Статья
В своей хате своя правда и сила, и воля!
От времени когда начал рушиться коммунистический режим и когда окончательно развалилась тюрьма народе, а скованы ею нации, входившие в нее, как фальшиво их называли, союзные республики, мы сегодня двенадцатый раз имеем возможность свободными устами припасть к Его источников. За прошедшие годы на Шевченковских торжествах творчество Тараса Шевченко мы рассматривали в разных аспектах, потому что поэт он многогранен и рамки рядового поэта он не вписывается.
Сегодня в 140 годовщину, когда сердце Тараса легло на покой исторические реалии, другие некоторые события в Украине, в которой кандалы мы не порвали, а они сами распались, потому поржавели пропитаны кровь, потом и слезами многих поколений наших людей, следовательно, события складываются так, что говорить на нашем празднике очень сложно, а еще более ответственно.
Прежде всего я хотел бы повторить их мнению, что действительно ни один народ в мире не создал такого культа своему поэту, как это сделали мы - украинцы. Шевченко был окружен всеукраинской любовью еще при жизни. Его "Кобзарь", вышедший первым изданием в 1840 г. Украина восприняла, как дар Божий. "Кобзарь" разбудил духа прибитого тяжелой крепостной неволей украинского крестьянина. Он заставил другими глазами взглянуть на свое прошлое, современное и будущее украинского интеллигента, которому так много российская оккупационная администрация запрещала печатать украинские книги, запрещали язык, на нет сводила культуру, отрицала историческую судьбу. Или же хорошо, что наш народ создал культ? Культ - это святыня. Одно дело, когда культ создают деспоту и создают искусственно под принуждением и скрепляют кровью невинных мучеников и совсем другое дело когда культ возникает спонтанно, сращенный на всенародной любви. Когда сердце как одиночной человека, так и целого народа исполняются святыней, из него исчезает зло, ибо святость и грех не могут жить вместе, как в одном сердце не может находиться одновременно Святой Дух и злой дух. А что культ Шевченко зародился спонтанно и по любви, кем о том оставили показания еще современники Шевченко, ближайшие к нему люди. Еще в Кирилло-Мефодиевском Братстве (а в нем сплотилась молодежь - как говорит о них Кулиш - высокой духовной чистоты). Так значит и молодежь восприняла Шевченко, как небесный светильник.
Николай Костомаров писал позднее: "Я видел, что Шевченко муза раздирала занавес народной жизни. И страшно, и сладко, и больно и упоюючи было заглядывать сюда!.. Тарасова муза раскрывала какой-то подземный заклет, уже несколько веков закрытый многими замками, запечатанный многими печатями. Шевченко сделал из нас людей, что ненавидят москалей и всех тех, что были виноваты в финансировании нашей родной Украины" (конец цитаты).
140 лет назад над могилой великого сына Украины говорил Пантелемон Кулиш, тот неповздержливий и самовлюбленный Кулиш, о котором единодушного мнения литературоведов до сих пор не сложилось. Он сказал: "Нет у нас ни одного достойного изречь родное украинское слово над гробом Шевченко: вся сила и вся красота нашего языка только ему одному одкрилась". Заканчивая свою речь, он сказал: Будешь лежать, Тарас, на родной Украине, на побережье славного Днепра, потому что ты его имя с именем навеки соединил... Еще же ты нам оставил один завет, Тарас. Ты говорил своей непорочной музе:
Мы не лукавили с тобою,
Мы просто шли, у нас нет
Зерна неправды за собой ...
"Великий и святой завет! Будь же, Тарас, уверен, что мы его соблюдемо и никогда не свернем с дороги, что ты проложил еси".(конец цитаты)
Другой выступающий Хорошевский сказал тогда:
"О, если бы твоя смерть. Тарас, стала началом жизни нового, то был бы это твой прекраснейший венок и величественный памятник".
Приведенные отрывки речей свидетельствуют о том, как украинцы оценивали Т.шевченко сто сорок лет назад, и эти слова являются объяснением того факта, что украинский поэт и до сих пор радуется неслыханной, почти религиозным уважением своего народа.
