Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литературный вечер - "Думы мои, думы мои"



 
1. Ведущая. Я вас поздравляю с мартовским днем. И все-таки сойдут снега, и нам приветливо улыбнутся деревья своей листвой, трава и цветы. И прилетят гуси-лебеди.

Такого же мартовского дня когда принесли лемки к крепостной дома маленького мальчика. Его нашествия Тарасом. Рос он быстро и удивлялся красоте, потому что умел ее видеть.

2. (Шевченко-ребенок):

Смотрю, уж светает.

Край неба пылает,

Соловей в темном рощи

Солнце встречает.

Тихонечко ветер веет,

Степи, поля мечтают,

Между оврагами над прудами

Ивы зеленеют.

Сады обильные похилились,

Тополя медленно

Стоят себе, как сторожа,

Разговаривают с полем.

3. Муза:

По дубраве ветер веет.

Гуляет по полю,

Край дороги гнет тополь

До самого пола.

Состояние высокий, лист широкий

Зачем зеленеет?

Кругом поле, как то море

Широкое, синеет.

4. Муза: Ой діброво - темный роще!

Тебя одевает

Трижды в год Богатого...

Себе отца имеешь.

Раз укроет тебя обильно

Зеленым покровом, -

Аж сам себе удивляешься

На свою дубраву...

Насмотревшись на доченьку

Милую, молодую,

Возьмет ее и окутает

В золотую ризу.

И сповиє дорогой

Белой каймой, -

Да и спать ляжет, устав

Печалью такой.

5. Шевченко-ребенок:

В том роще,

В той хате, в раю,

Я видел ад... Там неволя,

Работа тяжкая, никогда

И помолиться не дают.

Там мать добрую мою

Еще молодую - в могилу

Нужда и труд положила.

Там отец, плача с детьми.

(А мы малые были и голые),

Не вытерпел злой судьбы,

Умер на барщине!

6. Ведущая: "Сыну моему Тарасу с наследства после меня ничего не надо. Он не будет человеком огромной, с его выйдет или что-то очень хорошо или большой лодырь; для него наследство по мне... ничего не будет значить". По смерти родителей маленького Тараса взяли под крылья две музы - Муза живописи и Муза поэзии, - чтобы взрастить и повести в вечность.

7. Шевченко-взрослый: И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим в Украине и не в Україні моє дружнєє посланіє:

Я не одинокий, я не сирота, -

Есть у меня дети, и где их девать?

Спрятать с собой? - грех, душа живая!

(Под запись песни получаются "Думы" и выстраиваются "журавлиным крылом").

8. Ученик: Думы мои, думы мои!

Беда мне с вами!

Зачем стали на бумаге

Печальными рядами?

9. Ученик: Думы мои, думы мои,

Цветы мои, дети!

Вырастал вас, ухаживал за вас, -

Где ж мне вас дети?

В Украину идите, дети,

В нашу Украину.

10. Дума: Мне все равно, буду

Я жить в Украине, или нет.

Или кто вспомнит, забудет

Меня в снегу на чужбине -

Однаковісінько мне.

И не помяне отец с сыном,

Не скажет сыну: "Молись,

Молись, сынок, за Вкраину

Его замучили когда".

Мне одинаково будет

Сын молиться, или нет.

И не все равно мне,

Как Украину злые люди

Усыпят, лукавые, и в огне

Ее, окраденую, разбудят...

Ох, не все равно мне.

11. Ученик: Долго, долго кровь степями

Текла-краснела.

Текла, текла и высохла.

Степи зеленеют;

Дети лежат, а над ними

Могилы синеют.

И что с того, что высокие?

Никто их не знает,

Никто искренне не заплачет,

Никто не вспомнит.

Только ветер тихонько

Повеет над ними.

Только росы ранехонько

Слезами мелкими

Их умиють. Взойдет солнце,

Осушит, пригреет;

А внуки? Им безразлично,

Много их, а кто скажет,

Где Гонты могила, -

Мученика праведного

Где похоронили?

Где Заліняк, душа искренняя,

Где отдыхает?

12. Ученик: Такое чудо... тут крови

Пролито человеческой -

И без ножа. По той стороне

Твердыня и колокольня,

Языков и швайка заостренная,

Аж чудно смотрит,

Вот по себе и читаю,

Что на скале наковано:

Первому - Вторая.

Такое чудо наставила.

Теперь же я знаю:

Это тот Первый, что распинал

Нашу Украину,

А Вторая доконала

Вдову сиротину.

...Тяжело, тяжело мне стало,

Так, как я читаю

Историю Украины.

Легло костьми

Людей муштрованих немало.

А слез, а крови? Напоит

Всех императоров бы стало

С детьми и внуками, утопит

В слезах удовїх. А девичьих,

Пролитых тайно среди ночи!

А маминых горячих слез!

А папиных, старых, кровавых,

Не реки - море разлилось,

Огненное море!

Слава, слава

Хортам, и гончим, и псарям,

И нашим батюшкам-царям

Слава!

