Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 1

 

Урок 53. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ. ТАРАС ШЕВЧЕНКО «ТЕЧЕТ ВОДА ИЗ-ПОД ЯВОРА»

 

Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Т. Г. Шевченко; углублять знания детей о родной язык, его богатство и красоту; развивать образное мышление, связную речь; воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

У любого сорняка

Будячиха любая.

О. Пахарь

2. Работа над чистомовкою

Ба-Ба-ба, ба-ба-ба!

Вон на берегу вербаї

Бу-Бу-бу, бу-бу-бу!

Ухаживаем иву!

Би-би-би, би-би-би!

Сидит голубь на иве!

Бы-бы-бы, бы-бы-бы!

Голубь полетел из ивы!

Бу-Бу-бу, бу-бу-бу!

Я люблю свою иву!

3. Розчитування по составляющей таблицей

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Выставка-презентация детских рисунков

2. Конкурс на лучшее чтение стихотворения «Солнце заходит, горы чернеют...»

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Тарас Григорьевич очень любил Украину, ее стройные тополя, ивы над прудами. Особенно Шевченко любил калину. Он посвятил ей свои стихи. В своем «Кобзаре» слово калина он употребил 385 раз, а всего в произведениях Шевченко калина упоминается 965 раз.

Сегодня мы ознакомимся еще с одним замечательным стихотворением Кобзаря. Вслушайтесь, как звучит украинское слово.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ПРОРАБОТКА СТИХОТВОРЕНИЯ Т. Г. ШЕВЧЕНКО «ТЕЧЕТ ВОДА ИЗ-ПОД ЯВОРА...» (с. 56)

1. Выразительное чтение стихотворения учителем

- Какие картины, звуки возникли в вашем воображении при чтении стихотворения?

2. Словарная работа

1) Справочное бюро.

Явор - белый клен.

Гордиться - здесь: буйно расти, цвести, иметь привлекательный вид.

Ряска - многолетнее травянистое мелкая плавающая кругло-листа растение, покрывает воды (обычно стоячие) и является пищей для водоплавающих птиц.

Овраг - глубокая длинная впадина (преимущественно с крутыми или отвесными склонами), образовавшуюся в результате размыва рыхлых осадочных пород временными потоками.

2) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.

Течет долиной

вода калинка

явора ивняки

оврагом гордится

хлюпощуться качуром

- В каких словах первого столбика отмечен второй состав?

- Какие звуки обозначает буква я?

- Какое слово во втором столбике «лишнее»? (Гордится - название действия.)

- Какое слово состоит из двух частей? (Ивняк)

Физкультминутка

3. Повторное чтение стихотворения учащимися «эхом» за учителем

Уголок родной природы воспевает поэт в своем стихотворении?

- С какой интонацией читается стихотворение? (Размеренно, лирично, будто любуясь волшебными пейзажами.)

4. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения

- Как вы понимаете словосочетание «гордится калинка»?

- Куда течет вода?

- Что Шевченко пишет про утку? ее качаточок?

- Какие слова свидетельствуют о безграничной любви поэта к родной земле?

5. Игра «Найди рифму»

Долину... (калина)

Молодеет... (зеленеют)

Горой... (осокой)

За ними... (своими)

6. Работа в группах

Создание и презентация словесных рисунков к стихотворению.

7. Подбор слов - названий действий до слов - названий предметов

Вода... (течет)

Калина... (гордится)

Явор... (молодеет)

Ивняки и лозы... (зеленеют)

Качаточка... (хлюпощуться)

Уточка... (следует, ловит, разговаривает)

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С каким стихотворением Т. Г. Шевченко познакомились на сегодняшнем уроке?

- Что воспевает в нем поэт?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить стихотворение наизусть.