|
Щедра талантами Полтавщина дала детской литературе писателя Александра (Олеся) Донченко. Родился он в Великих Сорочинцах 12 августа 1902 г. в семье учителя. Перед Великой октябрьской революцией жил в уездном городке Лубнах на Полтавщине.
Олесь учился в гимназии, закончил ее после революции приобретя учительской профессии. Ранний интерес к художественному творчеству скоро перешел в профессиональную потребность, и Олесь Донченко вместе с писателями своего поколения Копыленко, Забілою стал активным творцом украинской литературы для детей и юношества.
Начинал писатель с поэзии и стихотворных рассказов для самых маленьких.
Олесь Васильевич написал свои замечательные сказки - стихи "Петух в зверинце", "Туки-бан-барабан", "Чудище" и другие.
Активным был период 1927-1931 гг. для Донченко - детского поэта, лучшие из произведений этого приносили детям радость познания, чувство красоты поэтического слова. Написал более 30 стихотворных книжек для детей дошкольного и школьного возраста... Возможно, О.Донченко оставил глубокий след в литературе для малышей, если бы не та несправедливая критика, что отвергала в литературе все сказочное: "Есть у меня ужасная крамола, - иронизировал писатель, - петух и звери разговаривают, а ліяч-шарокот сам (сам-одинешенек, без всякого участия человека катится и прыгает по улицам города ..."
Как и другие его товарищи по перу О.Донченка в 20-30-х гг. много ездят по стране, стремится увидеть своими глазами новостройки, трудовые свершения народа.
В своей литературной деятельности О.Донченко как детский писатель стал себе цель "ярко, поэтично воспеть душу нового поколения, правдиво рассказать о детские радости и горести". Преимущественно главными персонажами его произведений есть мальчики, которых писатель хотел видеть смелыми, добрыми, мужественными.
Как будто сквозь волшебный фонарь, освещает красоту человека труда в рассказах "Галаганчик", "Голубой винтик". Олесь Донченко был активным творцом повестей и романов о школе.
Рассказ "Пулемет" написано в форме воспоминания об одном событии лет гражданской войны.
Становление характера ребенка, его внутренний мир, отношения со средой, изображен в ряде рассказов О.Донченка. Матвей ("Трус") всего боялся, даже лягушки и ящерицы. Когда другие дети, резвясь, подняли ссору и драку, мальчик убегал. Больно было от упреков отца, насмешек товарищей. История "труса", рассказанная Донченком, поучительная не только для детей, но и для взрослых.
Как будто сквозь волшебный фонарь освещает красоту человека труда в рассказе "Галаганчик". О трудолюбии матери рассказывает сыну отец. На детского читателя всегда сильнее влияет сама показ действия, а не рассказ о ней. В целом же рассказ "Галаганчик" нельзя лучше передает атмосферу счастья, которая возникает там, где трудятся с любовью в сердце.
Величие и красоту труда показано через образы людей разных профессий, часто скромных и неполитических, в рассказе "Голубой винтик". Здесь действительно опоетизована труд. Дети, которые встретятся с этим рассказом в раннюю пору жизни, возможно, не станут во взрослом возрасте сокрушаться по поводу непристижності своей профессии, будут заботиться о результативность и эффективность трудовых усилий.
В неповторимой красе предстают результаты труда человека в рассказе "Путешествие к мельнице". Здесь нет конвейеров, машин, не изображен производственных процессов, а есть ширь колхозных полей с пшеницей, ячменем, подсолнухами.
За сказочным названием рассказа "Золотое яичко" идет вполне реалистичная рассказ о маленького Андрюши, мастера играть на пищику.
Олесь Донченко - один из активных создателей школьной повести. "Школа! Мать моя родная! Сколько лет прошло, сколько ветров перевіяло, которые прогремели грозы, а ты все живой стоишь и юной в сердце, окутанная, словно дымкой, любовью и нежностью..." - в этих строках из повести "Юрий Васюта" высказано и увлекающий взгляд писателя на школу - второй дом ребенка, и те эстетические принципы, которыми он руководствуется в собственной творческой работе: "...любовно собирать все новое, светлое и хорошее у школьников, и показать его в ярких волнующих произведениях".
В 1926 г. - первая книжечка "Красная писанка". Летом 1931 г. жил на Урале, в Магнитогорске. 1934 г. - роман "Море отступает", 1944 г. - повесть "Сердце беркута" - одно из лучших произведений украинской сборника стихов "Окрестности" (1928 г.), а также повесть "Трубы", пьеса "Маскарад", повесть "Лісничиха" (1947 г.), "Повесть о новый дом" (1947 г.), роман "Золотая медаль" (1953 г.).
О.Донченко сделал вклад и в развитие приключенческого жанра, в частности такими произведениями, как "Батькивщина" и "Карафуто".
Умер Олесь Донченко в г. Лубнах 1954 г.
