Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Котляревский
Песня в драме-опере Ивана Котляревского "Наталка Полтавка"




Песня в драме-опере

Ивана Котляревского
"Наталка Полтавка"

Не забывай того, кто смело,

С ясным смехом разбудил

И развернул ширококрило

Над землей родной пение...

                               М. рыльский

Поэтическое народнопісенне восприятия нашим народом человека и окружающего мира зародилось под влиянием украинской природы, народных обычаев и обрядов. Оно проявляется в психологии, этике, морали, в быту, эстетике и в других сферах жизни.

Художественно-эстетическим подтверждением этого является пьеса Ивана Котляревского "Наталка Полтавка", которая возникла в эпоху, когда на территории нашей истории решалась судьба украинской культуры. Ее появление было тем мощным весенним громом, что пробудил самосознание нашего народа.




Название песни
Кто исполняет


1.

"Ветер веет горой"

Наталка Полтавка


2.

"Ой я девушка Полтавка"


3.

"Веют ветры, веют буйные"


4.

"Ой мать, мать! Сердце не считает"


5.

"Видно пути полтавськії..."


6.

"Пойдешь Петр, к той, которую любишь"


7.

"Чего же вода мутная"


8.

"И шел казак с Дона, и с Дона домой"

Петр


9.

"Солнце низенько"


10.

"У сусіда хата біла"

Николай


11.

"Ворскло - река небольшая"


12.

"Гомон, гомон, гомон по дубраве"


13.

"Я тебе, дочка, не добра желаю"

 


14.

"Дед рудый, баба руда"

Выборный


15.

"Ой под вишней, под черешней"


16.

"Вот юных лет не знал я любви"

Возный


17.

"Всякому городу нрав и права"

Главная героиня пьесы Наталка не только словами, но и песнями раскрывает свою удачу, красоту, судьбу. Песня "Ой я девушка Полтавка" - это лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, которая нравится ребятам своей красотой, веселым и шутливым нравом и верностью, всей душой Петру. Романтизированный Образ Наталки. Сердце девушки наполнено грустью и тревогой за любимым.

Решительность девушки в борьбе за счастье звучит в песне "Ой мать, мать! Сердце не считает". Ней она обращается к матери. Наталья считает, что "лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть с печали, каждый день слезы лить".

Сначала ХІХ века долетают до нас Натальины песни, буйные и нежные, согревающие трогательной девичьей верностью наши сердца.

Как хочется верить сегодня в то, что древние и вечно молодые песни Наташи будут знать наши ребята и девушки.

Петр грустит, что нет у него "нет хаты, нет счастья, ни женщины". Однако бедный сирота богатый душой - своей настойчивостью; добротой и верностью в любви к Наташе. Сетуя на свою злую судьбу он словами песни "И шел казак с Дона" говорит: "спасибо судьбе, когда казак в поле, Потому что когда он в поле, тогда он на свободе".

Образ Петра окутан минорной гаммой чувство любви в его разнообразных проявлениях - верности, страдании и самопожертвовании.

Собрат Петр, Николай, что тоже "без рода, без племени, без таланта и без приюта", - веселая и добрая душа. Слова его песни "Гомін, Гомін, гомін по діброві", где бывалого парня знают и орда, и ляхи, и турчин, свидетельствуют о странствующий, независимый, бескорыстный характер героя. Песни, полные чувства национальной гордости за славных прадедов великих, которые умели храбро отстаивать родную землю и защищать ее от врага, как видно, импонируют настроениям и чувствам бурлаки Николая. Он собирается вместе с казаками - черноморцами "тюрю кушать, водку пить, трубку курить и черкес бить". Николай был свободолюбивый, умный, остроумный, добрый.

Песни водного - зеркало его души. В сатирической песне "Всякому городу нрав и права" воплощает художественное образное обнаружение "Философии и самым действенным средством раскрытия образа водного является его речь. Это смесь канцеляризмів, старослов'янізмів, казенно-судебной лексики. Простые и ясные мысли он так закручивает, что трудно и понять их простому народу.

Поскольку каждое произведение оставляет заметный след в литературе, он должен занять определенное место в сердце каждого ученика.

Те вечные песни, те единственные наследства
Взяли себе други поэты-потомки

И родительским путем пошли. Леся Украинка