Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Григорий Федорович Квитка-Основьяненко литературная и общественная деятельность

 
 
Литературные заслуги Григория Федоровича Квитки-Основьяненко определяются прежде всего тем, что он был основоположником художественной прозы в новой украинской литературе и известным драматургом, а также популярным в свое время русским писателем, который лучшими своими произведениями приобщался к «гоголевского направления». Примечательную роль его в европейском литературном процессе. Франко видел в том, что он «создатель людовой повести, один из первых того рода творцов в европейских письменствах» '.

В читательских кругах с нетерпением ждали появления новых его произведений. В. Белинский на страницах самого передового на то время журнала «Отечественные записки» высказывал пожелание: пусть быстрее появляются в печати произведения «любимца публики, остроумного и талантливого Основьяненко! Вот уж будет раздолье для многочисленных поклонников его оригинального таланта, к числу которых мы в первую очередь относим самих себя»2. Самые влиятельные журналы приглашали выдающегося прозаика и драматурга к сотрудничеству. «Мне отрадно было видеть, что вы сочли назначение «Отечественных записок» достойным своего участия...- писал издатель этого журнала А. О. Краевский Квитке-Основьяненко 6 октября 1839 г.- Я несказанно был бы вам благодарен, если бы вы возводили прислать какую-нибудь статью для напечатания»3. П. О. Плетнев, издатель основанного Пушкиным журнала «Современник», опубликовав 1838 г. русский перевод повести Квитки «Маруся», отмечал здесь же, в журнале: «Мы желали бы поделиться таким сокровищем не только со всей Россией, но и с Европой» 4.

Общественные условия на Украине в 10-40-е годы XIX ст., когда творил Квитка-Основьяненко, характеризуются активизацией общественно-культурной жизни, усилением процесса формирования национальной культуры и литературы, несмотря на социальное и национальное угнетение. Укрепляется идея приближения интеллигенции, деятелей общественно-культурного движения народных масс. Передовые силы протестуют против дикого беззакония и злоупотреблений власть имущих, против неограниченного крепостнического гнета га произвола. После расправы царизма с декабристским движением усиливается наступление николаевской реакции, что порождает недовольство даже в умеренно-либеральных кругах. Эти и другие общественные факторы предопределяли демократические тенденции прозы и драматургии Квитки-Основьяненко, сатирически-обличительную направленность многочисленных его произведений, подъем крестьянина-труженика в роли основного положительного героя.

Для жизни, общественной деятельности, мировоззрения, творчества, художественного метода Квитки-Основьяненко характерны резкие контрасты и противоречия. Достаточно вспомнить его крутые жизненные повороты, когда капитан, комедийный актер-любитель, двадцатишестилетний Цветок, по его словам, «пустился врнсь и вскачь к обители преподобных» - в монастырь, а через десять месяцев, «сняв монашескую образину и обрыв бороду», вернулся «в большой свет», в частности стал директором дворянского танцевального клуба. Писатель принадлежал к знатным кругам, но общества знати вообще не любил, заявляя, что в «высшем» мире «обезьян много, но ...людей мало», и объявляя себя духовно родственным с трудовыми низами (письмо к Т. Шевченко от 22 марта 1841 г.). Имея возможность достать большое отцовское наследство, он отказался в пользу любимого брата (позднее сенатора) от значительных имений и почти всю остальную часть своего достатка использовал на общественные, преимущественно культурно-образовательные потребности.

Монархические взгляды писателя не препятствовали ему выступать против глашатаев самодержавия и реакции - булгарінської «Северной пчели», «Библиотеки для чтения» О. Сенковского и «Русского вєстника» М. Греча и М. Полевого. Он, как утверждали в реакционных кругах, замахивался «на благотворное введение мудрой государыни» _ „а введенные Екатериной II привилегии для дворянства. Устами персонажей-резонеров Цветок утверждал, будто «благодаря мудрьім мэрам благодетельного правительства» зло везде искореняется, «благоде-тельньїй закон везде его преследует», говорил о «благоденствие» «под сенью мудрого правительства» -и тут же, воспроизводя действительность как писатель-реалист, показывал повсеместное процветание зла и беззакония, такое «благоденствне», как массовый голод крестьян, ужасное положение крепостных.

Цветок сам служил в суде, а «судящих» всех рангов изображал в сатирически-обличительном плане. Некоторое время он был послушником в монастыре, а тем временем в своих произведениях и письмах последовательно высмеивал и осуждал служителей религии - достаточно вспомнить его выражение из письма: «попм.., монахи, черты и прочая сволочь», обличительное изображение отца Никиты в «Салдацькому патреті», отца Симеона в «Конотопской ведьме». Призывая в своих дидактических сентенциях уважать начальство («ибо, как отец с детьми, так оно догляда, чтобы всем было хорошо жить»), писатель вместе с тем в художественных произведениях

ЗО-40-х годов почти все начальство ниже губернатора рисовал черными красками, возмущался преследованием его произведений со стороны цензурного «начальства», в частности, как он писал, и со стороны «длиннмх бород», то есть духовной цензуры. После разгрома декабристов среди части интеллигенции начались разброд, отступничество,Цветок же именно во второй половине 20-х годов выступил с исключительно острым разоблачением тогдашних порядков. Когда царизм подавил польское восстание 1831 года и усилился национальный гнет в России, Цветок в 1832 - 1833 гг. решительно становится на путь обогащения национальной украинской литературы, пишет сначала «Марусю», а затем еще ряд произведений на украинском языке, что составили две книги «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком».

Григорий Федорович Квитка происходил из известного на Слобожанщине дворянско-помещичьего (в прошлом казацко-старшинского) рода. Цветки водили казацкие полки против внешних врагов Украины и России, гордились тем, что принимали у себя Петра i и Александра И. Отец будущего писателя находился в дружеских отношениях с Антоном Головатым - бывшим писарем Запорожской Сечи, а затем военным судьей Черноморского казачьего войска. В просвещенной и культурной семье Цветков бывал Г. С. Сковорода, чьи произведения Григорий вместе со старшим братом и сестрами изучали наизусть и часто декламировали.

Родился Г. Ф. Цветок 29 (18) ноября 1778 г. под Харьковом в родовом имении - селе Основа (отсюда его литературный псевдоним-Основьяненко). Здесь и в Харькове прошло его жизни, написаны все его произведения. Через болезненность в детстве и патриархальные условия провинции Григорий не получил широкого образования в учебных заведениях, учился только дома и в школе при монастыре. Однако благодаря своей одаренности, самообразованию, большой страсти к образовательно-культурной и писательской деятельности он возвысился до уровня людей высокой образованности и культуры, в частности, стал членом Общества наук при Харьковском университете, членом совета Института благородных девиц; европейская научная общественность избрала его членом королевского Общества антикваріїв Севера (Копенгаген).

Долгое время Г. Цветок не мог найти близкого по душе жизненного занятия. Он переходил с военной службы на гражданскую и снова записывался в полк. Служил комиссаром в народном ополчении (1806 - 1807), секретарем дворянства, директором Харьковского профессионального театра (1812), уездным предводителем дворянства (1817-1828), совестливым судьей, председателем Харьковской палаты уголовного суда.