Это понимали все оккупанты Украины. Они могли себе позволять замалчивать творчество Тарасового приятеля Панька Кулиша, называли его "буржуазным националистом" и "предателем украинского народа", но не могли замалчивать Шевченко, творчество которого "стала началом жизни нового в истории украинской нации. (Но об этом позже).
Кого мы пришли помянуть? Перед кем склоняются наши лица? Кому поклоняются наши души. Кто для нас Шевченко? Когда кто-то скажет, что мы пришли помянуть крупнейшего украинского поэта, то не будет правды, но это целая правда. Потому что Шевченко для нас нечто большее, как гениальный поэт. Шевченко - это певец - чародей, это маг - прорицатель. Как бывший греческий певец Орфей, своим завораживающим пением творил миры и обладал над ними.
Шевченко - это герой, как бывший греческий Прометей; герой, мечом своего слова и щитом своего сердца боролся за свободу и право украинской человеку. Шевченко - это мученик - неофит украинской правды, как главная фигура поэмы "Неофиты" Алпід принес украинской правде в жертву свою жизнь, себя самого. И потому, что все народы, всех возрастов отдавали честь магам - предсказателям, борцам - героям и праведникам - мученикам, - в поте лица похиляються перед Шевченко как перед нашим Орфеем, нашим Прометеем и нашим Неофитом - Липідом.
Шевченко показал нам красоту нашего края, наших степей, наших гор, рек, моря, духовную красоту и нравственную чистоту крестьянского быта.
Садок вишневый коло хаты,
Хрущи над вишнями гудят,
Плуговщики с плугами идут,
Поют идя девушки
А матери ждут ужинать
Семья ужин возле хаты,
Вечерняя зоренька встает
Дочь ужинать подает
А мать хочет научати,
Так, соловей не дает
Положила иметь возле дома
Маленьких детишек своих
Сама уснула круг них
Затихло все только девушки
И соловей не затих.
Такое жизнь простого человека, который родился на этой земле, под этим небом, никого из этой земли не вытеснили, никого в Сибирь на погибель не вывезли, никому худого не сделали, никогда ничьи границы не коверкали, ни в Варшаву, ни под Москву не ходила, создала мощную земледельческую культуру, которую позже откроет.
Викентий Хвойка и название трипольского и начало которой отсутствует до 4000 лет перед Христом, а Иван Кузич-Березовский отодвигает на 25000 лет после окончания обледенения нашей земли... И это жизни простой украинской семьи, какое оно далекое от крови, от обид, от умерщвления целых областей неслыханным голодом. неслыханными жестокостями...
Такую идиллию крестьянской семьи я пережил и никогда его забыть не смогу.
В Шевченково "Кобзари" почти не осталось текстов не положенных на ноты. Каждый украинский композитор пытался и свою лепту внести в песенную Шевченкиану. Никто их не заставлял, как заставляли петь фальшивую славу кровавым деспотам большевицкого террора и преступной коммунистической партии.
Вы, знатоки мировых литератур, можете привести пример чего-то подобного с тех литератур. Или виспіваний так Мицкевич, Пушкин, Гете, Гейне?
Прометей - это был по греческим преданиям герой, что решился переступить запрет богов, похитить и передать людям огонь, которого до этого люди не имели. Он знал, какая кара ждет его за непослушание богам, но он идет на ту жертву, ибо желание сделать добро для него сильнее страх.
За горами горы, льдом окованы
засеянные горем, кровію политые.
Испокон Веков Прометея
Там орел карает,
Каждый Божий долбал ребра
И сердце разбивает
Разбивает и не выпьет
Живительной крови, -
Оно снова оживает
И смеется снова.
Не умирает душа наша
Не умирает воля
И несытый не распахивать
На дне моря поле
Не скует души живой
И слова живого
Не понесет славы Бога
Великого Бога.
Геройское в Шевченко - Прометея проявляется постоянно уже в Шевченко - Кобзаря. Чуть ли не каждая страница Кобзаря содержит хвалу казацкой славы, похвалы геройству, бесстрашия в борьбе за народную Правду.
Геройство Прометея зроджує мученичество, что его поразительный образ дает поэт в "Неофитах", описывая своим словом первобытных христиан, Шевченко постоянно имеет в виду украинский народ и самого себя на кресте: Шевченко возвращается к матери Алкида.
