Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПАВЕЛ ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ
Павел Архипович Загребельный

 


Родился Павел Загребельный 25 августа 1924 г. в придністрянському селе Солошином на Полтавщине. С детства рос без матери. Учится будущий писатель в Солошинській средней школе.

В июне 1941 г. Загребельный закончил десятилетку. Собирался учиться дальше, но началась Великая Отечественная...

В неполных семнадцать лет ушел добровольцем в Советскую Армию. Принимал участие в обороне Киева. Учился в военном училище. В августе 1941 г. был ранен. После госпиталя снова военное училище, и снова фронт, и тяжелое ранение летом в 1942 г.

Вернувшись в 1946 г. на Родину Павел Загребельный работает в колхозе родного села, а с сентября начал учиться на филологическом факультете Днепропетровского университета.

Сначала Павел Загребельный работал в областной днепропетровской газете, затем переезжает в Киев занимает должность заведующего отделом прозы в редакции журнала „Отчизна", в 1961-1963 годах редактирует газету „Литературная Украина".

С 1964 г. Павел Загребельный - ответственный секретарь правления Союза писателей Украины, в 1979-1986 годах возглавляет республиканскую Союз.

 


Характеристика творчества

 

„Марево". Служба на советско-иранской границе, изучение истории, философии, поэзии, искусства и культуры народов Востока - такое основание одного из первых крупных прозаических произведений Загребельного - повести „Марево".

Отдельным своими страницами „Марево" напоминает фрагменты художественной энциклопедии. Так подробно и в меру, с профессиональным знанием, свободно и просто, рассказывает Павел Загребельный об богатую и противоречивую историю Ирана, о его капризную природу, о калейдоскопически-красочные базары Востока, о трудолюбивый талантливый народ этой страны и о его обычаи.

На республиканском конкурсе в 1955 году за лучший научно-фантастический и приключенческий произведение для детей и юношества повесть „Марево" отмечена второй премией.

„Дума о бессмертном". Это страстная исповедь солдата-фронтовика о бессмертии своего поколения, которое грудью встретил фашистское нашествие. Это мужественный гимн советской человека. это героическая дума о непокорность и самоотверженность наших юношей-воинов.

Дилогия „Европа 45", „Европа. Мероприятие". В романе-хронике „Европа 45" отражены события конца второй мировой войны на Европейском континенте, борьбе советских патриотов против гитлеризма - на фронте, во вражеском тылу, в лагерях смерти. Борьба европейских народов с фашизмом - такова ведущая тема и романа-хроники „Европа. Мероприятие".

Романы привлекают внимание не только масштабностью впервые привлеченных и художественно осмысленных исторических материалов периода второй мировой войны, но и остротой конфликтов: неожиданные приключения, рискованные ситуации. Двойное изображение времени обусловливает неповторимую построение дилогии. Время выступает действующим лицом.

События в „Европе 45" разворачиваются в Западной Германии, Голландии, Франции, Италии, Париж, Рим, прирейнські города и католические монастыри - вот те пункты, где происходит действие второй книги дилогии „Европа. Запад" - логическое идейно-композиционное завершение „Европы 45". Проклятие войны. Загребельный-гуманист поднимает голос в защиту мира, дружбы между народами.

„Добрый дьявол". С „Европейский циклом как чаще всего связывается и военно-патриотический роман Загребельного „Добрый дьявол". Он воспринимается как новейшая притча. Писателем схвачена, собственно, одна апогей на в жизни человека момент - небывалой силы шторм в открытом море. Прозаик и здесь идет от жизни: во время шторма на Азовском море советским пограничным было спасено греческое торговое судно...

„День для грядущего". Над этим романом автор работал в течение 1961-1963 годов. Произведение состоит из трех частей: „Утро", „День", „Вечер". Основу фабулы составляет заседание архитектурного жюри.

Впоследствии Загребельный так раскрывает идейное содержание этого романа. „День для грядущего" - дьяволизм ХХ века: посредственность, бездарность, недоученность. На столкновении таланта и посредственности, собственно, строится эта книга.

„Первомост" - это рассказ о судьбе одной из самых крупных, выражаясь по-современному, инженерных сооружений, о ее влиянии на тогдашнюю мышления, об отношении к ней тогдашнего люда, который вбичав в такой огромной сооружений, как первый мост через Днепр, словно олицетворение всей земли и государства. Идейное содержание „Первомосту" исторически не продукоментований, за исключением одного предложения: „Летописец записал кратко: „Того же лета (6625) устройстве мост через Днепр Владимир". То есть: в 1115 году. Ц все. Далее - творческий домысел, воображение.

„Евпраксия". Павел Загребельный воспроизводит исторические события последнего десятилетия двадцатого века. На фоне этих событий и раскрывается трагическая судьба внуки Ярослава Мудрого княжны Евпраксии - жены германского императора Генриха IV. Жену всемогущего императора, повелителя большей части тогдашней западной Европы, поразили некоторые оргии, дремучая суеверность.