Г. Цветок выказывал чрезвычайную инициативность и активность в общественно-культурной жизни Харькова. С успехом он играл в основянском любительском театре, который славился на всю округу, разъезжая спектаклями по ярмаркам; со времени основания Харьковского профессионального театра Цветок находился в творческом содружестве с его талантливым коллективом, к которому в разное время принадлежали М. С. Щепкин, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, чье сценическое жизнь связана С драматургией Цветка. Известно, что Григорий Федорович писал и музыкальные произведения, играл на флейте и фортепиано на вечерах, которые с 10-х годов интеллигенция устраивала университетского города. Г. Цветок стал инициатором основания в Харькове Общества благодеяния и Института благородных девиц, одним из организаторов и издателей первого в Украине научно-литературного журнала «Украинский вестник». Писателю принадлежит инициатива издания харьковских альманахов «Утренняя звезда», «Новолуние», первого сборника украинских пословиц и поговорок.

В своей служебной и общественно-просветительской деятельности Цветок с гуманистических позиций выступал против злоупотреблений и жестокости представителей господствующего класса, защищал угнетенных и кривджених, в частности крестьян-крепостных, «стягивал» с богатых земляков пожертвования на культурно-образовательные потребности,- и это вызвало нападки на него со стороны реакционных губернских кругов. За свои сатирически-обличительные произведения писатель подвергался преследованию реакционной прессы, а также определенной части харьковского дворянства, которое познавало себя в сатирических образах его комедий и повестей. «Вышла «Козырь-дівкя»,- писал Квитка-Основьяненко в одном из писем,- и судья сердится на меня, что он никогда бубликов не прпнпмает вот просителей; «Дворянские выборы» и теперь каждьій исправник сьесть меня готов». Губернская знать прибегала к различным инсинуациям против писателя, писала на него доносы. «Усилили слухи,-сообщает он,- что государь не благоволит ко мне, а Бенкендорф употребит все, чтоб меня не допустит служит нигде».

С конца 20-х, а особенно в 30-х годах XIX в. активизируются творческие связи Квитки-Основьяненко со многими украинскими литераторами - П. Гулаком-Артемовским, кружком харьковских романтиков, Есть. Гребенкой, Т. Шевченко, представителями русской культуры и литературы - С. Аксаковим, М. Погодиным, В. Далем, В. Жуковским, П. Плетневым, А. Краевским, Ф. Лошади. Эти взаимоотношения, поддержка друзей по перу подносили творческий тонус писателя, способствовали его выхода на широкие просторы отечественной литературы.

«Дом Григория Федоровича,- вспоминает украинский этнограф К - М. Сементовский,- был всегда тихим убежищем науки и искусства; здесь не было места для светской болтовни, зато разговор чаще всего возвращалась к предметам и новостей учено-литературных...» 1. У него часто бывали харьковские и приезжие литераторы, актеры, художники.

При всей своей деликатности, м'якосердості, душевной доброте и уязвимости Квитка-Основьяненко до конца жизни проявлял мужество, стойкость, а порой и резкость в соревновании с мракобесием, хотя и был доведен травлей реакционной критики и местных вельмож в последние годы до тяжелого психического состояния.

Умер писатель 20 (8) августа 1843 г. в Харькове, где и похоронен.

Мировоззрение Квитки-Основьяненко отличался противоречивостью. Преобладали в нем дворянский либерализм, просветительский гуманизм, в последнее десятилетие усиливались элементы демократизма, что проявлялось во взглядах на народные массы как на активную общественную силу (повесть «1812 год в провинции»), в демократизации его эстетического идеала, в историческом оптимизме относительно перспектив прогрессивного направления украинской литературы, в горячей поддержке направления «Отечественньїх записок». Наряду с этим в его мировоззренческих позициях имели место монархически-консервативные элементы. Правда, сервілістичні сен-, деннії Квитки-Основьяненко частично обусловлены тактическими соображениями, а именно стремлением найти в царя защиту от нападок реакционных журналистов и губернских чиновников, рост агрессивности которых было одним из проявлений общего наступления реакции. Надежды Цветки на императорское покровительство оказались тщетными, и это еще больше углубило его душевную драму под конец жизни.

Проникшись взглядами Г. Сковороды и русских просветителей XVIII в., идеями бескорыстного служения обществу, отечеству, провозглашаемой в 10-х - первой половине 20-х годов передовыми кругами России и Украины, в том числе и будущими декабристами, Цветок пытается внедрять в общественное мнение и в своем творчестве дух гражданственности. В своей деятельности он вмешивается буквально во все участки общественной жизни провинции. Через его творчество проходит просветительская мысль, что основной причиной свойственной господствующим слоям гражданской апатии и инфантильности, отсутствии идеалов служения на благо общества является невежество.

В пронизанном просветительским дидактизмом и рационализмом драматизованій повести Квитки «Предания о Гаркуше» (1841) так определяется программа главного героя, народного мстителя Гаркуши: «Ис-правит людей и истребить злоупотребления», «у сильного отнять возможность угнетать слабого». Здесь отразились основные принципы программы самого Цветка, хотя он пытался ее осуществлять совершенно другим способом. Гаркушин метод месницької формы установления общественной справедливости и порядка писатель осуждал.

Действующими средствами совершенствования общества, искоренения злоупотреблений, общественных несправедливостей, прежде всего в отношении трудового крестьянства, Цветок считал литературу и театральное искусство, его просветительские и реформистские стремления усовершенствовать общественно-административные порядки, попытки отразить в произведениях народно-критичие отношение к общественным недостатков с целью их устранения официальными средствами власти и воспитания - все это нередко приобретало характер социального критицизма. Хоть и проповедовал Цветок (особенно в публицистических Письмах к любезних земляков») идеи справедливости высшей царской власти и разумности самодержавно-крепостнической системы, однако в его произведениях доминирует критический пафос в отношении тогдашних

порядков, которые в конце концов были характерным порождением эксплуататорского строя.

Литературно-эстетические взгляды Цветки-Основ'янеика в основных своих проявлениях были для своего времени прогрессивными.

Воспринимая идеи реалистической эстетики Белинского, он разделял взгляды великого мыслителя во многих вопросах теории, в оценке прогрессивных периодических изданий, особенно в борьбе против реакционного лагеря Ф. Булгарина, О. Сенковского, М. Полевого.

В письме к А. Краевского от 3 апреля 1840 г. Цветок-Оспов'яненко пишет о своем желании «всеми способами... содействовать» том деле, которую проводили в культурную и литературную жизнь «Отечественные записки» - «журнал полезнейший, благородный, умный, делающий честь времени».

В специальных литературно-публіцпстичних статьях и заметках («Суплика к господину іздателя», «Званьїе госты», «Мемуары Евстратия Мякушіпша», «Письмо к издателям «Русского вестннка»), а также в других произведениях и письмах писатель отстаивал принципы реалистической эстетики, выступал против «исступления» романтиков консервативного направления, против аваптюрно-фантастических романов Ф. Булгарина, О. Сеи-ковского, романтиков-эпигонов. В романтических приемов он изредка прибегал и сам (в частности в «Ганнусе», «Перекотиполі»). В целом ряде произведений, в их общей просвітительсько-реалістнчній системе, писатель и применяет принципы и средства сентиментализма. Однако в последние пока он уже высмеивал устаревшую сентиментальную манеру. Основным творческим принципом писатель считал «писание с натуры», ориентированность на живую, окружающую, ежедневную действительность. «Пиши о людях, видимых тобой, а не вимишляй характеров небывалых, неестественных, странных, диких, ужасннх».

