежде всего, Григорию, правда! Пусть она порой и горькой, и нелегкой, и полуголодной была, но это правда.

В романе „Правда и кривда" (Марко Бессмертный) Михаил Стельмах разрабатывает тему народа и величия его духа, правды, побеждает и в кровопролитих боях, и в послевоенных трудностях.

Багатопроблемність зумовлю и многоплановость романа „Правда и кривда": на жизнь героев (в конце второй мировой войны - незабываемая весна победного 1945 года) очень часто в кинематографе чьем наплыве „накладывается" и древнее (предвоенные годы), и недавнее (начало войны) прошлое.

В центре внимания Стельмаха-романиста - художественное исследование характеров. Прежде Всего - Марка Бессмертного. Не случайно его имя и фамилия вынесены в второй заголовок, произведения. Таким образом, композиция образа Марка Бессмертного - это композиция ведущей сюжетной линии; ее дополняют, расширяют и углубляют и такие не менее важные суетные линии, как: Григорий Заднепровский - Поцилуйко, Пивовар - Кисель, Марко Бессмертный - Степанида, Евмен Дыбенко - Антон Безборотько, Григорий Заднепровской - Екатерина Кульбабенко, Безбородко - Мария Покритченко, Поцилуйко - Василиса...

Исключительно важную идейно-композиционную роль в сложном переплетении и взаимосвязи сюжетных линий играют не только многочисленные рассказы, экскурсы в прошлое, воспоминания персонажей, но и авторские лирические отступления и художественные выписанные картины природы. Вот как, например, Стельмах-психолог раскрывал самые сокровенные мысли и самые интимные переживания Степаниди, когда она заново открывает для себя чар „сизой рассветному и розовой вечерней росы":

Казалось бы, еще такое роса? Обычные осадки, да и только. А для крестьянского ребенка, да еще с мрійною нравом, - это волшебный начало мира, когда он из действительности и сказки разворачивал зеленую, росицею окропленную землю; это лучшие воспоминания, когда проснешься в доме и слышишь, как в широкой долине папа косой подрезал ночь и на волю широко выходит голубоглазый рассвет; это застенчивая заплаканная ромашка в святковім венчике и радость, когда ты сама, как ромашка, в белой косынке весело ступаешь по траве, неся завтрак косарям.

Собственно, это не только закончено пейзажная зарисовка, а настоящая поэзия в прозе: здесь и радужный мир детства, и все глубже познания тайн красоты природы , и пробуждение самого светлого и самого святого чувства...

Приведенный выше отрывок из романа „Правда и кривда" яркое подтверждение того, как виртуозный мастер оранічно монтирует воспоминания в художественную ткань.

Романист лучше всего способен воссоздать исторические и психологические процессы. Как художественное исследование исторических закономерностей эпохи, социальных судеб человеческих роман в принципе, „не имел себе равных ни среди других литературных жанров, ни среди других видов искусства". Свидетельство этому „Правда и кривда" - один из самых выдающихся произведений украинской литературы начала шестидесятых годов.

Наиболее полно раскрывается психологическое искусство Стельмаха-художника при лепке образа Марка Бессмертного.

Зспів романа „Правда и кривда" вводит читателя в адский водоворот битвы, невероятных испытаний: „Огонь был таким, что в воздухе снаряды встречались со снарядами, мины с минами, гранаты с гранатами": „сходило с ума железо, лошади сходили с ума и сходили с ума люди. Отблески взрывов вспыхивали в их глазах, в отблесках взрывов темно масніли луже крови. И на фоне этого адского боя - богатырская выдержка и стойкость наших воинов. Уже здесь определяется масштабность и символичность образа Бессмертного.

Мы еще не видели и не слышали Марка, а уже положены первые резкие мазки его образа (через описание боя и фамилия), подчеркнуто его характере типичное. Внешность персонажа дорисовывается в контрастном освещении. Сначала через восприятие девочки-подростка („Вон, рядом с Георгием Побєдоносцем лежит..."), затем - медсестры и полковника (Они потихоньку пошли в глубину церкви, остановились перед двумя воинами; рисованным - небесным и раненым-земным. Вокруг небесного воина белели клубочки облаков, вокруг земного - темнели пятна крови").

Жизненная правдивость образа Марка Бессмертного углубляется когда Стельмах-художник детально прорисовывает его внешние черты (и опять же - через мироощущение другого персонажа): „Полковник опустился на колено, пристально, с сожалением взглянул на бескровное, смуглое, неровной підківковою усов лицо солдата..." Эта деталь, „неровная подковка усов", в портрете Марка Бессмертного все время будет приобретать нового освещения.

А когда сердцу героя уже не хватало крови и „оно" останавливалось, стихало, словно песня", Оксана, испуганно касаясь его плеч закричала: „Не умирайте...". Гиперболическая сила Марка-воина и Марка сеятеле возвышенные Стельмахом к эпичности („Я не в...мираю. Я в... выздоравливаю").

