Статья
Развитие литературы, образования и науки в Украине в 20-30-х гг. ХХ ст
Нигде так не оказывались эти свежие настроения, как в литературе. Марксистские писатели пропагандировали мнение, согласно которому для осуществления своих задач революция, кроме общественно-политической сферы, должна достигнуть и в область культуры. То есть буржуазное искусство и мышление прошлого необходимо заменить новым, пролетарским, искусством.
Попытка создать пролетарскую культуру в России привела к возникновению литературной организации "Пролеткульта", которая опиралась на две коренные основы: во-первых, пролетарскую культуру можно создать, отбросив традиции и образцы прошлого; во-вторых, в создании этой культуры должны участвовать народные массы. Отождествлен с культурой русского города, "Пролеткульт" не имел большого влияния среди украинцев. Однако его идеи сделали свое дело в процессе возникновения в Украине так называемых массовых литературных организаций.
В 1922 г. в Харькове под руководством Сергея Пилипенко появилась первая из массовых литературных организаций "Плуг". Заявив, что для масс надо создавать такую литературу, которую они хотят, эта организация учредила сеть писательских кружков, которая вскоре охватила 200 писателей и тысячи начинающих. Один из деятелей организации так выразил отношение к искусству: "Задача нашего времени в области искусства заключается в том, чтобы приземлить искусство, снять его с пьедестала на землю, сделать его нужным и понятным для всех". Через год Василий Эллан-Голубой организовал литературную группу "Гарт", которая также стремилась работать для создания пролетарской культуры на Украине. В группу входили Константин Гордиенко, Александр Довженко, Олесь Досвитний, Михаил Иогансен, Александр Копыленко, Иван Микитенко, Валерьян Полищук, Владимир Сосюра, Иван Сенченко, Павел Тычина, Николай Хвылевой и др.
Наряду с этими марксистскими организациями возникали также небольшие группы идеологически нейтральных или "непролетарских" писателей и художников.
В период украинизации особенно выделяется киевская литературная группа "неоклассиков", которую возглавлял Николай Зеров. В ее состав входили Михаил Драй-Хмара, Павел Филипович, О. Бургардт (Юрий Клен), Максим Рыльский. Блестяще образованные люди, они владели многими иностранными языками, создавали многочисленные переводы мировой классики, активно противостояли "Пролеткульта". "Неоклассики" ориентировались на сочетание национальных традиций и посещу мировой и европейской литературы.
Эстетические взгляды "неоклассиков" разделял М.Хвильовий, который выступал против хуторянства и "массовизма" в литературе. Его публицистика ("Камо грядеши?", "Мысли против течения") сыграли значительную роль в развитии украинского литературного процесса. Статья "Украина или Малороссия?" 1926 г. была изъята из литературного обращения, ее опубликован лишь в 1990г.
В 1925 г. после распада "Закалки" часть его членов (среди них Николай Кулиш, Павел Тычина, Бажан, Петр Панч, Юрий Яновский и Иван Сенченко) образовали элитарную литературную организацию Ваплите" ("Вольная академия пролетарской литературы") во главе с Николаем Волновым.
Противниками "Ваплите" были не только Пилипенко и другие сторонники "Плуга". С критикой буржуазно-националистической идеологии" выступило тогдашнее коммунистическое руководство Украины. Даже Сталин указал на опасность взглядов Хвылевого. Для борьбы с распространением националистических идей в литературе в 1927 г. было создано просоветскую организацию ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей) и усилен контроль коммунистической партии за литературной деятельностью.
В разгар этих событий появляются литературные произведения высокого сорта - п. тычины и м. рыльского. Сразу же после выхода в 1918 г. сборника "Солнечные кларнеты" п. тычина получил широкое признание. Продемонстрированное им в следующих сборниках, как "Вместо сонетов и октав", "Ветер с Украины", художественное владение словом не оставляло сомнения в том, что произведения Тычины является настоящей вехой в развитии украинской поэзии. Поэзии Максима Рыльского, публиковались в сборниках "Под осенними звездами", "Синяя даль", "Тринадцатая весна", были сдержанными, философскими и глубоко укорененными в классические традиции Запада. Среди многих других поэтов того времени особого внимания заслуживают Николай Зеров, Павел Филипович, Михаил Драй-Хмара, Евгений Плужник, Владимир Сосюра, Николай Бажан и Тодось Осьмачка.
Главными темами прозаических произведений были последствия революции и гражданской войны в жизни человека и общества. У "Синих этюдах", проникнуты тонким чувством слова, симбиозом романтичности и грубого реализма, Николай Хвылевой воспевает революцию, в то время как в "Осени" и "Я" он отражает ее противоречия и свое растущее чувство разочарования ею. В таких произведениях, как "В ржи", Григорий Косынка мастерски изображает решимость крестьян в борьбе с чужеземцами. В романе "Город" скептически-мистический Валерьян Пидмогильный описывает, как украинскому крестьянину безбедно жить в чужом для него городе благодаря тому, что он отказывается от лучших крестьянских ценностей. В своем произведении "Из записок холуя" мастер сатиры Иван Сенченко высмеивает беспозвоночных лакиз, что их порождал советский строй. В романе Юрия Яновского "Четыре сабли" с его яркими описаниями крестьян-партизан проступает дух запорожских казаков. Но непревзойденным по популярности был Остап Вишня, остроумные юморески которого читали миллионы людей.
Среди драматургов самой выдающейся фигурой был Николай Кулиш. Три его пьесы - "Народный Малахий", "Мина Мазайло" и "Патетическая соната" - вызвали сенсацию своей модернистской формой и трагикомичным трактовкой новой советской действительности, русского шовинизма, "малороссийской" ментальности, анахронічного украинского национализма, духовной незрелости коммунистов-доктринців.