Определенное осознание Цветком задачи художественного анализа социальных закономерностей (он, например, ставил за цель показывать, «отчего у нас зло» заводится и вредит, а добро преследуется), его понимание типизации как обобщение в індивідуалізованому образе, освоение им принципа психологически-аналитического изображения сложной динамики внутреннего мира героя и т.д. - это были уже подходы украинской эстетической мысли к постижению некоторых творческих принципов метода критического реализма в. Превалируют же в эстетике Квитки-Основьяненко декларация и воплощение в художественную практику основных принципов просветительского реализма, среди которых, кроме уже отмеченных,- показ формирование характеров социальной средой и особенно воспитанием, ударение на идее возможности улучшения жизненных условий путем разумного переустройства общества и совершенствования человека средствами нравственного или эстетического воспитания, выведение образа идеального человека как образца для подражания. Систематически и настойчиво декларирует он дидактически-рационалистический принцип реалиста-просветителя: «Была бы цель нравственная, назида-описательная, а без этого как красно ни пиши, все вздор».

Квитка-Основьяненко внес весомый вклад в развитие передовой эстетической мысли, и не только на Украине. Одним из первых в тогдашней отечественной литературе он выступил с теоретической и практической пропагандой народной темы в литературе, с отстаиванием права крестьяне-на-труженика на звание положительного героя литературы. Смело и решительно в условиях крепостнического отношение к мужику как к чему-то духовно неполноценного, как к рабочей скота прозвучала в прессе заявление Цветка о том, что простые крестьяне имеют полное право на равное положение среди положительных героев литературы, потому что они «именно люди, ка-кпп подай господи побольше... и в гостиннх или... в салонах» («Отвст г. Тихорскому...»). Публично и в письмах он выдвигает мысль о необходимости создания книг для простонародья («Простой народ наш... склонен к учению»; «И внимание черны утешпло бы нздателя нли сочи-нителя...»). И. И. Срезневский, хорошо знакомый с Цветком, его взглядами и творчеством, писал уже после смерти писателя: «он Захватывал нас, думая не о нас, а о те массы, для которых у нас еще так мало написано» '. Принципиально важной была его мысль о том, что главным, настоящим пош'шовачем художественных произведений являются массы, община («община более зна» - «Ответ г. Тихорскому...»).

Ориентация Цветка на народное мировоззрение и эстетические предпочтения, зафиксированные, в частности, в фольклоре, установка на простоту и демократичность формы, широчайшую доступность произведений были одними из действенных средств достижения народности профессионального искусства.

Свои ранние фельетоны, статьи, шуточные стихи Квитка-Основьяненко публикует преимущественно в харьковской периодике: произведения на русском языке - в журналах «Украинский вестник» и «Харьковский Демокрит», цикл украинских юмористических стихов «Шпильки» -в газете «Харьковские известия». Из его произведений этого периода наибольший интерес у читателя вызвали «Письма Фалалея Повпнухина» - цикл сатирических прозаических фельетонов, написанных в форме писем к издателям журнала от помещика-невежды и напечатанных в «Украинском вест-нике» (1816-1817) и в московском журнале «Вестник Европн» (І822). Здесь в традиционной манере русской просветительской сатиры XVIII в. высмеивается ограниченность, невежество, галломпнія провинциального дворянства, поднимается вопрос о бедственном положении крестьян-крепостных.

Творчество Г. Цветки следующего этапа отражает то состояние провинциального общества, когда в связи с общим наступлением реакции становились все агрессивнее губернские реакционные круги, в чиновничье-помещичьем среде набрали еще более массового характера злоупотребления, факты произвола, несправедливости и жестокости в отношении трудовых низов. Цветок, разочарован, обижен местной знатью, возмущен общественно-адміністратпвними безобразиями, оставил должность предводителя дворянства. Сознание просветителя-гражданина направила его на путь одного из главных проявлений общественного мнения - к

литературного творчества, которая, начиная с 1827 г., стала основе. ;г жизненным занятием Квитки-Основьяненко. В конце 20-х - начале 30-х годов он, опираясь на свою широкую осведомленность с явлениями общественно-административного жизни провинции, с развращенными нравами привилегированных слоев, предоставляя театра важного общественно-воспитательного значения, пишет шесть российских сатирических комедий, главным пафосом которых было смелое, резкое обличение злоупотреблений чиновничества и поміщицтва.

Среди этих пьес - комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (написана в 1827, опубликованная 1840), которая за сюжетом и системой персонажей была предшественницей гегелівського «Ревизора», «Шельменко - волостной писарь» (1829), «Ясновидящая» (1830, не была опубликована через цензурную запрет). В удушливой атмосфере николаевской реакции стал сенсацией выход в Москве комедии «Дворянские вьіборьі» (1828), в которой на списанных из живой действительности фактах злоупотреблений смело раскрывались характерные недостатки провинциального дворянско-чиновничьего общества. Комедия получила широкую огласку, более тысячи экземпляров ее раскупили в Москве за два месяца - успех на то время исключительный. Появление «Дворянских выборов» реакция витрактувала как выступление против дворянства - основной опоры российского царизма. После прочтения комедии Николаем И она была подвергнута строгой цензурной запрету, и даже самому М. С. Щепкину, в котором в 1836 г. друзья пытались через О. С. Пушкина выхлопотать разрешение на ее постановку, не удалось дать ее в свой бенефис.

По жанровой структуры все эти комедии Квитки-Основьяненко написаны по устаревшей уже, преимущественно класицистичною, хотя и обновленной традиции, чем объясняются, например, попытка автора придерживаться единства места, времени и действия, обязательное противопоставление отрицательным персонажам положительных, однозначность образов, употребление фамилий-характеристик и т.д. Идеальные персонажи Милов, Твердов, Скоро-языков, Достойнов, Благосудов - это рационально сконструировано, схематическое олицетворение либерально-просветительских идей писателя относительно совершенствования общества и перевоспитания господствующих классов. В сатирическом изображении общественных несправедливостей оказывается сильный реалистичный струю. Изображенная в комедиях картина объективно подводила к обобщающей мысли о моральном падении служилого дворянства, коррупцию в чиновничье-помещичьем среде, о-гнилость административно-крепостнического уклада провинции.

Передовая критика отметила оригинальный талант писателя, новизну и злободневность проблематики комедий, мастерское применение творческого принципа «писание с натуры» при изображении злодеев, указала на принципиальное значение «Дворянских выборов» и других лучших его комедий для российского литературного процесса. М. И. Надеждин, например, отмечал в журнале «Телескоп», что их автор «пошел путем, который едва не зарос после Фонвизина» (то есть, что драматург возродил и продолжил лучшие традиции русской просветительской сатиры XVIII в.) и что от его таланта «русская народная сцена может надеяться». Белинский впоследствии назвал «Дворянские выборы», по их направленность против пороков господствующего класса, в одном ряду с «Недорослем» Фонвизина и «Горем от ума» Грибоедова, а также отметил, что в комедиях «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника» и «Шельменко - волостной писарь» чувствуется поиск нового метода.

До 30-х годов XIX в. в новой украинской литературе развивались лишь поэтические и драматические жанры. В русском писательстве уже ощущалась тенденция к превалированию прозы. В начале 30-х годов появляются «Повести Белкина» Пушкина. Среди украинских литераторов и читателей особый резонанс приобрели гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 -1832), в которых, как и в ряде повестей О. Сомова, А. Погорельского, М. Погодина, разрабатывалась украинская тематика. В кругах украинской интеллигенции активизировались давние дебаты о творческие возможности украинского литературного языка,- тогдашнее дворянство считало ее способной только на юмористические произведения. Квитка-Основьяненко, опираясь на опыт И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, а особенно на богатую устную народную поэзию, создает украинском языке знаменитую повесть «Маруся» и еще ряд повестей и рассказов, которые составили две книги «Малороссийских повестей, рассказьіваемнх Грыцьком Основьяненком» (книга первая-1834, книга вторая-1836-1837; сохранилась рукопись подготовленной писателем третьей книги). Тем самым он развязал целый комплекс назревших проблем литературной жизни, убедительно продемонстрировав высокие эстетические возможности русского литературного языка, ее пригодность для разработки серьезных психологических тем в прозаических жанрах, положил начало развитию новой украинской прозы. Это было этапное явление во всей украинской литературе, в развитии ее реализма и народности.

