Гносеологізм в литературоведении (греч. gnosis - познание, logos - учение; гносеология - теория познания) - совокупность взглядов на литературу как форму познания объективной действительности. Г. превышает удельный вес и роль познавательных элементов в художественной литературе. Признавая специфику искусства, в т.ч. художественной литературы, представители Г. не признают особого предмета искусства, а сводят специфику к образной формы отражения действительности (см.: Б.Кубланов. Гносеологическая природа литературы и искусства. - Львов, 1958; Б.Кубланов. Искусство как познание. - К., 1966). Основательную критику одностороннего Г. в "советской эстетике" дал в свое время в. Иванов в книге "Практика и эстетическое сознание" (К., 1971), но, несмотря на это, проявления Г. в современном литературоведении встречаются очень часто в форме таких утверждений, как "художественное познание", "поэт познает суть изображенных явлений", "литература - форма общественного сознания" и т.д. Проблема критики Г. имеет смысл в контексте литературоведения, которое опирается на теории отражения и познания. Г. в эстетике и литературоведении был отброшен феноменологами в начале XX ст. (Р.Інгарден), следовательно - структуралістами и постструктуралістами (Юлия Крїстева, Р.Барт). Новые литературоведческие школы в Европе и Америке влияли на изменение трактовки проблемы "действительность - литература" многими учеными в бывшем СССР (Ю.Лотман, М.Поляков и др.).
|
|