|
Тема: Только правд в лжи не мешай
Не позорь все подряд без толку,
Потому что на свете тот мудрейший,
Кто больше всего любит жизнь
(В.Симоненко).
Василий Симоненко "Цап Плаксий и Лактон" Интересные страницы из жизни. Сказочная история и современная жизнь. Характеристика действующих лиц тору. Разный образ жизни поведения действующих лиц.
Цель:
обучающая: Учить выразительно и осмысленно читать сказку, обращать внимание на ритм, рифму, особый порядок слов в стихотворной сказки.
воспитательная: Воспитывать оптимистическое видение мира.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет в. Симоненко, сборник его произведений, иллюстрации к ним.
Межпредметные связи: история, природоведение, русский язык. Ход урока
И. Организационный момент.
Звонок всем нам дал приказ -
До работы быстрее в класс.
Возле парты стань вежливо -
Пусть пройдет время недаром.
Будьте внимательны и исполнительны все -
Сядьте ровненько на свои места!
II. Проверка домашнего задания.
1. Кто выпросил подарки для детей? Как? (Мамина молитва)
2. Как вы понимаете смысл подарков, которые сделала Судьба близнецам?
3. Как ребята использовали дары Судьбы в жизни?
4. Можно утверждать, что поведение братьев олицетворяет разные жизненные пути, разнообразие собственного выбора.
5. Объясните, как вы понимаете выражение "лукаво улыбались".
6. Почему писатель употребляет выражение "Люди были как будто счастливы?"
7. Какая деталь свидетельствует о мудрости второго брата.
III. Сообщение темы и цели урока.
Все мы с детства очень любим сказки.
- Произведение, которое мы сегодня будем изучать принадлежит перу прекрасного украинского поэта Василия Симоненко.
Сказку "Козел Плаксий и Лоскотон" писатель написал за одну ночь, а уже на следующий день читал своему сыну, первому "критику".
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово. Рассказ о Василии Симоненко.
Его жизнь часто сравнивают со вспышкой молнии - таким оно было ярким и коротким. Прожил Василий Симоненко всего 28 лет. Родился Василий Андреевич Симоненко в селе Биивцы на Полтавщине. Его биография - это судьба людей военного и послевоенного поколения.
Рос мальчик без родителей. "У меня была только мать. И был еще седой дед. - Никому не сказал "папа". И верил, что так и следует" - вспоминал поэт детство. А так хотелось, чтобы был отец!
Ну пусть бы дернул за ухо,
Пусть постучал бы раз или два, -
Все равно он бы папу слушал
И ловил бы его слова, - писал поэт
Парадником мальчика был родной дед Федор. Дедушка не ходил в школу, но самостоятельно научился читать, любил книги, часто рассказывал внуку о историческое прошлое нашего народа. А еще славился тем, что мастерски вышивал рушники и рубашки.
Первые уроки жизни, доброты и ласки принимал Василько от матери. Анна Трофимовна замечательного пела, часто выступала на сельской сцене и мечтала стать учительницей. Сочинять стихи В.С. начал еще в школьные годы и помещал их в стенгазете. Первый сборник стихов "Тишина и гром" вышла в свет в 1962 г.
В.Симоненко был любящим отцом. Сын Олесь вспоминал, как отец играл с детьми, рассказывал им сказки, читал стихи. Много он мог еще создать, но не суждено. Умер В.Симоненко от неизлечимой болезни.
Похоронен В.Симоненко в Черкассах. На надгробии поэта высечены слова из стихотворения "Лебеди материнства"
"Можно все на свете выбирать, сынок,
Выбрать можно не только Родина".
V. Комментируемое чтение учителем сказки.
1. Слова учителя.
Сказки Симоненко не могут не интересовать детей, так же написаны "они с большой любовью. "Близнецы" написана прозаической языке, а "Царь Плаксий и Лоскотон" - стихотворной. Похожа на песенную, ритмичная.
2. Работа над городом сказки.
- Читая сказку, вы смеялись. Над кем? Или на д чем?
- Как назвалась страна, о которой говорится в сказке, и почему так.
- Что требовал царь Плаксий от жителей своего царства. Или справедливым было требование?
- Когда к людям приходил дядя Лоскотон.
- В чем носил смех Лоскотон. (В разрисованной сумке, в пальцах нежных своих).
- Кто освободил Лосконота из темницы.
- Что случилось с царем Плаксой и его семьей?
- Какие размышления о себе и собственное поведение вызвала у вас сказка. Симоненко.
- Чему учит сказка (Доброты, жизнерадостности, свободолюбия).
3. Игра "Найди противопоставление"
Герои сказок часто изображаются с помощью противопоставления. Например: "Было два брата - один бедный, а другой богатый" ("Мудрая девушка"). Найдите такие противопоставления в сказке: "Царь Плаксий и Лоскотон".
VІ. Закрепление изученного материала.
Решение кроссворда учащимися на доске.
1. Имя автор сказки "Царь плаксий и Лоскотон" (Василий)
2. Кто был первым слушателем и читателем сказок Симоненко( Лесик)
3. Кто из семьи Симоненко был свидетелем первых поэтических попыток Василия? (Мама).
4. Какое громкое имя дали Василию в школе, узнав о его первые стихи. (Поэт).
5. Место, где проходили шумные ярмарки неподалеку от родного села. Симоненко (Колодец).
6. Город, где жил и работал поэт (Черкассы).
7. Глаза у царя Плаксы были, вроде... (арбузы).
8. Имя царя страны Слезный (Плаксий).
9. Кто Ходил по всей стране
И носил с собой смех
В разрисованной сумке
В пальцах нежных своих? (Лоскотон).
VII. Итоги урока, оценивание результатов работы учащихся.
- Кто из действующих лиц сказки больше всего запомнился. Почему?
- Чему учит сказка?
VIII. Объяснение домашнего задания.
1. Нарисуйте эпизод из сказки который понравился.
2. Выпишите из сказки тетрадь строки, которые вам больше всего понравились, выучите их наизусть. Перечитать биографию писателя, и составить хронологическую таблицу.
|
|
|