Роль Квитки-Основьяненко как зачинателя новой украинской прозы сразу была отмечена на страницах «Ученых записок Московского университета» в восторженном отзыве О. Бодянского на первую книжку «Малороссийских повестей»: «Хвала господину Грицькові, который первым так смело и так живописно ворвался на лихом украинском лошади в отрасль ныне всеми любимого повествовательного рода...». Первая книга украинских повестей Квитки-Основьяненко, по словам Белинского, отмечалась «высокими литературными качествами, что идут от оригинальности предмета и оригинальности таланта» (I, 239). Еще ряд повестей и рассказов Квитки-Основьяненко публикуется в журналах и альманахах, повесть «Козырь-девка» выходит в Петербурге отдельным изданием.

Эти повести и рассказы были дальнейшим шагом украинской и всей отечественной литературы к «народной темы», к миру жизни труженика. В них широко выводятся - как центральные, главные положительные герои-люди земледельческого труда, то есть представители преобладающей части общества, которым до этого времени отводилось мало места в мировой литературе и которые изображались преимущественно в юмористическом плане.

Украинские прозаические произведения писателя быстро получили широкого общественного резонанса. Уже в 1838 г. «Современник» отмечал мастерское, талантливое изображение украинским писателем простого народа: «Между современными создателями повестей автор, что взял себе имя Грицко Основьяненко,- без сомнения, один из первых талантов, даже и не в России только. Природа наделила его такой тонкой наблюдательностью характеров, странностей и всех сторон жизни, что прекрасное рождается под его пером без малейшего усилия... Изображая простонародный быт - этот камень преткновения для самых счастливых писателей, он черты не внесет лишнего и ни словом не повредит звабленню» '. Восторженно отозвались о Квітчині произведения из народной жизни и о его реалистический подход к изображению простого народа «Отечестзеннне записки», которые отмечали, в частности: «Два-три человека из простого быта украинцев,- фигуры совершенно неопределенном ни по своему положению в обществе, ни за сложной интригой, в которую замешаны, ни за претензиями на высшие взгляды,- под пером талантливого Основьяненко сильно захватывают ваше внимание, заставляют сочувствовать себе».

Все украинские повести и рассказы Квитки-Основьяненко построены в форме имитации рассказы человека из демократической среды, мудрого старожила с харьковской окраины Грицька Основьяненка. В своеобразной повествовательной манере, в искусно созданной иллюзии живого рассказа унаследовано от народных сказителей искренность и доверительность тона, свободное оперирование фольклорными материалами и художественными приемами, красочность стиля. В юмористических произведениях иногда слышатся нотки иронично-комического рассказа гоголевского Рудого Панька «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Перевоплощение в рассказчика из народа побудило писателя взглянуть на жизнь глазами простого крестьянина, трактовать изображаемое в значительной мере с позиций его интересов и эстетических предпочтений, что усиливало народность и художественную правдивость произведений.

За принципами и способом художественного изображения действительности эти прозаические произведения делятся на две основные группы: бурлескно-реалістичиі рассказы и повесть и сентиментально-реалистические повести.

Первую группу составляют юмористические рассказы «Салдацький патрет», «Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище», «Пархімове завтрак», «На пущання - как завязано», «Малороссийская быль», «Підбрехач», сатирически-юмористическая повесть «Конотопская ведьма».

Квитка-Основьяненко выработал свой специфический жанр рассказа переважмо путем олітературений фольклорных повествовательных жанров-» сказки (главным образом бытовой), перевода, анекдота, притчи.

Рассказ «Салдацький патрет» (1833) является прекрасным образцом украинской гумористики. Своим подзаголовком «Латинская вранье, по-нашему рассказанная» писатель указывает на определенный травестійний характер произведения. Действительно, в нем творчески использованы известные Цветку из «Натуральной истории» Плиния Старшего или производных от нее источников мотивы античных анекдотов о художниках Зевксіса и Апеллеса. Среди источников повествования - сюжеты и образы из украинского фольклора, которые привлекаются писателем для создания жанровых сцен и ярмарочных типов (чумак, цыгане, москаль). Соединив все эти мотивы с материалом своих непосредственных жизненных наблюдений, Квитка-Основьяненко создает масштабируемую, динамическую, живописную и багатоголосу картину украинского ярмарочного действа, в которой отразилось немало характерных сторон тогдашней жизни и быта простого украинского народа, нашли место и отдельные социальные моменты. «Салдацький патрет» имел и аллегорически-полемическую направленность против реакционных критиков, которые выносили некомпетентен и недоброжелательный приговор украинской литературе. Эта идейная направленность, собственно, и является главной пружиной развития действия. В науку тем критикам Цветок описывает анекдотический случай с сапожником Терешком, который своими дерзкими безосновательными обвинениями в адрес картины способного художника Кузьмы Трохнмовича обесчестил себя. В рассказе воплощается принципиально важная мысль о том, что главным, настоящим судьей над искусством э народная масса, громада. К езопівських, аллегорических приемов Квитка Основьяненко будет и позже, в частности в «Конотопской ведьме», «Знахаре», «Маргарите Прокофьевне» и т.д.

Рассказ «Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище», «Пархімове завтрак», «Підбрехач» написанные по фольклорным мотивам и в основном подчинены морально-воспитательным задачам, их остроумный юмор направлен против пьянства, безделья, лживости, лицемерия, ограниченности, попытки разжиться нетрудовим способом. В отдельных местах рассказов делаются резкие сатирические выпады против повсеместного взяточничества представителей власти и суда, против социального неравенства, паразитизма господ, алчности духовенства.

Величайший бурлескно-реалистичный произведение Квитки-Основьяненко, повесть «Конотопская ведьма» (1833), среди его украинских прозаических произведений имеет наибольший объем, сложную построение с разделением на структурные части, с переплетением сюжетных линий, реальных и фантастических событий, со сложной интригой. Импульсом к написанию повести, по свидетельству самого Цветка, был настоящий факт, очевидно, связан со страшной засухой и неурожаем 1833 г., когда по приказу одной помещицы по распространенным в средневековье варварским обычаем топили в воде заподозренных в «відьмуванні» женщин, чтобы выявить «истинных» ведьм (они не тонут) и заставить этих «колдуний» вернуть «украденные» ними дожди. Повесть построена на материале наблюдений

Цветки над современной действительностью, распространенных рассказов о «ведьм» и сведений о негативные явления быта и управления бывшей казацкой старшины. Прослеживается реминисценция апокрифических мотивов (четь минеи) о испытания «водой обличенія», о наказании «бабы Вифлиемский».