Стремглав повесили святого
Того апостола Петра,
А неофитов в Сиракузы
В підземнії страшнії узы
В кандалах одвели. И сих,
Твой сын Алхід, твой ребенок,
Твоя одна семья,
Любовь одна твоя,
Гниет в неволе, в цепях.
А ты, прескорбная, не знаешь,
Где твой убегает пропадает!
Идешь искать его в Сибирь,
Или это ... в Скифию. И ты ...
И ты одна ты? Божья Мать,
И заступы нас и укрой!
Нет семьи, нет дома,
Нет отца, ни сестры,
Чтобы незаплакані ходили,
Не катувалися в тюрьме
Или в далекой стороне...
Долго так происходило и у нас, когда матери выстаивали часами под воротами тюрьмы, чтобы передать передачу. Мученичество Шевченко началось далеко перед его засудом и ссылкой. Оно было главной нашей присумної песни целой жизни. Оно началось сразу, когда Шевченко стал сиротой.
И золотой, и дорогой
Мне, чтобы знали вы, не жалко
Моей судьбе молодой.
А иногда такая печаль
Оступить душу, аж заплачу
А еще до того, как увижу
Маленького мальчика в селе:
Языков одірвалось ед
Одно единственное под забором
Сидит себе в старой дерюге
Мне кажется, что это я
Что это и молодость моя
Мне кажется, что никогда
Оно не увидит свободы
Святой воленьки!
Находясь в царской тюрьме Шевченко молится:
Дай дожить посмотреть,
О, Боже мой милый,
На ланы тии зеленые
И те могилы
А не дашь, то донеси
На мою страну
Мои слезы, ибо я, Бог,
Я за нее сгиба.
Не место здесь нам останавливаться над стражденною биографией Шевченко, лишь напомним, что поэт прожил 47 лет из них 24 года был крепостным, 10 лет в ссылке, три и пол года под постоянным присмотром полиции и только 9 месяцев жил как свободный человек!
Он имел полное право сказать до всех нас: "Молись! Молись сыну, за Вкраину его замучили когда".
Те несколько штрихов, что наметили мы в предыдущих мыслях это является основными не только учитывая нашу сегодняшнюю тему, не являются ли они основными и относительно мысли, которую высказали о нем его друзья Кирилло-Мефодиевцы высказываясь о Шевченко, как о светильник послан Украине небом.
На земле путей, когда Израиль сходил на макушке, когда забывал про основную заповедь нести идею единобожия, забывая, что он, именно он! предназначен, как сервис Видения по спасенню человечества от гибели, на которую обрекли себя первые люди, забывает Единого Истинного Бога и склоняється до почитания ложных боссов - этому народу небо посылало пророков. Задачей пророков не было, как обычно думают, прорікати будущее, как Нострадамус, наш Глоба. Основной задачей пророков было Єхамекцій народ, указать его ошибки, указать истинный путь, идя по которому народ Израиля выполнит свое предназначение. Пророки ссылались Израилю в самые красивые минуты его истории.
Начало XIX века для Украины как раз характеризовался именно таким историческим периодом. Подавленное самодержавием, крепостничеством, попыткой Московии полностью уничтожить украинский народ как отдельный этнос - Петр И переименовывает Московию на Россию. Таким образом наше название Русь было нам пограбовано. нашу историю нам украли, нашу столицу, наш святой Киев, начали считать "матерью городов русских". Не матерью бывшей Руси, а матерью нового образования, что началось из Суздаля, а затем небольшого села Москвы, спряталась глубоко в болотах на территории финского племени и как раз в языке того народа, как болотянисте место имело название Москва - болото. Нам отказано в праве на существование. Выдумали красивую сказочку о трех братских народов в той колыбели каким-то непонятным правом народ московский, в жилах которого так мало славянской крови, назвали старшим, а тот старший брат, как и зозуля и до сих пор делает братіків и единолично завладели этим гнездом.
К московитов в Украине царили другие братья, с запада поляки. Еще раз можем удивляться как хорошо Шевченко разбирался в исторических ситуациях, как хорошо он овладел нужными знаниями за тот скупой время, которое выделил ему судьба.
Прекрасно зная наши отношения с западными соседями, и ставя перед собой вечные вопросы, на которые
|
|