Санитары принесли Бессмертного в подземелье, кто-то дернул за ногу, потом за вторую и удивился: „Вы посмотрите на этого новака - у него вместо портянок растерзанный эсэсовский флаг". Поразительная Деталь, она преподносит образ Марка на вершину неслыханной выдержки и мужества, неодолимой веры в победу: „хожу по земле фашизм! Хожу по земле несправедливость!" - хотел сказать Марк, но слова его были такими хилыми, что не могли раскрыть уст".

Что же нас больше всего поражает а образе-характере Марка Бессмертного? Прежде всего государственная масштабность размышлений и стремлений персонажа, его жесткая бескомпромиссность, поэтическая окрыленность души, чуткость к красоте, верность матери; любимой, гражданскому долгу, непримиримость к пренебрежению интересами труженика, к черствости, эгоизма, безверия. Непримиримость в борьбе за отстаивание правды, любовь к родной земле, человечность - вот что характеризует воина, труженика, творца.

Стельмах-патриот все время заостряет внимание читателей на большой человечности Марка Бессмертного: он в своей землицы дает приют сироте Хведьку; с нежностью обращается к искалеченной птице: „Не бойся, маленький, я никогда не обижал ваш род ни для развлечения, ни для еды"... Слышишь, не умирай пташино, живи и выводе свою песню, выводи деток, потому как не будет птиц, то и человеческое сердце станет черствішім". Перенеся баснословные боли и страдания, насмотревшись смерти в глаза и победив ее, Марко Бессмертный стал еще более чувствительным к светской правды и красоты. Когда фронтовик увидел, как Антон Безборотько губит здоровье и материнство женщин, он уже иначе не мог поступить и загнал жосткосердя в ледяную воду.

Такой поступок - хоть в какой-то степени и непродуманный - как раз в характере Марка. На пленуме райкома Бессмертный так объясняет свое поведение:

- Меня с детства отец-мать учили чтить и женскую красоту, и женский труд, и особое материнство, потому как этого будет меньше на свете, то куцішою станет любовь и расстояние между человеком и обезьяной.

Этот поступок, обостряет сюжет, сыграл первостепенную роль не только в раскрытии образа Марка Бессмертного, но и в срывании „масок" с Безборотько, Мамури и Киселя.

В конце романа „Правда и кривда", когда Марко Бессмертный достиг вожделенного (у него „детском языке жебоніло зерно")/, Михаил Стельмах становится еще более сдержанным и скупішим в довершении образа: подчеркивается большая радость героя и его неугасаемая любовь („Я люблю вас"), и в то же время - простота во всем - большом и малом.

Евмен Дыбенко в романе „Правда и кривда" воплощает тему народа, величия его духа, победу правды. С „деда с критикой" бьет кличем умный искрометный смех. Едким словом он высмеивает тех руководителей, которые злоупотребляют служебным положением, гоняются за обогащением; с женой и друзьями добродушно шутит, не „переходя границы". При создании этого колоритного характера Стельмах-художник воспользовался мудрым советом Остапа Вишни: „Ловите, наблюдайте контрасты - будет смех!"

С одной сугубо дибенківської фразы: „немного Покисла и відкисай" Марко Бессмертный сразу же узнает деда-гострослова. Евмен в изображении Стельмаха-художника будто с картины сошел:

Еще кто-то затупав вверху скрипнули двери, и в подбитом перекладине, словно в рамке непокорный портрет, зашевелился невысокий, міцножилий в свитке на рохристі дед...

Определение „непокорный" подано на первом месте. А потом очерчены контуры внешности - слишком скупые, насколько позволял свет в землянке. Освещены лишь две характерные черты: дед Евмен „невысокий, міцнотілий". И еще как будто мимоходом - „в свитке на розхристі". Но какой красноречивый этот штрих! В такой привычке - черта характера старого...

И отчетливо выясняет свою удачу Евмен через языковую индивидуализацию. Слово у него искрометное и красочное. Фраза энергичная, с внутренним зарядом. Говорит Дыбенко - и сразу же почувствуешь: человек он мудрый, остроумный, с багатішим жизненным опытом. Прямой, настойчивый.

Над все в жизни старый любит ухаживать лошадей. „А я - война не война - все время возле лошадей човпію и в рай или в ад на лошадях думаю трапити, потому что таков мой удел конский. А все время меня элементом называют".

За что же так прилепили Дибенкові этот - с явным оттенком недоверия, подозрительности - бюрократический ярлык? „За язык. Деду, только только за язык, - с насмешкой отозвался светлоглазых Василий Тримайвода. - Длинный он у вас."

Тримайвода сказал, чтобы свести разговор на веселый тон. И его реплике нет и тени унизительной насмешки, лишь добродушный намек на чрезмерную болтливость старого. Но дед Евмен и тут „нашелся", обратил намек Василия в свою пользу: „А ты его мерил? У меня, бесовая макітро, если хочешь знать, ничего куцого нет. И возраст мой длинный, и труд, и стаж, и язык. И говорит он только правду, а вы ее в резолюции не записываете."