«Конотопская ведьма» многозначная за своим идейным содержанием. Прежде всего это острая сатира на господствующую верхушку украинского общества XVIII в., характерные негативные черты которой воплощены в образах невежды и лодырь сотника Забрьохи, подлого мошенника и беспросветного пьяницы писаря Пістряка, своевольного Халявського, отца Симеона, который, привыкший паразитировать на человеческом горе, проявляет недовольство тем, что уменьшилась смертность людей. К показу прошлого Цветок обратился здесь с намерением «бить в прошлом современное». (Этим эстетическим принципом он руководствуется и в романах «Господин Халявский» и «Жизнь и похождения Столбикова».) С одной стороны, он действительно показал типичные черты той казацкой старшины XVIII ст., которая выродилась в обычную эксплуататорскую верхушку, раскрыл уродство тогдашних общественно-административных порядков, нарушение характерного для бывшей Запорожской Сечи и казацко-повстанческих движений революционного или республиканского принципа комплектования командного состава за личными способностями и заслугами, а не за знатность происхождения. В то же время в повести просветительская идея, социальная сатира направлены и против современных Цветке характерных порождений несправедливого уклада. В образах Забрьохи, Пістряка, Демьяна Халявського он воплощает и черты современного ему украинского панства, образованного из той прежней социальной верхушки (старшины) путем накопления ею имений, получение от царского правительства дворянских привилегий. Эту идейную линию писатель позже продолжит в образах Шпак («Шельменко-денщик») и господ Халявських («Пан Халявский»). Зачинатели их родов добыли дворянско-помещичье положение тем, что один мастерски развлекал гетмана, свистячи шпаком, а второй - что «героически» убил голенищем мышь, которая беспокоила короля.

Квітчині негативные образы представителей казацкой старшины и ряд других моментов повести имеют, следовательно, и аллегорическое нагрузки, они спроектированы на современность. Прибегая к сатирических, гротескных или бурлескных средств и приемов, писатель клеймит ограниченность, невежество, ничтожество представителей господствующей верхушки вообще, резко осуждает их ленивое, бездуховное, паразитическое жизни. Приемы обличительного изображения в повести разнообразны. Здесь и прямая авторская характеристика (сотник «не имел девяти клепки» в голове, «совсем не понимал дела»), и самовикриття («я ничего письменного не розжую, хоть и в школе учился», «лекарств более тридцати не знаю», «я ничего бишь не умея писать, и на нем стоймя и подписал»), и приемы гротеска и шаржа (сцены писаря с хворостиной, сотника с рацеєю-речью во время сватовства, сотника и писаря в доме без окон и дверей), и бурлескные приемы («Прокоп Ригорович.., задрав кверху

голову, рот разинул, аж горло видно, глаза вылупил и руками знай размахивает, то чтобы поймать и удержать господина сотника, что полетел, как гусь»); здесь и введение персонажей в анекдотические ситуации, заимствованные из фольклорных сюжетов (Пистряк, как и персонаж народных анекдотов об ошибке в счете, не может досчитаться одного казака; эпизод с Пістряком и женщиной, муж которой, неожиданно вернувшись домой ночью, застает в своей женщины «черта» в образе Пістряка).

Забрьоха и Пистряк из повести Квитки-Основьяненко много чем вполне современные его сутках по сути и форме проявления своей эксплуататорской психологии, бездуховности существования, в их корыстолюбии, позбавленості позитивных гражданских идеалов. Обычаи современной административно-господствующей верхушки знакомились в том генеалогическом принципе занятие сотником своей должности, в его равнодушии к бедствования народа, в его бундючному, а то и классовое враждебном отношении к подчиненным конотопців, експлуататорському эгоизме, который граничит с преступлением (в благодарность ведьме, которая обещает женить сотника с хорунжівною Еленой, он готов или Конотоп сжечь, или конотопских детей истребить). Писатель делает и прямые выходы на современность, например, таким своим обобщением: «А се уже конечно и всюду так себя ведет, что чем начальник глупее, тем он гордіший и знай дуется, словно шкураток на огне».

Лучшие из сентнмснтально-реалистических произведений Квитки-Основьяненко - повести «Маруся», «Козырь-девка», «Сердешна Оксана», «Искренняя любовь». Центральным персонажем каждой из названных повестей выступает сельская девушка. Близко к ним стоит большой рассказ «Перекати-поле».

Идейную основу повести «Маруся» (1832) представляет реальный жизненный конфликт социально-бытового содержания: на пути к свадьбе двух влюбленных стоит угроза страшной николаевской солдатчины - перспектива тяжелой двадцатипятилетней солдатской службы для жениха и нищей судьбе женщины-солдатки для невесты. Квитка-Основьяненко пытается облегченно решить этот конфликт, находя для преодоления героем препятствия почти сказочного «помощника»- нереально благотворительного хозяина, который обещает герою за честную одно-, двухлетнюю работу найти вместо него «найомщика» в солдаты.

Стремясь воспеть лучшие духовные качества украинского трудового народа и продемонстрировать высокую эстетическую способность украинского литературного языка на народной основе, Квитка-Основьяненко создает яркую картину жизни, быта, взаимоотношений душевно богатых простых людей, сознательно идеализированных писателем-гуманистом. На фабуле и образах произведения отразились мотивы народных песен-баллад и девичьей песенной лирики. Сюжет повести - опоетизована история чистой и верной любви деревенской девушки Маруси и парня с городских ремесленников Василия, что заканчивается трагически. Особенно привлекает «Маруся» поэзией внутреннего мира героини. Главные персонажи олицетворяют идею о высокие человеческие достоинства простого трудового

народа. Правда, писатель, следуя за традициями сентиментализма, наделяет Марусю и Василия чрезмерной чувствительностью и душевной уязвимостью, вводит в повесть мотивы предсказания сердца, смерти с тоски за любимым.

Во вступительных дидактических сентенциях и в некоторых чертах героев повести оказались консервативные элементы мировоззрения Цветки, дворянско-либеральная ограниченность его взглядов на положение крестьян в крепостническом обществе. Так, в главных достоинств персонажей писатель относит и их религиозность, смирение перед богом и властью. Образцом для подражания выводится Маруснн отец Наум Дрот, который, хоть и был крепостным, однако якобы благодаря своей набожности и честному труду обрел счастье, моральное удовлетворение и полный достаток в хозяйстве.

Несмотря на определенную сентиментальную идеализацию, в повести проступает и суровая правда о социальное бедствие тех времен - ужасную царскую солдатчину, трагическую судьбу женщины-солдатки и ее детей, беззащитность сироты.

Новаторским достижением автора повести является показ человека труда, воспроизводства трудовой деятельности земледельца, которая почти не находила отражения в тогдашней литературе. Значительное место в идейно-художественной системе произведения занимает поэзия сельских обычаев.

Читатели и пресса восприняли «Марусю» с восторгом. «Мы не в состоянии выразить того наслаждения,- писал в рецензии Белинский,- с которой прочитали ее. Всеобщее восхищение публики, единодушные похвалы . всех журналов вполне оправдывают впечатление, которое произвела на нас эта замечательная повесть» (III, 52). Великий критик особенно ценил «Марусю» как поэтическое отражение Украины: «Именно этот герой и составляет всю прелесть, всю поэтическую прелесть повести» (III, 54). «Маруся» была первым произведением украинской литературы, который получил широкое эстетическое осмысление в Белинского. Теоретик реализма, кроме положительных качеств повести, справедливо отметил и недостаточную индивидуализированность персонажей и черты устаревшего уже сентиментализма.

В повестях Квитки-Основьяненко, написанных после «Маруси», прослеживается тенденция к решительному расширению общественно-социального фона, до большего углубления в общественно-исторические обстоятельства, до широкого показа причинової зависимости формирования характеров от социально-бытовых условий. На творческом развитии писателя видно, как украинская повесть и рассказы проходили идейно-эстетическую эволюцию от бытописания к углублению концептуального соціологізму, к более глубокому пониманию социального как характерологічного средства реалистического изображения человека и среды.

