Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

8 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

БОРИС АНТОНЕНКО-ДАВИДОВИЧ

Осуждение бездуховности в произведении «Слово матери»

Имя украинского писателя Б. Антоненко-Давидовича до недавнего времени было почти неизвестно читателям, потому что его произведения запрещались, исключались из литературного процесса. Однако сегодня мы имеем возможность ближе познакомиться с творчеством этого писателя, который и в сложных общественных условиях продолжал отстаивать право украинского языка на существование. «... Может, действительно, нам часто не хватает той «жесткости» чтобы создать условия, при которых украинская речь заняла бы свое естественное место в нашей текущей жизни на Украине?» - писал Бы. Антоненко-Давидович в своих воспоминаниях.

Произведения писателя не лучше подкрепляют эти слова. Так, повесть «Слово матери» раскрывает проблему таких украинцев, которые в свое время отреклись своего языка, своего народа, своих матерей. Главный герой Иван, сын простого кузнеца, получил в наследство от умирающей матери самое дорогое. Это были ее последние слова: «Горнись, деточка, до простых, работящих людей...» Но проходит время, и юноша сближается с господами. Сначала его привлекает это среда, но оно негативно влияет на него: он перестает учиться, его уже «передергивает» от отцовских слов о «мужицкого сына». К тому же он в тенетах первой любви к панне Мэри, которая кажется ему самым прекрасным существом. И вот автор заставляет сама жизнь поставить все на места. Все начинается с представления украинского театра, где Ваня внезапно возрождает в себе ощущение своей страны и своего народа: «И я почувствовал себя вдруг, как и многие, наверное, кто в зале и на галерке, долей того обиженного, обездоленного народа». Семья Кузьминых-Караваевых предстает олицетворением барской бездуховности, непонимание красоты. Они не способны на любые настоящие и сильные чувства. Спектакль, которая поразила Ваню и перевернула душу, у них вызывает недовольство, которое они заедают пирожными. Для подчеркивания бездуховности барской семьи автор часто прибегает к саркастических замечаний относительно ее членов. Так, Мэри часто повторяет какую-то заученную от кого-то фразу», недовольство спектаклем в Калерії Александровны проявляется в том, что она неохотно «пила чай». Образ деревенской девушки Зины, горничной в Караваевых, олицетворяет тех людей, которые отреклись своего родного, а чужого принять никак не могут. Ваня понимает, что то были два разных мира, которые никогда не могли найти общий язык. Между ними была такая пропасть, которую не переступать.

Герой покидает господский дом со старой матерью Зои, жмет руку Афоньки - то делает, наконец, свой окончательный выбор, выполняя совет своей матери.