Когда Евпраксии не удалось уговорить императора-жорсткосерця, она бунтует - „Генрих сажает ее в тюрьму". Мужественная женщина сбегает из-под охраны, они выступает на соборе, разоблачая Генриха перед всем католическим миром, ее слушают четыре тысячи церковных сановников и тридцать тысяч простого люда.

Так Европа впервые познакомилась с женщиной-политиком, с женщиной-борцом. И эта женщина была русская!"

Первым на современную тему был роман „Жара". О металлургах „Приднепровье". Не „производственный", а „людинознавчий".

Жизнь нового поколения рабочих и инженеров в эпоху научно-технической революции Загребельный воспроизводит в романах „С точки зрения вечности" и „Переходим к любви". В них - „горячий срез" современности.

В центре романа „С точки зрения вечности" - показ преемственности поколений. Загребельный осуждающей карьеризм, понятность, бюрократизм, формализм, куцо-потребительские стремления.

„Разгон". Свою задачу автор вбичав в том, чтобы „сказать о роли науки в современном мире, о месте ученого, который способен преобразить и улучшить этот мир...

едва ли не ярче всего удалось Загребельному описать многогранный характер академика-кибернетика Петра карна ля. Через его образ романист раскрыл подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Однако и в центре - тема современная, люди науки и производства.

„Южный комфорт". В этом романе Загребельный-сатирик остро висмією поклонников незаконного „комфорта".

„Бесследный Лукас". В подзаголовке автор уточняет: „Роман из четырех сообщений" и не без фантастики". На последней странице главный герой исчезает: „Лукаса не было. Не было следов. Ничего". Кроме элементов фантастики, произведение имеет острый политико-философский характер.

Используя последние достижения научно-технического прогресса, молодой американский ученый Лукас стремится усовершенствовать человеческий разум. Чтобы реализовать свою дерзкую идею, юноша путешествует по планете. Прежде всего посещает те страны, где когда-то зарождалась цивилизация. Итак, „Бесследный Лукас" - это и своеобразная художественная энциклопедия истории, искусства.

„Чудо". - „Чудо" - едва ли не самый сложный по композиционной организацией роман в нашей литературе. Павел Загребельный убежден, что „народ диве именно благодаря прочной связи времен, преемственность традиций, великой своей истории, поэтому мне хотелось показать не просто ежедневный быт моих героев, а их историческое продолжения, их шествие сквозь века и тысячелетия, из прошлого в будущее, так возникла дерзкая мысль соединить далекое прошлое с днем сегодняшним в романе „Чудо", так, собственно, сочетается имеет восхищение героями времен отдаленных с острейшим интересом к жгучих проблем двадцатого века".

Год 992 - начальный отсчет „романному времени", совершаются же разворачиваться события в 1966 году. Итак, в поле зрения Загребельного-художника тысячелетняя история нашей наследстве, передаваемом.

Седая древность - композиционный эпицентр „Чуда". Ядро глобального конфликта. Время действия, как уже отмечалось, конец десятого - первая половина одиннадцатого веков. О тот период Загребельный-историк пишет: „За язычеством пол века нашей первобытной культуры, и отвергать их нельзя. Видно, то были не хуже века, когда Киевская Русь уже в десятом и в начале одиннадцатого века, то есть еще фактически не войдя полностью в русло господствующего тогда христианства, удивляла мир своей культурой, своей силой, своей талантливостью". Место - древлянские земли, Киев, Новгород, Болгария, Византия.

Романист не просто белетризує стародавние документы. Он полемизирует с очевидцами тех далеких времен, переосмысливает факты и события, иногда канонизированы в трудах историков и произведениях писателей. Автор „Чуда" пытался воспроизвести, как он сам об этом пишет, не только быт, обстановку, политическую и моральную атмосферу, но и психологию наших далеких предков.

Среди предшественников, понятное дело, на первом месте Ярослав Мудрый.

В полемике против преувеличения значения культуры Византии и христианства Загребельный идет дальше Семена Скляренко.

Загребельный-историк убедительно доказывает, что могучая держава опиралась на местные силы и традиции:

Поэтому ведя речь о „исторический роман Павла Загребельного „Чудо", следует непременно иметь в виду источники и движущие силы формирования мировоззренческих категорий и своеобразной культуры нашего народа.

Павлу Загребельному удалось воссоздать процесс выявления и формирования большого мислительського таланта выходца из глубины трудового народа. Жизненный и творческий опыт нашего далекого предка воплощен в знаменитом архитектурном шедевре.

Итак, главный объединяющий центр - это образ Софии Киевской, необычного чуда, что „никогда не кончается и не переводится". Своеобразный образ эпохи. Он создан в „Чуде" путем применения новых жанрово-стилевых и образных средств художественного реконструирования социально-нравственной природы наших далеких предков, их характеров, взаимоотношений, событий, общественных обстоятельств, деталей общественного и бытового жизнь навсегда утраченного мира.