Уходя от собственных жизненных наблюдений, развивая направление на демократизацию эстетического идеала, Квитка-Основьяненко создает в повести «Козырь-девка» (1836) новый для украинской литературы, социальное и реалистично более очерченный образ волевой, решительной, полной чувства человеческого достоинства крестьянской девушки Івги, которая преодолевает несправедливости эксплуататорской власти и суда и вирятовує из тюрьмы своего жениха бедняка-сироту Левка, обиженного богачами и представителями власти и несправедливо приговоренного к ссылке в Сибирь. В предыдущий мировой литературе похожий мотив - крестьянка выручает из тюрьмы свою сестру - разрабатывался в «Эдинбургской темницы» (1818, русский перевод 1825) Вальтера Скотта. Квитка-Основьяненко в решительных действиях Івги, в ее отношении к «пиявки человеческой» писаря со всем его «родом плохим писарським», к здирців господ-«судящих», виновных в том, что «бедный пропада»,- показывает зародыши пробуждение социального сознания и гражданской активности в простой украинской женщины, гражданский выступление на защиту другого, кривдженого властью и судом. В идейном направлении произведения весомое место занимает обличительное, едко-сатирическое изображение судьи и других «судящих», исправника, головы, писаря, в конце концов действия всей административно-судебной машины уезда, а отчасти и губернии против бедняка. Реалистичная логика развития событий нарушается в конце повести фиктивной счастливой развязкой в духе просвітительсько-сентиментального «торжества добродетели» - введением идеализирован-образцового представителя высшей власти, «хорошего» губернатора, который по-отечески во всем помогает Івзі и Левку и решительно расправляется с виновниками причиненных им обид. В повести проводилась мысль о том, что простой человек может добиться своих прав только упорной борьбой за них.

Высшего уровня реализма писатель достиг в повести «Несчастная Оксана» (1838), где разрабатывается злободневная в те времена тема - возведение господином девушки-крестьянки. Во многих российских «повестях с спокушаннями», что появились после «Бедной Лизы» Карамзина, тема любви дворянина и крестьянки трактовалась в плане «неестественности», ненормальности такого «союза» представителей разных сословий. Аналогичное понимание этих отношений проявлял и Квитка-Основьяненко в специально посвященных их показа повестях «Сердешна Оксана» и «Искренняя любовь». Часть вины за жизненную драму покрытки Оксаны он перекладывает на саму героиню, которая, мол, нарушая узаконенные нормы сословного деления, стремилась перейти в другой, высший состояние, что и способствовало сближению ее с господином офицером. Однако, акцентируя внимание на социальной природе распущенности капитана, па его сугубо барском отношении к «мужички» Оксаны, писатель трактует основную коллизию как безнаказанное насилие и издевательства типичного представителя гнобительського класса,-с его развращенной моралью и барскими правами и возможностями,- над бесправной, беззащитной крестьянкой. Важное значение для предоставления повести именно такого, социального, идейного направления имеет эпизод, когда капитан с позиций своего офицерского положения предписывает сельской власти - главе «розквартирувати» его на постой в Оксанину дом; особенно идейного нагрузки писатель придает своему лирическому отступлению-обобщению: «Оксана, Оксана! если бы ты больше господ знала.., ты бы с первого слова отбежала от него, как от злой

часа... Не чудо им обмануть крестьянку... они... теряют тех, что им поддастся». Социальный смысл конфликта повести Квитка-Основьяненко подчеркивает в письме к Шевченко от 23 октября 1840 г., противопоставляя свою «Старую Оксану» и Шевченковскую «Катерину» тем произведениям, где с намерением пощекотать нервы невзыскательной «читающей публики» показывают, «как какой живжик обманул джинджигилясту барышню, боялась и на людей смотреть, а тут... надо люльку заботиться».

Описывая лишения богачами и властью Оксанииої матери Векли ее земли и хозяйства, писатель одним из первых поднимает вопрос о тогдашней правовое неравенство женщины.

Мастерское воспроизведение социальной психологии героев, аналитическое изображение противоречивой динамики внутреннего мира Оксаны, развития ее индивидуального характера, стремление писателя к крити-ко-аналитического раскрытия смысла реальных общественных закономерностей - все это свидетельствует о появлении в художественном методе Квитки-Основьяненко зачаточных признаков критического реализма. Ограничивается реализм повести публицистическим морализаторством религиозной окраски в дидактической вступительной части, которую с осуждением процитировал Белинский в своей рецензии на альманах «Ласточка» (1841), где была впервые напечатана «Сердешна Оксана».

В повести «Искренняя любовь» (1839) социально-нравственная проблема возможности «нормального» любви и брака крестьянки и дворянина решается в плане заданного просвітительсько-класицистичного «торжества долга над чувством», здравого смысла - над сердцем, однако с вполне реалистичной мотивацией отказа Галочки офицеру-помещику Семену Ивановичу: здраво мыслящая, умная героиня знает, что панское окружение любимого не примет ее, простую крестьянку, в свой круг, и брак с ним обрек бы Семена Ивановича на всегдашнее моральное страдание. Главные персонажи повести, как и в «Марусе», отмечены чертами сентиментальной идеализации. Выше по сравнению с «Марусей» уровень реалистического мастерства писателя проявляется в психологизированно-динамической портретной характеристике героини, в наделении ее качествами активного волеизъявления, в изображении внутренних психологических КОЛЛИЗИЙ.

Показательно, что главные положительные герои украинских сентиментально-реалистических произведений Квитки-Основьяненко - трудящиеся люди горькой, драматической или трагической судьбы (Маруся, Василий, Івга, Лев, Оксана, Галочка, Трофим с «перекати-полю»). Это имело важное значение для реалистического воспроизведения в литературе подлинной судьбы человека-земледельца. Впервые в украинском писательстве Цветок вывел - как главного положительного героя произведения - трагический социальное очерченный образ крестьянина-бедняка (Трофим в «Перекотиполі»). Герой, подобный бедолаги-неудачники Трофима, получит широкое, углубленное изображение в повести «Антон-Горемика» (1847) Д. В. Григорьевича. Характерно, что эти Квітчині персонажи (кроме Івги и Левка) не достигают личного счастья.

От ближнего к сентиментализму и народной песенности изображения «сердечных переживаний» у «Маруси» Цветок приходит к попытке реалистической психологизации центрального характера и выявления и анализа социально-психологических пружин фабульних ситуаций в «Бедняжке Оксане».

Ориентация Квитки-Основьяненко как автора сентиментально-реалистических повестей на народнопісенну лирику предоставляла его прозаическом стиля лирико-поэтического окраску, что на многие десятилетия определило характерный стиль украинской прозы.

Опираясь на опыт И. Котляревского-драматурга и авторов интермедий XVIII ст., на мотивы народной песенности и гумористики, а главное - на личные наблюдения («Я собрал главного здешних характеров несколько»,- свидетельствовал писатель), Квитка-Основьяненко создает социально-бытовую комедию «Сватання на Гончарівці» (1835), в которой разрабатывается острый жизненный конфликт: на пути к женитьбе влюбленных Ульяны и Алексея стоит принадлежность жениха к крепостного состояния, его бедность. Впервые в украинской литературе специально нарушая крепостное вопрос, драматург, с одной стороны, пытается провести мысль, будто крепостной состояние не страшен для тех, у кого господа - хорошие люди. Однако тут же, отражая народный взгляд и опыт, он показывает, какая репутация крепостничества и господ-крепостников сложилась в народе: Улянина иметь Дарья, женщина с жизненным опытом, о Олексієвих «добрых» господ говорит дочери: «Хоть они и добрые, господа! Как же это можно, чтобы тебе по воле и в неволе», ее ужасает даже мысль, что дочь «погонят на барщину». И она пытается выдать Ульяну хоть и глуповаты, но за богатого и «свободного» Стецько. По существующей в комических операх традиции «Сватовство на Гончаровке» имеет счастливое окончание, однако Цветок создает по сути драматическую ситуацию: свободная девушка ради искреннего и верного любовь к крепостному добровольно идет на крепостную каторгу.