В этот период произошли показательные изменения в отношениях между украинским Западом и Востоком. Если на рубеже веков галицкие издания открывали свои страницы для писателей из Приднепровья, то в 20-30-е годы восточноукраинская пресса широко публикует галицких и буковинских авторов. А в Харькове создается писательский союз "Западная Украина" с одноименным журналом, которую после возвращения из Америки возглавляет Мирослав Ирчан. Имена Ярослава Гала-на, Степана Тудора, Петра Козланкжа, Ярослава Кондри, Александра Гаврилюка, Василия Бобринского, Екатерины Гриневичевой, Мирославы Свирели весьма разнообразно представляют литературно-художественные поиски западноукраинских авторов.
Новаторским талантом в Западной Украине отличался поэт-імажиніст Богдан-Игорь Антонич. Привлекают внимание философским осмыслением бытия сборника "три перстня", "Книга Льва", "Зеленая Евангелия", "Ротации". Творчество Б.І.Антонича созвучна с поэзией п.тычины.
2. На развитии театрального искусства 20 - 30-х годов также сказался процесс украинизации, который трагически закончился "расстрелянным возрождением".
Новым этапом в развитии украинского театра стал 1918г. В Киеве образовались три театра: Государственный драматический театр, Государственный народный и "Молодой театр". Государственный драматический театр возглавляли Александр Загаров и В.Кривецький, воспитанные на традициях Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.
Государственный народный театр возглавлял Панас Саксаганский. В состав труппы вошли Мария Заньковецкая, Линицкая Любовь, Дарья Шевченко. Репертуар состоял из бытовой, исторической и классической тематики.
В 1922 г. деятели "Молодого театра" создают в Киеве творческое художественное объединение - современный украинский театр "Березиль", который существовал до 1926г. Возглавляет этот театр Лесь Курбас, выдающийся режиссер-реформатор украинского театра.
Лесь Курбас в этот период приспосабливает принципы модерна до классического западноевропейского и украинского репертуара (драмы В. Шекспира, Ф. Шиллера, пьесы М. Старицкого, И. Карпенко-Карого). Из творческого объединения берет начало театральная библиотека, театральный музей, первый театральный журнал.
Воплощением творческих поисков театра появились спектакли, в постановке которых Лесь Курбас осуществляет в различных стилях: традиционно-реалистическом ("В пуще" Леси Украинки), психологическом ("Черная Пантера и Белый Медведь", "Грех" В. Винниченко), символическом ("Драматические этюды" А. Олеся), народного гротеска ("Рождественский вертеп"), импрессионистскому ("Йола" Есть. Жулавского). Этапной в творчестве художника и в истории украинского театра стал спектакль "Гайдамаки" Т. Г. Шевченко.
В 1926 - 1933 гг. театр "Березиль" работает в Харькове. В его состав входят художники Марьян Крушельницкий, Амвросий Бучма, Наталия Ужвий, Иван Марьяненко, Иосиф Гирняк, Валентина Чистякова, Надежда Титаренко, О.Добровольська. Ближайшим помощником Леся Курбаса в модернизации украинского театра стал драматург Николай Кулиш. В его пьесах ("Мина Мазайло", "Народный Малахий") нашли широкое отражение взаимосвязи человека и нового исторического времени.
У1934 г. театр "Березиль" переименован в театр им. т.г.шевченко. Судьба Леся Курбаса, Николая Кулиша, как и многих представителей творческой интеллигенции Украины, сложилась трагически. Они были репрессированы и расстреляны в 1937 г. в Соловецком лагере особого назначения.
Творчество Леся Курбаса принадлежит к выдающимся достижениям украинского и мирового театра XX в.
В этот период значительного развития приобретает украинский кинематограф. Огромный вклад в развитие кинематографа осуществил Александр Довженко такими фильмами, как "Звенигора", "Арсенал", "Земля".
3. Разнообразие стилей и направлений была свойственна и изобразительному искусству. Так, среди профессуры Академии художеств, созданной в декабре 1917 г. в Киеве, были Николай Бурачек, Михаил Жук, Василий Кричевский, Абрам Маневич, Александр Мурашко, Георгий Нарбут - художники разных школ.
Авангардное искусство представляли Александр Богомазов, Михаил Бойчук, Казимир Малевич и др. О. Богомазов - художник-кубофутурист, автор трактата "Живопись и элементы", в котором изложил видение авангардного искусства. К. Малевич - один из основоположников супрематизма, его искусство основывается на фольклорных источниках. Интересно, что свой "Черный квадрат" он характеризовал как "живописный реализм крестьянки в двух измерениях", сближая таким образом элитарный абстракционизм с народным искусством.
Новаторские поиски свойственны творчеству Петра Холодного, который последовательно разрабатывал принципы современного украинского стиля в монументальном искусстве, видя этот стиль в новом переосмыслении традиций давноруського иконописи.
Новое направление монументального искусства XX в. основал Г. Бойчук, Это направление - так называемый неовізантизм, в основе которого лежали конструктивные особенности византийской и древнерусской живописи (домонгольского периода). В его произведениях присутствует иконописная традиция ("Плач Ярославны"). Позже, когда его стали клеймить в прессе за "уклоны", упрекать за "живопись на фанере", М.Бойчук на страницах "Вечернего Киева" (1929 г.) напоминал: "Я никогда не скрывал своего труда и демонстрировал ее в тех художественных произведениях, которые выполнялись именно для масс..."
|
|