В живописном селе Большие Сорочинцы, что на Полтавщине, в семье учителя 19 августа 1902 г. родился мальчик, которого назвали Сашей. Это был будущий писатель Александр Васильевич Донченко. Вскоре родители переехали в Великой Багачки, а впоследствии до Лубнов. Там и пришли детские и юношеские годы, а позже в Лубенской мужской гимназии, которую окончил в 1919 году.
В детстве и юности парень много читал, особенно увлекался произведениями Николая Васильевича Гоголя. Еще в школе Донченко пробует писать, а в гимназии его уже знали как поэта и драматурга, стихи которого звучали на гимназических вечерах, а пьески относились учениками гимназии и любительскими кружками Лубен.
По окончании гимназии Донченко учился на двухмесячных курсах внешкольного образования, после чего идет работать учителем - позашкільником, а затем и районным инспектором образования Лубенского района. Время работы учителем и инспектором - это время активной культурно-общественной и образовательной деятельности Александра Донченко. Он обучает грамоте детей и взрослых, организует литературные и драматические кружки, устраивает выставки.
С 1922 года Донченко работает ответственным секретарем редакции газеты "Красная Лубенщина", а в 1924 году идет добровольно в ряды Красной Армии, где сначала служит рядовым в кавалерийской пограничной части, а впоследствии обучает солдат грамоты, выполняет обязанности старшего полкового учителя. Демобилизовавшись в 1926 году Олесь Донченко работает сначала секретарем юношеского сектора Государственного издательства Украины. С 1929 года переходит исключительно на литературную работу.
Стихи молодого поэта, которые печатались в местной газете "Красная Лубенщина" и в областной и республиканской прессе, составили первый сборник "Красная писанка" (1926). Через 2 года увидела свет вторая поэтическая книга "Окрестности", а стихотворные произведения для детей часто выдавались в книжечках-бабочках. На этом и закончилась поэтическое творчество Донченко, однако она сыграла значительную роль в формировании его как писателя, а стихотворные рассказы-сказки приобрели широкую популярность среди детворы.
В поисках жанра Донченко приходит к мысли попробовать свои силы в драматургии и прозе, следствием чего были пьесы для детей и молодежи - "Комсомольская глушь" (1926), "Маскарад" (1929). Параллельно он создает несколько прозаических книг, в частности повести "Золотой паучок" (1928) и "Дым над оврагами" (1929). В конце 20-х и начале 30-х годов Донченко окончательно переходит на прозу.
Творчество Олеся Донченко постепенно вырезается как творчество детского писателя. Незаурядный талант живописать для малышей он обнаружил еще в первых стихотворных рассказах, сказках. Перейдя на прозу, Донченко создает в 30-х годах увлекательные рассказы и повести для детей, подростков и молодежи. Среди них "Ударный отряд", "Аул Иргиз", "Пулемет", "Родина", "Лукия", "Поисковики трущоб", "Школа над морем", "Карафуто".
Незадолго перед Великой Отечественной войной О.Донченка видим среди моряков-подводников Балтийского флота. Почерпнутый на флоте материал лег в основу предвоенных произведений - пьесы "Глубина 75", повести "Подводный корабль".
Война застала Донченко в Харькове. По состоянию здоровья он не принимал непосредственного участия в боях на фронте.
Из-под пера выходят статьи, очерки, фельетоны, рассказы.
Лучшее произведение периода войны "Сердце беркута" (1944) - повесть о священную и нерушимую дружбу.
Вопросы трудового воспитания Олесь Донченко нарушает в таких произведениях: "Повесть о новый дом" (1946), "Заветное слово" (1948), "Сад", "Шахта в степи" (1949), "Путешествие к мельнице", "Золотое яичко", "Голубой винтик", "Мальчик из детдома", обозначены глубокой идейностью и высоким художественным мастерством.
Крупнейшим творческим достижением писателя является повести "Школа над морем", "Лісничиха" и роман "Золотая медаль".
Повесть "Школа над морем" написана в 1937 году. Сюжет приключенческий, интригующий, интересный и для малого и для взрослого. Своеобразная композиция - каждый раздел заканчивается на какой-то увлекательной мнении, что найдет свое развитие и развязку лишь в следующих эпизодах.
К лучшим произведениям Олеся Донченко о школе принадлежит повесть "Юрий Васюта" (1951), а вершиной во всей его творчества стал роман "Золотая медаль" (1953), который является логическим завершением творческого и жизненного пути писателя.
Сюжет "Золотой медали" укладывается в хронологические рамки школьного учебного года, построен на острых конфликтах. Идеи произведения - воспитание юношей и девушек в школьном коллективе во взаимодействии с семьей. Роман "Золотая медаль" - это последнее произведение поэта.
В Лубнах, над Сулой, Донченко умер в расцвете творческих сил, когда ему было всего 52 года. И не годами измеряется жизнь писателя, а тем, что он оставил людям. Шесть томов, изданных в свое время, - то еще не весь творческий задел Донченко. И самая большая заслуга писателя в том, что он создал художественную летопись школы.
|
|
|