Привлекает комедия искрящимся юмором, яркими бытовыми сценами, поэтизацией взаимоотношений влюбленных, поэзией обрядности.

Как и «Сватовство на Гончаровке», и сегодня успехом у зрителя пользуется крупнейший драматическое произведение Квитки-Основьяненко - социально-бытовая комедия «Шельменко-денщик» (1838; написана на русском языке, центральный персонаж Шельменко говорит по-украински). Эта комедия в последние десятилетия дважды экранизирована - такого внимания кино добилась не очень большое количество произведений из мировой литературной классики.

Квитка-Основьяненко, искусно пользуясь творческими принципами комедии интриги и характеров, показывает, как ловкий, сообразительный и изобретательный, хотя и простоватый с виду денщик перехитряє ограниченных и напыщенных господ, да еще и насмехается над ним. В фабульному мотиве о победе героя из простонародья над барином оказывается Демократическая идея. Образ Шельменко создавался с ориентацией на Украинские народные анекдоты и предания о крестьянина или слугу,

своей сообразительностью, а то и лукавством побеждают тупых господ. Сказались на нем и черты лукавого слуги из комедий Мольера («Проделки Скапена» и др.) и Гольдони («Слуга двух господ»). Остроумно высмеиваются и разоблачаются в комедии ограниченность, самодовольное невежество, паразитизм, гнобительські привычки, пошлость существования дворянства (Шпак, его жена, Лопуцковский).

В обоих этих комедиях Квитка-Основьяненко обнаруживает мастерское владение комизмом слова, образа, ситуации, умело пользуется народными средствами высмеивание, направляя их на дискредитацию персонажей с маєтних кругов, пониженную или обличительную их характеристику.

Как участник российского литературного пронесу конца 30-х - начале 40-х годов Квитка-Основьяненко, по мнению Белинского, принадлежал к «блестящих и сильных талантов» (IV, 26). Своими романами, лучшими повестями, рассказами, очерками он приобщался к «натуральной школы». Среди его многочисленных прозаических произведений на русском языке следует выделить романы «Пан Халявский» и «Жизнь и похождения Петра Степанова энное Столбикова», повести «Аннушка», «Панна вто-никовна», «1812 год в провинний», рассказы «Званый вечер» из задуманного цикла «Губернские сценьї», историко-художественный очерк «Головатый», близкую по жанру к физиологическому очерку повесть «Ярмарка», физиологический очерк «Знахарь».

Роман «Господин Халявскнй» (1840) представляет собой историю типичной для XVIII в. помещичьей ролики Халявських, описанную от имени главного героя - ограниченного помещика Трушка Халявського, немного похожего на фонвізінського Митрофанушку. (Сатирической маской героя-рассказчика, освоенной еще в «Письмах Фалалея Повинухина», Квитка-Основьяненко пользуется также в романе «Жизнь и похождения Столбикова»). Наблюдательный писатель-реалист правдиво воссоздал жизнь отупілого от чрезмерной еды и бездействия панства, ленивого, невежественного, лишенного духовных интересов, жестокого относительно крепостных. С логической убедительностью показано, как условия крепостнической действительности формируют типичного помещика с его експлуататорськими привычками, паразитизмом и невежеством. Применением специфического приема иронии - висміювальпо-внкривальної похвалы, заперечного утверждение (этим приемом Цветок пользовался еще в ранних «Письмах Фалалея Повинухина») «Пан Халявский» становится в один ряд с «Повестью о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровпчем» (1834) Гоголя и «Посмертными записками Піквіккського клуба» (1837, рус. перевод 1838) Диккенса.

«Пан Халявский», эта Квітчнна, по словам Белинского, «великолепная сатира, написанная рукой отличного мастера» (IV, 446), концептуально был направлен против консервативного славянофильства с его идеализацией «старых добрых времен», а также против теории единства классовых интересов украинского общества. За обличительно-реалистичное, яркое изображение уродливого помещичьего быта роман получил высокую оценку Белинского, который, в частности, писал в развернутой рецензии: «Как на ладони видите вы уважаемую старину, полную невежества, лености, чревоугодия и предрассудков... Краски Основьяненко живые, картины очень смешные... Про оригинальность и говорить нечего: талант Основьяненко известный всем и каждому» (IV, 339, 400).

Роман «Жизнь и похождения Столбикова» (1841; первый вариант-1833) характеризуется самым Квиткой-Основьяненко как «сатира на все злоупотребления, делаемые людьми во всех званиях». Даже после смягчения острейших моментов в связи с цензурным преследованиям роман имеет резко обличительную направленность против помещичье-чиновничьей среды, уродство и вырождение которого изображается с незаурядным знанием безграничного моря фактов общественно-административных злоупотреблений, беспредела, взяточничества, обдирания крестьян.

Творчество Г. Ф. Квитки-Основьяненко отражает много отличительных черт исторического своеобразия его эпохи, жизни всех слоев тогдашнего украинского общества на уровне губернии. В украинских произведениях, адресованных прежде всего простонародному читателю, противоречия и конфликты эпохи изображены более приглушенными тонами - резче обнажались общественные недуги в русской драматургии и прозе писателя. При всей умеренности Квитки-Основьяненко из его творчества предстают реальные очертания чиновничье-бюрократнчного, крепостнического строя в характерных проявлениях. На многих страницах его произведений барщина, кріпаччина характеризуется как самое тяжелое положение человека; правда, делается это чаще всего как бы мимоходом. Из отдельных резких штрихов вырисовывается картина бесчеловечного положения крепостных. У помещика Кожедралова («Дворянские вьіборьі») «все люди (крепостные.- О. Г.) нищие», у Лукьяна Жиломотова («Жизнь и похождения Столбикова») «все крестьяне разореньї и все одинаково бедньї». Макар Жиломотов дворовых крепостных «всех посадил на барщину... и еже-дневно погоііяег нх на работу, как скотов». Крепостных крестьян в помещичьих имениях «порют на конюшне» так, что с помещичьими дочками «делается дурнота». «Девки у меня духа моего трепещут, все работают, а я только погоняю»,- хвастается кріпосниця Староплутова («Дворянские выборы»).

Те староплутови, забрьохи, пістряки, скворцы, халявські, жиломотови, подавляющее большинство персонажей из господствующего класса, выведенных Цветком в русских прозаических произведениях 40-х годов,- это не творцы жизни, а потребители, язвы на теле крепостнического общества.

Объективно такие произведения, как «Дворянские внборн», «Козырь-девка», «Пан Халявский», «Жизнь и похождения Столбнкова», отбивали пропшлість административно-крепостнического уклада жизни. Лучшие произведения писателя будили социально-классовое сознание народных масс, усиливали существующую в народе ненависть к бюрократически-кріпоспицьких порядков, к эксплуататоров. Своим острым разоблачением порождений тогдашнего устройства Квитка-Основьяненко объективно способствовал расшатыванию устоев эксплуататорского строя.

Показал писатель и факты борьбы с оружием в руках против общественных несправедливостей («Предания о Гаркуше») и сделал попытку трактовать причины этой борьбы как логическое и справедливое по своей сути стремление «пресечь зло, искоренить злоупотребления, дать способы добродетельному действовать по своим чувствам».