Этими словами Евмен Дыбенко - народный заступник и справедливость - как бы подытожил самое священное, раскрыл „секрет" своего непримеренної нрава.

Поцилуйко тоже пытается больнее поразить Дыбенко: „Недаром вас элементом называют". На это дед Евмен с достоинством отвечает: „Такие прозывают. А на деле элементами получаются такие, как ты". Как надутый приспособленец Кисель. Как растленное горе-руководитель Безборотько . Против них и ведет беспощадную борьбу Евмен Дыбенко - один из найрельєфніших и надсильніших образов не только в творчестве Михаила Стельмаха, но и во всей украинской прозе 60-х годов.

Дыбенко называл главу колхозную „викрутнем", „недбальцем, который „совесть прогулял", как червонец, а хитрости наодалживался". С этой острой, но справедливой характеристики узнаем, что Антон Безборотько „паплюжник", „шеляговий правитель". Крайне негативно оценил действия приспособления и учитель Григорий Заднепровский:" Безборотько с подземным лабиринтом крота".

Наедине с собой горе-голова не кривит душой, не притворяется, не лицимірить. Здесь он откровенен до конца. Его мало заботит что люди мерзнут в низких и сырых землянках, что на ферме уже давно нет сена. Безборотько занят больше своим личным благополучием. Колхозники „тычут пальцами в его жилище", которую он нечестно построил.

С приездом Марка Бессмертного Антон Безборотько потерял покой: „И принесло же этого Марка еще до окончания войны, будет кому воды мутить, - это такой, что не усидит и не влежать. Глядишь, еще и потурить с председательства" . Поэтому „на людях, где мог и как мог, а больше всего пытался „подвезти базу, идейную или экономическую".

Антон Безборотько ради собственной случаю готов породниться с кем угодно, хоть с чертом. Он хитрый и предусмотрительный, как та старуха из бессмертной юморески Степана Руданского „Надо везде иметь приятеля": „Не судіте, люди! Никто того не ведает, Где по смерти будет!.. Или в небе , или в аду скажут до скончания века..."

„Шеляговий правитель" лицемерит даже перед своим бывшим единомышленником и союзником, хладнокровно прикидывает в уме : „Не одна ниточка связывала его с Поцілуйком - это такой ловкач-доробкевич, что сегодня под льдом тарахтит, а завтра, глядишь, в каком-то министерстве вынырнет". Кто-кто, а Безборотько уже знал все „кротовьи ходы" подлого Поцілуйка. Поэтому и опасается его, поэтому и благоговел перед ним.

В душе „паплюжник" исповедовал одно (проклинает на чем свет стоит Поцілуйка), на словах же - совсем противоположное: "Безборотько, ругаясь и разбрасывая во все стороны умом, быстрое одевается, открывает дверь и приветливо с встречал гостя:

- Опоздали вы, Гнат Радіоновичу. Уже и первые петухи скоро будут петь."

Разоблачая Безбородко как тип нерадивого руководителя-приспособленца, Михаил Стельмах изображал его гротескно, в юмористическом ключе. На все у Антона одна стереотипный ответ: „Немного пособила государство, а больше нельзя, потому что война".

И непримиримый Евмен Дыбенко и эту маску срывал с лица лицемеры: „На ее плечи (войны И.С.) все можно сбросить - и украденное, и згноєне. Но этой баснями не накормишь скота."

А когда никчемный Безборотько предлагает добить голодных лошадей, старый Дыбенко швырял ему вслед обидные и чувствительнее всего определения - характеристики: „Прочь, душогубе, іроде, отсюда! ...

Конфликт достигает своего апогея. Столкнулись два взгляда, два характера - полярно противоположные. В отношении народного имущества наиболее полно оказалось, как ревностно болеет за благосостояние тружеников Евмен Дыбенко и, наоборот, бездушно-жестокий и безразличный до всего этого Безбородко - пьяница.

Кисель - карьерист значительно большего масштаба, чем Безбородко. У него „лицо с печатью грубой властности и понятности".

Начальник областного управления сельского хозяйства „не принадлежит к числу тех руководителей, которые „любят приносить людям радость, утешение или хотя бы одарить их обычной улыбкой.." Грубое администрирование, запугивания, преследования - вот методы „руководства" Киселя": „Приехал - уехал... не разобрался, наорал и уехал".

Умный или ограничен, главное - чтобы в номенклатурные святцы" был занесен. При таких специфических обстоятельствах и „вынырнуть" на своих должностях „ловкачи-доробкевичі" кисели и безборотьки. Это они вместе с некомпетентными руководителями высшего масштаба привели страну к той пропасти, над которой мы остановились.

В образах Марка Бессмертного, Григория Заднепровского, Евмена Дыбенко и других положительных героев романа „Правда или кривда" Михаил Стельмах воплощает идею бессмертия народа, победы правды и величия народа".