13. Ученик: О боже наш милосердный!

В царя плохой,

Царь проклят, лукавый,

Аспиде несытый!

Что ты сделал с казаками?

Болота засыпал

Благородными костями;

Поставил столицу

На их трупах замученными!

Не мне,

Великий господи, простом,

Судит великие дела

Твоей воли. Лютая зла

Не действуешь без вины никому.

Молюсь, господи, помилуй,

Спаси нас, святая сила,

Язвы язык мой за хулы

И язвы мира ісціли.

14. Ученик: Я так ее, я так люблю

Мою Украину убогую,

Что прокляну святого бога,

За нее душу погублю.

15. Ученик: Опомнитесь, недолюди,

Дети юродивые!

Посмотрите на рай тихий,

На свою страну,

Полюбіте искренним сердцем

Большую руину,

Розком, братайтеся!

В чужом краю

Не ищите, не спрашивайте

Того, что нет

И на небе, а не только

На чужом поле.

В своей хате своя правда,

И сила, и воля.

Нет в мире Украины,

Нет второго Днепра,

А вы претесь на чужбину

Искать доброго добра.

Полюбіте искренним сердцем

Большую руину!

16. Ученик: А ты, моя Украина,

Несчастная вдово,

Я к тебе буду летать

С облака на разговор.

17. Ученик: Если бы вы учились так, как надо,

То и мудрость бы была своя.

Немец говорит: "Мы моголы".

"Моголы! Моголы!"

Золотого И мерлана

Внучата голые.

Немец скажет: "Вы слов'яне".

Славных прадедов великих

Правнуки плохие!

И все языки

Славянского люда -

Все знаете. А своей

Даст би... Когда будем

И по-своему глаголать,

Как немец покажет

И к тому и историю

Нашу нам расскажет, -

Тогда мы заходимось!

18. Ученик: Хорошо начали...

А гвалту, а крика!

"И гармония, и сила,

Музыка, да и только.

А история!.. поэма

Вольного народа!

Что те римляне убогие!

Черт знает что - не бруты!

У нас Бруты! И Коклеси!

Славные, незабываемые!

У нас воля вырастала,

Днепром умивалась,

У председателя горы слала,

Степью укривалась!"

Кровью она умивалась,

А спала на кучах,

На казацких вольных трупам,

Обворованых трупам!

Посмотрите только хорошо,

Прочитайте снова

Тую славу. И читайте

От слова до слова,

Не пропустите ни точки,

Ниже тии запятой,

Все разберите... да и спросите

Тогда себя: что мы?

Чьи сыновья? Каких родителей?

19. Ученик: Доборолась Украина

До самого края.

Хуже ляха свои дети

Ее распинают.

Вместо пива праведную

Кровь из ребер точат.

Просветить, говорят, хотят

Мамины глаза

Современнымы огнями,

Повести по возрасту,

За немцами, недоріку,

Сліпую калеку.

Хорошо, ведите, показывайте,

Пусть старая мать

Учится, как детей тех

Новых ухаживать.

Показывайте!

Полюбіте искренним сердцем

Большую руину.

20. Ученик: Учитесь, читайте,

И чужому научайтесь,

И своего не цурайтесь,

Ибо кто мать забывает,

Того бог наказывает,

Того дети сторонятся.

В дом не пускают.

Чужие люди прогоняют,

И нет взлома

На всей земле бесконечной

Веселого дома.

21. Ученик: У всякого своя судьба

И свой путь широкий:

Тот строит, тот разрушает,

Тот неситы глазом -

За край света заглядывает,

Нет страны,

Чтобы загарбать и с собой

Взять в гроб.

Тот тузами выбирает

Свата в его доме,

А то втихаря в уголке

Точит нож на брата.

А то, тихий и трезвый

Богобоязненный,

Как кошечка, подкрадется,

Вижде злополучный

У тебя время и запустит

Когти в печени, -

И не молись: не вимолять

Ни дети, ни женщина.

А тот, щедрый и роскошный,

Все храмы строит

И отечество так любит,

Так за ним бідкує,

Так его, сердешного,

Кровь, как воду, точит!

А братия молчит себе,

Выпучив глаза!

Как ягнята: "Пусть говорит,

Может так и надо!"

Так и надо! Ибо нет

Господа на небе!

А вы в ярме падаете

И какого рая

На том свете упрашиваете?

Нет! Нет!

Мне кажется, я не знаю,

А люди действительно не умирают

А перелезет еще живет

В свинью, или еще что, да и живет,

Купается себе в луже,

Языков прежде купался в грехах.

И действительно так,

Опомнитесь люди,

Ибо горе вам будет!

(Запись песни "Ревет и стонет Днепр широкий").

22. Ведущая: Шевченко появился на свет весной, чтобы стать совестью Украины, ее весной. Он родился 9 марта 1814 года.