В комедиях 20-30-х годов Квитка-Основьяненко проводит идею об искоренении дворянско-чиновничьих злоупотреблений в губернии путем избрания или назначения на административные должности в уездах людей из офицерства, деятельных и действительно благородных в своих помыслах и поступках. У писателя еще сохранялось представление о офицерство с тех времен, когда значительную часть этой общественной прослойки составляли передовые люди эпохи 1812-1825 гг. Однако после массовых репрессий царизма в отношении участников декабристского движения состав офицерства, его общее духовное лицо, настроения изменились. И уже в первом варианте романа Квитки-Основьяненко «Жизнь и похожденпя Столбикова» (1833) читаем: «Офицери в боях не дерутся, а только получают ордена». Отрицательно характеризуются порядки в армии, многочисленные офицеры и даже генерал-аншеф, с которыми приходится встречаться Столбикову.

С эволюцией литературно-эстетических взглядов писателя в сторону их демократизации, с обогащением реалистических основ художественного метода из его творчества исчезают рупоры просвітнтельсько-раціоналістич-ных идей типа идеализированных героев из дворянства - Милова, Скромова, ївердова, Благосудова и место основного положительного героя занимают представители трудовых кругов, а персонажи из дворянско-чиновничьей среды (ниже губернатора) получают негативную характеристику. Квитка-Основьяненко продолжил начатую Котляревским линию художественной разработки проблемы народно-национального характера, создания литературного героя нового типа, образа крестьянина-труженика как главного героя произведений. Он сумел увидеть под крестьянским сіряком богатую умом, нравственной красотой, настоящим благородством человека. Создал Цветок и совершенно новый для тогдашней литературы образ - социальное определенный образ крепостного рабочего - Алексея («Сватанье на Гончаровке»), который о своем жизненном занятия говорит: «Уже в роботниках, на заводе кубы дєлаємо». Больше, чем предшественники, Квитка-Основьяненко показывает человека в его трудовой деятельности. Принципиально важным и новым в характеристике главного героя было выдвижение на первый план в качестве одного из важнейших достоинств его трудовых качеств (Маруся, Алексей, Галочка). Показ человека в труде, особенно отражение земледельческого труда,- это знаменовало великую победу реализма и народности.

Новой в тогдашней литературе была Квітчина тенденция к показу социально-общественной активизации простых людей. Івга борется с властями не только за свою судьбу, но и за счастье другого отверженного. Крестьянский парень Кость Скиба из повести «дети Божьи» в своих действиях руководствуется принципами: «Мужчине надо, поскольку его силы есть, делать не для себя, а чтобы добро было всем...», «такое что-нибудь сделать, чтобы

от того добро было или бедному, или хотя нашему селу». Гаркушу характеризует программное осознание необходимости борьбы протії общественных и человеческих несправедливостей.

Для тогдашних общественных условиях, когда панство относилось к крестьянину как к рабочей скота и глузувало с Квітчиних произведений о крестьянах и для крестьян, подъем ним крестьянина-труженика - и в художественной, и в теоретической практике-до ранга главного положительного героя литературы было проявлением гражданского мужества. К тому же из ряда произведений писателя следует смелая демократическая идея морального превосходства человека из простого народа над барином: Шельменко-денщпка над Шпаком и его помещичьим окружением, Івги - над писарем и паиамн-«судящнмн», которым она бросает правдивые и резкие обвинения, благородного душой и поступками крестьянского парня Петра с «Сердешної Оксаны» - над «их благородієм» господином капитаном, крестьянской девушки Галочки с «Искренней любви» - над офицером-помещиком Семеном Ивановичем.

К важных литературных заслуг Квитки-Основьяненко надо отнести то, что он ввел в сферу эстетической внимание целый ряд новых явлений общественной жизни, углубил социальные основы, социально-психологическую аналитичность метода просветительского реализма в украинской литературе, разработал теоретически и в художественной практике - эстетические законы этого метода, став его настоящим основателем в украинском писательстве; он приблизил профессиональную творчество до широких народных масс. «Билета имел громадное влияние на всю читющую публику в Мапороссии,- свидетельствовал М. Костомаров,- равным образом, и простой безграмотный народ, когда читали ему произведєнпя Билеты, прнходил от них в восторг. Большое значение имели повести и пьесы Квіткн-Основ'янснка для активизации культурной жизни на западноукраинских ЗСдМЛЯХ.

Для своего времени Квитка-Основьяненко был лучшим знатоком украинского литературного языка, производимой на народной основе; он глубоко осознавал и активно утверждал мысль о ее большие эстетические возможности и широкие перспективы. Писатель-новатор первым доказал способность украинского языка обеспечить высокое развитие всех литературных жанров. Творчески использовав языково-стилевые достояние народной эпики, песенности, гумористики, он выработал свою яркую, самобытную стилевую манеру, которая отличается многообразием тональности - от сентиментально-лирической на фольклорно-песенной основе к иронично-сатнричної и бурлескной, богатством синонимики и наснаженістю сравнениями и фразеологизмами. В целом же стилевая доминанта лучших произведений Квитки-Основьяненко соответствует повседневной живомовній народной практике, принципам реалистического искусства.

Квитка-Основьяненко сыграл важную роль в формировании украинского литературного языка, расширив ее базу, укрепив ее народное почву, обогатив ее художественно-выразительные средства.

Современная Квитке-Основьяненко доброжелательная украинская и российская критика высоко оценивала его талант, значение его творчества для развития реализма и народности литературы. П. О. Плетнев, например, высказывал мнение, что он -«один из первых талантов, даже и не в России только», писал о его влиянии на отдельных российских литераторов. Позже И. Франко, рассматривая творчество Квитки-Основьяненко в контексте европейской литературы, писал: «Вплоть круг 1840 года начинают почти во всех литературах Европы появляться произведения, в которых мужик является героем, жизнь его происходит главным предметом, канвой талантливых литературных произведений... В украинской литературе... появляются далеко быстрее, чем где-либо... рассказ Квитки-Основьяненко, черпані исключительно из жизни народного» 2.

Лучшие произведения Г. Ф. Квитки-Основьяненко одними из первых выводили украинскую литературу до общероссийского и европейского читателя: начиная с 1837 г., его рассказы и повести печатаются в русских переводах в Петербурге. Еще при жизни писателя его пьесы ставились в Петербурге, а также на Кавказе, в частности в Грузии. 1854р. в Париже выходит на французском языке «Сердешна Оксана», чуть позже произведения Квитки-Основьяненко переводятся польском, болгарском, чешском языках.

Вклад Г. Ф. Квитки-Основьяненко в литературный процесс весомый и разносторонний. Выдающийся прозаик и драматург усилил гражданственность, социальную проблемность новой украинской литературы, ее обличительную направленность против пороков общественного бытия. Широко открыл он дверь в «большую литературу» национально-народному герою - представителю трудового крестьянства - как центральной фигуры, которая определяла развитие сюжетов произведений. Им были заложены основы новой украинской прозы, введены жанры повести, рассказы, социально-бытовой комедии. Писатель разработал и утвердил в украинской литературе принципы просветительского реализма, который в 30-х годах XIX в. стал на Украине ведущим творческим методом и литературным направлением. Проза и драматургия писателя имела большое значение для утверждения статуса украинской литературы среди других литератур.

Опыт Г. Ф. Квитки-Основьяненко, его лучшие традиции оказались плодотворными для следующих украинских прозаиков - Марка Вовчка, Ю. Федьковича, И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного.

Творческое достояние первого по времени классика украинской художественной прозы и выдающегося драматурга пользуется широкой популярностью у советского читателя и зрителя.

О. И. ГОНЧАР