23. Ведущая: А 9 марта 1914 года, несмотря на запрет российских сатрапов столетнего юбилея - угрозу тюремного заключения, - патриарх грузинской культуры Акакий Церетели созвал грузинских художников. Бьет восемь часов вечера, бурлит столичный театр оперы и балета, ассистенты-ученики выводят под руки сімдесятичотирьохрічного Церетели на сцену, зал затихает: патриарх направляется к центру сцены, где в обрамлении цветов возвышается портрет Великого Кобзаря Украины. Церетели просит помочь ему опуститься перед ним на колени, и замерший зал слышит, что уста великого мужа Грузии произносят слова, которые сразу становятся крылатыми: "Спасибо тебе, Батько Тарас, что ты научил меня любить Грузию".

(Выходят "писатели" под звуки музыки Л.Бетховена "Лунная соната").

24. Ученик: Я, Иван Франко, украинский писатель, я обожаю Шевченко. Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа.

Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой - и указал новые, светлые и свободные пути профессорам и книжным ученым.

Десять лет он томився под тяжестью российской солдатской муштры, а для свободы России сделал больше, чем десять побежденных армий.

25. Ученик: Я, Юлия Виргиния, немецкий переводчик, перевела произведения Шевченко на немецком языке и считаю, если Котляревский на грани 18 и 19 веков преподнес украинский язык до уровня литературного, то большая заслуга Шевченко в том, что он открыл всю ее величие и красоту. Этим, а также воспеванием героического прошлого, пробуждением древних идеалов свободы, воспитанием древних идеалов свободы, воспитанием национального сознания, Шевченко спас свой народ от гибели и заложил прочную основу для его славного культурного развития. Значение поэзии Шевченко - не мимолетное, оно постоянное, потому, что он поэт не только угнетенного украинского народа, а и всего многострадального человечества.

26. Ученик: Великий Кобзарь, который с титанической силой выразил вековечные думы и чаяния талантливого, красивого душой, могучего украинского народа, бесконечно дорогой нам, монголам, вольнолюбивой поэзией, непоколебимой верой в солнечное будущее трудового народа. Я, Лхамсурен, современный монгольский поэт.

27. Ученик: Я, Альфред Курелла, немецкий писатель утверждаю, что Тарас Шевченко не имеет себе равных в мировой литературе. Ни одна страна не выдвинула такого поэта, народного в настоящем понимании этого слова, поэта, так полно, так правдиво и так непосредственно передал настрї и мнения широких масс угнетенного народа. Своеобразие поэта именно в том, что он, будучи действительно связанным с простым народом, не порывал связи в течение всей своей жизни, хотя достиг вершин наук того времени.

28. Ученик: Я, Рокуэл Кент.

Я американский художник и американец плотью и кровью, но то, что я видел из произведений Шевченко-художника, и то, что я знаю о нем как о поэте, вызывает самые глубокие чувства искреннего восхищения его талантом и творчеством. Я горжусь этими произведениями, словно я сам украинец. Ваш Шевченко - это мой Шевченко. Я люблю и ценю Шевченко.

29. Ученик: Я, Назым Хикмет, турецкий писатель, считаю: до того времени, пока народы будут воевать за свою национальную независимость и демократические права, стихи Шевченко читаться на разных языках.

Ну, а потом? Потом, когда на земле не останется ни одного угнетенного народа, ни угнетенной человека? Или тогда песни будут звучать Шевченко? Конечно, будут звучать. Пламенные песни великого украинского поэта станут для людей памятью о далеких временах. Люди будут читать Шевченко, находя радость в том, что их внутренний мир родной красоте тех рощ, степей, лунных вечеров, что их воспел Шевченко в своих стихах. Пока бьются сердца людей, будет звучать и голос Шевченко.

30. Ученик? (читает "Завещание" под музыку).

31. Все вместе: Мы тебя не забыли, Тарас!

 

1. Тамерлан - среднеазиатский правитель и завоеватель.

2. Бруты - Люций Юний Брут (до н.э.) возглавил восстание с трона Прутского царя Тарквиния Гордого. Марк Юний Брут - один из организаторов убийства императора Юлия Цезаря (до н.э.). Здесь Шевченко назвал Брута как борца против деспотизма.

3. Коклес - легендарный римский герой, известный тем, что спас Рим, сам-один обороняя мост на реке Тибр от войска Прутского царя Порсни.

 

 

1а. Ученик: Не на шелковых пеленках,

Не в величественном дворце -

В хижине бедной он родился

Среди неволе, тьмы и труда.

 

22а. Ученица: Несчастная мать спеленала

Его малого и приуныла...

И целую ніченьку она

За сына крепостного молилась.

 

22б. Ученик: И Бог услышал ту молитву,

И дал душе убогой силу,

И в руки парню вложил

Певческую чародійну лиру.

 

* * *

Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего литературного праздника "Думы мои, думы мои" посвященного Т.г.шевченко. Прикоснулись душой к страстному непокоренного сердца поэта.

Думы и помыслы Тараса Шевченко были об Украине, о ее народе, его судьбе несчастной.

То же пусть завещание великого Кобзаря станет завещанием для нас - сохранить язык народа, его обычаи, его песни и пронести через века в будущее.